Книги о Великой Отечественной войне для детей и подростков

Авраменко А. И. «Гонцы из неволи». Повесть. Юные герои Шура Кобер и Витя Хоменко были награждены орденами Отечественной войны за свой подвиг. По заданию подпольного центра они перешли линию фронта, чтобы сообщить в Москву секретный шифр фашистов, и тем самым спасли жизнь тысячам солдат.

Адамович А., Брыль Я., Колесник В. «Я из огненной деревни» — документальная трагедия, книга-память, живой голос людей, которые были сожжены, убиты вместе с семьями, вместе со всей деревней, и чудом уцелевших жителей белорусских Хатыней, многие из которых были детьми

Айтматов Ч. Ранние журавли. Действие повести происходит во время войны в маленьком киргизском ауле. Герои повести – дети, ученики 6-7 классов, чьи отцы на фронте. В колхозе не хватает рабочих рук, и ученикам приходится помогать взрослым поднимать колхозные поля, обеспечивать фронт хлебом, заботиться о своих семьях. Султанмурат взялся заботиться о конях своего отца: животных нужно было подготовить к пашне. Однажды ночью конокрады связывают подростков и уводят четырёх лошадей. Детям удаётся высвободиться: Султанмурат на лошади бросается за преступниками, а друзья бегут за помощью.

Алексеев О. А. «Горячие гильзы». Детство у писателя Олега Алексеева было нелегкое: во время войны он жил на Псковщине, в партизанском крае. Всё, о чём говорится в рассказах, видел и пережил сам. Это его отец ушёл в армию в первый день войны, как в рассказе «Тихое воскресенье». Это его хлеб пробила вражья пуля (рассказ «Хлеб»). Каждый рассказ — эпизод из жизни. Повесть переносит читателя в годы Великой Отечественной войны на Псковщину. Её герои — деревенские ребята, деятельно помогавшие партизанам в их борьбе с оккупантами. Автор говорит о большой душевной чуткости детей и взрослых, их взаимной бережности и понимании. Мы видим, как мальчик мужает, учится ненавидеть врага, помогает партизанам в их нелёгкой борьбе.

Алексиевич С. А. «Последние свидетели». Соло для детского голоса. Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет — самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Главные герои книги — не политики, не солдаты, не философы, а дети, которые запоминали самые яркие и трагические моменты той войны. Не сами события, а то, что чувствовали. «Я помню маму. Когда ее вели на расстрел, она просила: «Дочку уведите… Закройте дочке глаза…», – вспоминает одна из героинь. «А я не плакал, когда падала бомба, я топал ножкой и приговаривал: «Я буду жить! Я буду жить!». И эти воспоминания детские, беззащитные, до основания обнажают и разоблачают «человеческое безумие в форме войны». Последние свидетели» — подвиг детской памяти.

Артюхова Н. М. «Светлана». Повесть. Нет на свете ничего страшнее войны – она разрушает всё на своём пути: деревни и города, людские семьи и жизни. Лейтенант Костя Лебедев приехал с фронта в Москву в отпуск. С ним была худенькая девочка лет тринадцати с огромными черными глазами и копной таких же черных кудрей. Костя увез её из разрушенной фашистами деревни. В свои тринадцать лет Светлана уже пережила оккупацию и потеряла родителей. Но после всех горестей судьба всё-таки улыбается девочке: она попадает в детский дом, который вскоре становится для неё домом настоящим.

Астахов Е. Е. «Я вернусь, когда растает снег…» Действие повести разворачивается на Кавказе в годы Великой Отечественной войны. Круто изменила война жизнь подростков в прифронтовом городе, немало испытаний выпало на их долю. Ребята становятся свидетелями и участниками тайной схватки с врагами; в этих событиях оттачивается их характер, воля, закаляется дружба.

Байрамукова Х. Б. «Вечные всадники». Действие повести происходит накануне и во время Великой Отечественной войны. Герой книги школьник Солтан вырастил прекрасного коня и сберёг его в период фашистской оккупации. Боли и радости девятилетнего в начале повести Солтана, пусть сначала детские, пусть где-то несерьезные, на глазах читателя вырастают вместе с мальчиком, формируют его характер, его личность.

