Дорогие друзья! Мы приглашаем вас на мероприятие, которое посвящается великому русскому писателю, сыну донской земли Антону Павловичу Чехову. Давайте сегодня еще раз мы вспомним основные вехи жизни нашего земляка. Сотрудники читального зала ЦГБ им. М. Горького подготовили для вас видеоматериалы об Антоне Павловиче Чехове, интересные факты из жизни великого писателя и многое другое. Творчество Антона Павловича – это подлинное искусство. Вот почему Чехов не отпускает нас. Всѐ новые поколения смеются над его героями и грустят вместе с ними, решают загадку его Сахалина и расшифровывают символику пьес. А главное — учатся у Чехова важнейшим человеческим качествам: скромности и естественности, трудолюбию и подвижничеству.
Антон Чехов, писатель с
образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы
ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих
текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не
любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».
Кнут и пряник чеховского дома
Антон Чехов родился в большой семье в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, сначала гонял продавать быков из Воронежской губернии в Москву, а в 1858 году стал купцом третьей гильдии. В браке с Евгенией Морозовой у них родилось шестеро детей, сам Антон был третьим. Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке.
Из видеоархива читального зала «Детство А. П. Чехова» — Яценко Наталья Владимировна, зав. сектором читального зала
Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Мать же учила детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих.
Учиться будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Там он взял литературный псевдоним Чехонте, по прозвищу, которое дал ему один из учителей. В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу.Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…Из письма Антона Чехова, 1898 год
Побег в Москву
В
1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву.
Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один и
занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. В эти годы он
много читал, писал очерки для гимназических журналов, а журнал «Заика» с
короткими зарисовками из таганрогской жизни отправлял братьям в Москву.
Тогда же Чехов написал первую пьесу — «Безотцовщина» и водевиль «Недаром курица пела».
В
1879 году Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога в Москву. Там он
начал заботиться о семье, обеспечивал близких на скромный доход от
литературных публикаций. Дебют Чехова в печати состоялся в декабре того
же года: в журнале «Стрекоза» были опубликованы рассказ «Письмо к
ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах,
повестях и т. п.».
В этом же году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. Студент-медик жил у брата Ивана в подмосковном Воскресенске (сегодня город Истра). Там же в 1881 году он познакомился с заведующим Воскресенской земской больницей, доктором Павлом Архангельским. Еще во время учебы Чехов принимал больных, здесь же прошел практику, а после окончания университета остался работать уездным врачом. Летом 1884 года он перешел на должность заведующего звенигородской больницей.
Доктор стал литератором
Занятия
в университете Антон Чехов совмещал с постоянной литературной работой. В
основном он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте, позднее
появились «Врач без пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки»,
«Балдастов», «Антонсон», «Брат моего брата» — всего около пятидесяти.
Чехов
печатался в московских юмористических журналах «Будильник», «Зритель»,
«Осколки», сотрудничал с «Петербургской газетой», газетой «Новое время» и
«Русскими ведомостями». В 1882 году писатель завершил работу над первым
сборником рассказов «Шалость», но в печать он так и не вышел, вероятно
из-за финансовых проблем. Первый сборник Чехова, «Сказки Мельпомены»,
увидел свет в 1884 году.
