Живописец радости

Дорогие друзья! 27 февраля исполняется 190 лет со дня рождения  русского художника Николая Николаевича Ге. Его творчество относится к портретной и пейзажной живописи, большинство работ на религиозную тему. Николай Николаевич учился в Академии художеств, позднее входил в состав Совета Академии. Являлся одним из соучредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Николай Николаевич обладал феноменальной зрительной памятью. Он в памяти принёс домой весь фон картины «Пётр Первый и Алексей» — с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с полом и освещением», хотя был в комнате Петергофского дворца всего один раз. Коллекции работ Ге хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее города Москвы и Русском музее Санкт-Петербурга

Семья Ге Николая Николаевича

Будущий художник появился на свет 27 февраля 1831 года в Воронеже. Семья помещиков находилась на тот момент в Черниговской губернии, расположенной около хутора Ивановского. Прадед мальчика (Матвей Ге) был французом, эмигрировавшим в Россию в конце XVIII века.

Известные факты об отце (Николае Осиповиче):

  • Воевал против Наполеона в 1812 году;
  • Он настоял на том, чтобы сын учился на математическом отделении;
  • Мужчина периодически срывал злость на няне, которая воспитывала ребенка. Маленький мальчик замечал на теле женщины синяки.

Елена Садовская (мать) умерла от холеры, когда ребенку еще не исполнилось 4 месяца. Помимо Николая у нее было еще несколько сыновей. Крепостные увезли детей к бабушке (Дарье Коростовцевой), чтобы избежать заражения инфекцией, которая распространялась на местности.

Детские и юношеские годы

Мальчик временно находился в деревне, его воспитывали бабушка и няня. Отец женился во второй раз и не проявлял большого интереса к своему ребенку. Дед Осип служил прапорщиком и подписал в принудительном порядке присягу по указанию Екатерины II. Родственники привезли детей на прежнее место жительства, когда эпидемия холеры прошла.

Николай рано начал рисовать. Первыми объектами, которые он изобразил, были лошадь и архимандрит. В 1840 году Ге проживал и обучался в частном пансионе под названием «Гедуэна». Затем он поступил в Первую киевскую гимназию. Юноша рассказывал, что надзиратель подвергал ребят настоящим пыткам и наносил им физические увечья в порыве гнева.

Интересные моменты, связанные с образованием:

  1. После первого года обучения Николай перевелся на аналогичную специальность (математик) в Санкт-Петербурге.
  2. Причиной переезда стала любовь юноши к искусству. Он вдохновлялся творчеством Брюллова и хотел жить в культурном городе, где можно рассматривать восхитительные картины.
  3. Спустя еще один год молодой человек перевелся в Академию художеств.

Когда юноше исполнился 21 год, его кумир умер. Студентов обучали натурщики, которые хорошо знали Брюллова и передавали его наставления. Воспоминания Николая об учебе сводятся к нескольким аспектам:

  • Долгое время ему приходилось рисовать Всемирный потоп, потому что других тем не давали.
  • Один преподаватель правил эскизы карандашом, который не стирался;
  • Главным примером искусства для него стала картина Брюллова под названием «Помпея».

Николай настолько был погружен в мир прекрасного, что решил изрисовать все стены в квартире, где он обитал. Для того времени это считалось довольно смелым поступком.

Молодость художника

Студент жил скромно и не мог позволить себе каких-то излишеств. Он продавал свои картины чиновникам и вел уроки рисования, получая небольшую оплату. Мужчина хотел попасть в Эрмитаж, но у него не было фрака (в обычной одежде тогда в музей не пускали).

Николай проживал в квартире вместе со студентами, которые тоже находились в затруднительном финансовом положении. Юноша часто помогал им, хотя ему самому не хватало средств на комфортную жизнь. Однажды Ге — художник, который мечтал об Эрмитаже, — смог накопить денег на фрак.

С тех пор он повышал свое мастерство в музее, но часто туда ходить не мог. Сердобольный студент разрешал товарищам носить приобретенный фрак. Парни надевали его по очереди и посещали Эрмитаж.

Факты, связанные с личной жизнью:

  • Ге влюбился в сестру друга;
  • Венчание проходило в селе Монастырище;
  • На свадьбе жених подарил невесте книгу.

Николай читал письма, которые приходили приятелю. Ему понравился стиль изложения Анны (так звали девушку). Они стали вести переписку. Спустя несколько месяцев художник решил, что им нужно пожениться. Когда состоялось венчание, Николаю исполнилось 25 лет. Возлюбленная была на год младше его.

Николай Ге. Интересные факты биографии художника — Яценко Наталья Владимировна, зав. сектором читального зала

Известные картины

Творчество художника отображает религиозные мотивы и представляет миру образы великих деятелей. В своих произведениях живописец использовал пейзажи и различные сцены:

  • мифологические;
  • исторические;
  • литературные.

У Николая Ге, картины которого заслужили высокие оценки экспертов и признание общества, накопилось богатое культурное наследие. После семилетнего обучения в Академии художеств он получил золотую медаль за работу под названием «Саул у Аэндорской волшебницы».

