Уважаемые подписчики! Наш литературно-исторический час «Казаки во славу Отечества!» посвящен 450 — летию со дня основания Всевеликого Войска Донского, 450 — летию служения донского казачества Российскому государству. История процесса образования такой народности, как донские казаки очень многогранна и до сих пор полностью не исследована. Существует множество версий на эту тему. Одна из них заключается в том, что история донских казаков началась из слияния многих народностей, таких как поляки, русские, татары, украинцы и многих других национальностей проживавших в окрестностях Дона. На протяжении 450 лет казаки создавали летопись, наполненную важными историческими событиями: участием в военных кампаниях, освоением новых территорий, охраной границ. И все это время они сохраняли и приумножали традиции своих предков. В современном мире донские казаки продолжают путь предшествующих поколений – воспитывают молодежь и служат России.
Почему 450-летие?
Эта дата связана с грамотой Ивана Грозного казакам на Северский Донец от января 1570 г., отправленной с посланником Иваном Новосильцовым, который следовал в Константинополь. Казаки должны были сопровождать его от Рыльска до Азова, с обещанием жалованья за службу. Об этом сообщается в актах по истории Войска Донского, собранных генерал-майором А. А. Лишиным. (Новочеркасск, 1894. Т.1. С.1-2). «Впервые в России отметили эту дату 150 лет назад, в 1870 году, в связи с ней праздновалось так называемое «трехсотлетие Войска Донского». Как и многие другие даты такого рода, она условна. Сведения о том, что донские казаки выполняли царскую службу, относятся к 1549 году, когда в источниках вообще появляется первое упоминание о донских казаках: «яз ныне … велел казакам своим путивльским и донским крымские улусы воевати и недружбу царю делати» (РГАДА. Ф.127. Кн.4. Л.86). Начало донского казачества относится к более раннему времени, чем 1570 г. Донской историк П. П. Сахаров, глубоко исследовавший проблему происхождения донского казачества, относит его начало примерно ко второй трети XVI века», – рассказал д. и. н., профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ Николай Мининков.
Кто есть казак?
По словам Николая Александровича, слово «казак» встречается еще в былинах киевского цикла, оно употребляется в отношении Ильи Муромца. Более вероятной является версия тюркского происхождения слова.
«Что касается происхождения казаков, то по источникам прослеживается тесная связь донских казаков с русским народом, как и запорожцев — с украинским. Восточнославянские корни казачества преобладают. Вместе с тем, казачество было пестрым в этническом отношении. Среди донского казачества имеется большая группа казаков-калмыков. До 70-х гг. XIX в. проживала группа казаков-татар, которые затем эмигрировали в Турцию. В XVII в. по источникам известны вообще «донские татары». Это донские казаки, сохранявшие мусульманскую веру и свои имена», – отметил Николай Мининков.
Дмитрий Сень, д. и. н., профессор кафедры специальных исторических дисциплин и документоведения Института истории и международных отношений ЮФУ дополнил:
«Казачество – явление, возникшее в эпоху средневековья. Вероятнее всего, это слово восточного, точнее, тюркского происхождения со значением «вольный», «свободный» человек или вольный скиталец, человек, в буквальном смысле «казаковавший», оставшийся без рода и племени… Однако в последние годы в историографии набирает силу точка зрения, согласно которой казачество, как социальное явление, уместно связать со структурированием традиционных обществ по возрастным группам (классам). В таком случае оказывается, что прообразы ранних казачьих сообществ могли быть связаны с неженатой молодежью, частью, так называемых, мужских союзов, необязательно порывавшей с большинством привычного им общества. Вместе с тем, отсутствие (запрет) семейно-брачных отношений у ранних казаков, особый тип социальных отношений этой разновидности мужских союзов (боевого братства) со своей иерархией внутренних статусов, военизированный образ жизни быстро становятся зримыми приметами казачества как яркого историко-культурного явления трансграничного масштаба».
Как рассказал Дмитрий Сень, сегодня историческая наука не ставит столь категорично и прямолинейно вопрос об этнической принадлежности ранних и далее более поздних казачьих сообществ. Идентичность казаков веками базировалась не на национальной принадлежности (которой и вовсе не существовало до XVIII в.), а на иных основаниях и принципах – войсковая идентичность, религиозная идентичность и пр.