К 1885 году Чехов был уже популярным
автором малых рассказов. Но в его литературный путь вмешался писатель
Дмитрий Григорович, который раскритиковал молодого человека за растрату
своего таланта. С таким мнением были согласны многие ведущие авторы и
критики тех лет.Голодайте
лучше, как мы в свое время голодали, поберегите ваши впечатления для
труда обдуманного, обделанного, писанного не в один присест, но
писанного в счастливые часы внутреннего настроения. Один такой труд
будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в
разное время по газетам.Из письма Дмитрия Григоровича Антону Чехову, 1886 год
Но именно благодаря одному из критиков, издателю Алексею Суворину, Чехов смог раскрыть свой потенциал. В журнале Суворина «Новое время», с которым начал сотрудничать Чехов, авторам платили приличный гонорар, не ограничивали их ни по времени создания работ, ни по количеству слов. Именно в это благоприятное для писателя время вышли одни из его лучших работ: «Панихида», «Враги», «Агафья», «Кошмар» и другие — и появился чеховский рассказ как новое явление в русской литературе. В «Новом времени» Антон Чехов впервые начал подписывать тексты собственным именем.Впрочем, пятью рассказами, помещенными в «Нов[ом] времени», я поднял в Питере переполох, от которого я угорел, как от чада.Из письма Антона Чехова брату Александру, 1886 год
Видеообзор произведений А.П. Чехова — Балакирева Т.А., зав. сектором читального зала
Книжный видеообзор к 161 — годовщине со дня рождения А. П. Чехова — Воробьева А.В., ведущий библиотекарь читального зала
Произведения А.П. Чехова. Из видеоархива читального зала — Селина Л.А., зав. читальным залом
В поисках вдохновения: Сахалин
С 1887 года Чехов начал пробовать себя в более серьезных жанрах и темах. Переломным произведением в творчестве писателя стала повесть «Степь» для журнала «Северный вестник». Вдохновение для нее Чехов нашел в путешествии по Приазовью, во время которого побывал и на родине — в Таганроге. «Степь» хорошо приняла публика. Друг Чехова, бытописатель Москвы Владимир Гиляровский, писал: «Прелесть! Ведь это же настоящая, настоящая степь! Прямо дышишь степью, когда читаешь». В том же году в московском театре Корша поставили первое драматическое произведение Чехова — пьесу «Иванов», а через год его третий сборник, «В сумерках», отметили в Академии наук Пушкинской премией….Рассказы г. Чехова, хотя и не вполне удовлетворяют требованиям высшей художественной критики, представляют однако же выдающееся явление в нашей современной беллетристической литературе.Из постановления академической комиссии, 1888 год
В 1890 году Антон Чехов отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Местная администрация запрещала общаться с политзаключенными, но писатель это правило нарушал. Ему удалось провести перепись населения острова, заполнив десять тысяч карточек на его жителей. Через пять лет вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге — «Остров Сахалин».
«Мелиховское сидение»
После Сахалина писатель поселился в Москве на Малой Дмитровке. В эти годы Чехов был уже одним из самых читаемых авторов в России. Его публиковали в журналах «Северный вестник», «Русская мысль», газетах «Новое время» и «Русские ведомости». Он общался с писателями Владимиром Короленко, Владимиром Гиляровским, Дмитрием Мережковским, режиссером Владимиром Немировичем-Данченко, актерами Александром Ленским и Александром Южиным, художником Исааком Левитаном.
В 1890 году Антон Чехов снова отправился путешествовать, на этот раз по Западной Европе. Писатель побывал в Вене, Болонье, Венеции, Неаполе, где он поднимался на Везувий, в Париже и других городах.Одно могу сказать: замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни.Из письма Антона Чехова брату Ивану, 1891 год
В марте 1892 года Чехов купил имение в подмосковном Мелихове. Там он открыл медицинский пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу и, разумеется, лечил больных. Во время голода, который свирепствовал в Мелихове в эти годы, писатель собирал пожертвования для голодающих, а во время холеры работал санитарным врачом от земства: в его участке было 25 деревень, четыре фабрики и монастырь. Врачебная практика отнимала много сил и времени, но именно в Мелихове Чехов написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных произведений.…
Театрализованное чтение ко дню рождения А. П. Чехова. Рассказ «Каштанка» — Остапенко В.И., зав. сектором читального зала
Семь лет «мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на его произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это влияние признавал и он сам. Достаточно вспомнить об его «Мужиках» и «В овраге», где на каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи.Из воспоминаний брата писателя Михаила Чехова. Современники нередко называли Чехова «Поэтом Сумерек». Его творчество многие считали пессимистическим и упадническим, существовал даже термин «чеховские настроения». Писателя удивляли такие комментарии, как он вспоминал: «Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — «Студент». И слово-то противное: «пессимист»…»
«Несравненный художник жизни»
В августе 1895 года Чехов отправился в Ясную Поляну, чтобы познакомиться со Львом Толстым. Граф Толстой уважал писателя, высоко ценил творчество называл его «несравненным художником жизни». Вам нужна моя биография? Вот она. Родился я в Таганроге в 1860 г. … В 1891 г. совершил турне по Европе, где пил прекрасное вино и ел устриц. Писать начал в 1879 году. Грешил и по драматической части, хотя и умеренно… Из писателей предпочитаю Толстого, а из врачей — Захарьина. Однако все это вздор. Пишите что угодно. Если нет фактов, то замените их лирикою.Из письма Антона Чехова своему редактору, 1892 год
В последние годы жизни у Чехова обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде литератора на Юг. Сначала он жил в Ницце, потом в Париже, а в сентябре 1898 года обосновался в Ялте.
