Поликлет

Уважаемые наши читатели! Продолжая знакомить вас с книгами из редкого фонда читального зала, представляем вам очередную информминутку из истории мировой культуры. Перед вами книга «Поликлет», вышедшая в государственном издательстве «Искусство» в 1939 г. Она рассказывает о творчестве древнегреческого скульптора и теоретика искусства Поликлета Старшего. Её автор Дмитрий Саввич Недович — российский и советский филолог, антиковед, искусствовед и переводчик сербского происхождения, профессор МГУ.


С 1922 года — действительный член Государственной Академии художественных наук (ГАХН). Был одним из инициаторов её создания. В программной книге «Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств» критиковал общее искусствознание за излишнюю абстрактность и попытался создать концепцию художественных наук, в центре которых находится художественное произведение во всём многообразии его отношений с творцом и зрителем (читателем, слушателем), наук ищущих путь к природе искусства и приближающихся к самому искусству.
Писал и переводил стихи, наиболее издаваемым в его поэтическом наследии стал перевод первой половины «Сатир» Ювенала.


В 1930 году подвергся репрессиям, был отчислен из Академии по сокращению штатов с формулировкой: «…проявил себя на научном поприще как идеалист, а на общественном — как лицо, чуждое социалистическому строительству». Однако смог остаться в Москве, несколько раз меняя место работы. Преподавал историю пространственных искусств в студии Григория Рошаля на Мосфильме. Во второй половине 30-х гг. — начальник кафедры иностранных языков Военно-юридической академии Красной Армии. В 1941 году вновь получает звание профессора кафедры истории искусств Московского архитектурного института. В 1941—1943 годах вместе с академией был в эвакуации в Ташкенте.
В 1944 году арестован и до конца жизни находился в заключении. В 1956 году реабилитирован.
Его книга «Поликлет» посвящена древнегреческому скульптору, работавшему в Аргосе во второй половине V века до нашей эры. До нас не дошло ни одного оригинала его работ. Зато сохранилось множество копий, как правило, в мраморе, хотя скульптор работал в бронзе [бронзовые греческие оригиналы уже в римское время переплавляли на другие изделия, чаще всего, оружие].


Биографических сведений о Поликлете имеется мало. Плиний Старший относит высший расцвет его творчества (акме) к 90-й олимпиаде (420—417 гг. до н. э.). Время его активности определяют по-разному (например, около 450—410 или около 435—404 гг. до н. э.), но обычно называют период 460—420 гг. до н. э.
В сохранившихся сигнатурах скульптора имя отца и место происхождения не встречаются. Один Плиний указывает, что он был сикионцем (уроженцем Сикиона), прочие называют его родиной Аргос. Найденная база утраченной статуи Пифокла его работы, видимо, подтверждает аргосское происхождение, так как на ней сохранилась надпись: «Пифокл элеец. [Поли]клет сделал аргосец». Более поздний скульптор Дедал, считающийся его родичем, был сикионцем. По-видимому, какая-то связь с Сикионом у Поликлета была, некоторые предполагают, что Поликлет был уроженцем Сикиона, но переселился в Аргос.
Его возможный родственник Поликлет Младший стал архитектором (работы: середина или 2-я пол. IV в. до н. э.). Упоминается и другой Поликлет Младший, ставший скульптором — родственник, возможно, племянник своего великого тёзки (либо же одна персона с архитектором); Павсаний причём говорит о нём, что он ученик Навкида (VI, 6, 2). Таким образом, в художественной династии, к которой принадлежал Поликлет Старший, фигурируют следующие имена — Поликлет, Навкид, Патрокл, Дедал. Некоторые считают, что Поликлет был один (так думал, например, Плиний и, по-видимому, все другие источники, кроме Павсания), и Навкид тоже был один.
Учителем Поликлета был Агелад (Гагелад) — по свидетельству одного Плиния Старшего, а современные учёные считают, что Поликлет по датам не мог быть его учеником.
Хронология его творчества восстанавливается по письменным источникам, сохранившимся надписям (сигнатурам — подписям на базах утраченных подлинников), а также благодаря поздним репликам, которые приходится датировать по стилевым признакам. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении идеальных фигур победителей в олимпийских состязаниях, героев и богов.
Как пишет Плиний Старший, Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Он умел показывать тело в состоянии равновесия — человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны. Мастеров его эпохи занимала проблема внутренней архитектуры человеческого тела, и Поликлет решил эту задачу, открыв контрапост.
Плиний сообщает, что Поликлет использовал делосскую бронзу, а Мирон — эгинскую, хотя они были учениками одного и того же мастера.
Уже в античности Поликлет прославился как создатель канона. «Каноном» назвался не сохранившийся трактат Поликлета об эстетике.

В нем он предложил идеальные пропорции мужского молодого тела. Соотношения находятся в цифровом соотношении, подчиненное гармонии чисел. Поликлет уделял большой внимание пифагорейской теории золотого сечения– вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей. Спустя столетия законченный вид этой теории придал выдающийся французский архитектор и теоретик ХХ века Ле Корбюзье в собственном трактате «Модулор».