Безусловно, сословная и иная замкнутость стала со временем характеризовать донское и другие казачьи войска, его непростые отношения с иногородними и пр. Со временем стали ограничиваться источники пополнения казачьих групп извне, пусть даже из числа славян. С другой стороны, еще в XVIII в. российское самодержавие сильно не препятствовало иноэтничному пополнению (опять же – извне) самых разных казачьих Войск. В целом, стоит заметить, что казачество – это не исключительный историко-культурный феномен, скажем, присущий только истории России. При этом, исключительно разнообразным стоит признать состав самого российского казачества – полиэтничного, поликонфессионального, органично сочетавшего в себе культуру межэтнических контактов и не всегда выражавшего волю государственных институтов. И, конечно, не стоит забывать о том, что казачество постоянно трансформировалось – и, скажем, донские казаки второй половины XVI в. и XVIII в. – это разные общности.
Когда и где появились казаки?
Историки скептически относятся к известиям о донских казаках ранее середины XVI в. Скорее всего, именно к середине указанного столетия и возникло данное сообщество, среди которого были славяне и не только. Открытие последних лет – османские и русские письменные источники фиксируют донских казаков примерно в одно и то же время – 1550-е. – 1570-е гг. Будучи изначально немногочисленными, донцы не только быстро осваивают Подонье, но совершают морские походы – вплоть до берегов Крыма и т.д. Безусловно, дата «1570 год» может с известной долей условности считаться отправной точкой в служении донских казаков Российскому государству, поскольку: во-первых, восходит к первой известной нам царской грамоте на Дону, во-вторых, службы донских казаков изначально носили неустойчивый и нерегулярный характер, да и Московское государство не спешило признавать донцов на «международной арене» тех лет своими подданными. В-третьих, донцы десятилетиями упорно отказывались присягать русским царям – целовать крест. Ключевые в этом отношении события произойдут уже после подавления Разинского выступления в 1671 г. Впрочем, процесс объединения казаков нижних и верхних «юртов» искусственно поддерживался московскими властями уже со второй половины XVI в. и привел к образованию уже на исходе Смуты, то есть в начале XVII в., единого Войска Донского. Таким образом, развитие войсковой формы организации протекало под влиянием как внутренних, так и внешних для казаков факторов – но трудно и противоречиво – в том числе применительно к развитию их связям с «метропольными», казалось бы, культурой и территорией. Источник информации: https://www.sfedu.ru/www2/web/press-center/news/63537
Донское казачество в Великой Отечественной войне
О. Н. ЛОБОВ, генерал-майор в отставке, ветеран 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса, фотографии И. Г. СКОМОРОХОВА
Свыше девяти тысяч километров прошел с боями по дорогам войны 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский Краснознаменный Будапештский корпус. Успешно взаимодействуя со многими соединениями Советской Армии, он громил врага на полях Дона и Кубани, в предгорьях Кавказа, в песках Прикаспия, освобождал Украину и Молдавию, нес избавление от фашизма народам Румынии, Венгрии, Югославии и закончил свой поход в Австрийских Альпах.
За героизм, мужество и отвагу десятки тысяч воинов корпуса были награждены орденами и медалями, а одиннадцать из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
… Шел суровый 41-й год. Немецкие захватчики рвались в глубь нашей страны. В эти тревожные дни по станицам и хуторам Дона пронесся клич: «Казаки, на конь!».
Добровольными защитниками Отчизны становился и стар и млад. День и ночь гудели горны в станичных кузнях: опытные кузнецы ковали острые клинки. Шорники шили седла и недоуздки, а женщины-казачки собирались по куреням и кроили шаровары и мундиры. На сборные пункты свозились мука, сало, сено, овес. Готовили коней, ремонтировали тачанки.
В ноябре 1941 года были созданы 15-я и 116-я донские казачьи дивизии, составившие вместе с двумя кубанскими дивизиями к началу 1942 года 17-й казачий кавалерийский корпус, который возглавил генерал-майор М. Ф. Малеев. Все дивизии были приняты на полное государственное обеспечение, вооружены и укомплектованы командным составом.
Свое первое боевое крещение 15-я и 116-я Донские казачьи дивизии получили в конце июля 1942 года на рубеже Новобатайск, Самарское, Канеловская, а уже 1 августа вышли к станице Кущевской. Казаки ворвались в станицу с разных сторон, шашкой, пулей и гранатой уничтожили сотни вражеских солдат.
