Свет таланта

Дорогие друзья! Сегодня мы вспоминаем Эльдара Рязанова — советского и российского кинорежиссёра, сценариста, актёра, поэта, драматурга, телеведущего, педагога, продюсера, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, который родился 18 ноября 1927 г., в городе Самара, РСФСР, СССР.

Все хорошие слова об Эльдаре Рязанове были сказаны еще при жизни – он из тех немногих российских творцов, кто успел получить всенародное признание. Сам он говорил, что почти все его фильмы встречались критическим залпом – а года через два как-то сами становились чуть не классикой. «Критика стреляет только по движущимся мишеням» – он сам придумал эту утешительную фразу. Главный урок Рязанова заключается в том, что он и был движущейся мишенью – даже став автором бесспорных хитов, самым известным и кассовым режиссером России, любимцем интеллигенции и народа, он не переставал искать и меняться. Так учил его Эйзенштейн, одним из последних воспитанников которого он был. Эйзенштейн его ругал за лень и легкость – но любил со всем жаром и требовательностью. И Рязанов не переставал ломать амплуа, пробовать, ошибаться, побеждать – после легких музыкальных комедий снял серьезного, гротескного «Человека ниоткуда», попавшего на полку; после сатиры стал осваивать трагикомедию – самый сложный жанр, не прощающий вкусовых провалов; даже «Служебный роман» представлялся ему компромиссом – «Этот фильм лучше «Иронии», но он сделан в том же самом жанре, он второй, а каждую картину надо снимать, как первую». «Жестокий романс» был вызывающе несхож с его предыдущими опытами – шутка ли, на старости лет взяться за экранизацию классической «Бесприданницы» и сделать ее такой современной! Он почувствовал, что в наше время правота будет за Карандышевыми, понял – за пять лет до массового пришествия «новых русских», – что вместо русского промышленника придет хищник, и подарил зрителю запоминающийся, наглядный портрет этого хищника. Потом, среди перестроечной эйфории, снял мрачный, безысходный, всех разозливший фильм «Дорогая Елена Сергеевна», а обновленную Россию показал в виде огромной свалки в «Небесах обетованных». И в последнем фильме – в сложном и поэтичном «Андерсене» – предсказал, что победа опять будет за сентиментальностью и талантом, а не за самодовольством и запретительством. Он был одним из очень немногих людей, которые ничего не боятся вообще: чувство опасности у него было, конечно, но страха он не знал практически, сам этому удивлялся. На него орало киноначальство – он орал в ответ. Орал на него и Жириновский во время ток-шоу – а он спокойно и печально отвечал: клоун, клоун… Его любимым героем был Суворов, главной своей удачей он считал «Гусарскую балладу», и рядом с ним, таким уютным с виду, было удивительно спокойно – именно потому, что унизить его не мог никто. Прожил, как хотел, и сделал, что хотел. В России только тот и может осуществиться, кто презирает страх и гонится только за совершенством: тут, чтобы выиграть, надо рисковать. Вот почему его будут помнить прежде всего как мастера, виртуозно сочетавшего глубину и доступность, доброту и твердость, юмор и абсолютную серьезность. Очень хороший был человек, большой режиссер, прекрасный современник, с которым хотелось сверяться и совпадать.

Кинопопурри. Памяти Эльдара Рязанова. Подготовила: Селина Л.А., зав. читальным залом. Ролик из видеоархива читального зала.

Фильмы

Первые пять лет своей биографии Эльдар Рязанов посвятил документальному кино. За эти годы он много путешествовал, побывал на Дальнем Востоке, Камчатке и Сахалине. Героями его фильмов были самые простые люди – оленеводы, рыбаки, пограничники, ловцы крабов. Он набрался колоссального опыта.
Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Весенние голоса»

В 1955-м Рязанов начал работать на «Мосфильме», где и создал свою первую картину «Весенние голоса». Фильм очень понравился режиссеру Ивану Пырьеву, и он настоятельно рекомендовал Рязанову начать снимать комедии, и даже предложил обратить внимание на «Карнавальную ночь», сценарий к которой написали Ласкин и Полякова.

