Уголок души Константина Коровина

Дорогие друзья! 5 декабря исполняется 160 лет со дня рождения Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), художника, педагога и писателя.  Русский живописец Константин Коровин (1861-1939) был одним из самых жизнерадостных русских художников. Все, кто любят и понимают живопись, любят русскую природу, не могут не любить живописи К. А. Коровина, Не могут, потому что он — сама живопись, олицетворение живописных начал творчества художника и именно той ее стороны, про которую В. И. Суриков говорил: “Колорист — художник. Не колорист — не художник”. Природа наделила его исключительным глазом колориста. Вот уж, действительно, живописец, милостью природы и от природы идущий. Что бы он ни писал: жаркое солнце юга или серенький денек нашей русской природы — везде, во всем его живопись соткана, если можно так выразиться, из драгоценнейших находок, заключающихся в точнейших и тончайших красочных соотношениях, характеризующих живое. Они-то, эти находки, и есть то самое зерно, благодаря которому зритель, как музыку, воспринимает поэзию зимы, прелесть свежего снега или тайну крымской ночи с ароматом роз, освещенных колеблющимся теплым светом свечей.

За свою долгую жизнь Коровин написал столько, сколько не написали бы десятки художников-“долгодумов”. Необычайно эмоциональный, нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор — весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, освещенные солнцем на фоне синего моря, провинциальная уличка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск с рыбными базарами, строем мачт рыболовецких судов, олени в тундре или русская тройка на фоне Крымских гор, Ницца или ночные огни Парижа… Во всем он находил поэзию правды живописи. Везде артист с “листа природы”, как музыкант с листа нот, играет свою красочную симфонию. Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника.

Видеовернисаж. Живопись, как музыка. Подготовила: Остапенко Виктория Игоревна, зав. сектором читального зала

Певец радости Константин Коровин

22 апреля5,5 тыс. прочитали

Константин Коровин, пожалуй, один из самых жизнерадостных и многосторонних русских художников. Живописец, театральный декоратор, архитектор, художник прикладного искусства, писатель, педагог — он, кажется, обладал всеми мыслимыми и немыслимыми талантами. И, что поразительно, почти во всем добивался успеха.

Константин и Сергей Коровины, 1860-е

Константин и Сергей Коровины, 1860-е

Ранние годы

Константин Коровин родился в 1861 году. С детства мальчика окружали художники. Его дед, купец Михаил Емельянович Коровин, любил искусство и покровительствовал живописцам. Мать и отец неплохо рисовали. Часто в гости заходил художник Илларион Прянишников, будущий учитель Коровина. Он переворачивал стол и устраивал мальчику фрегат «Паллада», на котором они вместе «отправлялись» к мысу Доброй Надежды. Константину так нравились эти игры, что однажды он подговорил свою сестру Варю Вяземскую отправиться искать этот самый мыс. Дети проблуждали по городу целый день и под вечер попали в полицейский участок.

После смерти деда отец художника разорился. Семья переехала жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Днями напролет он пропадал в ближайшем лесу — Лосином Острове. Скоро ему подарили ружье, и Константин пристрастился к охоте. Это увлечение и вместе с тем любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.

«За чайным столом», Константин Коровин, 1888 год

«За чайным столом», Константин Коровин, 1888 год

Учеба, поиск себя и знакомство с Левитаном

«Чтобы выучиться рисовать, нужно рисовать людей», — сказал как-то Коровину его брат Сергей, студент Московского училища ваяния и зодчества. И Константин тотчас принялся за портрет своего друга Дубинина. «Я мучил его ужасно. Да еще и хотелось написать его собаку Дианку», — вспоминал художник. Казалось, написать портрет было совершенно невозможно. — «Дианка вертелась, Дубинин ворочал головой во все стороны. Портрет не удался, но Дубинину понравился». Он говорил: «Картина хороша, только усов у меня эдаких нет. Чего же усы-то сделал рыжие, а у меня усы-то черные. Ты черной краской делай». Чтобы доставить другу удовольствие, Коровин сделал черные усы и добился полного восхищения модели.