Но положение войск фронта было чрезвычайно тяжелым. Враг рвался к Черному морю, к Туапсе. Донцы вели тяжелые оборонительные бои, в которых покрыли себя славой смелых, бесстрашных бойцов.
27 августа 1942 года Донским казачьим дивизиям было присвоено звание гвардейских, 15-я стала именоваться 11-й гвардейской Донской казачьей кавалерийской дивизией, а 116-я — 12-й гвардейской Донской казачьей кавалерийской дивизией. Казаки-гвардейцы сражались стойко, буквально перемалывая подразделения немецких егерей. Казачья гвардия стояла как гранитная скала. «Перед нами встали какие-то казаки. Это черти, а не солдаты, и кони у них стальные. Живым нам отсюда не выбраться…» — писал в своем дневнике один из гитлеровских офицеров.
В начале ноября Донские казачьи дивизии перебросили в район Кизляра. 20 ноября 1942 года был получен приказ Верховного Главнокомандующего об образовании 5-го Донского казачьего кавалерийского корпуса. В его состав вошли 11-я и 12-я гвардейские казачьи кавалерийские дивизии и 63-я кавалерийская дивизия. Командиром корпуса назначен генерал-майор Алексей Гордеевич Селиванов. Через четыре дня после приказа о формировании корпус вышел в Прикаспийские степи и захватил на фланге германских войск в районе Моздока ряд населенных пунктов. В эти дни к донцам дошла весть об окружении под Сталинградом 300-тысячной фашистской армии.
Весь декабрь корпус вел ожесточенные бои за освобождение Ставропольского края, отбивая по 5-6 атак в день. 3 января 1943 года дивизии Донского корпуса совместно с танковыми и стрелковыми частями фронта устремились в прорыв и нанесли сокрушительный удар по врагу, способствуя освобождению Пятигорска, Кисловодска и Ачикулака. За что были отмечены в сводке Совинформбюро в числе отличившихся войск.
В двадцатых числах января 1943 года корпус с напряженными боями перешел границу Ростовской области и вошел в Песчанокопский район. Многие казаки слезали с коней и, смахивая слезы радости, целовали родную донскую землю.
7 февраля казаки подошли к Дону и в ночь с 8 на 9 февраля, наступая по льду, овладели Нижнегниловской, взяли Хапры и Семерники. 14 февраля совместно с подошедшими стрелковыми частями освободили Ростов. Продолжая наступление, 5- й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус к 20 февраля вышел на Миусский рубеж, где противник, стянув большие силы и оборудовав мощные оборонительные укрепления, оказал донцам и кубанцам сильное сопротивление.
Казаки стойко переносили тяжелые условия боевых действий на Миусском фронте и каждую ночь сами переходили в атаки, рвали колючую проволоку, врывались во вражеские блиндажи, истребляли фашистов, неся при этом большие потери в личном составе. Положение корпуса становилось тяжелым. Донцы-гвар- дейцы обратились с призывом к труженикам Дона прислать казачье пополнение. «Казаки и казачки! — обращались они к землякам. — По всей стране развернулось движение за укрепление обороны нашей Родины. Трудящиеся вносят свои сбережения, на которые строятся танки, самолеты, оружие. За вами слово, донцы. Покажите, что донские казаки любят и чтут Родину…». Обращение казаков-воинов было поддержано. Оно вызвало большой патриотический подъем. В казачьи дивизии пришло людское пополнение. Донцы собрали более 15 млн. рублей на постройку танковой колонны «Донской казак».
В эти дни 11-й и 12-й дивизиям вручались гвардейские знамена, они награждались боевыми орденами, а 8 сентября 1943 года накануне новых сражений корпус принимал сто грозных боевых машин с надписью на башнях «Донской казак». 72 из них были знаменитые «тридцатьчетверки», 28 — самоходки. Уже в первых боях начавшегося наступления по освобождению Украины танки с надписью «Донской казак» беспощадно крушили гитлеровцев.
Не отставали от танкистов и сабельные эскадроны. В конном строю они врывались на позиции врага и уничтожали гитлеровцев.
Бои за Волноваху — одна из ярких страниц в истории Донского казачьего корпуса. Героизм поистине был массовым.
