Дорогие друзья и подписчики! Наш литературный час «Миниатюрная книга: вчера, сегодня, завтра…» посвящен миниатюрным изданиям. Подлинное знание национальной культуры невозможно без ясного и точного представления о книжных богатствах страны. Печатная продукция — самый яркий выразитель достижений нации в ходе ее исторического развития. В настоящий момент наблюдается повышенный интерес населения к истории Отечества, своего региона, к памятникам истории и культуры. Изменение форм и методов работы библиотек в новых условиях требует более активного использования всех библиотечных ресурсов. Все это привело к активизации деятельности библиотек по выявлению и использованию книжного наследия.
До недавнего времени серьезно и глубоко работали с редкими книгами только крупнейшие библиотеки страны. Сегодня в каждой библиотеке открываются возможности обследования фонда на предмет наличия редких книг и организации их полноценного использования. Одной из задач читального зала ЦГБ им. М. Горького является сбор и анализ ценных и редких изданий. Сейчас в нашем редком фонде насчитывается около 1000 единиц хранения. Самые ранние публикации датированы 1863 г. Любая старинная книга является письменным памятником истории культуры, а, как известно, памятники нужно не только беречь, но также изучать. Работа с редкой книгой таит в себе множество открытий, быть может, не столь глобальных, но, тем не менее, значительных. В мировой издательской продукции миниатюрные издания составляют незначительную часть. Однако в последние десятилетия они завоевывают все большую популярность. Издатели многих стран, оптимизируя размеры издания, расширяют их тематический репертуар, совершенствуют полиграфическое исполнение и художественное оформление.
Историки миниатюрной книги всегда вспоминают о ранних формах её существования — малых по размеру глиняных плитках, сделанных в Вавилоне более 4000 лет назад. Так что же такое миниатюрная книга? Однозначного определения нет. Раньше в СССР, а теперь и в России миниатюрной книгой считают издание (в обложке или в переплётной крышке), у которого максимальный размер блока не превышает 100 мм. Формат книги указывается в миллиметрах, первая цифра обозначает ширину, вторая — высоту издания. В других странах (США, Великобритании, Германии, Венгрии) эти параметры книги не должны превышать 3 дюймов, то есть 76 мм. Но среди миниатюрных изданий выделяются те, которые даже на фоне 76 мм выглядят малютками, — это микрокниги. Отличительной чертой микрокниг является, несомненно, размер (не более 10х10 мм), многие добавляют ещё и невозможность их прочтения невооружённым глазом, но острота зрения у всех разная! Способ фотомеханического репродуцирования, изобретённый во второй половине XIX века, сделал возможности уменьшения текста почти безграничными. Прелесть миниатюрной книги в том, что она хоть и маленькая, но сохраняет в себе все качества Книги — величайшие сокровища человеческой мудрости, вместилища человеческого гения, и сознание этого оправдывает все сложности по сохранению и приумножению собрания миниатюрных книг.
История миниатюрной книги Из античной истории известен пример Плиния Старшего. В своей «Естественной истории в 37 книгах» он упомянул эпическую поэму Гомера «Илиада», текст которой из 15 686 стихотворений уместился на небольшом свитке пергамента, помещённом в ореховую скорлупу.
Существует бумажный свиток шириной 57 мм с текстом молитвы на китайском языке Dharani, датируемый 770 г. Миниатюрный свиток, отпечатанный иероглифами с деревянного клише, помещался в деревянный футляр в виде пагоды. Он был сделан по приказу японской императрицы с целью распространения буддизма в Китае.
При раскопках под Новгородом учёные нашли берестяные грамоты XIII в., среди которых были и миниатюрные грамоты с текстами молитв, в том числе азбука. В настоящее время специалисты-книговеды не могут однозначно определиться с понятием «книга». Помимо классической формы в виде «кодекса» есть ещё свиток и набор скреплённых пластин в виде гармошки. В последнее время стали появляться книги, изготовленные из пластика, металлической фольги и других, непривычных для нас материалов, в отличие от традиционной бумаги, сменившей в своё время папирус, пергамен.
Из истории:
• В Средние века самыми распространёнными в Европе рукописными книгами были молитвенники, Библии. В силу своей очень высокой стоимости (труд был очень тяжёлый и кропотливый) приобрести их могли только состоятельные люди. Многие раскрашенные от руки книги-манускрипты писались по заказу дворян, аристократов, членов королевских семей.