Стихотворение Ю. Левитанского «Ялтинский домик» = Яценко Н.В., зав. сектором читального зала
Там он построил дачу, работал в местном Попечительстве о приезжих больных. В этом же году писатель познакомился со своей будущей женой — актрисой Ольгой Книппер. Впервые он увидел ее на репетиции в Московском Художественном театре. В 1901 году они поженились. Актриса была примой труппы МХТ, поэтому не могла надолго уезжать из Москвы. Там же были и все знакомые Чехова, друзья и издатели, а он оставался в Ялте и работал над пьесой «Три сестры», рассказом «Дама с собачкой» и повестью «В овраге». Теплые и трепетные отношения с женой Чехов сохранял по переписке — они отправили друг другу более 800 писем и телеграмм.Милюся моя, здравствуй! В письме своем ты сердишься, что я пишу тебе помалу. Но зато ведь я пишу тебе часто! <…> Пиши мне почаще, не скупись. За это я тебя награжу, я тебя буду любить свирепо, как араб. Прощай, Оля, будь здорова и весела. Не забывай, пиши и почаще вспоминай твоего Antoine.Книпшиц милая, в последнем номере «Нивы» изображен ваш театр, между прочим, ты, Мария Фед. и Савицкая. Ты вышла лучше, чем где-либо. Этот номер стоит того, чтобы купить его и спрятать на память. Между прочим, найдешь там и академиков; меня с очень толстым носом. <…> О, дуся моя, дуся, хорошая моя! Рассчитывал засесть без тебя за стол и начать работать, но по-прежнему ничего не делаю и чувствую себя не совсем важно. Имей в виду, скоро приеду, веди себя хорошо. Целую тебя крепко. Твой Antonio. Последним произведением драматурга стала пьеса «Вишневый сад».
Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер лечить легкие. Но местный доктор обнаружил, что состояние сердца писателя значительно ухудшилось. По воспоминаниям жены, в ночь с 1 на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского…» После чего писатель вновь лег спать — и уже не проснулся. Утром 5 июля гроб с телом Чехова отправили в Москву. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Ольга Книппер -Чехова пережила мужа на 55 лет.
Предлагаем вашему вниманию арт-встречу «Чехов глазами художника», с заслуженным художником России Николаем Полюшенко.
Антон Павлович Чехов в живописи
Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, — от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты….
К. Коровин
В жизни А.П. Чехов был скромен. Он избегал журналистов и художников, не желая привлекать внимание к своей персоне. Поэтому и портретов Чехова не больше, чем пальцев на одной руке (для сравнения, портретов М. Горького – около двухсот). Но есть еще одна причина, по которой Чехова при жизни рисовали редко. Многие художники отмечали сложность работы с ним, он как будто все время менялся. «Неуловимый Чехов» — так называл его Валентин Серов. И, тем не менее, история сохранила для нас несколько живописных работ, сделанных при жизни великого русского писателя.
Первым иллюстратором А.П. Чехова стал его родной брат Николай Павлович Чехов (1858-1889 гг.). Николай Чехов был профессиональным живописцем, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его товарищами были И. Левитан и Ф. Шехтель. Широко известна картина Исаака Левитана «Осенний день. Сокольники». Но уже меньше знают о том, что фигуру женщины, спешащей по аллее, написал Николай Чехов.
«Хороший, сильный, русский талант…», — так отзывался о своем брате Антон Павлович Чехов. Судьба этого замечательного художника сложна и трагична. Он рано ушел из жизни, наследие его в значительной степени утеряно.
Подававший большие надежды художник, автор нескольких сотен рисунков в литературно-художественных и юмористических журналах 80-х годов XIX века, Николай Павлович оставил несколько работ, посвященных брату Антону. Среди них портрет, выполненный в 1884 году. Это год окончания А.П. Чеховым Московского университета и начала работы уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра). Портрет выполнен в характерной для Николая Чехова теплой, светлой манере.
Портрет находится в Доме-музее А.П. Чехова в Москве.
А вот работа 1880 года:
Жизнь Левитана типична для художника-разночинца, с детства испытавшего нужду, силой таланта и ценою жестоких лишений, ценою тяжкого труда пробившегося в жизни и достигшего успеха и признания. Наиболее близким человеком на протяжении всей жизни Левитану был Антон Павлович Чехов, который называл художника ласково «Левиташа». Дружба с Чеховым освещала всю его жизнь. Они познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Левитан нашел в семье Чеховых самое теплое, родственное отношение и помощь. Близкими оказались Левитан и Чехов и в каких-то сокровенных основах мироощущения, и, соответственно, поэтики творчества. Имя Левитана стало выразителем особой прелести русского пейзажа. А. Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко. «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», — писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, — одни были более левитанистыми, чем другие.