Однажды Сергей Коровин показал работы Константина своим преподавателям — Василию Перову и Алексею Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату: «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится — поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен». Тем не менее Константин Коровин стал самым младшим студентом Училища ваяния и зодчества. Среди учителей были лучшие художники того времени: Саврасов, Перов, Прянишников, братья Павел и Евграф Сорокины, Поленов, Маковский.

«Северная идиллия», 1892 год

«Северная идиллия», 1892 год

Левитан и Коровин стали близкими друзьями. Исаак Левитан — один из немногих, кто сразу оценил и похвалил его необычную живопись. Вместе они ходили писать этюды в окрестностях Москвы, получали медали за лучшие работы. В своих мемуарах Коровин вспоминает, что после вручения художники сразу поехали к Антону Чехову. Чехов посмотрел на медали и сообщил, что они «не настоящие». На настоящих было бы ушко, чтобы носить, а «это все — ерунда, обман. Вот у городового — другое дело».

Довольно рано Константин Коровин нашел собственный почерк — яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической четкости. В своих искрометных мемуарах художник вспоминает, что далеко не все его понимали, а многие и откровенно недолюбливали. Однако после беглого сопоставления некоторых фактов и воспоминаний о самом Коровине возникает стойкое ощущение кокетства великого мастера. Известно, что Василий Перов приводил учеников старших классов, часто людей довольно зрелых, смотреть, как работает Коровин. А некоторые преподаватели даже обращались к нему за советом, как закончить картину.

Портрет Константина Коровина кисти Валентина Серова, 1891 год

Портрет Константина Коровина кисти Валентина Серова, 1891 год

Душа компании

По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем и душой любой компании. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, веселый нрав — все это заставляло окружающих с первых минут знакомства испытывать к нему глубокую симпатию. Об этом вспоминал и художник Михаил Нестеров. Если Коровина приглашали в старинную усадьбу, то там он влюблял в себя всех, от чопорных старух до «тургеневских» дворянских девушек, «рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою». Если звали ставить спектакль, «кордебалет и хор поголовно влюблены были в Костю. За кулисами только и слышно было: «Костя, Костя, Костя»».

Полюбил его и знаменитый меценат Савва Мамонтов, пригласивший художника работать в своей знаменитой Частной опере. Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым создавали оперы «Аида» и «Снегурочка». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с Оперой Мамонтова дало возможность художнику «стать меценатом самому себе» – писать то, что захочется, и не думать о сроках. Тогда же, в середине 1880-х годов, Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг Коровина — Валентин Серов.

Савва Мамонтов играет на рояле Илье Репину, Василию Сурикову, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому

Савва Мамонтов играет на рояле Илье Репину, Василию Сурикову, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому © РИА Новости

Они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников написано множество искусствоведческих статей, а о дружбе двух гениев в мемуарах вспоминал сам Коровин. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля. Серов и Коровин (в шутку их называли «Серовин» и «Коров») по приглашению Саввы Мамонтова отправились в путешествие на север. Итогом поездки стали не только великолепные картины, сыгравшие значительную роль в знакомстве России и всего мира с культурой Крайнего Севера. Собранный материал пригодился при оформлении павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Позже опыт подобной работы был повторен и расширен Константином Коровиным во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

За панно для парижской выставки Константин Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Интересно, что десять панно остались в собственности Саввы Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, где входили в контекст шехтелевского интерьера. Таким образом знаменитый меценат пытался воплотить в Москве мечту — украсить вокзалы российских городов картинами лучших отечественных художников.

В 1961 году во время очередного ремонта панно демонтировали и передали Государственной Третьяковской галерее. Четыре из них были представлены на ретроспективной выставке художника в 2012 году.

Константин Коровин, 1893 год

Мир искусства

В 1890-х годах произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым. «Я увидел — Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал «Мир искусства». Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», — вспоминал Коровин. Художник также пожертвовал 5000 рублей из собственных сбережений и «выпросил еще 12000 у Саввы Мамонтова» на издание журнала. Вплоть до 1903 года он будет активным участником выставок журнала «Мир искусства». В 1899 году Коровин начал педагогическую деятельность в школе Елизаветы Званцевой, а с 1901-го вел совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое некогда сам окончил. Приходил на службу Коровин не чаще нескольких раз в месяц, но каждое его появление становилось для студентов праздником. А среди них в разное время были Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Борис Иогансон и многие другие, в будущем знаменитые живописцы.

