Я люблю тебя, жизнь!

Дорогие друзья! Наша литературно — музыкальная гостиная «Я люблю тебя, жизнь!»посвящена   110-летию Марка Бернеса — выдающегося советского актера и певца, музыка которого уже давно стала классикой своего времени.

Сам себе Наумович. Марк Бернес — человек-загадка, которую никто не разгадал

О великом советском шансонье Марке Бернесе еще при жизни ходили легенды, одна другой невероятнее, — причем не только о его таланте, но и о сверхъестественной везучести. Судите сами: он никогда не учился на актера — но стал знаменитым артистом, причем таким, что его славе завидовал даже Хрущев. Выдающимся голосом, по собственному признанию, тоже похвастать не мог — и все же его песни распевала вся страна. Да и в любви ему везло прямо-таки до неприличия.

Король шлягеров

К слову, зрители обожали Бернеса-певца даже больше, чем Бернеса-актера. Одной из первых его звездных ролей стал образ красноармейца Кости Жигилева в фильме «Человек с ружьем» — в этой картине он исполнил песню «Тучи над городом встали». С тех пор всякий раз, когда Бернес играл в кино, он обязательно пел. «Любимый город» в ленте «Истребители», «Шаланды, полные кефали» и «Темная ночь» в фильме «Два бойца»… И ролей, и композиций было много — сложно перечислить все.

Враги сожгли родную хату. Марк Бернес. Музыка — М. Блантер, слова — М. Исаковский.

Его киношные мелодии записывали на пластинки, он ездил в гастрольные туры, в том числе за границу… Стоило Бернесу спеть понравившуюся ему новую композицию, как она тут же становилась шлягером — у него был особый нюх на подбор репертуара. В 1960 году он исполнил «Враги сожгли родную хату» — свою самую пронзительную песню, после чего стал в СССР звездой первой величины и вдобавок любимцем женщин. Нечего и говорить, что у каждой советской девушки была открытка с фотографией Марка Наумовича. Самое интересное, что Бернес не просто не имел музыкального образования и природных вокальных данных, — он даже нот не знал: называл их «чаинками». Да что там — у него вообще толком не было образования, в том числе театрального, зато обаяния и харизмы хватало в избытке. Именно умение преподнести себя помогло 17-летнему Марку, сыну харьковскому старьевщика, только вчера приехавшему в Москву, устроиться в массовку сначала в Малом театре, а потом и в Большом. А дальше — попасть в основную труппу Московского драмтеатра, пусть и на роли «кушать подано».

Как-то раз на репетиции спектакля Бернес едва не провалился позорнейшим образом, начисто забыв текст. А все из-за того, что загляделся на свою партнершу — 19-летнюю Полину Линецкую, которую все звали «Паолой» из-за особой, итальянской красоты. Марк тут же объявил друзьям, что женится на девушке. Конечно, те подняли его на смех: где уж ему, нищему безвестному актеру, зариться на приму театра, к тому же жену обеспеченного инженера? Однако дальше случилась история в духе булгаковских «Мастера и Маргариты»: через пару лет Паола… в самом деле бросила богатого мужа и ушла к Бернесу.

Роман с Паолой начинался совсем как в «Мастере и Маргарите».
Роман с Паолой начинался совсем как в «Мастере и Маргарите». Фото: Public domain

«Здравствуй, милая!»

Назвать их совместную жизнь счастливой довольно сложно. Примерным семьянином Марк Наумович никогда не был, а когда его популярность стремительно пошла в гору, стало еще хуже. Артист часто изменял Паоле, причем не скрывал от нее своих похождений. Когда товарищи интересовались, что же он говорит жене, явившись поутру домой, Бернес отмахивался — мол, ему достаточно сказать только: «Здравствуй, милая!», а все остальное говорит уже она.Тем не менее их брак продлился четверть века. Супруги даже решились на ребенка: хотя супружеской верностью Марк Наумович не отличался, однако позднюю, долгожданную дочку Наташу обожал и всячески баловал. Бернес вообще был соткан из противоречий. Наверное, лучше всех о нем сказал его друг Зиновий Гердт: «Добрый — злой, умный — темный, честный — несправедливый, смелый — нерешительный, простодушный — хитрый, доверчивый — подозрительный, жесткий — сентиментальный, веселый — мрачный… Эти исключающие друг друга эпитеты, можно длить и длить, и все это будет верно». Да и экранные роли открытых, душевных героев мало соответствовали характеру Бернеса (кстати, это не настоящая его фамилия, а псевдоним — правда, что он означает, артист так и не объяснил). Знакомые вспоминали о нем как о человеке хотя и обаятельном, однако жестком, за глаза называя «Марк сам себе Наумович».

Одно из таких противоречий бернесовского характера проявилось, когда у Паолы обнаружили рак в последней стадии, не подлежащей лечению. Услышав страшную новость, всегда уверенный в себе Бернес безумно испугался. Однако вовсе не за супругу и не за дочь, которой предстояло лишиться матери, а… за собственную жизнь: актер был уверен, что недуг заразен.

С тех пор Бернес к супруге не приближался. Доктора пытались убедить артиста в нелепости подобных страхов, а друзья и родные взывали к его совести, но ничто не помогало. По указанию Марка Наумовича квартира была поделена на две части: Паоле строго воспрещалось заходить на территорию мужа, а он никогда не появлялся на ее половине. Также он и пальцем не касался вещей жены.

Последние месяцы жизни Паола провела в больнице и умерла в полном одиночестве — муж ее ни разу не навестил. После похорон вдовец первым делом избавился от вещей покойной, а также приказал прислуге тщательно отдраить всю квартиру.

Снова в школу

От одиночества Бернес страдал недолго — вскоре после смерти жены он завел роман с актрисой Изольдой Извицкой. Загвоздка заключалась в том, что за нею же ухаживал и всесильный Алексей Аджубей, главред «Комсомольской правды» и зять Хрущева. Никита Сергеевич и без того недолюбливал Бернеса, завидуя его популярности в народе, а Аджубей подлил масла в огонь, устроив травлю артиста в прессе. В итоге любимец публики угодил в опалу, а дорога в кино и на эстраду была надолго для него закрыта. С Извицкой Бернес тоже расстался.

Второй женой и последней любовью Марка Наумовича стала Лилия Бодрова, с которой он прожил около десятка лет. К слову сказать, он и эту женщину увел из семьи, причем у своего приятеля — французского фотокорреспондента журнала «Пари матч» и владельца единственного в Москве «Шевроле». На почве любви к шикарным автомобилям оба в свое время и сошлись. С Лилией же Бернес познакомился на… школьной линейке: он привел в первый класс дочь Наташу, она — сына Жана, и дети даже оказались за одной партой.

«Три года ты мне снилась». История одной песни. Подготовила: Воробьева Ангелина Валерьевна — ведущий библиотекарь читального зала

И родную дочь Наташу, и приемного сына Жана любил одинаково.
И родную дочь Наташу, и приемного сына Жана любил одинаково.

«Когда мы познакомились, ему уже исполнилось 48 лет — он старше меня на 18 лет, но удивительная улыбка, хитрющий прищур — все это осталось. Он мог подойти, положить руку на плечо — и женщина была готова на все», — вспоминала Бодрова. Она ушла от мужа к Бернесу, и с тех пор они практически не расставались. К Марку Наумовичу снова вернулась ошеломительная популярность, у него было все, о чем он когда-то мечтал: любовь молодой красивой женщины, автомобили, шикарная жизнь, слава и деньги… Но ненадолго. По иронии судьбы рак, которого он так боялся всю жизнь, все-таки настиг и Бернеса. Правда, ему повезло больше, чем когда-то Паоле: Лилия не отходила от него ни на шаг до самого конца. Незадолго до смерти Марк Наумович записал свою последнюю и, пожалуй, самую известную песню — «Журавли», попросив, чтобы на похоронах звучала именно она. Он так и не успел узнать, что за несколько дней до его кончины в правительстве страны готовился указ о присвоении ему звания народного артиста.

«Журавли́» — песня композитора Я́на Фре́нкеля на стихи Расу́ла Гамза́това в переводе на русский язык Нау́ма Гре́бнева. Одна из лучших и популярнейших на родине и во всём мире русскоязычных песен о войне. «…Слова этой песни… имели конкретный адрес — миллионам павших, не вернувшихся с полей сражений Отечественной войны. …но в то же время не вижу причин, по которым нельзя посвящать „Журавлей“ жертвам войн всех времён», — писал позже Расул Гамзатов.

МАРК БЕРНЕС В КИНЕМАТОГРАФЕ

В один из весенних дней 1928 года на перрон Курского вокзала сошел с поезда дальнего следования юноша лет семнадцати. Одет он был не по сезону в длинную шубу явно с чужого плеча, на ногах «красовались» модные в то время желтые краги, на голове — комиссарская кожаная фуражка. Молодой человек приехал без вещей, без денег, не зная никого в Москве. Однако на его лице нельзя было заметить ни растерянности, ни замешательства. Он подошел к первому попавшемуся носильщику и небрежно спросил: «Где здесь Малый театр?»

Творческий портрет: Марк Бернес

Творческий портрет: Марк Бернес
Едва ли тогда кто-нибудь мог угадать в худеньком невзрачном пареньке, с забавной решительностью и уверенностью шагавшем по улицам незнакомого города, будущего популярного артиста Марка Бернеса. Его привело в Москву горячее стремление стать актером, стремление, зародившееся еще несколько лет назад, когда школьником он впервые попал на театральное представление.
Чтобы стать поближе к театру, он знакомится с расклейщиком афиш, с удовольствием ходит «живой рекламой» по городу, и, наконец, его принимают статистом в труппу Харьковского театра. Юношу не смущало, что ему доставались вначале лишь маленькие роли без слов. Он был в театре — и это главное!
Спустя два года после первого выхода на сцену Бернес решает отправиться я Москву, где находились лучшие театры страны. В течение восьми лет он работает в Малом театре, театре Корша, затем Театре Революции, играет рядом с такими выдающимися мастерами, как Н. Радин, С. Кузнецов, С. Межинский, М. Штраух, С. Шатрова, учится у них трудному, но благородному искусству актера, накапливает сценический опыт.
Постепенно у Бернеса появляется совершенно ясное и четкое желание стать артистом кино.

Заключенные (1936)

Заключенные (1936)
«Трудно объяснить, почему именно кино, — вспоминает Бернес,— но еще раньше, когда я, бывало, смотрел киноленты с участием актеров Барнета, Комарова, Гардина и других, я ловил себя на сумасшедшей мечте – самому появиться серой тенью на белом полотне экрана».
Однако актер считал, что этому не суждено сбыться: он был щуплым, невидным юношей и, что самое ужасное, с огромным количеством веснушек на лице. Когда в театр приходили люди с киностудии и отбирали актеров для съемок, он всегда стоял в стороне и сердце у него сжималось до боли…
Первое знакомство Бернеса с кино началось с участия в массовках фильма «Заключенные». Затем ему предложили сыграть роль вредителя Красовского в фильме «Шахтеры».

Шахтеры (1937)

Шахтеры (1937)
Хотя по этому фильму было ещё трудно судить о своеобразии дарования М. Бернеса, молодым актером заинтересовался режиссер С. Юткевич и пригласил сниматься в новом фильме «Человек с ружьем».
Порученная актеру роль была невелика: герой — молодой красноармеец, должен был произносить всего две фразы, но Бернес страстно взялся за дело. Молодой артист в поисках материала целыми днями просиживал в Музее Революции, изучая исторические документы и фотографии времен гражданской войны. Его внимание привлек групповой портрет красногвардейцев, среди которых особенно выделялся белоголовый вихрастый паренек в кожаной куртке, весь увешанный оружием. Во всем его облике чувствовался молодой задор, забавная решительность и целеустремленность.
Бернес с первого взгляда на снимок подумал, что его горой должен выглядеть именно так. Актер тщательно скопировал костюм, подобрал грим, не задумываясь, покрасил волосы в светлый цвет.
На съемке юный солдат в исполнении Бернеса был так выразителен, настолько выделялся из числа участников эпизода, что режиссер С. Юткевич решил расширить роль. Эпизоды с участием нового действующего лица, его поступки, его слова придумывались сообща на ходу, порой прямо на съемочной площадке. Бернес принимал в этом активное участие. Он неутомимо работал день и ночь, подыскивая для своего героя походку, смех, говор. Актер нашел и определенное место в фильме своему Косте Жигулеву (так назвали нового персонажа по предложению работника киногруппы). «Почему бы командиру Чибисову, наделенному большими полномочиями, не иметь адъютанта?» — предложил он как-то режиссеру, и С. Юткевич согласился дать эту ответственную должность Жигулеву.

Человек с ружьём (1938)

Человек с ружьём (1938)
Так в картине появился новый герой, а в творчестве Бернеса — одна из его любимых ролей, которой началась длинная галерея ярких интересных, разноплановых образов, созданных актером за более чем двадцатилетнюю жизнь в кино.
В истории создания образа Кости Жигулева много характерного проявившегося и в роботе Бернеса над другими ролями. Например, так же творчески подошел актер к роли простого одесского паренька Аркадия Дзюбина а фильме «Два бойца» (1943). Прочитав сценарий, Бернес решил обязательно познакомиться с коренным одесситом. Но как его найти о Ташкенте, где тогда находилась съемочная группа? Случайно выяснилось, что в одном из госпиталей (дело происходило во время войны), находится много защитников Одессы и Севастополя. Актер добился разрешения навестить их. С одним из раненных одесситов у Бернеса завязались теплые дружеские отношения. Он часами просиживал у постели больного, стараясь перенять его манеру говорить, интонации, жесты. Придя домой, Бернес повторял всё перед зеркалом, отбирая для своего героя наиболее яркое, характерное.
Интересно, что после окончания съемок в этом фильме актёр долго на мог отвыкнуть от ставшего для него привычным одесского говора, и жители Одессы часто принимали Бернеса за земляка. Большое внимание удалив внешнему рисунку роли, Бернес сумел избежать опасности сыграть просто беззаботного балагура одессита, образ, ставший ужа анекдотическим.