Подлинно задушевной, сердечной стала дружба писателя и художника с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых впервые провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино, на реке Истре близ Нового Иерусалима, туда же он приезжал на отдых и в два последующих года.
Именно в этот период появляется на редкость пронзительный портрет А.П. Чехова, а точнее акварельный этюд, сделанный И. Левитаном. И хотя работа осталась неоконченной, художник сумел подметить и передать черты мудрости, суровости, волевого духа будущего знаменитого писателя.
Очень хорошее впечатление произвел этот портрет на И.Е. Репина. Великий русский художник разглядел в этом образе писателя человека необыкновенной силы.
Портрет находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Единственным прижизненным законченным портретом классика русской литературы является работа, сделанная Осипом (Иосифом) Эммануиловичем Бразом (1873-1934 гг.), живописцем, гравером-офортистом, литографом.
О. Браз известен как художник сложной творческой и еще более драматичной человеческой судьбы. Несмотря на то, что признанный знаток живописи, российский искусствовед А.Н. Бенуа, отмечал Осипа Эммануиловича, как одного из лучших портретистов своего времени, сегодня он незаслуженно забыт. Портрет А.П. Чехова был заказан П.М. Третьяковым. Браз — тогда совсем еще молодой, начинающий живописец, только что окончивший Петербургскую академию художеств по классу Репина — работал над ним более двух лет. Первый вариант (1897) он забраковал сам. Второй (1898), проданный Третьякову, не нравился Чехову (для этого портрета писатель позировал по два раза в день): «Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену» (А. А. Хотяинцевой, 23 марта/4 апреля 1898 г.); («…портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нем не мое и нет чего-то моего» (М. П. Чеховой, 28 марта/9 апреля 1898 г.).
Художник придал своей модели изящную, слегка манерную позу. Чехов тонет в старинном кресле с высокой бархатной спинкой. Худое, тонкое лицо склонено на бескровную руку; за стеклами пенсне — сухие, печальные глаза. Полотно выдержано в голубовато-мглистых тонах. Краски так холодны, как будто портрет внесли с мороза и он, в теплом и людном зале, сразу заиндевел. Только пятна лессировки у щек тлеют бледным румянцем болезни.
Портрет А.П. Чехова удостоился противоречивых оценок современников. Критика упрекала О.Э. Браза за будничность, с которой он представил Чехова. Только А.Н. Бенуа особо отмечал, что будущие поколения будут благодарить автора за объективный «документ».
Сегодня, размноженный в бесконечных копиях, портрет, который хранится в Третьяковской галерее в Москве, стал хрестоматийным, обязательным во всех учебниках и материалах о Чехове.
Имя художника Петра Нилуса сегодня не слишком известно. Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус (1869-1943 гг.) был известным живописцем, особенно в Одессе, где когда-то учился в художественной школе. Он рисовал жанровые картины, пейзажи. Среди его работ примечательны портреты, сделанные в духе «передвижников». П. Нилус обладал и литературным даром, потому входил в круг известных русских литераторов. Один из них, на тот момент восходящая звезда русской поэзии и прозы Иван Бунин, склонял художника к написанию портрета Антона Павловича Чехова.
Весной 1902 года И. Бунин и П. Нилус приехали в Ялту, где художнику предстояло «снять» с А.П. Чехова портрет красками. Сеансы при посредстве Бунина состоялись и шли неплохо в приятной беседе. «И все бы ничего, получилось что-то вполне приличное по краскам, как вдруг привезли морем тяжело больную актрису О. Книппер, жену писателя» — так писал П. Нилус в воспоминаниях. В результате сеансы прекратились, и портрет так и остался незаконченным. Петр Александрович Нилус вспоминал: «Я уехал и только несколько лет спустя уже после смерти Антона Павловича почел своим долгом, как мог, закончить начатое по наброску и фотографиям».
Сегодня, работа Петра Нилуса в скупой иконографии А.П. Чехова занимает не последнее место.
Портрет находится в Доме-музее А. П. Чехова в Москве.
