МЭТР ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА

Уважаемые  друзья и подписчики! 25 сентября исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося мастера отечественного кинематографа, легендарного актера, режиссера, сценариста Сергея Федоровича Бондарчука. Некоторые склонны утверждать, что С. Бондарчук родился под счастливой звездой. Еще будучи студентом ВГИКа, он получал приглашения на главные роли. В тридцать лет стал лауреатом Государственной премии СССР. Был самым молодым народным артистом СССР. «Большую жизнь в кинематографе» прочил ему Чарльз Чаплин. Но была и другая, невидимая миру жизнь: неистовый труд художника, нелегкие поиски путей к правде образа, неуемная жажда истины. Его фильмы «Судьба человека», «Они сражались за родину», «Красные колокола» до сих пор смотрят зрители во всем мире. Кинолента «Война и мир» в 1969 году была удостоена премии «Оскар». В нашей стране, да и за рубежом, не найдется человека, который бы не восхищался его талантом. Об этом и многом другом  вы узнаете сегодня. Завершится мероприятие  видеороликом «Звёздные фильмы и роли Сергея Бондарчука» (Ровная И.Н.,  библиотекарь читального зала); Видеообзор книг   по жизни и творчеству С. Бондарчука (Воробьева А.В., ведущий библиотекарь читального зала); Видеоролик, подготовленный для сетевой акции-марафона «Шолоховское слово»   по произведению М.А. Шолохова «Судьба человека» (Селина Л.А., зав. читальным залом)

 

Сергей Бондарчук. Все фото в статье - из открытых источников.

Сергей Бондарчук. Все фото в статье — из открытых источников.

«Актер – это прежде всего личность, – писал Бондарчук. – Если ты как человек мелок, себялюбив, зол, то, что доброго и значительного можешь создать в искусстве? Да и во всяком другом деле?» Нам, наследникам толстовской мысли, с детства впитывающим философскую силу русской литературы, нужно хоть малой толикой постараться приблизиться к христианскому пониманию человека: доброму, сопереживающему, простому… Такому, каким его видел Л. Толстой и чьи идеи постигал и взращивал в своих кинокартинах С. Бондарчук – исследователь и благодетель человеческой души.

Сергей Федорович Бондарчук – титаническая личность и монументальный творческий деятель XX века, которого невозможно сравнить ни с современниками, ни с последователями.

Актер неисчерпаемого таланта, известный по фильмам «Сережа», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Тарас Шевченко», «Попрыгунья», «Неоконченная повесть», «Отелло», «Дядя Ваня», «Отец Сергий», «Овод» и другим. Режиссер таких фильмов, как «Судьба человека», «Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за родину», «Степь», «Красные колокола», «Борис Годунов», «Тихий Дон», в которых также сыграл актерские роли.

Сергей Бондарчук. 

Он родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской области (Украина). Задатки артиста проявились в Сергее с малых лет: во дворе дома мальчишкой собирал ребят и организовывал театр. В 17 лет играл в драматическом театре в Ейске. С 1938 по 1941 год учился в театральном училище в Ростове-на-Дону. Участвовал в Великой Отечественной войне.

Сергей Бондарчук в военной форме.

В 1946 году Бондарчук поступил на актерский факультет ВГИКа, в мастерскую С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. На вступительных экзаменах читал «Птицу-тройку» Гоголя, заворожив всех без исключения: у него был многогранный, переливчатый, разных окрасок и оттенков голос, который притягивал мгновенно, а также бездонные проникновенные глаза – посмотрит, и этим все сказано. Однако был замкнут и нелюдим, отвечал односложно или же вовсе бурчал «угу, ага…» Первая значимая кинороль еще во вгиковские времена – Тарас Шевченко. Бондарчук сразу взял  неимоверную  по высоте творческую планку, которая с большой вероятностью могла бы также быстро опуститься, но сила и артистизм Сергея Федоровича «взметнули» его еще выше. Стремительность успеха начинающего актера поражала окружающих, а режиссер картины – А. П. Довженко сказал о молодом Сергее Федоровиче: «У него глаза Сократа». Красавец, мощный и одновременно с этим грациозный человек, в которого влюблялись все до потери сознания. Выбор же его пал на Инну Макарову, с которой Сергей был в браке семь лет, пока не встретил Ирину Скобцеву – жену, друга, отраду и любовь всей жизни.

