По Донскому фольклору

Дорогие друзья! Сегодня к  русскому народному празднику Масленице мы совершим артпутешествие, которое называется    «По Донскому фольклору».  Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Произведения устного народного творчества — сказки, былины, былички, духовные стихи, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды — составляют сокровищницу культуры. Край Донской — жемчужина России. Неоглядные равнины, холмистые края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.

Край Донской —  край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных, гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей.

Фольклор казаков Верхнего Дона богат. Это сказки, предания, былины, пословицы и поговорки, рассказы-были о житейских случаях из прошлого, песни. 

Сюжеты сказок характерны для юга России: «Гуси-лебеди», «Как кочеток царя победил», «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка» и другие. Казачьи интерпретации русских сказок интересны диалектными особенностями, остротой языка в сказках бытовых, «житейских». В былинах слушателям импонировал «донской казак Илья Муромец», Алёшу Поповича тоже кличут «дончаком».

Предания на Дону рассказывают и в наши дни, а вот исполнителей былин встретить практически невозможно. Их распевы и тексты сохранились в пятитомном собрании А.М. Листопадова «Песни донских казаков». В сборнике, который является сегодня библиографической редкостью, около 1200 казачьих песен с нотной записью их распевов. 

Казачья песня родилась пять веков назад. В числе самых старинных – песня о том, как Ермака выбирали атаманом. Это ХVI век. Исполнение этой песни – своеобразный экзамен на умение «играть» настоящие казачьи песни, исполнять их в первозданном звучании.

 «Верховая» манера исполнения – местная разновидность донской казачьей песни. В печатном отчёте об экспедиции 1902-1903 годов Листопадов привёл мнение народных исполнителей из Вёшенской и Еланской станиц – Гончарова и Макарова, что вёшенское исполнение гораздо мягче, по сравнению с тем, как поют на Нижнем Дону, – «там жёстко поют и грубо».

Протяжные, «тяговые» песни поются без музыкального сопровождения. Наиболее достоверно звучит ансамбль из пяти-семи исполнителей. Музыкальные инструменты (гармонь, балалайка, скрипка) казаки использовали на «балáх» – танцевальных вечеринках молодёжи. Гармонист и скрипач уже назывались «оркестром». Танцевали то, что казаки привозили из заграничной службы: «польку», «карапет», «краковяк», «тустеп», «галоп», «падэспань», «кадриль» и другие танцы «из Европы».

На свадьбах и гулянках, на «беседах» (вечеринках с застольем) отплясывали «Казачка», «Барыню», «Камаринского», «Цыганку». Казачьи песни «под пляс», «частые» поются без музыкальных инструментов, только под хлопки, выкрики в такт и из-под такта и под бубен. 

Казачьи «частые», «круговые» гораздо ритмичнее, эмоциональнее плясовых песен «под гармонь» в средней полосе России. В них — лихая удаль, умение зажечь весельем окружающих. 

В пении у казаков ценится мужской голос. Женское пение характерно для бытовых, «семейных», «девичьих» лирических, свадебных песен и в «карагоде»-хороводе. 

Но при отсутствии мужчин, женщины могут брать на себя мужскую роль в пении и исполнять те же «служивские», «походние» и строевые песни.

«Верховые» казаки славятся многоголосным пением. Оно как бы из двух «пластов», нижнего и верхнего, контрастных по функции. «Басов» как таковых нет. Мужские голоса поют звонко, чтобы песня лилась легко, привольно. Над «средним» регистром голосов парит «дúшкант», высокий голос – «подголосок». Нередко «дишканят» без слов, вокализируя на одни гласные – «а-о-э-е».

Часто песня начинается с речитатива – «проговора». Вступающий первым мужской голос определяет тональную высоту песни и её темп. Остальные импровизационно, каждый по-своему, ведут вариант песенного напева. Обычно это четырёхголосие.

У казаков есть специфика в отношении напева и слов в протяжных песнях. Обрывы и повторение слов, широкие распевы слогов, вставки гласных в середину слова, частые междометия и восклицания. Это трудно для восприятия непосвящённым слушателям.

Но ведь народные песни не предназначались «залу», зрителям. Их пели своим кругом, для собственного удовольствия. 

Песни донских казаков – исторические, «служивские», походные, бытовые, «под пляс», «под карагод», свадебные, лирические, плачи – бережно хранит фольклорный ансамбль «Зарница» музея-заповедника М.А. Шолохова.