Одним из самых замечательнейших современников А.П. Чехова был художник Валентин Александрович Серов (1865-1911 гг.). Чехов с большой теплотой относился к Серову, тот же просто обожал А.П. Чехова. Творческое наследие В.А. Серова принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры. Чрезвычайно значительно и многообразно портретное наследие Серова. Он создал уникальную галерею образов своих современников. Немногим посчастливилось видеться с Чеховым, общаться с ним в последние нелегкие годы жизни: все ближе подступала болезнь, изнуряла, не давала порой работать. В.А. Серов был как раз одним из тех немногих, кто не только видел, но и рисовал Антона Павловича в последние годы жизни. Писатель и художник познакомились осенью 1900 г. В основе их взаимной симпатии лежала общность взглядов на искусство. Много сходного было и в самих натурах Чехова и Серова: немногословность, сдержанность, простота в обращении, тонкий юмор. Желание писать портрет Антона Павловича было для художника вполне естественным, ведь он всегда чувствовал внутреннюю близость писателя. Обычно, начиная работу над портретом, Серов долго «обхаживал» свою модель, наблюдая ее в различных условиях – дома, в концерте, на улице. В случае же с Чеховым художник сразу принимается за работу, понимая, что ее нужно начинать немедленно (здоровье Чехова ухудшалось с каждым днем). Валентин Александрович договаривается о сеансах, однако ухудшавшееся самочувствие помешало Антону Павловичу посетить художника. «Многоуважаемый Валентин Александрович – пишет он Серову, — все эти дни мне очень нездоровится, голова болит очень, и поэтому до сих пор я не был у Вас! Если я теперь, в ноябре, не сумею побывать у Вас, то не разрешите ли вы мне побывать у Вас весной, в начале апреля, когда я, по всей вероятности, опять буду в Москве? И тогда я Вам отдам сколько угодно времени, хотя бы три недели. Желаю Вам всего хорошего. Очень рад, что судьба доставила мне случай познакомиться с Вами – это было моим давнишним желанием». Серову очень не хотелось откладывать сеансы до весны. Поэтому он решает немедленно отправиться к больному писателю, чтобы сделать с него хотя бы беглую зарисовку. Предварительно он посылает Чехову свою визитную карточку с припиской: «Многоуважаемый Антон Павлович. Получил я Ваше письмо и решил просто с карандашом и бумагой прийти завтра к 10 часам утра, быть может, Вы сможете уделить мне часа полтора». Однако и этот сеанс не состоялся.
Продолжить работу над портретом Серову удалось лишь весной следующего 1901 года, когда Антон Павлович после заграничного путешествия и пребывания в Ялте, снова приехал в Москву. Несмотря на то, что Чехов почти все дни хворал, он сдержал данное Серову слово и стал позировать. Из-за того, что Антон Павлович пробыл в Москве всего около двух недель, Серов не мог и помышлять о большом портрете, а начал акварельный рисунок, который не успел закончить. В мае Чехов уехал из Москвы. И только в следующем, 1902 году, художник опять вернулся к нему. И хотя Серов так и не успел написать большого законченного портрета, его рисунок, по мнению критиков, остался лучшим отображением проникновенной психологической глубины чеховской души.
«Чехов» Серова, на первый взгляд, представляется мало похожим: слегка одутловатое лицо, не совсем аккуратно причесанные волосы, не идеально повязанный галстук и свисающее на тесемке пенсне мешают видеть привычного нам Чехова, который, как известно, восхищал подтянутостью и изяществом манер. Не зная Серова, можно было бы упрекнуть его в том, что он не приглушил эти черты, появившиеся в облике Чехова из-за обострившейся в дни сеансов болезни. Но дело в том, что художник никогда не грешил против истины в своих портретах, никогда не старался «пригладить» модель в угоду заказчикам или зрителям. И в этой работе он остался самим собой, ничего не желая «улучшать» в облике больного Чехова. В мягких, и в то же время волевых очертаниях рта, в морщинках усталого лица Антона Павловича художник увидел уравновешенное самообладание, способность противостоять трудностям – качества, которые Чехов приобрел ценой долголетней внутренней борьбы с самим собой. Несмотря на подчеркнутую близость, глаза Антона Павловича излучают мысль и, где-то в их глубине, таится обаятельная чеховская улыбка. Серову, как никому другому из писавших Чехова, удалось передать то «чрезвычайно русское», что так пленяло в нем и Толстого, и Короленко, и Куприна.
Этот неоконченный портрет писателя хранится в Доме-музее А.П. Чехова в Москве.