Сергей Бондарчук с первой женой Инной и дочкой Наташей.

Жизнь Бондарчука неотделима от его творческого пути: он жил кино, питался им, отдавался любимому делу со всей полнотой чувств. Начиная как актер, он смог войти в историю кино как мастер режиссерского дела, чьи работы по сей день поражают масштабом, лиричностью и проникновенным человеческим духом.

Первый фильм, снятый Бондарчуком – «Судьба человека» – наделал много шуму. Актер добился постановки рассказа Шолохова! За удивительно короткие сроки фильм был снят, смонтирован и показан – фурор произвел неслыханный. Слова художника Александра Шилова подтверждают феномен всеобщего потрясения: «Так проникнуться горем, мученьями маленького сироты, который жутко жил, как бродяга; так выразить детское страдание и недетскую печаль может только художник с тонкой, обостренной, отзывчивой душой».Кадр из фильма «Судьба человека». 

У Бондарчука было милостивое сострадающее сердце. Он уважал достоинство человека, вне зависимости от статуса, положения, возраста. Никогда не держал производственный персонал съемочной группы за прислугу. Он имел живой, неподдельный интерес к самым разным человеческим мирам, складам личности.

Стремление зажечь в зрителе забытые или потухающие чувства, вычленить из него непримиримое духовное уродство породило четырехсерийный фильм-эпопею «Война и мир».

Вектор, по которому нужно двигаться в экранизации неисчерпаемого идеями романа был оговорен сразу: «Не себя при помощи кино мы хотим показать, а при помощи средств кино хотим выразить то неповторимое, что Толстой открыл в литературе». Как и великий русский писатель, Бондарчук стремился воплотить «мысль народную»: жизнь людей в тяжелейшую для них эпоху. Подвести зрителя к наслаждению Толстым – нелегкая задача режиссера, наделенного поразительным чувством правды и красоты.

А. Вертинская, С. Бондарчук, В. Тихонов, Л. Савельева и И. Скобцева на премьере «Войны и мира».

В создании народной картины съемочной группе помогал не кто иной, как сам народ: армия воссоздала точь-в-точь батарею Раевского, старые петербуржцы принесли два дуэльных пистолета для сцены дуэли Пьера с Долоховым, на поиски Наташи Ростовой поднялось все население страны – «Мосфильм» заваливали мешками писем с фотографиями девочек. В создании исторических костюмов, военной техники, снаряжения и реквизита участвовали заводы, фабрики и мастерские всего Советского Союза, директора музеев, научные сотрудники и смотрители. Даже французские мастера парикмахерского дела были приглашены из Парижа, чтобы воссоздать  прическу Наташи Ростовой.

Главную героиню искали долго. Не будем перечислять претенденток, среди которых были и Л. Гурченко, и А. Вертинская, и Л. Кадочникова. Наташа должна была быть пластичной, грациозной и ритмичной, ведь сцена бала – одно из ключевых событий романа. В Ленинградском хореографическом училище в то время на последнем курсе училась Людмила Савельева, которую заметила съемочная группа. На неожиданное приглашение балерина изумленно воскликнула: «Я – на Наташу? С какой стати?! Одри Хепбёрн – потрясающая Наташа, никто лучше не сыграет!» Любопытство же взяло свое. Первая кинопроба прошла неудачно: «застеснялась, язык отяжелел». Однако Бондарчук со свойственной ему терпеливостью предложил артистке порепетировать на следующий день. В платье, парике, на освещенной сцене она прекрасно сыграла предложенный отрывок, на что режиссер сказал: «А в вас есть что-то от Наташи Ростовой». Так начались серьезные кинопробы. Героиня романа Толстого – чистый, непосредственный, бесхитростный ребенок, каким и предстала Савельева в фильме.

Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова. 

