Арт-портрет: А.С. Пушкин в изобразительном искусстве

Дорогие друзья! Сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С. Пушкине. Портреты классиков русской литературы — особая тема как в литературоведении, так и в искусствоведении. Со временем интерес к ней становится всё более заметным. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры. В изобразительном искусстве пушкинского времени не было строго единообразия, как не было и какого-либо единого отношения к нему. В нашей галереи образов Пушкина собраны портреты разных периодов жизни поэта. Пусть образ этого замечательного классика русской литературы будет разным непохожим на себя, ведь в жизни, судя по воспоминаниям современников, он был очень разным. Ксавье де Местр Пушкин — ребёнок 1800 – 1802.

Миниатюра написана маслом на металлической пластине. Предполагается, что это первое изображение Пушкина. Миниатюра была подарена С.М. Великопольской — дочери семейного врача и друга Пушкиных М.Я. Мудрова. Более ста лет портрет бережно хранился у Великопольских. В 1950 году артист В.С. Якут после успешного выступления в роли Пушкина в пьесе А.П. Глобы «Пушкин» получил его в подарок. А через десять лет, узнав о создании в Москве музея, посвященного Пушкину, Якут передал туда драгоценную реликвию.

Чириков Сергей Гаврилович Портрет Пушкина 1810 Чирков был учителем поэта в лицее. В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неизвестной старушки акварельный портрет мальчика Пушкина. Портрет был в очень плохом состоянии, и владелица ничего не могла сказать о его происхождении. Пушкинский Дом (Институт русской литературы АН СССР) приобрел у Руслова этот портрет, заплатив довольно большую по тем временам сумму — 200 рублей.

Гейтман Егор Иванович А.С. Пушкин 1822 Этот гравированный портрет использовался в иллюстрациях первого издания «Кавказского пленника». Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К.П. Брюллова.

Иванов Юрий Валентинович Саша Пушкин, лицеист 1984 Пушкин — лицеист. Подросток Пушкин… Мечтательный, задумчивый, кудрявый, уже не ребенок, но еще не юноша, таков Пушкин – лицеист.

Соколов Пётр Фёдорович Портрет А.С. Пушкина 1836 Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками. «Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное». (Л.П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора). Тропинин Василий Андреевич Александр Сергеевич Пушкин 1827 Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.). Гиппиус Густав Адольф А.С. Пушкин 1827-1828 А.С. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического ореола. Это взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением. Репин Илья Ефимович А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года 1911 Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург Пушкин вспоминает об экзамене в Царском Селе, состоявшемся в 1815 году, как приехал в лицей знаменитый поэт Г.Р. Державин. Утомленный однообразием экзамена, Державин задремал. Он внезапно оживился, когда Пушкин начал читать свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был восхищен талантом молодого поэта. И. Репин изобразил на своей картине, написанной в 1911 году, волнительный сюжет, где юный поэт читает свое стихотворение. Айвазовский Иван Константинович, Репин Илья Ефимович А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897 Одесский художественный музей, Украина Айвазовский писал эту картину совместно с Репиным. Каким было разделение труда — очевидно: одному досталось море, другому — человеческая фигура. Репин жадно допрашивал всех, кого мог, о внешности Пушкина, его жестах и осанке, а позже писал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Картину живописцы пожертвовали Обществу нуждающихся актеров. Линев Иван Логинович Портрет Пушкина 1836-1837 Последний портрет Пушкина, написанный при его жизни. Существует и мистическая версия, что прототипом для линевского портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Она основывается на попытке реконструировать события 29-30 января 1837 года. Достоверно известно, что И.С. Тургенев принес локон, срезанный Никитой Козловым с головы умершего поэта, в дом Линева. Дальше идут домыслы… Возможно, узнав о кончине поэта, И.Л. Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там стоял у гроба, «впитывая» в себя образ уже мертвого лица поэта. Затем «оживил» в картине этот образ, но сохранил при этом черты запомнившегося ему мертвого лица — приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами.