Писатель совести и чести

В рамках празднования 105-летия со дня рождения известного донского писателя А.В. Калинина, нашего знаменитого земляка, прошло заседание клуба «От сердца к сердцу», которое провели сотрудники читального зала в ЦСОН Ленинского района. Библиотекари рассказали о жизни и творчестве А. В. Калинина, о произведениях, написанных в разные годы и прославившие автора не только на всю страну, но и на весь мир. В ходе заседания клуба  зачитывались отрывки из повести «Возврата нет» и романа «Цыган».

Члены клуба еще раз  вспомнили  произведения Анатолия Калинина, герои которых обрели вторую жизнь на киноэкране. Анатолий Вениаминович Калинин родился 22 августа в 1916 году, в станице Каменской незадолго до того времени, когда каждый, живущий на Дону, должен был осуществить свой нелегкий выбор: пойти за новой красной властью или встать на защиту незыблемых ценностей тихого Дона: веры, царя-батюшки, живой еще вольницы и всего донского казачества в целом.

КАЛИНИН-ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ШОЛОХОВСКИХ ТРАДИЦИЙ. ПОДГОТОВИЛА: ЯЦЕНКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, ЗАВ. СЕКТОРОМ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

Станица Каменская в эти годы оказалась в эпицентре революционного разгара на Дону – в 1918 году здесь состоялся съезд казаков-фронтовиков, на котором появился на исторический свет Военно-революционный комитет. Вскоре после этого ревкомовцы объявили о создании на территории Войска Донского советской республики в составе федеративной советской России. Происходящие события не могли не захватить станичных интеллигентов – супругов Калининых. После Гражданской войны Калинины жили в Тарасовской слободе и в Миллерове. Там отец и мать продолжали образовывать школьников, попутно занимаясь различной просветительской деятельностью в хуторах. Где было возможно, устраивали драмкружки.

Оба хорошо знали народные сказания и фольклор, а новая история добавила в сельские театры еще и новых героев – революционеров. Так потихоньку к семейному творчеству приковывалось внимание маленького Анатолия. Места проживания семьи всегда были связаны с простой жизнью, дивной донской природой и неумирающей, но затаившейся казачьей культурой. «Где искать гармонию музыки жизни и музыки слова, как не в казачьей песне», — писал впоследствии Анатолий Калинин. Дон навсегда останется одним из главных действующих лиц его произведений. Главное достояние Донского края – люди, проживающие на берегах великого Тихого Дона и Азовского моря. Его произведения военного лихолетья – это проза, написанная по горячим следам. 5-й Донской казачий корпус, с которым он прошел путь от Терека до Австрийских Альп, солдаты, офицеры стали неизменными героями очерков и художественных произведений. После войны А. В. Калинин поселился на Дону, в хуторе Пухляковском, где жил и творил до самого прощального мгновения. Он не скрывал, что пример бесконечно близкого по духу человека – Михаила Александровича Шолохова, обосновавшегося в станице Вешенской, сыграл для него в жизни большую роль.

Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Очерки Калинина о людях донских станиц («Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза») начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя. В 1962 году вышел в свет роман А. Калинина «Запретная зона», посвященный строительству Волгодонского канала. Книга жжет своей «голой» правдой. Не случайно писатель вместе с семьей просто переехал в станицу Цимлянскую, чтобы оставаться в гуще событий. Это было Слово о совести и чести человека крупного масштаба, руководителя. Герой романа Греков не был придуман, а взят из жизни, как впрочем, и очень многие персонажи его романов и повестей. В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие – она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование о том, как тяжело пришлось дочери Варвары — ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих за то, что обихаживает «волчицу».

 А вот «Образ Будулая» появился у А. Калинина в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел его в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда Калинин еще не знал, что будет писать роман «Цыган»… А до этого, когда они отступали под Малой Белозеркой, он видел цыганскую раздавленную кибитку. Ему рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца.  Потом, когда он переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем». На имени, правда, сходство с книжным героем и ограничивалось. Внешность, поступки и судьбу Будулая Калинин списал со многих персонажей, в том числе и цыгана-героя Ищенко. «Цыган» — это не просто кино про обрусевших кочевников, которые сменили странствия на оседлость, лихих коней — на домашний очаг. Это фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына. Это фильм про любовь, которая зарождается даже на выжженной войной, неблагодатной почве, про любовь, пускающую корни и излечивающую, помогающую справиться со всеми невзгодами.  Даже с самыми страшными. «Цыган» — кино про человека, который, несмотря ни на что, выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды. Кино про человека, который, будь он цыган или русский, до последней капли крови будет бороться за свой дом, где жить и умирать, где отметинами рассеяны могилы предков, за своих родных, за свою честь. «Цыган» — это даже не совсем кино, это отпечаток эпохи, в которой мы больше не живем, эпохи, куда очень хочется вернуться. Мы должны помнить об этой эпохе. Ведь не зная своего прошлого, не построишь будущего. Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове – «Вешенское лето», которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А. В. Калинина «Время «Тихого Дона». В последние годы Анатолий Калинин все так же кипел идеями и их литературными воплощениями, как и в прежние времена. Несколько произведений он посвятил Михаилу Шолохову – своему кумиру, литературному наставнику и другу. Выпустил поэмы и стихи, в замыслах был стихотворный роман о донских казаках. И конечно – никогда не смолкал в его «зеленом кабинете» гул войны, переносящийся снова и снова на страницы его рассказов и повестей.

После войны А. В. Калинин поселился на Дону, в хуторе Пухляковском, где жил и творил до самого прощального мгновения. Он не скрывал, что пример бесконечно близкого по духу человека – Михаила Александровича Шолохова, обосновавшегося в станице Вешенской, сыграл для него в жизни большую роль.

В ходе мероприятия члены клуба «От сердца к сердцу» еще раз узнали о книгах Калинина, в которых раскрываются темы человеческих взаимоотношений, труда и, конечно же, героизма и предательства в военные годы.  Анатолий Калинин был участником Великой Отечественной войны. Заседание клуба завершилось демонстрацией видеоролика «Мелодия из фильма «Цыган», созданного сотрудниками читального зала.

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!