Ключом картины должен был быть Пьер Безухов. Да он и есть сама картина, сердцевина сюжета. Долгие поиски привели к тому, что сам Бондарчук решил сыграть его роль. Получилось, что и режиссер, и актер, и голос за кадром – все один Сергей Федорович. Пьер – суть личности самого Бондарчука, который содержит в себе толстовское понимание художественного мира: «Искусство объединяет людей вокруг любви к правде, добру и красоте».

В атмосфере трудной, кропотливой, напряженной работы каждый вносил большой вклад в общее творение. Съёмочная группа была очень дружной. Сценарист Василий Соловьев, соавтор сценария картины, говорил: «Такого родственного воспоминания о людях, с кем встретился на той картине, больше не было».

Многие коллеги вспоминают оперативность режиссера. Масштабные массовые сцены были разобраны во всех деталях, на съемках вопросов не возникало. «Бородино» сняли за полтора месяца!

Особым трепетом проникнуто отношение Бондарчука к тексту оригинала: он не позволял ни слова выкинуть из первоисточника. Даже паузы на месте запятых он стремился оставить, считая русское литературное слово творением божьим!

Сергей Бондарчук «на стиле». 

Бондарчук-актер поражал коллег своей мощью, внутренней силой, которую сдержанно оберегал. Его глубокий, стремительный, сокрушительный взгляд темных глаз мог поразить всякого профессионала. Василий Лановой, который сыграл Анатоля Курагина, вспоминает:

«Бондарчук появился в декорации, и мне хватило секундного взгляда понять: да! Он готов. Он только оператору сказал: «Один дубль», и вошел в свет прожекторов… я гордился мощью моей профессии, я любовался безграничным талантом».

Как-то раз во время съемок осветитель рассказал одному актеру анекдот, прежде чем тот вышел в кадр. Бондарчук, узнав об этом, в течение часа читал лекцию: их общий труд, в полевых условиях, на жаре, с утра до ночи, будет напрасен, если актер сыграет плохо. Сам он по целым дням готовился к своим ролям, и те, кто мешал своими уточнениями, вопросами, составлением графика, рабочими проблемами, получали резкий отпор. Он призывал к пониманию, потому и сам к актерскому труду относился с благоговейной требовательностью.

Сильнейшее переутомление, нервные перегрузки, чувство ответственности за дело, жертвенная самоотдача постепенно привели к  тому, что Бондарчук слег: в жаркий день потерял сознание. Состояние его было критическим. Съемки продолжились лишь спустя несколько недель.

Неимоверные трудовые затраты были неизбежны при воплощении грандиозного замысла. Киноэпопея произвела потрясение не только на советского зрителя, но и на весь мир. Число просмотров переваливало за двести пятьдесят миллионов. Фильм прошел в восьмидесяти странах мира. Более того, во Франции, показанной в фильме не в лучшее для нее время, он пользуется большим успехом. О выдающейся работе с похвалой и почтением отзывались Федерико Феллини и Фрэнсис Форд Коппола, а режиссер американского фильма «Война и мир» Кинг Видор при встрече с Бондарчуком в Монреале даже извинился за свою картину.

Каким же был Бондарчук вне сценической площадки? Писатель Юрий Бондарев писал о Бондарчуке: «Незаурядный его дар – это решительное отношение к действительности, выявление в человеке противоположных полюсов – боли и милосердия, света и тьмы, проклятия и благословения». В гостях у Михаила Шолохова во время съемок фильма «Они сражались за родину». 

У Бондарчука бесконечно проявлялся интерес к человеку, миру, природе. Он любил рисовать и лепить на досуге, прекрасно разбирался в живописи. Вообще учился всю жизнь: А. Кончаловский вспоминает, как по приезде из-за границы Бондарчук привез стопку книг по искусству, среди которых было издание репродукций Леонардо Да Винчи. По словам коллеги, «он буквально пил мировую культуру», вычитывал подробности, детали, неизвестные факты.

Сын Сергея Бондарчука – Фёдор Бондарчук – с детства помнит, что на даче отец много времени проводил в сарае: резал по дереву, выпиливал, красил, рисовал. Из-за границы привозил столярные наборы, пилы, напильники, инструменты для резьбы по дереву, кисти, краски и холсты, даже токарный станок. В рисовании находил отдушину. Неудивительно, что в его эпопее даны не просто картины сражений, но самостоятельные детально-прорисованные этюды, в том числе с пейзажными зарисовками. Режиссера волновало, как состояние природы во время битв, массовых гибельных происшествий влияет на душу человека.