Баруздин С. А. «Её зовут Ёлкой». В деревне Серёжки живёт Ёлка, девочка тринадцати лет. В деревню приехал московский мальчишка – Лёнька Пушкарёв. Баруздин рассказывает нам о том, как потихоньку, совсем незаметно зарождается первое, ещё детское чувство. 22 июня 1941 года детство кончилось. Лёнька вернулся в Москву. Ёлка осталась в деревне. Места эти вскоре стали фронтовой зоной. Именно здесь был один из рубежей, на которых было остановлено наступление гитлеровцев на Москву. Близился 1942 год. Ёлке исполнилось 15. В свои годы она уже знала цену жизни и смерти. Она была связной в партизанском отряде, вытаскивала из-под огня раненых, ходила на неприятельский берег речки Нары. При выполнении ответственного задания Ёлка погибла. Лёнька ушел на фронт добровольцем и никогда не узнал о подвиге Ёлки, о том, что немцы так и не форсировали Нару, что в деревне построен новый железнодорожный мост, который зовут Ёлкиным. Он просто не мог приехать после войны в деревню Серёжки: «в далёкой Венгрии в братской могиле похоронен танкист Леонид Иванович Пушкарёв…»

Бернард Я. «Дети батальона». Автор в годы войны был «сыном полка», в строительном батальоне под Сталинградом. О военном детстве вблизи фронта Ян Игнатьевич рассказал в своей книге. В основе лежат страшные и героические события, которые пришлось увидеть и пережить автору и его брату.

Богомолов В. О. «Иван». Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком, с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Ивана не остановить, не спрятать от войны. Он видел столько страшного, что не может жить, пока это страшное не будет уничтожено. Об Иване говорят: «Ненависть душу жжет». Иван – храбрый разведчик. Но не об этом написал Владимир Богомолов. Он был уверен, что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда. В декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан Иван, наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Бондаренко А. Ю. «Юные герои Отечества». Эта книга, посвященная подвигам юных героев, рассказывает о ребятах, которые жили в различные периоды истории Государства Российского — от X до XXI века, в различных городах и селах, и совершили свои подвиги не только в военное, но и в мирное время. Раздел книги посвящён подвигу юных героев Великой Отечественной войны.

Бондаренко И. И. «В осаждённом городе». В повести показана жизнь детей-школьников блокированного Ленинграда. Начались летние каникулы 1943 года. Мальчики-одноклассники – Андрейка, Коля, Генка – стараются поддерживать связь друг с другом и, каждый по-своему, включаются в общую жизнь города. Основной персонаж повести – Андрейка – поступает на работу в ТАСС курьером. Ему приходится бывать в разных местах города; и через Андрейку читатель узнаёт много фактов из жизни осажденного Ленинграда, знакомится с положением и событиями на фронте. Героические дни обороны показаны реалистически-правдиво, как и судьбы мальчиков.

Власов А. Е., Млодик А. М. «О вас, ребята». Сборник рассказов. «Под землёй» – о том, как раненый на оккупированной территории разведчик был спасён несколькими ребятами. Они не только спасли его – но и помогли нашим бойцам, использовав свои знания об истории родного края, разгромить немецкий штаб. «Три семёрки»: «777» – такой номер был присвоен мальчику, находившемуся на принудительных работах у гитлеровцев. «Счастливый номер»… «Тайна синих бумажек». Рассказ о том, как несколько мальчишек, случайно оказавшиеся свидетелями гибели партизанского связного, взяли на себя его работу. «Бандероль» – как связанные для фронта варежки помогли выжить.

Воронкова Л. Ф. «Девочка из города». Валентинка во время бомбёжки лишается всего: мамы, младшего брата, папы, дома… Соседи, как и Валентинка, оставшиеся без крыши над головой, уводят девочку из города. И в дороге Валентинка находит приют в деревенском доме, где живёт добрая Дарья Шалихина со своими детьми: Грушей, Таиской и Романком. Отец семейства на фронте и из мужчин дома только пожилой, суровый на вид дед. Валентинке сложно прижиться в новом доме: ей не знаком деревенский быт, она не знает, как подступиться к разным домашним хлопотам, да ещё и Таиска всё время норовит подшутить над городской девочкой, выставляя её на посмешище. Но Валентинке очень хочется помогать новой маме всеми силами, поэтому она смело берётся за новые дела и старается быть полезной. 

Громова Н. А. «Странники войны». Воспоминания детей писателей. 1941-1944. Детство героев этих мемуаров выпало на годы войны. Многие рассказы открываются картиной эвакуации из Москвы, которая началась уже в первых числах июля 1941 года. И дети, и подростки, оказавшись в далеком тылу, в эвакуации в интернате Литфонда в Чистополе, будут голодать, плакать от одиночества, мечтать о встрече с родителями, о возвращении в Москву, переживать гибель старших братьев и родителей, убегать на фронт… Но это было и время первой влюбленности, начало дружбы, которая сохранилась на всю жизнь. Книга уникальна тем, что авторы вспоминают то, детское, восприятие жизни на краю общей беды. Каждая история – отдельная судьба. Среди прочих – судьбы трех погибших юношей: Георгия Эфрона, сына Марины Цветаевой, Никиты Шкловского, Всеволода Багрицкого; рассказы о встрече с Борисом Пастернаком, о том, как двенадцатилетние дети ловили дезертиров или как на новый 1942-й год устроили праздник с настоящей елкой! 