«Пирс в Гурзуфе (Пристань в Гурзуфе)», 1914 год

«Пирс в Гурзуфе (Пристань в Гурзуфе)», 1914 год

Несмотря на очевидные успехи и появление многочисленных обожателей, критики часто обрушивались на художника. В конце жизни Коровин вспоминал, что главным ругательством в то время было обвинение в «декадентстве». Хотя каждый критик вкладывал в это понятие что-то свое. А однажды живописца вызвали на допрос в Министерство внутренних дел, где потребовали объяснить, «в чем разница между социализмом и импрессионизмом». Тем не менее Владимир Теляковский, затеявший реформировать Императорские театры, предложил Константину Коровину стать главным художником. Здесь мастер столкнулся не только с нападками прессы, но и с открытым саботажем актеров. Первой постановкой стал балет «Дон Кихот». Танцоры рвали на себе новые пачки, а маляры подкладывали в краски соль, чтобы те не сохли. Коровин не растерялся, купил себе револьвер и приходил в театр, заткнув его за пояс. Сегодня без преувеличения можно утверждать, что Коровин внес весомый вклад в развитие русского театрального искусства. Особенно вдохновляли художника оперы на сказочные и исторические темы: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой Петушок», «Князь Игорь», балеты «Аленький цветочек», «Саламбо», «Конек-Горбунок».

К сожалению, декорации и костюмы Коровина не сохранились. Значительное количество погибло во время пожара в хранилищах Большого театра в 1914 году. Однако в начале 1980-х годов на одном из парижских аукционов были приобретены декорации оперы «Золотой Петушок», созданные по эскизам художника уже в 1934 году для театра французского города Виши Григория Раисова. Сегодня они хранятся в Театральном музее имени Бахрушина в Москве.«Россия.

Ностальгия», 1930-е

«Россия. Ностальгия», 1930-е

Консультант по маскировке

Успел Константин Коровин побывать и на военной службе. В годы Первой мировой войны его призвали в действующую армию консультантом по маскировке. Кратковременная поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца. В письме к управляющему конторой Императорских театров в Москве Владимиру Теляковскому он писал: «…здесь столько интересного, что я удивляюсь, отчего здесь нет художников». Увиденные им ужасы и страдания навсегда остались в его душе, о чем можно заключить по рассказу «Колька». Февральскую революцию Константин Коровин встретил с воодушевлением. В честь победы революции им поставлены в Большом и Малом театрах «живые картины» «Освобожденная Россия». Он активно занялся общественной деятельностью, участвовал в митингах, руководил Советом художественных организаций, был избран членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве и одновременно — членом художественно-просветительной комиссии при Московском совете рабочих депутатов. Он участвовал в реорганизации МУЖВЗ и Строгановского училища в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ).

«Париж», 1933 год

«Париж», 1933 год

Однако со временем интерес к художнику стал падать, звание «академик» ничего не значило, картины не признавали критики. Ухудшалось и самочувствие его сына Алексея. В 1922 году он получил разрешение на выезд за границу. Там живописец участвовал в выставках русских художников, оформлял редкие театральные постановки. В последнее десятилетие открыл в себе литературный талант и написал интереснейшие мемуары и рассказы.

Скончался Константин Коровин 11 сентября 1939 года и был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сент-Женевьев де Буа.

Константин Коровин с собакой, 1933 год

Увидеть вживую картины Константина Коровина вы можете в основных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние дружеские и партнерские отношения. Ссылка на размещенный материал: https://zen.yandex.ru/media/vtbstrana/pevec-radosti-konstantin-korovin-608151746f9a7c4d10570c58

СПАСИБО, ЧТО БЫЛИ С НАМИ! ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ НА НАШЕМ БЛОГЕ!