• В Нью-Йорке, в музее «Метрополитен» хранится «Часослов» (настольная книга) Жанны д`Эвре, изготовленная по заказу французского короля Карла IV парижскими мастерами в 1325—1328 гг. Книга форматом 60х90 мм имеет коричневый кожаный переплёт с металлическими застёжками со строгим, но красивым тиснением золота на крышках и корешке, тройной золотой обрез. На 418 страницах имеются 25 цветных миниатюр, иллюминированных золотом.
• В Матенадаране (Ереван) находится рукописная книга размером 30х40 мм, датируемая 1434 г. На 104 листках пергамента писцом Оксеном из города Кафа (Крым) каллиграфическим письмом начертаны основы теории календаря.
• В Мадриде найден «Часослов Лоренцо Медичи» XVI века — знаменитый шедевр ренессансной миниатюры, авторами которого считаются отец и сын Боккардино и Стефано ди Томмазо Джованни. Книга размером 40х50 мм в кожаном переплёте с серебряным замком имеет многочисленные миниатюры, страницы украшены причудливыми орнаментами. Эта книга стала свадебным подарком кардинала Джованни Медичи своему племяннику Лоренцо Медичи.
• История сохранила примеры создания подвижного шрифта в виде литер из глины (Китай, XI в.), дерева и меди (Корея, XIII в.).
• После изобретения в Европе в середине XV в. Иоганном Гуттенбергом (г. Майнц, Германия) наборного шрифта — подвижной литеры из металла (к создателям первого печатного станка специалисты относят Конрада Заспаха) — география печатания и распространения книг, в том числе миниатюрных, резко расширилась (Германия, Нидерланды, Италия, Франция, Англия, Бельгия). Тиражи книжек-инкунабул стали исчисляться сотнями и тысячами экземпляров. Герард Леу, Петерс Ос ван Бред и целая семья типографов из рода Эльзевиров прославили Нидерланды на весь мир.
• На сегодняшний день самой ранней печатной миниатюрной книгой считают «Диурналий» (Dirunale Moguntinum) 1468 г., 65х94 мм, фрагменты которого сейчас хранятся в Национальной библиотеке в Париже. Эту книгу напечатал мелким готическим шрифтом Петер Шеффер — ученик Гуттенберга и продолжатель его дела.
• Самой ранней славянской миниатюрной книгой кирилловского шрифта считают «Различнии потребии» (Венеция, 1572 г.). Книгу размером 70х95 мм напечатал Яков Крайков (родом из Софии). Она представляет собой сборник, в котором напечатаны месяцеслов (или святцы), путеводитель по святым местам Венеции, различные молитвословия и песнопения, апокрифы и пасхалия. В настоящее время единственный полный экземпляр (из трёх известных) хранится в Университетской библиотеке города Лейден (Нидерланды).
• Альд Пий Мануций (Aldus Pius Manutius) печатал в своей венецианской типографии («Дом Альда») сочинения античных писателей, в том числе малоформатные («карманные») книги. Набор книг, а всего вышло более 1100 «альдин», осуществлялся в основном с рукописных оригиналов.
В «Доме Альда» появился курсив, разработанный рисовальщиком Франческо да Болонья.
В России широкое распространение получили молитвословы, святцы, месяцесловы, а также различные календари и советы путешествующим в дороге, то есть книги практического содержания. Самой первой печатной миниатюрной книгой в России считают «Святцы», которую напечатал на Московском печатном дворе в 1639 году Василий Бурцов. Издание состоит из семнадцати 8-листных тетрадей форматом 71х97 мм. Текст набран шрифтом «терция», 136 листов не имеют нумерации. Из семи известных экземпляров три хранятся в Санкт-Петербурге, четыре — в Москве.
• Только в 1690 г. в Новом Свете, в Бостоне, появилась первая американская миниатюрная книга (96 страниц, формат 49х73 мм). Это было произведение Вильяма Шекера «Свадебное кольцо» (William Secker. A Wedding Ring, Fit for the Finger…). Печатник Самюэль Грин напечатал эту книжку для своего друга, издателя Бенджамина Хариса.
• В XVII—XVIII вв. миниатюрные книги стали очень популярными в Англии и Франции, где наряду с молитвенниками и библиями стали печатать поэзию, а также исторические произведения. В XIX в. большое распространение получили словари, альманахи, поэтические сборники. Для переплёта наряду с бумагой и картоном стали применять дорогие виды кож, жемчуг, черепаховую кость, а также серебро и золото.