Гроссман М. «Чук и Гек». Рассказ от лица военного корреспондента о боевых действиях партизан, о храбрых партизанских разведчиках, братьях Костровых: «Ивану было лет четырнадцать. Трудная боевая жизнь наложила на его лицо отпечаток суровости и насторожённости. Евгений, которому было года на три меньше, чем брату, наоборот, вёл себя весело и непринуждённо. Однако эта весёлость немедленно исчезла, как только мы заговорили о деле». А связь с партизанами осуществляли голуби Чук и Гек.

Дедов П. П. «Березовая ёлка». Военное детство… Сибирская деревня… Взросление и мужание школьников в суровые годы Великой Отечественной войны. Этому посвящена повесть известного русского писателя Петра Дедова, открывающая цикл «Из детской памяти вернись». Дети военных лет рано взрослели. В 10 лет герою повести, как и многим другим его сверстникам, приходилось пахать на лошадях, косить сено, словом, делать все «мужицкие» работы, и, наверное, поэтому в книге больше уделено внимания миру взрослых, чем детским играм и забавам.

 «Дети войны о войне». В книге представлены оригинальные воспоминания детей, на долю которых выпали тяжелейшие лишения в годы Великой Отечественной войны. Посредством детского восприятия они возвращают нас к тем суровым временам, когда каждый день надо было бороться за то, чтобы… прожить до завтрашнего дня. Дети, опаленные войной, страстно ждали ПОБЕДЫ, и она пришла к ним на плечах их отцов, матерей, братьев, сестер, бабушек и дедушек. Но и наступивший мирный период, особенно его первых лет, потребовал неимоверного напряжения человеческих сил для того, чтобы послевоенное детство стало поистине счастливым. С теплотой и с пониманием всех сложностей, которые им пришлось пережить вместе со всей страной, дети войны отдают свои признание и любовь тем, кто бережно хранил их жизни и ввел в мирное время.

«Дети герои». Рассказы о Лене Голикове, Вале Котике, Зине и Гале Портновых, Васе Коробко, Мише Глазке, Володе Казначееве, Адели Литвиненко, Боре Царикове, Володе Черинове, Толе Комаре, Володе Щербацевиче, Вале Зенкиной, Володе Казьмине, Володе Дубинине, Васе Носакове, Саше Козаке, Мусе Пинкензоне, Вадиме и Толе Гороховских, о подпольном каровском союзе пионеров и о сталинградских детях.

«Детская книга войны: дневники 1941-1945». Эта книга – документ истории. Впервые в одном томе собраны все дневники детей Великой Отечественной войны, которые удалось обнаружить журналистам «АиФ». Страшные и честные свидетельства того, через что пришлось пройти и что довелось испытать миллионам маленьких жителей великой страны. Ради памяти о них, ради сохранения этих рукописей и издана эта книга. Более половины из 35 дневников публикуется впервые. Орфография авторов дневников сохранена. Печатается с сокращениями. В разделе «Ленинград: блокада» опубликованы 18 дневников, в том числе знаменитый дневник Тани Савичевой.

Жариков А. Д. «Повесть о маленьком сержанте». Документальная повесть о двенадцатилетнем сержанте – пионере Володе Валахове, награжденном за подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны, боевой медалью.

Иванов В. П. «Мальчишки в бескозырках». Записки нахимовца. Виктор Иванов, офицер флота, в десятилетнем возрасте пережил блокаду Ленинграда, полноправным бойцом участвовал в обороне города на Неве, в конце войны поступил в только что организованное Ленинградское нахимовское военно-морское училище. Документальная точность записок, привлечение наряду с личными впечатлениями, материалов из военных архивов, рассказы о первых воспитанниках нахимовского училища – все это дает возможность почувствовать пульс нашего времени, его связь с героическим прошлым – Великой Отечественной войной. «Я рассказал об офицерском становлении одного из ленинградских мальчишек, судьба которого была счастливой: он не умер от голода в блокаду, не погиб на фронте. Его судьба вовсе не уникальна. В ней, как в капле воды, преломилась жизнь многих моих ровесников… Разумеется, большинство моих товарищей стали военными людьми, носили и по сию пору носят погоны – армейские, флотские, пограничные… И это закономерно, в этом общая примета поколения. Мы выжили».

Иванов В. «Служил в полку мальчишка». Слово «юнбат» родилось в годы войны и означает юный батареец. Полной солдатской мерой хлебнул военного лиха Витя Иванов. Все было как у взрослых – фронт, бои, ранения, госпитали, медаль «За оборону Ленинграда» в двенадцать лет. В этой книге бывший сын полка рассказывает о героических днях обороны Ленинграда, ставших его боевым крещением на всю жизнь.