Нельзя сказать, что Рязанов с большим воодушевлением принял совет известного режиссера, но решил попробовать. Жанр был незнакомый, работа продвигалась с большим трудом, но после выхода картины стало понятно – комедии ему под силу. После выхода ленты Эльдар мгновенно стал известным режиссером.

Картина заняла лидирующие позиции в прокате, и принесла Рязанову первые в его жизни награды.

Таким же успехом пользовалась и следующая лента Рязанова – «Девушка без адреса», которую пришли посмотреть 36,5 миллионов зрителей. Популярность режиссера росла с каждым новым проектом.

В 60-е годы у Эльдара сформировалась особая манера создания кино. Его ленты получили название лирических трагикомедий. В те годы режиссер создал и свою постоянную группу, которая участвовала во всех его проектах. Сценарии к его фильмам принадлежали Эмилю Брагинскому, музыкальное сопровождение создавал Андрей Петров, обязанности оператора лежали на плечах Владимира Нахабцева. Ну и конечно же актерский состав, в который входили известные советские артисты.
В 1966-м режиссер снял одну из самых лучших своих комедий — «Берегись автомобиля», которая была очень тепло встречена зрителями. Рязанов стал соавтором сценария к этому фильму. В 60-70-е годы Эльдар Рязанов плодотворно работал, выпуская каждый год по несколько новых работ. Самыми значимыми проектами того времени стали «Старики-разбойники», «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России». В первый день 1976 года на экраны вышла лента, которая стала бессменным атрибутом Нового года – комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!». В следующем году вся творческая группа была удостоена Госпремии СССР.

В 1977-м на экраны страны вышла лента «Служебный роман», ставшая одним из самых успешных проектов Рязанова. Спустя год авторы этого фильма были награждены Государственной премией РСФСР им.братьев Васильевых. После этого была целая череда картин, которые стали настоящими хитами, и пользуются успехом у зрителя и в настоящее время – «Вокзал для двоих», «Гараж», «Жестокий романс».
Эльдар Рязанов в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

В 80-е режиссер отошел от своего амплуа, и снял серьезное кино – «Дорогая Елена Сергеевна» и «Забытая мелодия для флейты». В это же время выходит и документальный проект режиссера – «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», посвященный пятидесятилетию барда.

В 1991-м Эльдар Рязанов выпустил картину «Небеса обетованные», которая немного отличалась по стилю от предыдущих его работ. Но от этого она совершенно не утратила свою ценность, наоборот, подчеркнула многогранность таланта мастера. В таком же стиле вышли и «Тихие омуты» и «Старые клячи».

Эльдар Рязанов засветился практически в каждом своем проекте, в небольших эпизодах. Это как автограф великого художника на своем холсте.
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/eldar-ryazanov

Режиссерская фильмография

1950 Они учатся в Москве
1954 Остров Сахалин
1956 Карнавальная ночь
1957 Девушка без адреса
1961 Человек ниоткуда
1968 Зигзаг удачи
1971 Старики-разбойники
1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
1977 Служебный роман
1979 Гараж
1984 Жестокий романс
1988 Дорогая Елена Сергеевна
1993 Предсказание
1996 Привет, дуралеи!
2000 Старые клячи
2003 Ключ от спальни
2006 Андерсен. Жизнь без любви
2007 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
2007 Ирония судьбы. Продолжение

Фильмография актера

1957 Цель его жизни
1965 Дайте жалобную книгу
1970 Один час с Козинцевым, или Семь мнений
1971 Старики-разбойники
1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
1996 Привет, дуралеи!
2000 Старые клячи
2007 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
2007 Ирония судьбы. Продолжение

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/eldar-ryazanov

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!