• Миниатюрные книги были очень популярны в Англии и Франции в XVII и XVIII вв. Это были не только молитвенники и издания Библии, но и поэтические сборники и альманахи. В XVII в. миниатюрные книги, включавшие к тому времени словари, альманахи и работы Шекспира, часто переплетались в дорогую кожу, перламутр, кость, серебро и золото.
• Россия не отставала от своих восточных и западных соседей. И в библиотеке русских царей, несомненно, хранилась рукописная миниатюрная книга XVII в. — «Святцы», размером 48х74 мм, которая сегодня находится в библиотеке Академии наук России (Санкт-Петербург).
• Первое массовое издание миниатюрных книг в мягких обложках было налажено в России в конце XIX в. В период с 1891 по 1895 гг. «Южно–русское книгоиздательство Ф.А. Иогансона» (Киев, Харьков) выпустило более 300 наименований книг размером от 55×73 мм до 60×80 мм в мягких обложках. Тираж многих книг достигал 5000 экземпляров, а общий тираж библиотеки «КРОШКА» составил около двух миллионов томов. Для ценителей красоты издатель предлагал варианты в твёрдых переплётах.
В конце XIX — начале XX в. в Российской империи стало выходить гораздо больше мини-книг благодаря таким издателям, как М. Шольц (Варшава), А. Суворин (Москва) и др. Особенно много вышло книг с произведениями А.С. Пушкина. Выпуск миниатюрных книг фотомеханическим способом организовал варшавский издатель М. Шольц. В 1898 г. к 100-летнему юбилею А. Мицкевича его издательством была выпущена книга стихов поэта размером 19х29 мм. Для подарочного варианта были изготовлены серебряные футляры (наряду с обычным футляром из жести) в виде брелока на цепочке, с увеличительным стеклом и застёжкой.
К 100-летнему юбилею А.С. Пушкина там же в 1899 г. вышли две книги — «Евгений Онегин» и «Все поэмы Пушкина». Размер книги поэм 17х26 мм, 268 страниц.
• В начале XX в. большими тиражами начали выходить миниатюрные книги в Синодальной типографии.
• Первой советской миниатюрной книгой следует признать вышедшее в Петрограде в 1918 г. издание Ордена Звезды на Востоке под названием «Чему мы будем учить» автора С. Джинараджадаза. В те годы Российское теософическое общество успело выпустить целую библиотечку — более десятка миниатюрных книг в мягких обложках!
• В довоенное и военное время большими тиражами миниатюрные книги выходили в партийных и специализированных издательствах («Партиздат ЦК ВКП (б)», «Политиздат», «Детгиз», «Детиздат ЦК ВЛКСМ», «Детская литература», «Художественная литература», «Молодая гвардия»).
В 1978 г. появились даже специализированные редакции миниатюрных книг при московском издательстве «Книга» и Пермском книжном издательстве. После 1985 г. издание миниатюрных книг пережило один из наиболее тяжёлых периодов, тиражи и качество сильно упали. Тем не менее постепенно любители этого вида изданий попытались изменить ситуацию.
В настоящее время в мире существует около сотни издательств, специализирующихся на выпуске миниатюрных книг. Крупнейшие, тиражи которых достигают десятков тысяч, а количество — сотен наименований: Running Press (США–Великобритания); Miniature Edition и Ariel Books. Andrews and McMeel (США); Los Libros Mas Pequenos Del Mundo (Перу); Bonsai (Аргентина); в Германии — Leipzig.Miniaturbuchverlag, arsEdition, Wilhelm Heyne Verlag и Dietz Verlag; Legnano.EdiCart (Италия); Egmont Children`s Books (Великобритания); BIOTOP (Франция).
Из издательств на пространстве СНГ — это «Харвест» (Белоруссия); «Художественная литература», «Фонд имени И.Д. Сытина», «Русский раритет» и «ЯникО» из Москвы. Несколько десятков частных издателей выпускают книги тиражом 30—100 экземпляров. Мастеров, из-под пера которых появляются рукописные работы высокого уровня, в мире очень мало. Американка Шэннон Митчелл, каллиграф, сделала свыше 130 наименований рукописных миниатюрных книг, причём на разных языках мира, и все — произведения искусства! Тиражи её книг ограничены 1—22 экземплярами. По её просьбе я выслал ей книгу «Инициалы XI—XVI веков», но, к сожалению, она не успела сделать рукописную книгу на русском языке.
Начиная с 80-х годов во многих странах (в Испании, Германии, Италии, Швейцарии, Австрии, Австралии, СССР) появляются издательства, специализирующиеся на выпуске факсимильных изданий. В силу различных причин (время, войны, пожары, наводнения) из огромного моря рукописных книг до наших дней дошли лишь считанные посланники начальных веков второго тысячелетия. И только при помощи специальной техники стало возможным воспроизвести редкие рукописные и печатные книги, том числе весьма редкие рукописные иллюминированные миниатюрные книги. Одним из таких примеров является самая маленькая книга в библиотеке Ватикана — «Переписка святого Франциска и святой Анны» (25х35 мм). Оригинал был написан на латинском языке в начале XIII века.
• О микроизданиях (меньше 10 мм) серьёзно заговорили в начале XX в., хотя уже в 1674 г. голландец Бенедикт Шмидт (Benedikt Smidt) набрал и отпечатал «малышку» размером 12х8 мм. Это был сборник стихов датского поэта ван Ланге под названием «Маленький сад цветов» (C.van Lange, «Bloem Hofje Dor»). В книжке 49 страниц, её тираж не известен, на сегодня сохранилось всего несколько экземпляров.
• Стоит отметить первую советскую микрокнигу «Чудо из чудес» размером 6х9 мм, которую выпустило в 1985 г. издательство «Книга». Издание было отпечатано Подольской фабрикой офсетной печати тиражом 200 экземпляров. Наряду с микрокнигой («дочкой») был напечатан увеличенный экземпляр («мама»), его размер 31х45 мм. На 24 страницах на пяти языках (русском, английском, испанском, немецком и французском) был напечатан текст со словами А.С. Пушкина и М. Горького о книге, а также помещены их портреты. На сегодня в мире выпущено около 140 названий микрокниг.
• Если на начальном этапе минимальные размеры книг определялись способностями мастеров, то позднее — техническими достижениями в оптике. В борьбу за первенство включились не только издательства, но и микроминиатюристы из многих стран (Голландия, США, Германия, Италия, Украина, Франция, Япония, Венгрия, Испания, Югославия, Шотландия, Россия и Тайвань). При этом мы восхищаемся образцами рукотворного мастерства, среди которых «малышки», выполненные мастером-каллиграфом из Тайваня Чен Фонг Шеном.
• Вместе с книгоизданием появляются и коллекционеры. Страсть коллекционирования была присуща многим историческим личностям. Английская королева Анна Болейн, поднимаясь 19 мая 1536 г. на эшафот перед своей казнью, держала в руках миниатюрный молитвенник в золотом переплёте с портретом короля Генриха VIII.
• В 1570 г. по желанию Елизаветы I (дочери Анны Болейн и Генриха VIII), королевы Англии и последней из династии Тюдоров, была изготовлена миниатюрная книга с шестью её молитвами, переведёнными на французский, итальянский, греческий и латынь.
• Большим поклонником миниатюрных книг был Наполеон Бонапарт. Во время своих военных кампаний он возил с собой так называемую «Миниатюрную библиотеку путешественника» (Bibliotheque Portative du Voyageur) в специальном кожаном футляре. В сложенном состоянии библиотека выглядела как один фолиант.
• 16-й президент США Авраам Линкольн имел миниатюрный молитвенник в то время (1836—1845 гг.), когда был адвокатом. 32-й президент США Франклин Рузвельт собрал большую коллекцию миниатюрных книг в своей библиотеке в Гайд-парке.
• Специально для королевы Великобритании Елизаветы II был изготовлен миниатюрный кукольный домик, в одной из комнат которого была библиотека с миниатюрными книгами величиной в 1—2 дюйма.
• Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев имел коллекцию миниатюрных книг, которую он хранил в письменном столе и с удовольствием показывал ближайшим коллегам.
