Достижения современной медицины

Дорогие друзья! Ежегодно в третье воскресенье июня в России, Армении, Беларуси, Казахстане, Молдове и на Украине, по многолетней традиции, отмечают День медицинского работника (День медика). Основанием для отмечания этого профессионального праздника служит Указ Президиума Верховного Совета СССР №3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР №9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях». Эта традиция сохраняется в странах постсоветского пространства и сегодня. Профессия врача одна из самых старейших в мире, и в настоящее время она востребована буквально везде. Каждый из нас хотя бы раз в жизни обращался к доктору за помощью и лечением. Ведь даже в самом начале жизни человека — при рождении младенца — непосредственное участие принимают доктора. А современное здравоохранение и усилия врачей направлены не только на лечение болезней и поддержание здоровья человека, но и на предупреждение различных заболеваний.В 2020 и 2021 годах медики оказались на переднем крае борьбы с пандемией COVID-19. Без того напряженные будни врачей в настоящее время превратились в настоящую борьбу с этой болезнью и за жизнь людей.Особенного прогресса ученые достигли в сфере медицины.

Человечество совершило удивительные открытия, научные прорывы и создало множество полезных медикаментов, которые непременно в скором времени окажутся в свободном доступе.
Предлагаем ознакомиться с самыми удивительными медицинскими прорывами в сюжете Вадима Селина «Достижения современной медицины».

Достижения современной медицины. Подготовил: Селин В.В., главный библиотекарь читального зала

Мы хотим вам предложить почитать 7 книг про врачей и медицину

1. Пол Каланити. Когда дыхание растворяется в воздухе

История известного нейрохирурга, который умер от рака на пике своей карьеры. Печальная история, которая в очередной раз заставляет задуматься о жизни, смерти, планах на будущее. На что мы тратим свою жизнь и есть ли у каждого человека предназначение. Книга наполнена множеством медицинских подробностей, описанием диагнозов и рассказах о буднях врачей. Если не боитесь посмотреть в лицо смерти и в очередной раз вспомнить, что каждый из нас может умереть на завтрашний день — прочтите. Отрезвляет.

2. Рене Претр. Там, где бьется сердце

Удивительная книга детского кардиохирурга из Швейцарии. Подробные описания невероятно сложных технологических операций, которые проводят кардиохирурги — поражают, а истории о личных переживаниях врача — вызывает глубокое уважение к профессии.

Справедливости ради, стоит отметить, что в России уровень детской кардиологии также находится на высочайшем уровне. Могу утверждать это не понаслышке! Мы живём в одно время с настоящими гениями детской кардиохирургии. Запомните эти фамилии (это лишь некоторые) и почитайте о них. Они спасли тысячи малышей.

Читая подобные книги, поражаешься уникальности этих людей. Какие же стальные нервы нужно иметь. Действительно, это люди, которые побеждают изо дня смерть

3. Генри Марш. Не навреди

Врач-нейрохирург рассказывает о заболеваниях мозга и не только. Большое количество страниц уделено трагичной стороне нейрохирургии — осложнениям, ошибкам, смерти. Врач откровенно рассказывает о своих промахах во время операций, которые приводили пациентов к ужасным последствиям (оставались инвалидами) и даже к летальным исходам. Читается такое нелегко. Красочно описаны многочисленные операции по удалению опухолей мозга (самые частые операции). Доброкачественные и раковые опухоли, метастазы и травмы головы… Широкий ассортимент проблем, с которым сталкивается человек.

4. Адам Кей. Будет больно

Это очень смешная книга. Браво английскому юмору и нашему переводчику.

Дневник, который долгие годы вёл автор, записывая забавные случаи из своей медицинской практики, стал основой этого издания. Адам Кей работающий в отделении акушерства и гинекологии прошел долгий путь от студента до старшего ординатора, приподнимает ширму тайны, которая скрывает работу родильного блока. Откровенно, весело и с медицинскими пояснениями.