Изюмский Б. «Алые погоны». Роман «Алые погоны» знакомит с «суворовцами» — будущими офицерами Советской Армии: Володя Ковалев, отец которого погиб на фронте, Артем Каменюка, родителей которого фашисты повесили за то, что они писали прокламации, Сенька Самсонов, у которого убили отца, а сестренку угнали в Германию, Семен Гербов, брата которого замучили в гестапо, а отца сожгли на костре на глазах у мальчика, и другие обездоленные войной дети. «1941 год. Еще шла война. Многие суворовцы были дети погибших на войне офицеров и солдат. Лепить из мальчишеских душ, опаленных огнем, осиротевших, людей высокой нравственности, привить им чуткость, доброту, чувство воинской чести — видимо было моим призванием…» — говорил позднее автор.

Кассиль Л. «Великое противостояние». Во время Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми встали на защиту Москвы. Но они не сражались на передовых, не держали в руках оружия. Дети Москвы защищали город изнутри. Во время бомбежек Сима со своими пионерами забирались на крыши домов и тушили зажигательные смеси, которые сбрасывали с вражеских самолетов. Но когда к Москве стали подходить фашисты, Сима с детьми уезжает в эвакуацию, возвращается за сбежавшим мальчиком, оказывается в оккупации, затем бегство от немцев…, контрнаступление наших войск под Москвой.

Кассиль Л. А. «Дорогие мои мальчишки». Книга посвящена Аркадию Гайдару, выведенному в повести под именем Арсений Гай. Но главные её герои – волжские мальчишки-ремесленники и ленинградские юнги, которых война свела в небольшом волжском городке недалеко от линии фронта, где им предстоит и повраждовать, и подружиться и – принять настоящий бой с врагом. Война сначала уносит жизнь любимого учителя, а потом приходит и в крошечный Затонск. И вот уже мальчишкам приходится не в сказке, а в были отстаивать верность своему синегорскому девизу – «Отвага, Верность, Труд – Победа!».

Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. «Улица младшего сына».13-летний Володя Дубинин до войны был обычным парнем, у которого были семья, друзья, школа. Но война внесла коррективы в привычный уклад жизни, он ушел в партизаны. Вместе с ними ему пришлось жить в каменоломне, скрываясь от немцев. Семь раз за 50 дней и ночей он выбирался наружу и рассказывал о планах врага. В одну из таких вылазок он узнал, что фашисты собираются затопить каменоломню. Благодаря его быстрому сообщению командиру, партизаны смогли возвести преграды, и все остались живы. Не так уж много на свете мальчиков, именем которых названы улицы. Имя юного партизана Володи Дубинина носит улица в Керчи.

Катаев В. П. «Сын полка. С непридуманными историями о детях на войне». Повесть давно любима читателем. В годы Великой Отечественной писатель работал военным корреспондентом и оставил о ней много статей, очерков, рассказов. Прошедший войну, узнавший о разных солдатских судьбах, многое увидевший и прочувствовавший, он достоверно представил в своих произведениях то страшное время. Тема «дети на войне» — особая в русской литературе. История Вани Солнцева, главного героя повести «Сын полка», была хорошо знакома многим мальчишкам военной поры. В образе Вани они узнавали себя. И это подтверждают опубликованные в книге рассказы людей, которые в те далекие дни были детьми и которым наравне со взрослыми пришлось идти на фронт, трудиться в тылу, стать узниками концлагерей, столкнуться с оккупацией, потерять близких родственников, но выжить и не пасть духом.

Козлов В А. «Огненное утро». Повесть о том, как началась война, о судьбах детей пограничников.

Козлов В. Ф. «Витька с Чапаевской улицы».Витька Грохотов и его компания»). Витьку Грохотова и его приятелей хорошо знали в городке. Нередко эта компания доставляла взрослым много беспокойства. Ребятам и в голову не приходило, что очень скоро кончится их беспечальное житье. Война стала для подростков суровым испытанием, и не всем удалось выдержать его с честью. Перед самым началом войны Витька Грохотов и его друзья ушли в поход. Они и подумать не могли, что вернуться домой им будет очень сложно. Эта книга о детях, которые держатся друг за друга, потому что им больше не за кого и не за что держаться – война лишила их семьи и превратила в пепелище родную Чапаевскую улицу.

Корольков Ю. М. «Партизан Лёня Голиков». В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты вторглись на новгородскую землю, Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил он в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги… Погиб Леня Голиков в одном из сражений с гитлеровцами. Посмертно ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Короткевич Л. И. «Нам жизнь дана…». О жизни в блокадном Ленинграде одной семьи – мамы, девятилетней девочки и ее сестренки, которая родилась в 1941 году. Автору этой книжки Лине Короткевич на момент войны было всего девять лет. И вот они – эти детские ужасные воспоминания, которые не были страшной сказкой, а были на самом деле, оставшись навсегда в памяти, и которые она перенесла на бумагу, будучи уже взрослой. Книга написана в лёгком, интересном изложении, хотя по специальности Лина Ивановна – художник.