Два бойца (1943)


Два бойца (1943)
За шутками и остротами, за жаргонными словечками в Аркадии Дзюбине проглядывает характер отважного, смелого солдата, преданного Родине, друзьям, воинскому долгу, прекрасного отзывчивого товарища.
Этим-то и ценно творчество М. Бернеса. Он умеет со свойственной ему тонкой наблюдательностью разглядеть в обычном человеке, в котором многие бы не нашли бы ничего примечательного, черты подлинно героические, благородные, достойные восхищения.
Открытием в герое качеств, о которых зрители вначале и не подозревали, в основном и привлекают образы, созданные Бернесом.
На творческом счету Бернеса не много ролей главных героев, чаще актеру приходилось играть эпизодических персонажей. Но в работе для него не существует разницы между ролями основными и второстепенными. Поэтому каждый его новый герой, независимо от места, которое ему отводится в фильме,— это характер цельный, законченный, полнокровный.
Поистине заслуженно М. Бернеса называют мастером эпизода. Хотя всего несколько раз появляется в фильме фронтовой шофер Минутка, черноморский моряк Чмыга, сварщик Умар-Магомет («Далеко от Москвы», 1950 г.), купец Окладников (««Море студеное», 1954 г.) и другие его эпизодические герои, они запоминаются отчетливо, и у зрителя о них создается полное и яркое представление.
В фильме «Великий перелом» Бернес, имея в своем распоряжении небольшой текст, провел тонкую, можно сказать, ювелирную работу над обрисовкой своего героя — немногословного, замкнутого человека. В этой роли обнаружилось, что артист умеет очень красноречиво «молчать», и не менее красноречиво разговаривать взорами и жестами. В мелких подробностях: чуть заметной улыбке, повороте головы, движении рук, во взглядах — раскрывался образ мужественного, сурового внешне, умного бойца, одного из многих героев Отечественной войны.

Великий перелом (1945)


Великий перелом (1945)
Приступая и работе над ролью Минутки, Бернес близко познакомился с фронтовыми шоферами, изучил специфику их нелегкого труда. Поэтому такой естественностью и правдивостью отличается поведение артиста в фильме, поэтому так спокойно и уверенно лежит на руле машины его рука.
В этом проявляется своеобразие Бернеса как актера: его герои всегда убедительны и достоверны. Если его персонаж — летчик, он держит штурвал самолета, как опытный профессионал, если шофер, то он действительно виртуозно водит автомобиль, если сварщик, то он прекрасно разбирается во всех тонкостях сварочного дела.
Характерные профессиональные привычки или национальные черточки метко подмечает артист в жизни и тонко использует в своем искусство. Недаром, просмотрев фильм «Истребители», многие зрители были уверены, что Бернес служил в авиации. А после выхода на экран кинокартины «Третий удар» актер получил письмо от группы советских воинов, поверивших в реальное существование Чмыги и просивших сообщить либо его адрес, либо, в случае его гибели, — его родных.
Есть и еще одна особенность в творчестве Бернеса.
Как-то на съемках фильма «Человек с ружьем» в руки Бернеса попалась гармошка. Она удивительно удачно подошла к его внешности озорного веселого паренька с рабочей окраины. Режиссер посоветовал подобрать какую-либо интересную и неизбитую песню времен гражданской войны. Бернеса выручил режиссер П. Арманд.

Человек с ружьём (1938)

Человек с ружьём (1938)
Не будучи ни композитором, ни поэтом, он написал музыку и текст песни «Тучи под городом встали…», которая и по мелодии, и по содержанию напоминала любимые песни первых лет революции.
И с тех пор песня стала неотъемлемой спутницей большинства ролей М. Бернеса. Он поет в фильмах не для развлечения зрителей, не для оживления бездейственных, скучноватых эпизодов. Песня используется артистом как своеобразный прием характеристики персонажа, раскрывает его мысли и чувства.
В картине «Человек с ружьем» песня воспринимается как выражение дум и настроений Кости Жигулева, передает романтику сурового революционного времени. В фильме «Два бойца» в песнях подчеркиваются индивидуальные черты характера Аркадия — его веселый нрав, оптимизм, остроумие. Песня, звучащая в картине «Истребители», придает лирическую окраску образу летчика Кожухарова. Очень углубляет характеристику капитана Косарева, роль которого играет М. Бернес в фильме «Тарас Шевченко», исполняемый им романс, полный тоски и безнадежности.

Ночной патруль (1957)

Ночной патруль (1957)
Для каждой новой песни артист находит иные краски и интонации, он никогда но повторяется. В свое исполнение он вкладывает много чувств, переживаний. Не случайно любая песня, после того как ее спел Бернес в кино или на эстраде, становится исключительно популярной.

Ссылка на размещенный материал https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/4033/

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!