5. Генри Марш. Призвание

Вторая книга нейрохирурга Генри Марш который подводит итоги своей 40летней профессиональной деятельности. Выйдя на пенсию, автор продолжает консультировать и преподавать по всему миру. Он все больше задумывается о смерти, в том числе и о своей. Размышляет об эвтаназии. О сложностях общения с родственниками, которым предстоит объяснять смерть (или инвалидность) близких после неудачной проведённой врачом операции. Однозначно, эта книга намного сложнее, глубже, печальнее. Она показывает, что даже человек, который спас тысячи человек от смерти, в старости становится таким же беспомощным пациентом. Прочтение этого произведения заставляет задуматься о том, а как вы хотели бы закончить свой жизненный путь…

6. Генри Пшибыло. Обратный отсчет

Легкая и приятная книга, автор которой довольно подробно и понятно рассказывает о методах анестезии. Описывает различные варианты анестезии; возможные последствия; этапы пробуждения и многое другое.

7. Ричард Шеперд. Неестественные причины

Подробно рассказано об этой профессии. Не только в мельчайших подробностях о процессе вскрытий трупов, но и про систему работы служб при массовых ЧС.

А теперь мы хотим вам представить картины, героями которых стали врачи: от Средневековья до наших дней

Адам Эльсхаймер «Святая Елизавета, лечащая больных»

Елизавета Тюрингская — одна из родоначальниц традиций благотворительности и милосердия в Германии. В 14 лет Елизавета обвенчалась с Людвигом IV, ландграфом или князем Тюрингии, вскоре прониклась идеями францисканцев, и с разрешения супруга начала благотворительную деятельность — раздавала еду, одежду и деньги неимущим. На ее средства была построены первая больница для бедных в Айзенахе. После смерти мужа Елизавета полностью посвятила себя служению больным, особую заботу проявляя по отношению к прокаженным. Тяжелейшая работа сказалась на здоровье самой Елизаветы, и в 24 года она скончалась. В скором времени была канонизирована.Адам Эльсхаймер «Святая Елизавета, лечащая больных».

Адам Эльсхаймер «Святая Елизавета, лечащая больных», 1500-е © Art&Culture

Адам Эльсхаймер передает свой взгляд на жизнь святой, показывая средневековую больницу как место, где в силу ограниченных средств для врачевания тела, в большей степени исцеляет душу, готовя страждущих к переходу в иной мир.

Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа»

Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632 © Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

31 января 1632 года голландский хирург и анатом Доктор Николас Петерсзоон по прозвищу Тульп (Тюльпан) провел в Амстердаме лекцию о мышечных сухожилиях в руках человека. Труп принадлежит Адриаану Адриаансу, в свое время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника, а в Амстердаме избил и ограбил человека, за что и был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов.Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632 © Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага. Этот сюжет и изображен на картине Рембрандта, хотя он и не является подлинной записью вскрытия с лекции 1632 года (которое по правилам должно было начаться со вскрытия желудка и черепа), а представляет собой воображаемую сцену. Художнику была поставлена задача подготовить портрет доктора вместе с его коллегами, и с этой задачей он, безусловно, справился. Помимо доктора Тульпа на картине изображены семь членов Гильдии хирургов, каждый из которых заплатил немалую сумму, чтобы его включили в картину.

Картина подписана Rembrandt f[ecit] 1632. Впервые художник подписывает картину своим именем, а не инициалами RHL (Рембрандт Харменс из Лейдена), что можно рассматривать как признак его растущей известности.

Франсиско Гойя «Гойю лечит доктор Арьетта»

Франсиско Гойя «Гойю лечит доктор Арьетта», 1820 © Институт искусств, Миннеаполис

Творчество выдающегося испанского художника, кажется, неразрывно связано с болью и трагедией. В 90-е годы XVIII века, после тяжелой болезни, Гойя полностью потерял слух. В 1819 году художник снова заболел, на этот раз не только физически, но и психологически — у него началась депрессия. Его лечащим врачом стал доктор Евгений Арьетта, изображенный на картине.Франсиско Гойя «Гойю лечит доктор Арьетта», 1820 © Институт искусств, Миннеаполис

«Гойя благодарен своему другу Арриете за успешное лечение большую заботу во время жестокой и опасной болезни в конце 1819 года в возрасте 73 лет». Эти слова признательности написаны внизу картины, которая была подарена художником доктору, некоторое время хранилась у Арьетты, пока, сменив нескольких владельцев, не оказалась в коллекции миннеаполисского Института искусств.