Казачьи праздники

Святки

Святочные дни особенно были любимы народом. Начинались они праздником Рождества Христова и заканчивались праздником Крещения Господня. К достойному празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского, или Филипповского. Канун праздника, называемый сочельником, проводился в особо строгом посте. В этот день не ели до первой звездочки. В красном углу под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чашка с отваренными зерна-ми пшеницы, политой медом, — «кутья». С первой звездочкой (воспоминания о той звезде, что возвестила волхвам о Рождении Христа), после молитвы ели «кутью», а за ней — самый скромный ужин.

Ночью, едва ударял колокол, вся казачья семья шла в храм. Но еще раньше шли «Христа славить». Мальчики пели молитвы и песни. Не принять «христославщиков» считалось большим грехом — всё равно, что не принять ангелов Божьих. (Боже избавь, в эти дни отказать в милостыни нищему или старцу!) Христославщиков наделяли пряниками, пирогами, конфетами, деньгами. Принимали их только до восхода солнца. На смену христославщикам вечером в первый день праздника приходили колядовщицы, которых также одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там в течение праздника устраивали посиделки с музыкой, играми, танцами.

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня. В память того, что Спаситель своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия. Первое — накануне праздника в храме. Второе великое водоосвящение совершали в самый праздник под открытым небом на прудах и реках. Шествие для освящения воды в водоемах называлось крестным ходом «на Иордань». На Дону во льду пробивали крест, а в центре креста делали отверстие и вбивали чоп. Когда священник заканчивал молебен и чоп вынимали из отверстия, то под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались, наполняли емкости, некоторые смельчаки купались в проруби. К Рождеству, как и к Пасхе, тщательно готовились. Приводили в порядок дом. Обязательным украшением была рождественская елка, чья вечная зелень была символом обновляющейся жизни. В эти дни ходили друг к другу в гости, каждая хозяйка старалась блеснуть изобилием блюд. Для детей устраивали каталки на льду, молодежь развлекалась в кулачных боях.

Масленица

Масленица пришла. Селина Л.А., зав. читальным залом

Масленицу на Дону любят и всегда празднуют. И накануне этого праздника все просят друг у друга прощение за невольные обиды, плохие поступки и пр., так как этот день считается ещё и Днём Прощения. Масленица — один из самых радостных и светлых праздников. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Масленица. Подготовила: Ровная И.Н., библиотекарь читального зала

Для казаков масленица долгое время была и встречей Нового года: ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.  

Онлайн-чтение «Широкая масленица». Видео. Воробьева А.В., ведущий библиотекарь читального зала

С принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена: целую неделю народ веселится, печет блины и ходит друг к другу в гости.
«Масленица-пышка на улицу вышла»
 Пятый день Масленицы знаменовался тещиными вечерками. Зятья приглашали матерей своих жен на блины. Званая теща в этом случае должна была с вечера прислать все необходимое для печения: таган, сковороды, половник, а тесть — мешок гречневой муки и масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и становилось поводом к вечной вражде между ним и тещей. А вот чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Кстати, на вечерках присутствовал и дружка жениха, а теперь уже супруга. Он играл ту же роль, что и на свадьбе, а за свои хлопоты получал подарок.
 В субботу проходят золовкины посиделки. Молодые невестки обязаны в этот день пригласить в гости к себе золовок, а новобрачная невестка — подарить им подарки. Начиная с пятницы, молодые должны жить у тещи. Устраивались так называемые смотрины. Смотреть на молодых приезжали из соседних деревень. Молодуха угощала гостей пивом, целовала женщин и девушек. Потом она подходила к вышедшему на середину комнаты мужу и целовала его. После этого гости поочередно целовали молодую, жали руки, говоря: «Спасибо на Масленице!» — затем уезжали к другим. В Прощеное или, как говорили, прощальное воскресенье провожали Масленицу, а заодно и зиму.

Масленица  Бориса Кустодиева. Балакирева Т.А., зав. читальным залом


Пасха

Пасха — один из самых любимых, красочных и светлых праздников. Воскресение Христово отмечается торжественно, как ни одно другое событие христианской жизни. К празднику готовились заранее. Убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом. Казачки терли пол дерном (желтым камнем). На окнах вешали накрахмаленные белые занавески, комоды покрывались вязаными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. В «чистый четверг» купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца, готовили другие блюда. И вот наступал сам праздник — Воскресение Христово. В пасхальную ночь задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм и ожидают пасхального торжества. Перед самой полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного праздника Воскресения Христова. Священнослужители вместе с прихожанами совершают крестный ход вокруг храма. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного праздника. После пасхальной литургии совершается освящение куличей, пасок, яиц, сала.