Сергей Бондарчук в часы досуга.  
Величие природы с видением художника отображено в фильме «Степь». Размеренные лирические зарисовки, широта равнин, нескончаемый полет взгляда над морем позднеавгустовской зелени сравнимы с гигантским живописным пейзажем. Этот фильм был глубоко личным и родным для Бондарчука: степь он любил сильнее, чем другие природные места. В ее бескрайних просторах человек ему виделся крупинкой, чей труд и вечное копошение кажутся бессмысленными и ненужными. Степная царица-природа несокрушима, и род людской для нее мал и мгновенен.

Художественное видение режиссера проявляется в тонко продуманных портретных сценах, где свет, цветовая гамма, взгляд актера воплощают вечный образ, который глядит с экрана, словно со старинной фрески. Художник А. Шилов говорил:

«В портрете человека на экране режиссер с актером должны высветить характер, отобразить мир души. То есть воплотить образ человека так, чтобы и через много лет на него смотрели с таким же пристальным интересом, с каким мы вглядываемся в людей, запечатленных на портретах великих живописцев. Экранные портреты в «Тарасе Шевченко», «Судьбе человека», «Войне и мире» вечны».Сергей Бондарчук в фильме «Тарас Шевченко». 

Бондарчук охватывал каждую деталь окружающего мира и, создавая ту или иную картину, пытался расширить понимание произведения. Никита Михалков рассказывал, что во время съемок «Войны и мира» Бондарчук объяснял  ему брошюру Циолковского «Монизм Вселенной». Казалось бы, такая сложная по охвату исторического материала картина-эпопея, требующая глубоко погружения не только в историю начала XIX века, но и во все творчество Толстого,  а Бондарчук еще успевал читать научный труд. Вопрос – зачем? Однако «вселенский масштаб», высказанный в научной статье, и есть то, что стало знаковым в картине «Война и мир». В этом Бондарчук проявил себя как мощный философ и психолог.

Режиссер обладал эстетической чуткостью и чувством стиля: «В человеке все должно быть прекрасно». Несмотря на то, что в жизни он не очень любил костюмы, однако на работу всегда приходил в белой рубашке, с галстуком, в отличной форме. Во ВГИКе, где он и его жена были педагогами, таким поведением профессор прививал студентам уважение к актерской деятельности. В то же время Ирина Бондарчук-Скобцева занималась воспитанием девушек: учила манерам в обществе. Их профессиональный и личный дуэт, что уж говорить, был эталоном отношений.

Сергей Бондарчук с женой Ириной Скобцевой в молодости.

Жена режиссера, непревзойденная актриса высочайшего мастерства, Ирина Бондарчук-Скобцева, всю жизнь была самым надежным, преданным другом, заботливой и великой женщиной гения. Они встретились на съемках «Отелло», где оба играли главные роли, и уже не расставались после этого никогда. Обворожительная, умная, статная, она ухаживала за ним с самозабвением: в нерабочие дни все равно приезжала к мужу на работу с домашним обедом, поддерживая его, эмоционально разряжая. Она сглаживала неприятности, обиды, получаемые Бондарчуком, оберегала его, создавала условия для работы, оставляя собственную карьеру в стороне. Друзья семьи, коллеги, ученики с благоговением отзываются о теплых, доверительных и крепких отношениях пары. Эту любовь они пронесли через всю жизнь, минуя преграды, и, даже будучи в возрасте, были по-юношески влюблены друг в друга. Такая любовь встречается очень-очень редко.

Объять личность Бондарчука невозможно: он мог быть раним, скрытен, замкнут, осторожен, вèсел и по-компанейски словоохотлив, мог с задором и непосредственностью вести застолье. Он привечал всех, приходящих к нему, – сельских стариков на натуре «Отца Сергия» или физиков – кандидатов наук. Он старался всем уделить внимание, помогал и способствовал улучшению чьих-то бедственных положений. Без народа он жить не мог, в него верил и чтил его как святыню. Ради него пользовался своим положением: устраивал в больницу, добивался кому-то квартиры, спасал от нападок и обвинений. В то же время Бондарчук знал себе цену, не будучи при этом надменным.