• Во 2-й половине XX века появляются специализированные общества, объединяющие коллекционеров. Наверное, первым в мире был Клуб любителей маленьких книг в 64-ю долю (The LXIVMOS) из американского города Бруклин, штат Массачусетс. Инициатором создания клуба в 1927 году был Вилбур Маки Стоун (Wilbur Macy Stone), коллекционер детской и миниатюрной книги, книгопродавец из Нью-Йорка. Там же в ноябре 1927 г. начал выходить бюллетень The News — Letters of the LXIVMOS, первое специализированное периодическое печатное издание для миниатюристов (его тираж был 1000 экземпляров). Джеймс Хендерсон (James D. Henderson) стал его основателем, издателем и редактором. Интересно отметить, что, начав издаваться сначала в США, впоследствии бюллетень выходил при материальной поддержке энтузиастов уже в европейских городах: Париже, Мюнхене, Лейпциге, Лондоне и Амстердаме. В 1971 г. создаётся Московский клуб любителей миниатюрных книг (МКЛМК). С этой даты ведёт свой отсчёт движение советских, а теперь уже и российских миниатюристов. Аналогичные клубы появляются в Венгрии, Югославии и Германии. С 1983 г. в США действует Международное общество любителей миниатюрной книги (MBS — Miniature Book Society, Inc.). В связи с увеличением спроса в ряде стран Европы (Германия, Венгрия, Югославия, Россия, Великобритания) и Америки (США, Канада) появляются издательства, специализирующиеся исключительно на выпуске миниатюрных книг. Многие коллекционеры создают частные издательства, где сочетается индивидуальный подход в работе с автором, художником и переплётчиком. В 70—80-е годы в ряде стран стали возникать частные и государственные музеи миниатюрных книг. Сейчас они есть в Японии, Польше, Югославии, Украине, Азербайджане, а созданный ещё в эпоху СССР музей при издательстве «Книга» закрылся.
Создание миниатюрных книг требует высокого уровня мастерства, граничащего с настоящим искусством, что особенно ценится собирателями этих изданий и библиофилами. Естественно, особый интерес для библиофила представляет тираж книги. Мини-книги всегда издавались меньшим тиражом, чем обычные. Тиражи рукописных и вообще маленьких книжек ограничены: от 10 и до 100 экземпляров. Миниатюрные книги зачастую издаются энтузиастами из любви к искусству и оценены значительно ниже фактической ценности рабочей силы, времени и материалов, потраченных на их создание. При выпуске и изготовлении мини-книг издатели и мастера переплёта, несмотря на трудности и нестандартность задачи, стараются ни в чём не отступать от принятых норм вёрстки, художественного оформления, печати и переплётных работ. Иногда в силу специфики издания, безусловно, приходится пересматривать требования, что, однако, ни в коей мере не сказывается на качестве. Более того, художественное (авторское) исполнение подчёркивает высокотехнологичный уровень работы. Поражают воображение и виды переплёта — от мраморной бумаги до змеиной кожи, дерева и серебра. Несмотря на малый формат, миниатюрная книга в полной мере представляет искусство книги, искусство печати и переплёта.
Большинство миниатюрных книг — отнюдь не дешёвые сувениры. Это серьёзные образцы искусства книгоиздания, в создании которых используются как старинные технологии, так и последние технологические достижения. Миниатюрные книги сегодня издаются во многих странах мира и охватывают огромную тематическую область — от литературы до кулинарии, от истории до науки. Используемые приёмы при её изготовлении также различны — это может быть рукописный текст, а может быть и цифровая печать. Как и в давние времена, когда книга была результатом труда нескольких человек, она и сейчас привлекает к себе внимание, особенно если представляет собой образец искусства мастеров печати (письма), иллюстрации и переплёта.
• В апреле 2007 г. на свет появилась «ультрамикрокнига» «Подросток Тед из городка Репы» (Teeny Ted from Turnip Town), размером 3/16×3/16 дюйма (0,07х0,1 мм). Канадские учёные из нанолаборатории университета Симон Фразер сделали её из 30 микротабличек, вырезанных из кремниевых пластин. Микрокнига имеет свой собственный международный стандартный номер книги (International Standard Book Number, ISBN–978–1–894897–17–4). Пучок ионов галлия диаметром 7 нанометров (по размеру 1 нанометр равен около 10 атомов) направлялся на отполированную поверхность простой пластины кремния, вырезая «лишнее» пространство вокруг букв. Иными словами, «галлий был чернилами, а кремний был бумагой». В результате чего появился текст, видимый только в электронный микроскоп при увеличении в 8000 раз! Площадь пластины составила 0,007 кв. мм. Пока был произведён только один экземпляр, и иное слово, кроме как «произведение», трудно подобрать. Надо признать, что многие исследователи относят такие произведения к разряду курьёзов.
Дорогие подписчики! Зав. сектором читального зала Балакирева Татьяна Анатольевна подготовила для вас видеопрезентацию «Мир миниатюрной книги», из которой вы узнаете много интересных фактов.