Котляр Э. С. «Войной опаленная смена». В основу художественного повествования автор положил хронику военных лет, изменив в отдельных случаях имена участников событий. Книга рассказывает о трудовых подвигах учащихся ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения. Герои очерков – те, кто пережил Ленинградскую блокаду, в военные годы стоял у станков в Москве, на Урале, в сражающемся Сталинграде, возводил комсомольские домны в Магнитогорске, восстанавливал Донбасс, оказывал сопротивление в тылу врага.

Кудрявцева Т. А «Маленьких у войны не бывает». Никто из героев этой книги не выдуман, они – реальные люди, которые живут среди нас. Вот почему рядом с иллюстрациями художника здесь выложены детские рисунки и документальные фотографии. Во время Великой Отечественной войны они были совсем детьми. Кто-то оказался в ленинградской блокаде, кто-то в эвакуации, кто-то в оккупации или даже на фронте. Точнее, свой фронт был у каждого из них, и никто не отступил, не сдался. Стоя со взрослыми рядом, они ковали Победу – ту, что одна на всех. Беда не спрашивала у ребят возраста, ведь маленьких у войны не бывает. Книга о реальных людях, с фотографиями, документами, рисунками, страницами дневников. Герои книги – маленькие ленинградцы, оказавшиеся в блокаде, эвакуации, оккупации и даже на фронте. Все – реальные люди (среди них Олег Басилашвили, Андрей Петров, Семен Аранович, Таня Савичева и многие другие), которые во время войны были детьми и вместе со взрослыми ковали Победу.

«Маленькие солдаты Великой Отечественной». Дети Великой Отечественной войны… Они провожали на фронт своих отцов, голодали, бедствовали в тылу, работали не покладая рук, совершая свой негромкий подвиг. Они шли в партизаны, рвались на передовую, чтобы плечо к плечу со взрослыми защищать Родину. Отваге, терпению, мужеству этих детей позавидовать мог бы каждый. Детям, сражавшимся за мирную жизнь, за родной дом, за право быть вместе с родителями, посвящены стихи и рассказы, вошедшие в эту книгу.

Мельников И.К. «Сыновья уходят в бой»: Документальный роман. В годы войны юные жители небольшого крымского города Старый Крым –  Юра, Толя, Митя Стояновы, Павлик Косенко, Сергей Талдыкин и их боевые друзья уничтожали фашистов. На их счету свыше 3 тыс. обезвреженных оккупантов, сто разведок, 50 боевых операций. Два года активной подпольной деятельности и шесть месяцев партизанской войны.

Миксон И. Л. «Жила, была». Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город… «Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей, обжег и мое сердце, – пишет в предисловии автор. – Я решил рассказать о былом и отправился по следам горя, безмерных страданий, безвозвратных потерь. …Итак, жила-была девочка. Звали ее Таня Савичева…»

Мищенко Д. А. «Нина Сагайдак». Повесть написана на документальном материале. Когда город Щорс на Украине был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, бойцы Советской Армии прочитали в камере смертников гитлеровской тюрьмы нацарапанные на дверях слова: «За Родину, за Правду! Кто будет здесь и выйдет на волю – передавайте. Нина Сагайдак. Шестнадцать лет. 19.V – 1943 г.». Имя Нины Сагайдак стало известно многим, особенно пионерам. Однако о жизни и борьбе юной героини знали немногие. Ее подпольная работа была известна лишь людям, под непосредственным руководством которых она работала. Большинство из них погибло. По следам этого подвига шел автор повести.

Набатов Г. О. «Юные подпольщики». Книга написана ленинградским писателем о деятельности подпольной организации юных борцов на территории Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Многие участники этой организации были награждены орденами и медалями. Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.

Надеждина Н. А. «Партизанка Лара». Повесть о ленинградской школьнице Ларисе Михеенко. Ее смелостью и находчивостью восхищались разведчики, удивлялись фашисты. В партизанском отряде она выполняла самые опасные задания, чтобы приблизить победу над врагом. Ее выдал предатель, а брошенная в фашистов граната не взорвалась. Лару расстреляли. Не стало девочки с нежным овалом лица, непокорными волосами и внимательными, вдумчивыми глазами, не сбылась ее мечта стать балериной… Посмертно она награждена орденом Отечественной войны I степени. Написать книгу о девочке из Ленинграда помогли материалы, которые разыскали красные следопыты.