5-й съезд кинематографистов. Вл. Хотиненко, Н. Михалков и С. Бондарчук. 

«Перестроечный» пятый съезд кинематографистов (1986 год) во многом подкосил здоровье режиссера и дал толчок душевным переживаниям. Новое руководство Союза кинематографистов забаллотировало Бондарчука. Было высказано много оскорблений, злостных, ревностных поношений, обвинений в официозном подходе к работе. Лишь Никита Михалков заступился за режиссера, но развал системы советского кино, да и всего государства был к тому времени неизбежен. Перестроечные деятели не давали Бондарчуку создать картину «Тихий Дон». «Мстили» тем, что сокращали серии для телевидения, а потом и совсем заявили, что лучше направят выделенные для картины средства в область сельского хозяйства. Бондарчук приступил к сьемкам фильма на итальянские деньги и с итальянскими актерами, что, безусловно, усложняло процесс создания аутентичной атмосферы донской степи. Картина не была закончена – в 1994 году Сергей Федорович скончался.

Сергей Бондарчук. Интересные факты

Советский актер и режиссер, Народный артист СССР

  • Почему Зимний? Эта история, похожая на анекдот, произошла, однако, на самом деле. Когда Сергей Бондарчук снимал в Ленинграде на Дворцовой площади «Красные колокола», к нему подошла старушка:
    — Чего это у вас тут? Что за шум? Бондарчук отвечает:
    — Штурм Зимнего, бабушка.
    — Почему Зимнего? — удивилась старуш-ка. — Они же теперь в Смольном!..
  • Стерв к ногтю. В 1955 году Сергей Юткевич снял фильм «Отелло» с Сергеем Бондарчуком в главной ро­ли. В те годы устраивали выездные просмотры картин с последующим обсуждением.
    На один из таких показов группа приехала в Костромскую область, и в каком-то доме куль­туры в районном центре устроили обсуждение. На просмотр картины собрали жителей окрест­ных деревень и поселков, фильм показали, а за­тем включился свет, и началась дискуссия.
    Мнения были разные, порой интересные и неожиданно глубокие. Но в большинстве своем дилетантские.
    Среди них порадовало своей ори­гинальностью суждение одного подвыпившего старичка:
    — Это что, — сказал он, — картина, конеч­но, хорошая… Хорошая картина. Но длинно очень. Вот если б ты, мил человек, — старик обратился к Бондарчуку, — если б ты, поло­жим, стерву эту сразу задавил, а не в самом конце, то оно, может, и лучше было бы… А так длинно.
  • Чехов действительно бессмертен! Известно, что очень многие режиссеры по разным причинам, но чаще всего из-за своей творческой несостоятельности, делая фильмы по классическим произведениям, своевольнича­ют и искажают классику, а чтобы избежать критики, используют лукавую формулировку «по мотивам». Однажды некий прогрессивный режиссер снял фильм «по мотивам рассказов Чехова» и пригласил на просмотр Сергея Бон­дарчука, которого попросил высказать свое мнение.
    — Прекрасно! — похвалил Бондарчук. — Я лишний раз убедился, что Чехов действительно бессмертен. Его не убьешь даже такой кошмар­ной режиссурой!
  • Доснять бы. Сергей Бондарчук был в натянутых отношениях с кинокритиком Деминым, человеком не­вероятно массивного телосложения. Благодаря своей комплекции Демин был однажды пригла­шен на роль мафиози в фильме «Дорогое удо­вольствие». Фильм был снят, причем в одной из сцен мимо гуляющего мафиози, которого играл Демин, прогуливались обнаженные девицы. Времена были довольно строгие, и директор «Мосфильма» усомнился, можно ли в таком ви­де пускать фильм в прокат. Были приглашены на просмотр известные люди, и среди них — Бондарчук. После просмотра состоялось обсуж­дение, и большинство присутствовавших предлагали эти сцены вырезать.
