
В читальном зале ЦГБ им. М. Горького читатели продолжают знакомиться с оригинальными коллекциями музейно-мемориальной экспозиции. Коллекция «Издания 30-х годов XX века» пополнилась новыми раритетными изданиями.
Советская литература 1930-х годов характеризовалась социалистическим реализмом- официальным методом, утверждённым на Первом съезде советских писателей в 1934 году. Для литературы 30-х годов были характерны темы достижения социалистического государства, классовый подход к прошлому.
В условиях реконструкции индустриальной базы страны особенно высокими темпами рос выпуск книг по технике, промышленности, строительству и транспорту. Выпуск учебной литературы резко возрос с введением в 30-е годы всеобщего начального, а затем и семилетнего обучения. Издавались книги, рассчитанные на широкий круг читателей. Издательства в Советском Союзе представляли собой ряд издательских предприятий, существовавших в Советском Союзе. 8 августа 1930 года Совнарком РСФСР учредил государственную издательскую монополию ОГИЗ (ОГИЗ, Объединение государственных книжно-журнальных издательств, подчинявшуюся Совнаркому. В его основе лежал бывший Госиздат. Путем слияния двух кооперативных издательств — Московского товарищества писателей и Издательства писателей в Ленинграде — и «Советской литературы» было образовано издательство «Советский писатель» (1934). Выпуск литературы по искусству был сосредоточен в Изогизе (с 1938 г. — «Искусство»).
Во внешнем облике книжной продукции 30-х годов прослеживается четкая зависимость полиграфического исполнения и художественного оформления от ее типо — видовых особенностей. Часто применялись тканевые, а затем ледериновые, коленкоровые, дерматиновые переплеты со слепым или красочным тиснением. Такие роскошные издания особенно типичны для второй половины 30-х годов, когда в советском искусстве утвердился так называемый «большой стиль», «сталинский ампир», призванный отразить пафос социалистического строительства, чтобы продемонстрировать незыблемость советского строя.
Представляем вниманию читателей книги 30-х годов XX века:
1.Былины Крюковой М.С. / Записали и коммент. Э. Бородина и Р. Липец; Ввод. ст. Р. Липец, Ред. и предисл. акад. Ю. Соколова. — Москва: Гос. лит. музей, 1939. — 752 с. — (Летописи Государственного литературного музея).
Былины (сказания) Марфы Семёновны Крюковой посвящены разным темам: древнерусским сюжетам, событиям Гражданской войны и подвигам в годы Великой Отечественной войны. Сказительница использовала образы и мотивы традиционного эпоса, но при этом преобразовывала их, добавляя новое содержание.
2.Зограф, Николай Георгиевич. Вахтангов [Текст]: [Биография режиссера]. — Москва, Ленинград: Искусство, 1939. — 172 с.
Антикварная книга — биография знаменитого театрального режиссера Евгений Богратионович Вахтангов
- Кудрявцев, Евгений Васильевич. Основы техники консервации картин / Е. В. Кудрявцев, А. Н. Лужецкая; Под ред. заслуженного деятеля искусств Ф. И. Рерберга; Всес. ком-т по делам искусств. Гос. Третьяковская галерея. — Москва; Ленинград: Искусство, 1937 (Ленинград : 2 тип. ЛО и С). — Переплет, 120 с.
Книга по реставрации картин - Мордовцев, Даниил Лукич. Знамения времени: Роман / Д. Л. Мордовцев; Обработка и примеч. Н. Николаевского; Обложка художника С. Лодыгина. — Москва: Земля и фабрика (ЗиФ), 1930. — 164 с.
Даниил Лукич Мордовцев — автор многих исторических романов, повестей, публицистических статей и исследований в области истории. В названии романа заключена основная идея романа. - Неведомский, Михаил Петрович. Куинджи [Текст] / М. П. Неведомский. — Москва: Изогиз, 1937 (тип. ФЗУ). – 103 с.
Сборник посвящен творчеству выдающегося пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910). Издание всегда ценилось библиофилами за прекрасные цветные репродукции с картин художника. - Павлов, Иван Николаевич (1872-1951). Техника гравирования на дереве и линолеуме [Текст] / Иван Павлов, М. Маторин; под ред. М. П. Сокольникова. — Москва; Ленинград: Искусство, 1938 (М.). — 140 с.
Руководство может принести пользу при самостоятельном изучении техники резьбы начинающим граверам. Книга снабжена большим количеством иллюстраций, включающих наглядные изображения процессов работы, виды материалов, инструменты, многочисленные образцы техник различных граверов. - Песни и сказания о Разине и Пугачеве / Вступ. статья, ред. и прим. А. Н. Лозановой. — Москва ; Ленинград : Academia, 1935. — 418 с.
Книга А. Н. Лозановой объединяет важнейшие записи как общеизвестных, так и впервые публикуемых фольклорных материалов о восстании Степана Разина и Пугачева. - Петр Петрович Кончаловский / Текст В. А. Никольского. — Москва: Всекохудожник, 1936. — 151 с.
Эта книга приближается к беседам с крупными мастерами об их творчестве. Видное место занимают высказывания самого художника о своих взглядах на искусство, о творческих своих методах и приемах, о достоинствах и недостатках своих произведений. Пётр Петрович Кончаловский — русский и советский живописец, график, театральный художник, педагог - Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / ред. Ю. Г. Оксман; Акад. наук СССР. Институт литературы. – Москва: Ленинград : Изд-во Акад. Наук СССР, 1936-1941. — 5 т.
Содержит исследования и материалы о последних днях Пушкина, подробности дуэли, разборы рукописей, особенности правописания поэта. - Пушкинский календарь. К 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина. – Ленинград: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1937. – 138 с.
К столетию со дня смерти `великого русского поэта, создателя русского литературного языка и родоначальника новой русской литературы Александра Сергеевича Пушкина, обогатившего человечество бессмертными произведениями художественного слова. - Чулков Г. Как работал Достоевский / Г. Чулков. — Москва: Советский писатель, 1939. – 132 с.
В настоящей книге деятель литературы Серебряного века Г. И. Чулков знакомит читателя с творческим опытом Достоевского. Критик делится своими наблюдениями о технике и психологии работы писателя, выделяет основы поэтики Достоевского, зависевшей от биографических и социальных условий его писательского труда. Работа написана легко и содержательно, с привлечением материалов рукописей и архивов.








Новую коллекцию подготовила: Селина Л.А.