Паскаль Даньян-Бувре «Несчастный случай»

Паскаль Даньян-Бувре «Несчастный случай», 1879 © Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Французский художник Паскаль Даньян-Бувре родился 7 января 1852 года. В своих картинах он в реалистичной манере изображал повседневную жизнь французов конца XIX — начала XX веков.Паскаль Даньян-Бувре «Несчастный случай», 1879 © Художественный музей Уолтерса, Балтимор

«Несчастный случай» — яркая иллюстрация жизни французской глубинки, их отношения к медицине и медикам, болезни и здоровью. На ней изображены члены семьи или работники одного заведения, обступившие бледного мальчика, с которым произошел несчастный случай. Оказывающий первую помощь врач — олицетворение надежности, профессионализма и спокойствия. Это чувствуется даже несмотря на то, что он обращен к зрителям спиной. Видимо, Даньяну-Бувре гораздо важнее было показать колоритные образы собравшихся, их переживания и восприятие случившегося.

Альберт Эдельфельт «Портрет Луи Пастера»

Альберт Эдельфельт «Портрет Луи Пастера», 1885 © Музей Орсе, Париж

Альберт Эдельфельт — знаменитый финский художник шведского происхождения, график, пейзажист, мастер жанровых, бытовых сюжетов. Главной формой его творчества в зрелые годы была портретная живопись. И именно благодаря Эдельфельту мир знаком с обликом Луи Пастера, выдающегося французского ученого, химика и микробиолога, изобретателя вакцины от бешенства.Альберт Эдельфельт «Портрет Луи Пастера», 1885 © Музей Орсе, Париж

Эдельфельт изобразил Пастера в его лаборатории на улице Ульм, это был образец так называемого «портрета в интерьере», на котором герой изображен в характерном для него окружении. Оценка этой работы со стороны профессионалов и широкой публики была весьма высокой. В Салоне 1886 года было представлено два портрета Пастера — Эдельфельта и французского художника Леона Бонна. Победа досталась молодому финну, вместе с Орденом Почетного легиона и многочисленными новыми заказами. Портрет Луи Пастера положил начало настоящему буму на работы в этом стиле.

Николай Ярошенко «Сестра милосердия»

Н.А. Ярошенко «Сестра милосердия», 1886 © Ивановский областной художественный музей

Одна из самых известных картин, воплощающих образ сестры милосердия — одноименная картина Николая Александровича Ярошенко. «Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня примером, — так писал о художнике Михаил Нестеров, — и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело».Н.А. Ярошенко «Сестра милосердия», 1886 © Ивановский областной художественный музей

Все эти качества, присущие художнику, видны и в героине его картине. Сквозь усталость отчетливо просматривается сила духа, осознанность и уверенность в нужности своей работы. И человеческое достоинство, которому Ярошенко придавал большое значение и воплощал в образах всех своих произведений.

Михаил Нестеров «Портрет И.П. Павлова»

М.В. Нестеров «Портрет И.П. Павлова», 1935 © Государственная Третьяковская галерея

Портрет академика Павлова — одна из лучших картин в коллекции Третьяковской галереи. На ней Иван Петрович Павлов, прославленный физиолог, лауреат Нобелевской премии, изображен в своем доме в Колтушах, на территории биологической станции.М.В. Нестеров «Портрет И.П. Павлова», 1935 © Государственная Третьяковская галерея

В отличие от других персонажей созданных тогда портретов, Павлов не был знаком художнику. Более того, Нестеров долго сомневался, стоит ли ему браться за эту работу, так как с одной стороны не считал себя портретистом, а с другой стороны не видел ничего привлекательного для себя в том образе ученого, который складывался под влиянием известных фотографий. Но в итоге поддался уговорам и в 1930 году приехал для работы на биостанцию в Колтуши, где и состоялось их знакомство. Художнику было 68 лет, академику 81 год. После первой же встречи между ними возникли дружеские отношения и портрет в полной мере передал «образ деятельного, энергичного человека, человека богатого душевного мира и благородства». Именно таким человеком и был Иван Петрович Павлов.

