Дореволюционная реклама Российской империи

Музейно-мемориальная экспозиция читального зала пополнилась новой коллекцией «Дореволюционная реклама Российской империи в прессе» и «Листовка подлинной рекламы Генриха Брокара 1896 г.»

Представляем вниманию читателей подлинное приложение к журналу «Родина» за 1904 год:

  1. Лист с выкроечными рисунками. Приложение к журналу «Родина» за апрель 1904 г. Издание А.А. Каспари. С-Петербург, Лиговская улица, собственный дом, №114. Список выкроечных рисунков с объяснением знаков.
  2. Рисунки для любительских работ. Приложение к журналу «Родина» за апрель 1904 г. Издание А.А. Каспари. С-Петербург, Лиговская улица, собственный дом, №114. Выпиливание из дерева, выжигание, резьба по дереву, вышивка и прочее

Журнал «Родина» — это яркий пример традиций научно-популярной исторической журналистики, заложенной создателями издания ещё в 1879 году в Петербурге. Основателем и владельцем издания был журналист В.А. Захаров. Владельцы и редакторы менялись в «Родине» достаточно часто. С 1883 года журнал стал еженедельником, владельцем на тот момент стал Альвин Каспари, деловой и во многом оригинальный человек. Именно при нём в самом журнале публиковались материалы по истории России с древнейших времен, о великих исторических личностях, поворотных событиях, о простом человеке, очерки о научных и географических открытиях, а оригинальные приложения к журналу «Новейшие моды и рукоделия» знакомили читательниц с последними веяниями моды и давали полезные советы – как почистить плетеную мебель, как сделать мягким жесткое мясо, как продлить жизнь лайковым перчаткам, и другие.
Одним из таких приложений в журнале «Родина» за 1904 г. и было приложение за апрель, в котором представлялся лист с выкроечными рисунками с объяснением знаков, а также еще одно приложение – это рисунки для любительских работ: выпиливание из дерева, выжигание, резьба по дереву, вышивка и прочее

  1. Представляем вниманию читателей подлинную листовку рекламы «русского француза» Генриха Брокара 1896 год. В данном выпуске товарищество парфюмерного производства рекламирует дополнительно вышивку гладью.

Современный мир немыслим без рекламы – она сопровождает нас повсюду, стоит только включить телевизор или радио, выйти в интернет или в ближайший супермаркет. Реклама зародилась еще в глубокой древности, с возникновением торговых отношений, но, конечно, тогда она была устной. С возникновением книгопечатания и книготорговли стала развиваться реклама печатная.
Товарищество «Брокар и Ко»» — легенда парфюмерной промышленности Российской Империи. О духах «Красная Москва» обязательно все слышали! Самые знаменитые духи в Советском Союзе детище империи Брокар. Появились они незадолго до революции и назывались иначе — «Любимый Букет Императрицы». Генрих (Анри) Афанасьевич Брокар — потомственный парфюмер, переехал в Россию во второй половине 19-го века в поисках достойного заработка. Конкуренция на родине во Франции была сильна, а в России о существовании мыла и прочей парфюмерной продукции имели представление только обеспеченные слои общества. И Брокар начал свое дело именно с мыловарения.
Упаковки для всей продукции Брокара были всегда яркими и красочными и частенько дополнялась еще и полезными бонусами. Например, на этикетке ”Народной помады” можно прочитать басни И. Крылова, а к мылу прилагалась премия — лист со схемами для вышивки. Если учесть большую популярность брокаровского мыла в народе и то, что купить его можно было во всех краях Империи, эти бесплатные схемы для вышивки разлетелись по всей стране. Компания Брокара стала известна своими нестандартными по тем временам рекламными шагами. В упаковки с мылом были вложены небольшие листы со схемами вышивок для столового белья. Успех этих схем был так высок, что до сего дня мастерицы вышивания с удовольствием коллекционируют их. На выставке в Москве Брокар для рекламы своего изобретения установил фонтан «Цветочного одеколона», попробовать который мог любой желающий. Чтобы убедить обеспеченного покупателя, что российские духи могут быть не хуже французских, Брокар также прибегал в разным маркетинговым ходам — например, как-то Брокар разлил французские духи известной фирмы «Любэн» во флаконы фирмы «Брокар».
Вот так и пересекались парфюмерия и вышивка.

Все желающие смогут подержать в руках подлинную листовку рекламы «русского француза» Генриха Брокара 1896 года, кому интересна история рекламы в Российской империи. В рамках работы читального зала сотрудники проводят экскурсии по музейно-мемориальной экспозиции.

Новую коллекцию подготовила: Селина Л.А.

Экскурсии по музею провели: Селин В.В., Ровная И.Н.