    Когда подошла очередь Бондарчука, он ска­зал, что, по его мнению, вырезать ничего не следует, а напротив, хорошо бы еще кое-что доснять.
    — Ну и что же надо доснять? — спросили члены собрания.
    — Голую ж… Демина! — сказал Бондарчук и вышел.
  • Как надо работать с актерами. Съемки первой серии ‘Войны и мира’ продолжались более двух лет.
    Любопытно, как работал с актерами Сергей Бондарчук. Вот воспоминания актрисы Людмилы Савельевой: ‘Однажды мне надо было сыграть очень тяжелую сцену: Наташе не дали бежать с Курагиным, она лежит, закрыв голову руками, не хочет жить, рядом — тетка Ахросимова. Сергей Федорович сделал очень много дублей обращая внимание лишь на актрису, которая играла Ахросимову. Ей говорит: ‘Умница’, а мне — ни слова. Я же не знаю, как играть истерику, как нужно плакать. И в конце концов, обиженная, расстроенная, я выдала истерику самую настоящую. И тогда стали меня снимать. Только потом я поняла, что Сергей Федорович этого как раз и добивался’.
  • Сейчас больше возможностей. Съемка pеволюционого фильма. Бондаpчук вызывает диpектоpа фильма: — Почему на Двоpцовую площадь выкатили только пять пулеметов? — Побойтесь Бога, тогда и было то всего тpи. — Hо у нас же сейчас больше возможностей!
  • Нрав. Впервые проявить свой нрав Сергею Федоровичу Бондарчуку пришлось сразу после окончания школы. Отец, Федор Петрович, человек очень строгих правил, предложил сыну пойти учиться на инженера. Но Сергей заявил, что давно принял решение стать артистом. Сын председателя колхоза, потомка запорожских казаков будет «комедиантом»?! Не бывать этому! Однако после, наверное, тысячного отказа отец сдался: «Об одном прошу, сынок, — сказал перед отъездом, — будь актером, а не комедиантом!». Сергей пообещал…
  • Роль Наполеона. Когда Сергей Бондарчук пригласил Ю.Никулина на съемки фильма «Война и мир», он спросил: «Вы догадываетесь, зачем я вас пригласил?». Ю.Никулин: «Да. Вы хотите мне предложить роль Наполеона». Бондарчук замер в напряжении. А Никулин улыбнулся и они долго смеялись.
  • Мало ли что на экране. В 1950 году, когда Элина Быстрицкая снималась в крошечной роли в картине «Тарас Шевченко», С.Ф.Бондарчук (он играл главную роль) повел себя бестактно по отношению к ней, унизил ее в присутствии членов съемочного коллектива. Быстрицкая ему этого не простила. И, когда они вновь встретились на съемочной площадке фильма ‘Неоконченная повесть’, их неприязнь друг к другу вспыхнула с новой силой. Дело дошло до того, что Бондарчук опять не сдержался и незадолго до начала съемок очередной сцены вновь оскорбил свою партнершу. Она расплакалась и заявила, что отказывается от дальнейших съемок. Эрмлер (режиссер фильма) бросился ее успокаивать, но все было бесполезно. Тогда режиссер пошел на последнюю меру. Он пообещал Быстрицкой, что будет снимать ее крупные планы отдельно, без присутствия партнера. На том и порешили. Фильм «Неоконченная повесть» вышел на широкий экран в 1955 году. Судя по его рейтингу, любовная история, показанная в картине, взяла людей за душу. Но мало кто из зрителей догадывался, что исполнители главных ролей, так вдохновенно играющие влюбленных на экране, на самом деле испытывали друг к другу совершенно противоположные чувства.
  • ЗВЕЗДНЫЕ ФИЛЬМЫ И РОЛИ СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА. ПОДГОТОВИЛА ИРИНА РОВНАЯ, БИБЛИОТЕКАРЬ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

ОНЛАЙН-ОБЗОР КНИГ К 100-ЛЕТИЮ СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА. ПОДГОТОВИЛА АНГЕЛИНА ВОРОБЬЕВА, ВЕДУЩИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

СЕТЕВАЯ АКЦИЯ-МАРАФОН «ШОЛОХОВСКОЕ СЛОВО». ПОДГОТОВИЛА АНГЕЛИНА СЕЛИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