Федор Шапаев «Сельский врач»

Ф.В. Шапаев «Сельский врач», 1964 © ulpravda.ru

Федор Васильевич Шапаев был мастером психологического портрета, а так как большую часть своей жизни уроженец села с замечательным названием Покой провел в сельской местности, герои его картин тоже были помещены в эту среду.Ф.В. Шапаев «Сельский врач», 1964 © ulpravda.ru

Работа врача — чрезвычайно ответственная. Работа врача в сельской местности сопряжена и с большими сложностями. Тут и большие расстояния, которые надо преодолевать в любую погоду, и скудость инструментария и лекарств, и психологическая нагрузка, ведь все решения нужно принимать самостоятельно и быстро.

Врач на картине Федора Шапаева — немолодая женщина. Она едет на вызов мимо заснеженных лесов и полей. В деревенских розвальнях, набитых сеном, закутавшись в две шубы, но в городской шляпке, кожаных перчатках и с мехом на воротнике, поставив медицинский саквояж в ногах. Во всем ее облике сквозит спокойствие и уверенность, возможно, она и устала, но нет причин сомневаться, что, когда она доедет, наконец, до места назначения, тот, кто ее там ждет, получит помощь, и все будет хорошо.

Александр Лактионов «После операции»

А.И. Лактионов «После операции», 1965 © Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

«После операции» — это последняя крупная работа Александра Ивановича Лактионова, последний и самый серьезный групповой портрет. Центральным персонажем стал хирург Сергей Сергеевич Юдин, и на картине изображена реальная обстановка его кабинета, который располагался на втором этаже здания Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в Москве.А.И. Лактионов «После операции», 1965 © Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Композиционный и смысловой центр всей картины — колба. Вместе с учениками и товарищами по работе в институте Юдин вспоминает, вероятно, о событиях 23 марта 1930 года. Тогда ему впервые в мире удалось перелить фибринолизную кровь человеку с благоприятным исходом (за это открытие ему посмертно была присуждена Ленинская премия). Три другие фигур, изображенные на картине, — профессора А.А. Бочаров, Д.А. Арапов и Б.С. Розанов были свидетелями и активными помощниками этого события.

Лактионов привык работать с натуры, поэтому на картине воспроизведен реальный интерьер кабинета; Бочаров, Арапов и Розанов специально позировали для портрета. Самое сложно было изобразить главного участника сцены: — Сергея Сергеевича Юдина к тому времени уже не было в живых. Материалом для его образа послужили фотографии, посмертная маска рук и лица работы скульптора М.П. Оленина, два портрета М.В. Нестерова и бюст работы В.И. Мухиной.

Николай Пластов «Доктор»

Н.А. Пластов «Доктор», 1966 © Ульяновский областной художественный музей

Николай Аркадьевич Пластов, сын известного русского художника Аркадия Пластова, в начале своего творческого пути любил изображать идеализированные картины жизни, оптимистичные, хоть и не вполне вписывающиеся в концепцию соцреализма. В годы войны художник изображал военные сцены, воспевающие героизм, и проникновенные пейзажи. С 50-х годов художник полюбил крестьянскую жизнь.Н.А. Пластов «Доктор», 1966 © Ульяновский областной художественный музей

Картина «Доктор» признана одной из самых лучших в творчестве Николая Аркадьевича Пластова. По сюжету картины женщина-врач осматривает с помощью стетофонендоскопа мальчика. Это традиционный момент из практики приемов на дому сельских врачей. Именно благодаря своей реалистичности картина впечатляет.

Семья Пластовых была тесно связана со здравоохранением Симбирского — Ульяновского края. Дед народного художника СССР, академика Аркадия Александровича Пластова по материнской линии — Иван Васильевич Лейман, был сельским лекарем в Симбирской губернии. Сын А.А. Пластова — Николай Аркадьевич, часто возил больных из Прислонихи в Языковскую больницу. И, как вспоминают врачи больницы, он был человеком очень добрым, неравнодушным и безотказным.

История медицины в живописи. Подготовила: зав. сектором читального зала: Балакирева Татьяна Анатольевна

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!