Картины художника, созданные в период с 1857 по 1871 год:

  • «Смерть Виргинии»;
  • «Любовь Весталки»;
  • «Разрушение Иерусалимского храма»;
  • «Тайная вечеря»

Николай Ге. История создания картины «Тайная вечеря» — Воробьева Ангелина Валерьевна.

  • «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»

Эта работа была куплена меценатом Павлом Третьяковым и попала в его коллекцию.

Николай Ге «Видеовернисаж» — Балакирева Таьяна Анатольевна, зав. сектором читального зала

Публика восхищалась оригинальными произведениями Ге. Он получил звание профессора и был членом Академии художеств. Творчество Николая Николаевича условно подразделяется на три периода:

  • флорентийский;
  • петербургский;
  • черниговский.

До 1869 года Ге рисовал евангельские сюжеты и образы натурщиков. В петербургском периоде он создавал исторические работы и портреты писателей. В числе его фаворитов оказались самые известные деятели (Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин). С 1875 года живописец зарабатывал на жизнь, выполняя портреты на заказ.

Последние годы творчества

После знакомства с Л. Н. Толстым Ге нарисовал его образ. В дальнейшем (после 1884 года) он представил публике серию религиозных сюжетов. Последней картиной художника стала работа под названием «Автопортрет». Рисунок появился за год до его смерти, которая случилась в 1894.

Ге работал разными техниками. Он использовал масло, литографический и итальянский карандаш, уголь и другие средства. В браке с Анной у него родились два сына (Николай и Петр). Эксперты полагают, что успех пришел к художнику благодаря реалистичному изображению библейских сюжетов.

Ге создал 122 картины в разных стилях (академизм, реализм, романтизм). Картины живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском и Национальном музее. Финальная работа «Автопортрет» считается одним из самых лучших произведений Ге.

Мы предлагаем посетителям блога короткую экскурсию по всего лишь 10 работам художника, которые заслуженно считаются шедеврами мировой живописи и которые обязательно стоит увидеть своими глазами.

«…Я потому и делаю эти нецензурные вещи, что я художник». Николай Ге.

10 картин Николая Ге

«Тайная вечеря»

«Тайная вечеря» (1863). Написана в Италии. Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Атмосфера – напряженная, тревожная. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». Их взгляды из освещенного уютного угла комнаты устремлены на уходящего, изображенного в полный рост Иуду. В облике Христа угадываются черты Александра Ивановича Герцена. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, потому что материалисты не понимают идеалистов…». За эту картину художник получил звание профессора исторической живописи Академии художеств, минуя звание академика.

«Вестники Воскресения»

«Вестники Воскресения»

«Вестники Воскресения» (1867). Работать над картиной начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». Психологизм, явное противостояние двух мировоззрений – все это делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, — говорил художник. – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со Львом Толстым и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы.

«Что есть истина?» Христос и Пилат

«Что есть истина?» Христос и Пилат

«Что есть истина?» Христос и Пилат (1890). В этом году у художника родился внук Иван, сын Николая Николаевича Ге-младшего, и внучка Анастасия, дочь Петра Николаевича Ге. Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», — писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее. Произведение написано поверх картины «Милосердие».

«Совесть. Иуда»

«Совесть. Иуда»

«Совесть. Иуда» (1891). Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление [от] Идеала». В этом же году уходит из жизни жена художника Анна Петровна Ге, с которой они прожили вместе 35 лет. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..» — это слова художника Григория Мясоедова.

Портрет А.П. Ге с детьми

Портрет А.П. Ге с детьми

«Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866). Старший сын – Николай – стоит рядом с матерью, младший – Петр, сидит у нее на коленях. Взгляды персонажей – по кругу. Замкнутый счастливый мир отношений матери и детей.

Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем

Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем

«Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886). Работа не окончена. Вновь – красота материнства. Екатерина Ивановна Ге (в девичестве Забело), училась в Киевском музыкальном училище. Являлась членом Русского женского взаимо-благотворительного общества в Санкт-Петербурге и была женой сына художника, Петра Николаевича Ге.

«Распятие»

«Распятие»

«Распятие» (1892). Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» — говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», — произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге. «Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», — пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. «Я сам плачу, смотря на картину», — слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Российские зрители увидят «Распятие» впервые –постоянное «место жительства» картины — музей Д’Орсе в Париже.

«Суд синедриона. «Повинен смерти!»

«Суд синедриона. «Повинен смерти!»

«Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892). Картина была запрещена к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», — вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой. В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу.

«Лунная ночь. Хутор Ивановский»

«Лунная ночь. Хутор Ивановский»

«Лунная ночь. Хутор Ивановский» и другие украинские пейзажи. Конец 1880-х – начало 1890 –х. В 1876 году Ге стал жить на хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии. Туда к нему не раз приезжал Л.Н. Толстой. Но украинские пейзажи стоит посмотреть не поэтому. А потому что – красиво. На выставке много и других, не менее интересных работ, в том числе — портреты, обширная коллекция графики.

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!