Обязательно ходили в этот день в гости, и при встрече станичники приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!» и слышали в ответ: «Воистину Воскресе!», после чего трижды целовались, обменивались крашеными яйцами и пасхами.

В течение всей пасхальной недели ходили друг к другу в гости. К этому празднику готовили очень много вкусных блюд. Но была и обрядовая еда, в которую входили пасха и крашеные яйца. Яйцо — символ новой зарождающейся жизни — занимает центральное место в пасхальном обряде. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника. Яйца красили первоначально естественными красителями: березовыми листьями, чабрецом, шелухой лука. С конца XIX в. распространение получили покупные краски. Освященное яйцо ели первым, когда, придя от заутрени, садились за трапезу. Важное место в пасхальной обрядности занимало поминовение усопших. На второй день Пасхи шли на кладбище, с собою брали крашеные яйца, пасхи, которые оставляли на могилах.

В первый вторник после пасхальной недели святая церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, поэтому и день этот называется «радоницей». После литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних.

Россия — огромная страна, на ее территории живет множество народов с разными культурными особенностями, чертами характера и историей. Народообразующее население Ростовской области составляют донские казаки. Известно, что до 1920 года Ростовская область относилась к области Войска Донского, и именно казаки составляли большую часть ее населения.

«Понимая свое происхождение, понимать свое предназначение» — это выражение, пожалуй, наиболее полно отражает весь смысл изучения донских традиций, обычаев, культуры и искусства, а также явлений, связанных с жизненным кругом.

Собираясь посетить интересную на события, своеобразную на культуру, красивейшую на природу Ростовскую область, опытный путешественник постарается найти хотя бы краткую информацию о традициях коренного населения. И начинается все с фольклора — кладезя необыкновенных знаний о жизни донских казаков.

Суть народного творчества донских казаков как нельзя лучше отражает его определение — как «фольклор ремесленников военного дела». Он богат на суровые военные и походные песни, хотя есть в нем и немало других: плясовых, любовных, обрядовых, семейных и т.д. Нужно упомянуть и об устном фольклоре донских казаков: преданиях, былинах, поговорках, сказках. Особенность донского фольклора также заключается в том, что он очень тесно связан с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, инициацией, свадьбой, проводами, обрядами погребения.

Нужно сказать, что большие семьи, где жили все вместе — родители, дети, братья, сестры, старики, сейчас очень редкое явление в современном мире даже на Дону, где уважение и почет к старшим воспитывался с рождения. Но тем не менее отголоски этого давнего уклада сохранились и по сей день, традиции рождения и воспитания более трех детей возрождаются вместе с народом.

Женщина занимала особое место в семье: к ней относились с уважением, она воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

Хотя казаки радовались любому ребенку, к мальчикам, будущим воинам, было особое отношение. Новорожденному община выделяла надел земли, а все друзья и знакомые одаривали его оружием: луком, стрелами, пулями, патронами. Дед преподносил внуку- будущему воину и защитнику своей земли — ружье или шашку.

В шесть лет (а по некоторым источникам, в 4 года) мальчиков посвящали в казаки. Обряд инициации проводился на площади перед храмом — майдане. Происходило событие в присутствии всех казаков общины. Старейшины рода сажали мальчиков на коней и отправляли вскачь по кругу. На того, кто смог удержаться в седле, надевали красную ленту — символ настоящего казака.

С обрядами инициации и сегодня можно познакомиться, посетив ежегодные традиционные игры донских казаков «Шермиции».

Свадьба — интереснейший обряд. Церковный брак донские казаки начали заключать в конце XIX века. Свадьба проводилась только зимой или осенью. Точную дату определяли по православному календарю, чтобы она не совпала с постом. Невесту обычно выбирали родители. Самой свадьбе предшествовало несколько этапов.

Смотрины — церемония знакомства будущих мужа и жены. Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство. После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених.

