Пушкиниана в живописи

В русской живописи трудно найти художника, который не писал бы Александра Сергеевича Пушкина. Живая, неуловимая и непостижимая внешность поэта манила и привлекала как знаменитых, так и малоизвестных художников испытать свои силы. Поэтому на всех своих портретах Пушкин получился совершенно разный, даже если они были созданы при жизни поэта или даже в один год. Судите сами.
Первый из известных портретов Александра Пушкина принадлежит французскому художнику Ксавье де Местру, хоть его авторство доказать удалось не сразу. Портрет «Пушкин-ребёнок» 1802-го года изображает будущего поэта ещё малышом. Но уже его высокий лоб, приподнятые брови и блеск в глазах напоминают «взрослые» портреты. Портрет этот, выполненный маслом на металлической доске, очень живой и естественный.

пушкиниана в живописи

«Пушкин-ребёнок», Ксавье де Местр, 1802.

Граф Франсуа Ксавье де Местр, служивший в полку Суворова и живший в Москве со своей русской женой, часто посещал дом Пушкиных. Он писал портрет матери Пушкина, Надежды Осиповны, а также давал уроки рисования сестре поэта Ольге. Поэтому ему удалось написать маленького Пушкина в столь непринуждённой обстановке.

Следующая картина принадлежит знаменитому Илье Репину и изображает Пушкина-подростка в Царскосельском Лицее. Время события – январь 1915-го года, время первых экзаменов. Действие происходит в большом зале Лицея, где собрались учащиеся, их родители, преподаватели и другие уважаемые гости. В центре зала юный Александр Пушкин декламирует собственное стихотворение о Царском Селе.

Картину «Пушкин в Царском Селе» заказали Илье Репину к 100-летию основания Императорского Лицея. Для этого лицеисты инсценировали этот экзамен 1915-го года, а Репин несколько месяцев изучал пушкиниану, а также подробности жизни русского поэта Державина, который также изображён на картине – он в красном мундире и привстал над столом, чтобы лучше слышать юного поэта.

пушкиниана в живописи

«Пушкин в Царском Селе», Илья Репин, 1911

В 1827-м году два известных русских художника – Орест Кипренский и Василий Тропинин – создали два портрета Александра Сергеевича Пушкина.

«Портрет Пушкина», написанный Кипренским, более торжественен, динамичен. Руки поэта по-наполеоновски скрещены на груди, через плечо небрежно перекинут шотландский плащ, а взгляд устремлён вдаль. Поэтический образ подчёркнут изображение бронзовой музы в глубине картины. Самому Пушкину этот портрет понравился, что он отметил в стихотворении «Кипренскому» 1827-го года.

пушкиниана в живописипушкин кипренский

«Портрет Пушкина», Орест Кипренский, 1827

Тропинин же изобразил Пушкина в три четверти, в халате, сидящим возле столика. Этот портрет более домашний, интимный и романтичный. Но всё же белизна ворота рубашки добавляет ему долю официоза. Руку поэта, лежащую на ворохе бумаг, украшает его любимый «мистический» перстень. На этом портрете Пушкин опять-таки не смотрит на зрителя.

пушкиниана в живописи пушкин тропинин

«Портрет Пушкина», Василий Тропинин, 1827

Интересный факт, что у этого портрета есть несколько копий. Так, А.П. Елагина в 1827-м году написала копию картины на ткани, наклеенной на картон, чтобы её собственник Соболевский смог взять портрет с собой заграницу. Также в 1913-м году Илья Репин копировал портрет Пушкина кисти Тропинина, и сегодня эта копия хранится в Праге. 

пушкиниана в живописи

Илья Репин, копия портрета Пушкина, 1913

Следующий портрет Пушкина – это уникальный случай сотрудничества двух великих художников. «Прощание Пушкина с морем» писали совместно Иван Айвазовский и Илья Репин. Нетрудно догадаться, что стихию создал Айвазовский. Он же и пригласил Репина помочь написать портрет поэта, так как в этом жанре он чувствовал свою слабость. Картина получилась очень драматичная.

пушкиниана в живописи пушкин айвазовский репин

«Прощание Пушкина с морем», Иван Айвазовский и Илья Репин, 1887

Не секрет, что Пушкин был любимым поэтом юного Айвазовского. Они познакомились в Петербурге в 1836-м году, и с тех пор художник всё же попытался написать Пушкина. Одной из таких попыток является работа «Пушкин на берегу Чёрного моря» — очень умиротворённое и светлое полотно.

пушкиниана в живописи пушкин репин

«Пушкин на берегу Чёрного моря», Иван Айвазовский, 1887

Картина «Пушкин в селе Михайловском» (1875) Николая Ге отображает период жизни поэта в деревне, что отразилось на его творчестве – именно в Михайловском была написана большая часть произведений поэта. Пушкин на картине изображён в центре светлой комнаты, читающим свои стихи. Вдали сидит Арина Родионовна, перед Пушкиным – гость, внимающий его словам. Атмосфера на картине светлая и уютная.

пушкиниана в живописи пушкин в михайловском

«Пушкин в селе Михайловском», Николай Ге, 1875

«Портрет Пушкина» Ивана Логиновича Линёва – это последнее прижизненное изображение поэта, созданное полковником и художником-самоучкой незадолго до гибели Пушкина, в 1936-м году. Как показало дотошное исследование, заказчиком портрета был Василий Жуковский. Этот портрет очень реалистичен, внешность поэта совершенно лишена прикрас.

пушкиниана в живописи линёв

«Портрет Пушкина», И.Л. Линёв, 1936

Один из последних портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Сам оригинальный рисунок был создан в феврале-марте 1837-го года.

пушкиниана в живописи томас райт

«Портрет Пушкина», Томас Райт, 1837

Конечно, это далеко не полный список изображений Александра Сергеевича Пушкина в живописи и графике. Творчество и личность поэта настолько популярны в широчайших пространственно-временных рамках, что Пушкиниана в живописи – это непаханое поле для исследователей.