Павлов Б. П. «Вовка с ничейной полосы». Рассказы о нелегкой жизни детей в годы Великой Отечественной войны, об их помощи нашим воинам. Каждый день фашисты заставляли Вовку с отцом ходить вдоль берега: понимали, что по своим наши артиллеристы стрелять не станут. Догадался об этом Вовка и решил: надо что-то делать. Нельзя помогать врагам. Вовка под обстрелом перешел ничейную полосу и доставил важные сведения о противнике. Федя и Ленька спасли раненого летчика. Так дети помогали бороться с фашистами. Несколько раз Сережа приносил через болото в захваченную врагом деревню нашу советскую газету.

Павлов Б. П. «На безымянной сопке». В повести действуют двое ребят, родители которых погибли под Ленинградом. Ребят приютили в редакции фронтовой газеты, и они прошли с военными корреспондентами всю войну до победы над фашистской Германией и приняли участие в разгроме японских милитаристов на Дальнем Востоке. В повести описан случай, который произошел в самом конце войны, когда японская Квантунская армия уже начала капитулировать.

Панова В. Ф. «Валя», «Володя», «Сергей Иванович и Таня».Рассказы о судьбах ленинградских детей, вывезенных из осажденного города. Герои этих произведений пережили трудное военное детство, сиротство и были воспитаны в детских домах. Сама Панова не жила в Ленинграде во время блокады, но, как пишет она в своих воспоминаниях, уже с 1945 года «по возвращении моем в Ленинград, когда я вплотную столкнулась с людьми, пережившими блокаду, и приняла в себя их пронзительные рассказы, сама жила жизнью реэвакуированных», память о блокаде не оставляла ее. Рассказ Тани почерпнут из реальных устных рассказов ленинградских блокадников и определен автором как «быль».Пикуль В. С. «Мальчики с бантиками». Увлекательная повесть классика отечественной исторической прозы, во многом носящая автобиографический характер. Пикуль был в детстве эвакуирован из блокадного Ленинграда, поступил в школу юнг, служил на Северном флоте. Повесть о событиях 1942 года. В эту суровую военную пору на Соловецких островах была создана Школа Юнг Военно-Морского флота. Мальчишки, съехавшиеся на Соловки со всей страны, получили здесь военно-морские специальности, а позднее участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Многие из них прямо со школьной скамьи ступили на палубы боевых кораблей, – а мечтали об этом все. Они связали свою судьбу с морем еще в том возрасте, когда их сверстники только-только подумывают о выборе будущей профессии. Какими они были? Как жили? Как сбылись их надежды? Эту повесть составляют подлинные события. Но имена героев, как и названия некоторых кораблей, автор сознательно изменил.

«Рассказы о юных героях». (Авторы Воскобойников В. М., Никольский Б. Н., Надеждина Н. А.). Сколько судеб, человеческих жизней покалечила Великая Отечественная война, у скольких отняла всё – дом, родных и близких, детство. Во время войны дети, ровесники современных подростков, наравне со взрослыми защищали свою Родину от фашистских захватчиков, ходили в разведку, помогали партизанам, проявляя невероятную силу духа, выдержку, мужество и отвагу. В книгу вошли рассказы о юных героях – Лёне Голикове, Зине Портновой, Марате Казее и многих других. На долю этих рано повзрослевших девчонок и мальчишек выпало немало испытаний, которые не сломили их, напротив, ребята стойко переносили все тяготы войны, доказав всем нам, что подвиг – это не просто смелость и героизм, это ещё и великий труд, железная воля и огромная любовь к Родине.

Рудный В. А. «Дети капитана Гранина».В тяжкий 1941 год, когда битва с фашистами шла уже под Москвой, и Ленинград был зажат кольцом блокады, далеко на Балтике твердо стоял на Гангуте героический гарнизон. Матросы, воины и романтики, нашли где-то большой ключ от крепостных ворот и повесили его на сосне над скалой, возле боевого поста. Так и было: ключ от входа в Финский залив был в руках гангутцев и они не пропустили фашистскую эскадру к Ленинграду. Повесть о юных защитниках Финского залива, которые смогли не только не пропустить врага, но и в самый решительный момент приняли огонь на себя.

Рысс Е. С. «Девочка ищет отца».В повести рассказывается о маленькой дочке знаменитого советского генерала, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна на земле, оккупированной гитлеровцами. Подробности похождений Лены Рогачевой выдуманы, и все-таки в основе этой повести лежит правда. Рискуя жизнью, спасали советские люди жен, родителей и детей солдат и офицеров, сражавшихся с гитлеровцами.

Саксонов В. И. «Повесть о юнгах». Великая Отечественная война стала частью биографии писателя Владимира Саксонова. Враг окружал Ленинград, рвался к Волге и Каспийскому морю, когда мальчишкой Владимир стал курсантом Школы юнг Военно-Морского Флота. А шестнадцати лет он, уже военный юнга и классный радист, вступил на бронированную палубу морского охотника, чтобы заменить раненного в недавнем бою радиста.

