Святая равноапостольная княгиня Ольга

Дорогие читатели! 24 июля  мы почтили память святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги.

Зав. сектором читального зала Центральной городской библиотеки им. М. Горького Остапенко Виктория Игоревна представляет вам  видеообзор книги  Алексея Карпова «Княгиня Ольга».

Мы знаем, что княгиня Ольга — первая из женщин-правительниц на Руси, принявшая власть в качестве регента при своем сыне Святославе после смерти мужа от рук восставших древлян. Притворно согласившись на свадьбу, предложенную древлянами согласно славянскому обычаю права победителя на имущество и титул убитого, княгиня приказала на следующий день закопать древлянских послов живьем. Следующую делегацию древлянских послов Ольга сожгла в бане, а затем сама направилась к месту убийства мужа для справления обычая провода умершего воина — тризны. Приглашенные на тризну древляне были напоены до пьяна и перебиты. Последней местью стало сожжение древлянской столицы Искоростеня, после чего оставшиеся в живых древляне были покорены и обязаны вновь выплачивать дань киевским князьям. После жестокой мести древлянам, Ольга решила предотвратить злоупотребления во время сбора налога с подчиненных племён (за что Игорь и был убит) и провела ряд мероприятий, который можно считать налоговой реформой: установила размеры податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты, а также систему центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор дани. В 957 году Ольга совершила поездку в столицу Византии. Во время пребывания в Царьграде-Константинополе княгиня прошла обряд крещения при содействии императора Константина VII Багрянородного. Попытки Ольги приобщить к новой религии сына не имели успеха, однако сама княгиня активно занималась продвижением христианства в своём государстве: обращала в новую веру славян и сносила языческие капища, возводя на их местах кресты. Первый военный поход Святослава ПВЛ упоминает в 964 году, юному князю было не интересно сидеть в Киеве, поэтому внутренними делами государства продолжала заниматься Ольга. В 968 году княгиня вместе с внуками находились в Киеве во время осады города печенегами и впоследствии, после того как Святослав прибыл с войском и разбил печенегов, она укоряла сына в оставлении столицы без должной защиты. 11 июля 969 года Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду, согласно собственному пожеланию.

Также вашему вниманию из видеоархива читального зала мы хотим представить  поэтическую минуту «Крещение Руси». Православный праздник отмечается 28 июля. Мы знаем, что до  середины 10 века на Руси господствовало язычество. Ментальность славян — язычников основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца. У славян существовал собственный пантеон, в который входили Перун, Семаргл, Стрибог, Велес, Даждьбог, Мокошь. Но укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси. Подробно выбор Владимиром веры описывается в «Повести временных лет». Согласно летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же, еще до 988 г, года крещения Руси, многие в жители Киева уже приняли христианство по византийскому образцу.

Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 г. В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир Красно Солнышко. Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Восточное христианство, напротив, привлекло настроем на взаимодействие власти религиозной и светской. Массовое крещение на Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведенья о насильственном крещении Руси. Стоит отметить, что в народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков. Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры э то событие, так же, стало эпохальным. Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории нашей страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.