Николай Захарович Панов (1871 – 1931 гг.), один из лучших учеников известного гравера, академика Василия Васильевича Матэ, был наделен от природы редким талантом рисовальщика, яркой внешностью, умом. Хорошее образование и общение с людьми искусства довершили формирование этого интересного человека и незаурядного художника. С 1910 г. он являлся академиком живописи, много и плодотворно преподавал в Центральном училище технического рисования и Школе рисования. Но сегодня, к сожалению, имя Николая Захаровича Панова практически забыто.
В августе 1903 года Н.З. Панов собрался в Крым, чтобы поправить здоровье. Н.Г. Гарин-Михайловский писал Чехову в Ялту: «Со мной немного погодя поедет и Николай Захарович Панов. Я уговариваю его заняться художественными корреспонденциями». 9 августа они навестили Чехова, и Антон Павлович дал согласие позировать художнику. Сеанс состоялся на следующий день. 10 августа 1903 года Николай Захарович нарисовал карандашный портрет Чехова и в тот же день записал свои впечатления о встречах с ним. Портрет был подарен Пановым Чехову, с надписью: «Оригиналу от автора». Позже портрет был гравирован и размножен, а в журнале «Живописное обозрение», где Н.З. Панов вел художественный раздел, была опубликована художественная корреспонденция «Сеанс».
Где находится сейчас этот портрет, и сохранился ли он — неизвестно.
Одним из современников А.П. Чехова был известный русский художник, мастер живописи и графики — Николай Павлович Ульянов (1875-1949 гг.). В историю искусства Н. Ульянов вошел как тонкий рисовальщик и импрессионистически чуткий к натуре живописец. Среди его вещей, безусловно, первенствуют портреты художников, скульпторов, поэтов и писателей. В 1904 году Н.П. Ульянов написал портрет А.П. Чехова. Из воспоминаний Николая Павловича: «С А.П. Чеховым я познакомился в 1904 году, в год его смерти. Я зашел к нему на московскую квартиру, чтобы поговорить о сеансах. Мы сидели в полутемной комнате, и тогда мне пришла мысль изобразить его в сумеречном тоне. Мне казалось, что для выражения духовной личности Антона Павловича многоцветность и внешние живописные задачи едва ли будут нужны. Чехов согласился позировать, но просил отложить сеансы до осени, обещая к тому времени быть более бодрой и терпеливой моделью. Летом того же года он умер. Сеансы наши не состоялись. Но отказаться от мысли написать его портрет я уже не мог и потому решил изобразить хотя бы некоторые черты, хотя бы намек на тот ускользающий его духовный облик, который волновал меня все время.
«Чехов неуловим. В нем было что-то необъяснимо нежное», — сказал, осматривая мою работу, В.А. Серов, который так же обожал Антона Павловича и когда-то сделал с него акварельный набросок. Этот набросок служил мне некоторое время подспорьем, хотя сам Валентин Александрович находил его не совсем удачным.
Было еще несколько фотографий, но они мало подходили к моей задаче. Почти все в портрете было сделано мною по памяти: отсюда те недочеты, которые я сам всегда ясно сознавал и исправить которые я был не в силах». Портрет А.П. Чехова, написанный Н.П. Ульяновым, хранится в Доме-музее писателя в Москве. В галерее портретов русских писателей А. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Гончаров, даже М. Салтыков-Щедрин — вылеплены природой или Богом крупно и сильно и в творчестве, и в лицах. А.П. Чехов сотворен иным способом. Этот тихий изящный человек словно вычерчен тонкой иглой, с чрезвычайным благородством всех линий. В Чехове Россия полюбила себя. Остается только сожалеть, что судьба не позволила всем, изобразившим А.П. Чехова, довести его портрет до необходимой высоты. Образ «необъяснимо-нежного» великого человека остался в нашей живописи навсегда неразрешенной задачей.
Информация с сайта: https://www.culture.ru/persons/8209/anton-chekhov
И в завершении мероприятия мы предлагаем вспомнить вам замечательные произведения А.П. Чехова из свободных ресурсов интернета
К/ф «Карусель», новелла №7 «Размазня», по одноименному рассказу А. Чехова, Мосфильм, 1970. Реж. Михаил Швейцер. В ролях: Вячеслав Тихонов, Жанна Болотова. Свободный ресурс интернета
Ванька Расказ А.П,Чехова Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьёй на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
А. П. Чехов «Злоумышленник»
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!