Дорогие друзья! 16 февраля 2021 года исполняется 190 лет со дня рождения Николая Семеновича Лескова. Наша литературная страничка «Знаток русской души» посвящена этому гениальному русскому писателю, незаслуженно забытому в наши дни.
Николай Семенович Лесков. К 190 — летию со дня рождения писателя — Балакирева Татьяна Анатольевна, зав. сектором читального зала
Творчество Лескова нравилось Ф.М. Достоевскому. А.П. Чехов дружил с Лесковым, называл его одним из первых своих учителей. Л.Н. Толстой любил Лескова, восхищался и называл его «самым русским из русских писателей». Сюжеты Лескова несут в себе глубокое духовное начало, доказывают непреходящее достоинство христианских заповедей.
Лесков наполнил свои произведения яркой сатирой и сердечными историями о любви, удивительно светлыми и мудрыми человеческими персонажами, обогатил тонким психологизмом и нравственней чистотой. Он поистине народный писатель. В своих произведениях он пишет о крестьянах, о прислуге, о солдатах и офицерах, о священниках и монахах. Никто так правдиво не улавливал национальный характер русского человека. Некоторые его рассказы схожи с триллерами, другие превосходные комедии о провинциальной жизни. Этот неординарный писатель не перестает удивлять нас. Что же может закалить чувства, укрепить веру? Ответ можно найти, в произведениях Николая Семеновича Лескова.
В редком фонде читального зала ЦГБ им. М. Горького имеется уникальное раритетное издание Н.С. Лескова:
Полное собрание сочинений Н.С. Лескова. — 3-е изд., с критико-биогр. очерком Р.И. Сементковского, Т. 1-36. — Санкт-Петербург: А.Ф. Маркс, 1902-1903. — 36 т. — (Сборник «Нивы» за 1902-1903 год; № [1-18], 19-36).
Из всех дореволюционных собраний сочинений – это издание является самым полным. К сожалению, сохранилось только несколько томов:
Т. 1-2. Соборяне: (Хроника). Т. 3. Запечатленный ангел; Праведники: Однодум; Пигмей; Кадетский монастырь; Прибавление к рассказу о кадетском монастыре; Русский демократ в Польше. Т. 4. Праведники: Несмертельный Голован; Инженеры бессребренники; Левша; Человек на часах. Т. 5. Очарованный странник; Шерамур. Т. 6. Обойденные: Ч. 1-2. Т. 7. Обойденные: Ч. 3. На краю света.
Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Его дед был священнослужителем в селе Лески, откуда и пришла фамилия писателя. Отец Н. С. Лескова отличался религиозностью, прекрасным умом, честностью и твердостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов. Детские годы будущего писателя прошли в Орле, а когда его отец вышел в отставку и купил хутор Панино, вся большая семья (из семерых детей Николай был старшим) уехала из Орла в свое крошечное имение. В деревне Лесков сошелся с крестьянскими детьми и узнал простонародный быт. Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников по матери, куда он был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования. Далее Николай поступил в Орловскую гимназию, но учился не очень хорошо. В 1846 году он не выдержал переводных экзаменов и бросил гимназию, не закончив ее. Нехватку учености пришлось восполнить богатством жизненных наблюдений, познаний и талантом писателя. Лесков устроился писцом в Орловской палате уголовного суда, где служил его отец. Служба стала первым опытом знакомства и с бюрократической системой, и с неприглядными, а порой комичными сторонами действительности. Этот опыт позднее нашел отражение в произведениях. В те годы Лесков много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Но внезапная смерть отца и разорение семьи изменили судьбу Лескова. Осенью 1849 года он по приглашению дяди, профессора медика Киевского университета, переехал в Киев и к концу года устроился помощником столоначальника отделения Киевской казенной палаты. В этом качестве Лесков часто уезжал в уезды, изучал народный быт, много занимался самообразованием. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, дружба с иконописцами Киево-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.
В эти же годы он пристрастился к словесности, хотя и не помышлял еще о писательстве. В киевские годы Лесков, работая в Казенной палате, посещает вольнослушателем университетские лекции по агрономии, анатомии, криминалистике, государственному праву, изучает польский язык, участвует в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, сектантами, старообрядцами. Эти годы дали Лескову огромный запас наблюдений, образов. С 1860 года Лесков начал печататься в петербургских и киевских газетах. Появились его первые статьи, заметки. Однако его статьи, обличающие коррупцию, привели к конфликту с сослуживцами. В результате организованной провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу. С переездом в Петербург началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые жанровые картинки, путевые заметки, очерки. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Лесков прошел через увлечение социализмом, но он выступал как последовательный противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни. Писательская биография Лескова начинается с 1863 года, когда он опубликовал свои первые повести: «Житие одной бабы», «Овцебык» и начал публикацию романа «Некуда», написанного под псевдонимом М. Стебницкий.
В нем были показаны революционеры, прикрывающиеся «идеями» лишь затем, чтобы бездельничать, жить на чужой счет. Все это усугубило неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции. Его лучшие произведения тех лет рассказы «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница» прошли почти незамеченными.
Женился Лесков на страдающей психическим расстройством женщине – Ольге Васильевне Смирновой. Со временем её пришлось определить в лечебницу для умалишенных. Однако Лесков не оставил свою первую любовь и регулярно навещал её до самой смерти. Второй брак писателя остался гражданским – Екатерина Бубнова родила ему сына Андрея.
Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне», которая продемонстрировала читателям его художественное дарование.