Селянкин О. К. «Есть так держать!». Судьба маленького ленинградца Вити Орехова изменилась совершенно неожиданно. После смерти мамы он остался один в пустой квартире и пережил здесь суровую блокадную зиму, дожидаясь письма от папы-моряка. Но вместо письма в его дом шагнул однажды отцовский командир Курбатов – и забрал мальчика с собой, служить юнгой на катерах. Перед читателями этой повести проходит боевой путь юнги-пулеметчика Виктора Орехова – от изучения пулемета до первого ордена, прикрепленного к его форменке руками отца.

Семяновский Ф. М. «Повесть о фронтовом детстве». Повесть о десятилетнем сироте Федьке, которого в годы Великой Отечественной войны приютили разведчики одного из полков Красной Армии. Как мечтал Федя хоть раз сходить в разведку! Командир говорил ему: «Рано еще, брат, тебе. Подрасти». И приходилось Феде сидеть в тылу, дожидаться, пока другие разведчики вернуться с задания. Но однажды мальчик не выдержал: «Хватит в тепле отсиживаться. Я тоже пойду за «языком»…

Смирнов В. И. «Зина Портнова». О юной героине Великой Отечественной войны Зине Портновой, удостоенной звания Героя Советского Союза.

Смирнов В. И. «Саша Чекалин». Эта повесть о короткой, но славной жизни Саши Чекалина. За отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков, шестнадцатилетнему школьнику 4 февраля 1942 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Смирнов С. С. «Гаврош Брестской крепости». История героической обороны Брестской крепости после войны была восстановлена буквально по крупицам. Имена героев стали известны во многом благодаря писателю и историку Сергею Сергеевичу Смирнову, автору книги «Брестская крепость», который нашел многих оставшихся в живых участников обороны и на основе их свидетельств восстановил трагические события июня 1941 года. Среди тех, кого нашел и о ком написал Сергей Смирнов, был и Петя Клыпа, один из первых юных героев Великой Отечественной войны. Петя Клыпа рано потерял отца, и на воспитание мальчика взял к себе старший брат Николай, офицер Красной Армии. В 11 лет Петя Клыпа стал воспитанником музыкантского взвода 333-го стрелкового полка. Командовал взводом его брат. Местом дислокации полка была Брестская крепость. И когда на рассвете 22 июня 1941 года Брестская крепость вступила в бой, Петр Клыпа стал полноправным участником ее обороны.

Сухачёв М. П. «Дети блокады». Повесть. Автор двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда. Книга рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых страданиях от голода и холода. Но эта книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбёжками и обстрелами, тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать всё, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались. И в победе над фашистами была и их заслуга. Герои повести, — дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, — тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять.

Фонякова Э. Е. «Хлеб той зимы». Все события, происходящие в книге, написаны от имени главной героини – семилетней девочки Лены. Это автобиографичная повесть, по своему содержанию очень похожа на дневник, отчего все кажется еще более реальным. День за днем описывает Лена дни блокады. Ей, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень – из столярного клея. Она приобретает блокадный опыт – как сберечь силы, как собрать волю в кулак и не съесть свой кусочек хлеба уже утром, как научиться терпеть постоянное чувство голода. Но это трудно, очень трудно, и не всегда это получается. «Хлеб той зимы» – это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.

Холопов Г. К. «Мальчик в пионерском галстуке». Рассказ о мальчике, попавшем во время войны в рабство к немке фрау Матильде. Автор делится своим воспоминанием об увиденном мальчике в пионерском галстуке, который шёл впереди колоны освобождённых и присоединившихся к русской армии. Автор очень долго разыскивал мальчика или хоть какие-то сведения о нём. Мальчика ему не удалось найти, но посчастливилось найти женщину, которая была вместе с ним в плену у немецкой старухи-фермерши. Именно эта женщина рассказала подвиге и несгибаемом русском духе мальчика в пионерском галстуке…

Цинберг Т. С. «Седьмая симфония». Тамара Цинберг пережила блокаду своего родного города и впоследствии помогала его восстанавливать. Она, как никто другой, знала, что именно труд дает силы человеку выжить в любые времена, такую идею она вложила в свою повесть. Маленького Митю мама оставила в голодном, умирающем городе, уехав спасать свою жизнь. Заботу о трёхлетнем мальчике берет на себя Катя, сама еще ребенок, но уже повзрослевшая за эти короткие месяцы войны. Для нее Митя не обуза, а скорее спасение. Одной труднее, а теперь есть ради кого жить. «Какое счастье – разделить с другими то немногое, что ты имеешь». Маленькие, осиротевшие дети в большом, холодном городе пытаются выжить, как и миллионы других жителей блокадного Ленинграда. Война испытывает каждого по-своему. Одни становятся героями, другие трусами и предателями. Повесть рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны. Книга – о любви, о человечности, о сострадании.