15 сентября 5-й корпус вышел к Днепру, участвовал в освобождении Каховки и многих населенных пунктов. 18 сентября в бою за х. Мал. Токмачка отличился командир батареи 150-го гвардейского ИПТАП лейтенант С. Е. Белый. Батарея уничтожила 3 танка, 2 сау и до 200 вражеских солдат. Спиридон Ефимович был удостоен звания Героя Советского Союза.
В январскую стужу 1944 года донцы совершили 730-километровый переход из района Каховки с переправой через Днепр в район Знаменки и 27 января уже в составе 2-го Украинского фронта вступили в бои по окружению и ликвидации крупной группировки гитлеровцев в районе Корсунь-Шевченковского.
В этой операции, длившейся до 17 февраля, казаки первыми замкнули кольцо окружения и вышли из боя только после того, как были уничтожены и пленены 11 немецких дивизий. Донской корпус был награжден орденом Красного Знамени, 12-я и 63-я дивизии получили наименование «Корсуньские». Отвага и мужество многих казаков были отмечены высокими правительственными наградами.
Донцы рвались к Южному Бугу и Днестру. Казаки были на виду всего фронта. На них возлагалась особая надежда, Распутица стояла невообразимая. Из раскисшего чернозема до изнеможения уставшая пехота едва вытаскивала пудовые керзачи. В жидком месиве автомашины с боеприпасами и пушками на прицепе застревали по самые ступицы. Выручали выносливые казачьи кони. Они день и ночь преодолевали бездорожье. Им не давали отдыха. Нельзя было допустить, чтобы противник оторвался от наседавших на него казаков, чтобы он успел закрепиться на Буге и Днестре. Спешили по обочинам дорог и танки с белой надписью на башнях «Донской казак».
Тяжелые бои разгорелись под Первомайском. Немцы ожесточенно сопротивлялись. Донцы теряли боевых друзей. И все-таки корпус форсировал Южный Буг, расширил плацдарм на его правом берегу и овладел городом. В конце марта корпус форсировал Днестр и круто повернул южнее на Оргеев.
С волнением, искренней радостью в те солнечные дни встречало казаков население Молдавии. Стоило колонне остановиться хотя бы на несколько минут, откуда ни возьмись возникали гостеприимные молдаване. Коням они несли в ведрах прохладную колодезную воду, казакам — молоко и кукурузные лепешки, броню танков «Донской казак» завалили большущими охапками полевых цветов.
А мы все спешили. Все были охвачены единым стремлением — вперед и только вперед!
Первыми ворвались в Оргеев сабельные эскадроны 45-го гвардейского Донского казачьего полка и танкисты капитана Михаила Лапина.
Солнечным апрельским утром донцы поили своих коней на берегу Прута. Радости казаков не было предела, отовсюду раздавались взволнованные возгласы: «Наконец-то вышли к государственной границе Союза ССР. Впереди — Румыния!» И по-над берегом волнами прокатывалось дружное «Ура!».
И вот корпус идет уже по румынской земле. Немцы в панике бегут. Нагнали их только в предгорьях Карпат. Сбить врага с ходу не удалось. Наступил период длительных оборонительных боев. Донской корпус готовился к грандиозной Ясско-Кишиневской наступательной операции.
В первомайские дни 1944 года тяжело заболел прославленный командир Донского корпуса гвардии генерал-лейтенант Алексей Гордеевич Селиванов. Ему приказано было убыть на лечение. Командиром корпуса был назначен донской казак генерал-майор Сергей Ильич Горшков, прибывший из госпиталя, где он находился на излечении после тяжелого ранения.
30 июля 1944 года состоялось торжественное вручение корпусу гвардейского знамени.
А 20 августа 5-й гвардейский Донской кавалерийский корпус совместно с 23-м танковым корпусом в составе войск 2-го Украинского фронта перешел в решительное наступление и, неудержимой лавиной выйдя на оперативный простор, погнал противника в направлении городов Роман и Бакэу. Началась знаменитая Ясско-Кишиневская операция.
Наступательный порыв донцов был исключительно высок. Гвардейцы били врага по всем правилам военного искусства.
Всюду по дорогам, где проносились сабельники и танкисты, потянулись колонны пленных гитлеровцев. Шли не только солдаты, но и полковники и генералы, взятые в плен вместе со своими штабами.
Гитлеровское командование, не ожидавшее такого мощного наступления советских войск, потеряло управление своими войсками и в беспорядке откатывалось через восточные отроги Карпат.
Ясско-Кишиневская операция успешно завершилась. Румыния была выведена из войны. Путь корпуса лежал теперь через Карпаты к границам Венгрии.
В сентябре оборона фашистских войск в Карпатах и Трансильванских Альпах была окончательно сломлена. Казаки увидели перед собой венгерскую равнину с желтеющими полями кукурузы и виноградниками. Корпус вышел на оперативный простор. Сосредоточившись южнее озера Балатон, корпус принял активное участие в битве за Будапешт. Казакам пришлось отражать контратаки немецких войск, пытавшихся прорваться к окруженному Будапешту, выдержать натиск танков эсэсовских дивизий «Мертвая голова» и «Викинг» и ликвидировать угрозу прорыва к Будапешту с юга.
Эти бои войдут в историю донского казачества как одна из лучших страниц Великой Отечественной войны.
В обращении командующего 3-м Украинским фронтом маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина к казакам-гвардейцам корпуса говорилось: «…В этой беспримерной битве за Будапешт вы, донские казаки, показали образцы стойкости и храбрости. Это вы, несмотря на сильные атаки врага, вышли на рубеж Банхида и Мора; это вы разгромили прорвавшуюся к Будапешту группу немцев у Пилишсентелека; это вы сдержали своей грудью на рубеже между Веленце и Дунаем врага, рвущегося к Будапешту. Слава вам, донцы!»
В Приказе Верховного Главнокомандующего за мужество, проявленное под Будапештом, всему корпусу была объявлена благодарность и присвоено почетное наименование «Будапештский».
2 апреля 1945 года 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус стремительным броском овладел городом Надьканижа и получил благодарность Верховного Главнокомандующего. Это была восьмая благодарность Родины казакам-донцам.
Находясь в непрерывном движении, казачьи полки вступили на территорию Австрии. Первым на широкую и просторную автостраду Шопрон — Винер — Нейштадт — Вена вслед за 105-й гвардейской стрелковой дивизией вырвались сабельные эскадроны 47- го и 43-го казачьих полков во взаимодействии с танкистами 54-го танкового полка, на башнях танков которых ярко выделялась надпись «Донской казак». Несколько позже к этой надписи добавился суворовский девиз — «Альпы — Слава!» и с этими надписями в конце 1945 года корпус прибыл в Новочеркасск.
День Победы донские казаки-гвардейцы праздновали в Австрии, но сердца и мысли их были обращены к любимому Дону, к России.
ВИДЕОРОЛИК ИЗ АРХИВА ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА КО ДНЮ ПАМЯТИ ВОЙСКОВОЙ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ
10 интересных фактов о донских казаках
1. Донские казаки считаются старше всех остальных – запорожских, кубанских, яицких и других.
2. Донское войско занимало территорию современных Ростовской и Волгоградской областей (Россия), а также часть нынешних Луганской и Донецкой областей (Украина).
3. Донские казаки имели свои казачьи станицы и города. Самые известные города – две казачьи столицы, старая и новая, Старочеркасск и Новочеркасск.
4. Некоторые донские казаки считают себя представителями отдельного народа.
5. Хотя официальная религия донских казаков – православие, среди 2,5 млн. донских казаков только в Донской епархии было 150 тысяч старообрядцев.
6. Несмотря на то, что большая часть донских казаков – христиане, в начале прошлого века среди них было 30 тыс. буддистов-калмыков и даже мусульмане
7. Сине-жёлто-красный флаг донского казачества означает единство трёх представителей «коренных граждан Донской области – донские казаки, калмыки и русские крестьяне» (синий — казаки, жёлтый — калмыки, красный — русские крестьяне).
8. Донские казаки не мыслили себя без лошади. Казачат начинали учить ездить на лошади с 3 лет.
9. В 1897 году количество донских казаков превышало численность жителей нынешнего Ростова-на-Дону примерно вдвое. Донских казаков было около 3 млн.
10. Больше всего донских казаков в Ростовской области (87 тысяч человек). В Волгоградской – почти в 4 раза меньше (около 20 тысяч человек). Это – данные Всероссийской переписи населения 2002 года.