Духовенство трактуется в этом произведении как сословие, хранящее традиционные ценности, и как социальная среда, откуда можно ожидать спасения России. Большой читательский успех имел рассказ «Запечатленный Ангел» и повесть «Очарованный странник». Оба произведения изложены в сказовой манере. Автор говорит от имени рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем такая сказовая форма была в произведении «Левша», «Тупейный художник». Лесков создает цикл рассказов о русских праведниках. Истинную красоту русского человека Лесков раскрывает нам в повести «Очарованный странник».
Этот человек — Иван Северьянович Флягин. Мы видим в нем простодушного, доброго русского богатыря. Если внешнюю красоту можно осознать, лишь только взглянув на человека, то внутренняя красота раскрывается и делами, и поведением, и образом жизни, и всей жизнью в целом. Пройдя через множество испытаний, Иван Северьяныч приходит в монастырь, но на этом он не успокаивается. Он предвидит войну и собирается туда идти. «Мне за народ очень помереть хочется» – говорит Флягин. Это символизирует главное свойство русского человека – готовность пострадать за других, умереть за Родину. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко. В рассказе «Запечатленный ангел» Лесков продолжает поиск богатырей, праведников, людей, способных на подвиг, одарённых, творческих. Герой рассказа «Запечатленный ангел» также не лишен слабости, нередко совершает рискованные и необдуманные поступки, но в то же время он наделен необычайной духовностью, честностью, неподкупностью. Житейские соблазны искушают и разрушают человека. И нужно иметь много душевных сил и большую веру, чтобы суметь противостоять этим соблазнам и сохранить чистую душу. В «Запечатленном ангеле» Лесков пишет о праведниках как главной силе русского национального духа.
Болезнь обострялась. В начале 1895 года прогулка вокруг Таврического сада вызвала новое обострение. Умер литератор из-за развившейся у него астмы, которой он и промучился последние пять лет жизни. Впрочем, жена лечащего врача Лескова, в своих воспоминаниях утверждает, что писателя погубил грипп, перешедший в двухстороннее воспаление лёгких. Он умер ночью, как желал, без страданий, тихо задремал на диване. Несмотря на непростую судьбу, этот замечательный писатель после долгого забвения возвращён в литературу. И его праведники продолжают оберегать русскую душу, закрепляя её.
Жизнеописание Лескова, составленное его сыном Андреем Николаевичем Лесковым, было впервые издано в 1954 году. А в начале 1970-х был Орле открыт дом-музей Н.С. Лескова. Там же установлен памятник писателю, который был осыпан похвалами и переизданиями. Появились многочисленные спектакли и кинофильмы по его произведениям. «Как художник слова Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров…» – писал Горький в статье, посвященной Лескову. Своеобразный, замкнутый в себе художник оказался не нужен своему времени. Лесков умел говорить горькую правду о русском человеке и при этом неотступно верить в него, жить надеждой на обретение им праведного пути. Он верит скорее в «хороших людей», нежели в «хорошие порядки». Он проповедал только то, что должно было остаться в будущем — праведную Россию.
Литература. Николай Семенович Лесков. Страницы жизни и творчества (1983). Рассказывает писатель Юрий Нагибин. Ресурс свободного доступа.
Интересные факты из жизни Николая Семеновича Лескова:
1. Максимальное внимание Николая Лескова привлекли древнерусское зодчество и живопись, прежде всего – иконопись.
2. Главным его чтением были произведения Николая Гоголя и Тараса Шевченко, с последним он познакомился лично. Лесков выучил украинский и польский языки.
3. Лесков не был склонен фантазировать, основой его сюжетов и персонажей всегда были реальные истории и люди, которых он когда-то наблюдал. Именно наблюдение жизни и сформировало его запас реалистичных характеров.
4. Православие всегда занимало особое место в жизни Николая Лескова. Он смотрел на Церковь и как писатель, как исследователь нравов и быта. Главными темами для него стали традиции русского паломничества, иконописи.
5. Он считал, что решить накопившиеся в стране проблемы возможно лишь через просвещение и углубление культуры.
6. Лесков написал единственный роман в русской литературе, где главными героями являются священники – «Соборяне». Удивительно точно и пронзительно Николай Семенович вывел несколько типов русских священников.
7. Лесков был убежденным вегетарианцем. В своих идеях Николай Семенович был последователен и первым из русских писателей создал литературный образ вегетарианца – в рассказе «Фигура».
8. «Самым скромным и дешевым порядком» просил Лесков организовать свои похороны и никогда не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста».
Отрывок из повести «На краю света» Н.С. Лескова:
«Отец Кириак: — Яви терпение, — вслушайся.
— Хорошо, — отвечаю, — буду слушать, что ты хочешь проповедовать.
— Ну, вот мы с тобою крещены, — ну, это и хорошо; нам этим как билет дан на пир; мы и идем и знаем, что мы званы, потому что у нас и билет есть.
— Ну!
— Ну а теперь видим, что рядом с нами туда же бредет человечек без билета. Мы думаем: «Вот дурачок! напрасно он идет: не пустят его! Придет, а его привратники вон выгонят». А придем и увидим: привратники-то его погонят, что билета нет, а хозяин увидит, да, может быть, и пустить велит, — скажет: «Ничего, что билета нет, — я его и так знаю: пожалуй, входи», да и введет, да еще, гляди, лучше иного, который с билетом пришел, станет чествовать». Меня особенно подкупает религиозное чутье Лескова. Он, безусловно, христианин, но стоит значительно выше закостенелых постулатов, он ярый противник церковной бюрократии. Он глубоко проникает в сердце и душу, вытаскивая оттуда необычайные красоты человека, Бога и этого мира.