Чичков В. М. «Трое спешат на войну». Автобиографическая повесть о юношах, которые в 41-м году добровольно ушли на фронт и вступили в бой с фашистами. В.М. Чичков, которому в июле 1941 года исполнилось лишь 16 лет, изменив год рождения на 1923 поступил в Первую Московскую артспецшколу. В 17 лет, будучи на фронте командиром взвода артразведки дивизиона БМ-13 «Катюша», награждён орденом Боевого Красного Знамени.

Чуковский Н. К. «Девять братьев». Увлекательная, с почти детективным сюжетом военная повесть посвящена летчикам, защищавшим небо над Дорогой жизни. Даже фамилии у них такие же, как и у героев «Балтийского неба». В центре повести судьба мальчика Павлика из блокадного Ленинграда и его сестры Люси. Читается легко, сюжет захватывает с первых же страниц. Только потом, в какой-то момент соображаешь, что все описанное происходило в самые тяжелые времена Великой Отечественной войны – окружение и блокада Ленинграда, первая зима, когда еще с трудом верилось в происходящее… В городе действует шпион, ракетами обозначающий цели вражеским самолётам. Павлик ищет и выслеживает предателя. В поисках ракетчика он знакомится с девочкой Эрной и её дядей. Сможет ли он в одиночку найти и разоблачить предателя? Люся в начале войны уезжает на рытьё окопов и пропадает. Ослабевшую от голода Люсю находит на льду Ладожского озера лётчик Никритин и привозит в часть. Поправившись, Люся организовывает в части библиотеку для лётчиков. Брат и сестра ничего не знают друг о друге, разлучённые кольцом блокады. Гибнут лётчики, умирают люди в осаждённом городе… Встретятся ли Павлик и Люся? Кто окажется шпионом-ракетчиком, как он попадёт на аэродром и смогут ли его задержать? В сборник входит рассказ «Девочка-жизнь».

Чуковский Н. К. «Морской охотник». Книга известного писателя рассказывает о маленькой девочке Кате, совершившей подвиг, помогая морякам во время Великой Отечественной войны. Её подруга Лида нашла раненого матроса. Что же означают его слова – «Передайте Королькову: когда свет горит, она в бухте». Немецкая подводная лодка почти каждый день появляется возле города. Появляется и исчезает. А у Мани пропал отец, командир катера…Катя обещает помочь его найти. И разгадать тайну огня в пещере….

Шорыгина Т. А. «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны». Дети наравне со взрослыми боролись с врагом, вступали в партизанские отряды, ходили в разведку, подрывали на железной дороге вражеские поезда, груженные пушками, танками, зенитными орудиями. Дети 11-14 лет проявляли исключительную смелость, находчивость. Многие из них награждены орденами и медалями, некоторым присвоено звание Героя Советского Союза. К несчастью, большинство детей-героев погибли смертью храбрых и награждены посмертно.

Яковлев Ю. Я. «Балерина политотдела». Лейтенанту Корбуту, бывшему до войны балетмейстером, велено было собрать небольшую танцевальную группу, которая с концертами будет ездить по военным частям. Но в условиях военного времени это казалось просто невозможным. И лейтенант вспоминает детей, с которыми до войны занимался в Пионерском дворце в Ленинграде … Убедив комиссара, что в блокадном Ленинграде дети подвергаются не меньшей опасности, а в некоторых вещах и большей, он получает разрешение сформировать детскую группу. Сколько сил пришлось потратить ребятам, которых он смог найти, чтобы снова начать танцевать. Но они смогли танцевать через боль, истощение, страх. По первому зову ездили в самые отдаленные уголки фронта, выступали порой и под свистящими пулями, и в госпиталях, поднимали боевой дух солдат, тем самым внося свою лепту в общую копилку победы. В основу повести легла подлинная история. В марте 1942 года балетмейстер Аркадий Обрант организовал при политотделе 55-й армии танцевальную группу из воспитанников Ленинградского Дворца пионеров. Ребята дали на фронте три тысячи концертов. Обранту и его юным танцорам посвящена эта повесть, а в 1980 году по книге был поставлен фильм «Мы смерти смотрели в лицо».

Яковлев Ю. Я. «Девочки с Васильевского острова». Героиня рассказа – Валя Зайцева с Васильевского острова. На памятнике детям, погибшим в блокаду, она пишет на бетоне строки из дневника Тани Савичевой. Всегда существует дружба, которая может связывать людей, живущих в разное время. И даже если тебе тяжело, в память о названой подруге надо писать эти страшные строки: «Я очень устала писать слово «умер». Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась – жила. Мне рассказывали… Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой… Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени».