Комедия на все времена

Дорогие друзья!
Мы продолжаем знакомить вас с нашей рубрикой «Книги – юбиляры 2021».
И на этот раз книгой – юбиляром является бессмертная комедия Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», которой исполняется в этом году 350 лет.


В ноябре 1669 г. Париж посетила делегация послов султана Османской империи (Оттоманской Порты) Мехмеда IV. Желая произвести впечатление на послов, Людовик XIV принял их во всём своём величии. Но блеск алмазов, золота и серебра, роскошь дорогих тканей оставили турецкую делегацию равнодушной. Людовик заказывает Мольеру и Люлли «смешной турецкий балет», в котором была бы высмеяна турецкая делегация, для чего назначает ему консультанта, шевалье д’Арвье, недавно вернувшегося из Турции и знакомого с их языком, обычаями и традициями. Вокруг «Турецкой церемонии» в течение 10 дней репетиций было создано импровизированное представление, показанное королю и королевскому двору 14 октября 1670 г. в замке Шамбор в декорациях Карло Вигарани от спектакля «Господин де Пурсоньяк» и с танцами Пьера Бошана.

Через месяц спектакль был перенесён на постоянную сцену Мольера, в театр Пале-Рояль, первый спектакль в Париже состоялся 28 ноября 1670 г. При жизни автора было сыграно 42 представления (6 в 1670 г., 28 в 1671 и 8 в 1672 г., не считая придворных представлений в октябре и ноябре 1670 г.: четырёх в Шамборе и нескольких в Сен-Жермене).
В России впервые поставлена в Санкт-Петербурге 25 января 1756 г. Первый русский перевод комедии был выполнен Петром Свистуновым и издан в 1761 г.
Сюжет, проблематика, герои
Буквальный перевод этой пьесы – “Буржуа-дворянин”. Это одна из тех пьес, где он сам сыграл роль своего персонажа. – сочетается талант Мольера-режиссера и актера. Герой пьесы – господин Журден, человек, поглощенный одной мечтой – стать дворянином, во всем быть похожим на них.

Сюжет этой пьесы имеет глубокие корни. Сам герой относится к той категории героев Мольера, которые, будучи одержимы манией обнаруживают способность жить в воображаемом мире, не замечая реальности. Преклонение господина Журдена перед дворянами принимает самые смешные, абсурдные обороты, однако общество, куда так стремится попасть Журден, обнаруживает свое родство с миром лавочников. Здесь также обман, люди готовы ради денег на бездушные низкие поступки. В отличие от своего мужа, госпожа Журден – здравомыслящая практичная женщина. Она видит истинные лица аристократов. Г-жа Журден понимает, что дворяне только ради выгоды водят дружбу с ее мужем. Аристократическое общество в пьесе всяческими способами старается вытрясти деньги из Журдена. Все это ясно и читателю, и зрителю. Только он до самого конца пребывает в абсолютной убежденности, что все аристократы тонкие, благородные люди. Кульминацией пьесы является шутовская церемония, призывающая якобы посвятить господина Журдена в дворянство. Однако за очевидным сатирическим пафосом пьесы просвечивает удивление младенческой доверчивостью господина Журдена. Желание господина Журдена учиться не может не вызывать уважения. Господин Журден говорит: “Пусть меня выдерут хоть сейчас при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе”. Он вызывает не отвращение, а смех, т.к. преклоняется перед дворянством искренне и бескорыстно. Дворянство в его представлении – сословие необыкновенно умных, тонких, образованных людей. Он не помнит, что те, кому он хочет подражать – авантюристы и мошенники.

На страницах пьесы звучит также тема денег и искусства. Мольер показывает, что творчески одаренные люди оказались в забвении. Они получают мизерные деньги и вынуждены выбирать. У них есть 2 пути: 1) они могут творить действительно великие вещи, трудиться для тех людей, которые способны чувствовать тонкости искусства, но в этом случае эти люди будут голодать. Их путь – расточать свое искусство глупцам, тратить на пустяки свой талант. В этом случае люди будут сытыми и богатыми.

Эта тема приобретает звучание уже в первом действии пьесы, в диалоге учителя музыки и учителя танцев. Они приходят к выводу, что г-н Журден не имеет никаких способностей, но платит им большие деньги, и поэтому они будут обучать его. В этой пьесе Мольер осмеивает холопское самоунижение Журдена, его робкий восторг от того, что мошенник граф держит себя с ним как с ровней.
В конце комедии господин Журден «вылечивается» от своей мании и возвращается к жене. Эксперимент преобразования господина Журдена в во дворянствеа завершается неудачно, так как его мещанская природа берет верх, вдобавок, сомнительными являются и идеалы аристократии, к которой он хотел принадлежать. Здравый смысл побеждает.
«Мещанин во дворянстве» – самая известная пьеса знаменитого французского драматурга Ж.-Б. Мольера.

Написанная в 17 веке, она остается актуальной и в наши дни, так как затрагивает не только социально-культурологические явления Франции указанного столетия, но и общечеловеческую проблему комплекса неполноценности, который слишком громко заявляет о себе по поводу и без.
К сожалению, такие люди не перевелись и в наше время. Каждый из нас немного господин Журден, когда пытается занять неподобающее ему место в обществе. На этот счет существует одна очень хорошая народная пословица: «Каждый сверчок знай свой шесток». Это не значит, что не сто́ит пробиваться вперед и добиваться результатов, – просто человек, желающий повысить свой социальный статус, никогда не должен забывать своего настоящего происхождения: это его отрезвляет и помогает не терять голову от головокружительных успехов.

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Рыбинский драматический театр 1997 г. teatr-dramy.ru — Режиссер Геннадий Кириллов. Ресурс свободного доступа.

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге»!