Архитектор-модернист, исходя из античной идеи парных мер, предложил использовать две шкалы гармонично возрастающих иррациональных величин в пропорции «золотого сечения».
Воплощение канона в скульптуре – Дорифор («копьеносец»). В основе композиции здесь лежит перекрестный ритм движения тела: правая сторона (опорная нога и опущенная рука) напряжена, но статична, левая сторона (рука с копьем и отставленная назад нога) в движении, но расслаблена. Его поза значительно отличается от архаических и раннеклассических куросов, чья поза полностью застылая и фронтальная. Поликлет — первый, кто дал статуи движение.
Дорифор — первый пример контрапоста (лат. противоположность) или хиазма (гр. крестообразный) – прием изображения человеческого тела, когда две стороны контрастно противопоставлены друг другу, но при этом находятся в полной гармонии и равновесии. Это не портрет конкретного атлета, но искусственный образ идеального юношеского тела.
Отныне греческая пластика будет повсеместно использовать хиазм в своем безудержном желании передать движение фигуры. Кроме того, даже мы можем оценить насколько эта поза естественна, наше тело часто само по себе следует принципам хиазма (точнее сказать, хиазм исходит из естественного положения расслабленного стоящего тела).
Дорифор – не единственное творение Поликлета. Статуи Диадумена («юноша, повязывающий повязку») и Дискофор («атлет, несущий диск») также исполнены в принципах хиазма.


Есть момент, который может нас смутить, когда мы смотрим на римский мраморные копии. Какие же гармония и равновесие, если нам так хорошо видна подпорка, на которую, очевидно, опирается весь вес статуи?
Греки нашли в бронзе не просто другой, отличный от мрамора материал, но и удивительную пластичность. Бронзовую статую можно поставить в те позы, которые просто недоступны камню: отвести руки и ноги как можно дальше от тела, поднять их или нагнуть корпус. Отсюда подпорки, перемычки и другие технические ухищрения, к которым вынуждены были прибегать римские скульпторы, копируя греческие бронзовые статуи в камне. В бронзовых копиях этих ухищрений нет.
Поликлет, Фидий и Мирон составляют тройку главных скульпторов классического периода греческой скульптуры.


Поликлет пользовался чрезвычайной славой в античности, например, в кругу Сократа высшими художниками считались: в скульптуре — Поликлет, в живописи — Зевксид, а Платон, желая похвалить мастерство врача Гиппократа, сравнивает его с Поликлетом и Фидием. Цицерон, говоря об идеальном, пишет, что изображение Зевса Олимпийского Фидия или статуя Дорифора Поликлета всё-таки не отпугивает остальных от занятия скульптурой («Оратор», 5). Аристостель называет Фидия и Поликлета безупречно точными в своём искусстве.
Тем не менее, его ставили на второе место за Фидием. Античные историки считали, что он всех превосходил тщательностью отделки и красотой своих работ; но им не хватало величия.
Поздний римский автор Клавдий Элиан приводит исторический анекдот о Поликлете, который является иллюстрацией тезиса о глупости толпы. «Однажды государственная комиссия дала заказ Поликлету. Скульптор стал делать одновременно две статуи: одну он никому не показывал и делал по своему усмотрению, другую держал на виду и покорно вносил в нее все требуемые поправки. Когда настал срок, он представил комиссии обе статуи на выбор. Комиссия сказала: «Первая статуя прекрасна, а вторая ужасна!» – «Так знайте же, – ответил Поликлет, – первую сделал я, а вторую сделали вы».»
Древнегреческий инженер Филон Византийский приводит его высказывание о том, что успех зависит от многих числовых соотношений, причём мелочь имеет решающее значение. Плутарх в «Застольных беседах» упоминает его высказывание, что самая трудная работа — это последняя отделка изваяния ногтем. Это впоследствии породило крылатое латинское выражение «Ad unguem» — До ногтя (употр. в знач. с величайшей тщательностью (точностью)). Предполагается, что здесь речь идёт о лепке в глине, но быть может, речь идёт о проверке качества швов в мраморе путём проведения по ним ногтями.
Поликлет был главой скульптурной школы в Аргосе.

Он является первым в истории скульптором, о котором известно, что у него была школа продолжателей. Эта школа просуществовала не менее трёх поколений, но, похоже, наиболее была активна в конце IV— начале III века до нашей эры. Плиний и Павсаний назвали имена примерно двадцати скульпторов Поликлетовской школы, определяя их манеру их приверженностью его принципам равновесия.
Атрибуция работ Поликлета производится по письменным источникам или другими способами. Некоторые статуи с помощью анализа стилистики относят к школе Поликлета. По письменным источникам часто трудно определить, идёт речь о работах Поликлета Старшего или Младшего. Младшему обычно приписывают мраморные статуи, так как от Старшего не имеется ни одного твёрдо засвидетельствованного мраморного произведения, а также те, что были созданы после 420 г. до н. э., так как неясно, работал ли Старший после этой даты. Скульптуры 1-й пол. IV века очевидно принадлежат уже всё-таки Младшему.
Были случаи, когда статую относили к руке Младшего, поскольку была найдена база с надписью IV века (то есть эпохи младшего поколения), однако позже появлялись данные о том, в какую именно олимпиаду победил изображённый атлет в V веке, это значило, что скульптура всё-таки была создана Старшим, а надпись просто обновляли.
Дата и причина смерти скульптора покрыты пылью времен. Он умер в 5-м веке до н. э. и оставил после себя богатейшее наследие и плеяду учеников, которые стали продолжать традиции, заложенные мастером. Школа грека просуществовала до начала 3-го века до н. э. Из нее вышли десятки последователей, к наиболее прославленным относятся Навкид, Патрокл и Диномен.

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!