Сватовство: сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе и дату свадьбы. Сватовство обычно наступало через несколько дней после смотрин. С шутками-прибаутками, с поговорками, песнями и частушками входили в дом невесты сваты. За множеством символичных примет, в которые верили казаки, обязательно следила сваха. Она была подкована во всех вопросах и знала, что говорить, как отвечать, чтобы все прошло гладко. После рукобитья, когда все вопросы организации свадьбы уже решены, начиналось застолье и гулянка.

Подушки: собранное за всю жизнь невесты приданое за несколько дней до свадьбы перевозили в дом жениха. Это событие снова сопровождали песнями, плясками и весельем. В последний день перед венчанием у невесты собирались ее подруги, они пекли каравай, украшали его веточками, цветочками, а потом несли каравай в дом жениха.

Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. Свадьба обязательно проводилась с большим размахом, стол ломился настоящими кулинарными и гастрономическими изысками. Впрочем, и сегодня донская кухня поражает своим многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

Традиции вкусной кухни и гостеприимства испокон веков живут на Дону.

Переступая порог куреня донской станицы, будьте уверены, что вы будете накормлены вкуснейшей ухой, жирным сазаном. Даже если гость будет нежданный, то у доброй хозяйки-казачки всегда найдется пара-тройка способов, как быстро накрыть стол. Хозяин дома, несомненно, преподнесет чарку вина, часто приготовленного по традиционному домашнему рецепту.

Настоящим донским блюдом считается уха, рецептов приготовления которой невероятное множество. Уха, которая готовилась в станице Елизаветинская на костре — обязательно с помидорами и «с дымком». Легенда гласит, что сам Николай II оценил это блюдо. Уху для императора, объезжавшего свои земли, готовил казак Василий Кедров. Его уха была известна во всей округе. Угощение очень понравилось царю, который не оставил без внимания казака и щедро наградил его золотой медалью за храбрость, проявленную в Японской войне.

Проводы на войну

Защита родины — дело чести любого казака. Перед военным походом в храме обязательно проводился молебен. В дорогу каждый воин брал с собой горсть родной церковной земли. Родители благословляли сына, а жена подводила к мужу коня. Только приняв повод, казак прощался с родными. Сняв шапку и перекрестившись, он отправлялся воевать.

Смерть

Смерть для казаков — естественное явление, в ней нет ничего ужасного. На девятый, сороковой дни и ежегодно в годовщину смерти усопшего поминают. В этот день пекут пирожки с капустой и сухофруктами, варят компот, готовят кутью. Смерть на поле боя считалась для казака высшей наградой и божественной милостью. В день памяти казаков, пострадавших за веру, Дон и Отечество, каждый год проводится поминальный молебен во всех храмах Войска Донского. О кровавых страницах истории казачьего народа безмолвно говорят курганы и памятники. Традиции и заветы донских казаков живы до сих пор. Казачество по-прежнему уважает и соблюдает законы предков. А прикоснуться к уникальной во всех смыслах культуре и истории можно, посетив ежегодные события, такие как международный фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого», «Пухляковская троица», традиционные игры донских казаков «Шермиции», этнографический праздник «Кружилинские толоки», международный литературно-фольклорный фестиваль «Шолоховская весна», фестиваль в казачьей станице «Песни над Чиром», гастрономический фестиваль «Донская уха», этнографический фестиваль донского виноградарства и виноделия «Донская лоза» и другие.

Фольклорные традиции донских казаков – это тема, которая интересна не только жителям Донского края, но и всем, кто исследует исторические связи между песенным творчеством и историческими событиями.

Для музыкального фольклора выделены типологические признаки, универсальные для любого местного стиля: традиционность музыкально-поэтического языка, фактуры, на которых выстраивается композиционный ряд песенного творчества донских казаков.

Мир донских казаков разделялся в соответствии со сторонами света. При этом границы реального пространства были достаточно условны и подвижны. В фольклоре степи, долины, раздолье, реки передавали представление о пространстве. Упоминание их в зачине песни является предвестником сюжетных коллизий героя.

Особое внимание казаки всегда уделяли Дону-батюшке. В более ранние временя он выступал как мифический прародитель, кормилец, а в более поздние времена – как путь дорога, соединяющая его границы.

Жизненно важное значение Дона, преломленное через казачье мировоззрение, обобщается в символ Родины.

Все это предопределило формирование, развитие казачьего фольклора, утверждение в нем темы Родины, на яркой поэтизации Дона в песенном творчестве.

Список использованных источников и литературы:

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. – Ростов н/Д. Баропресс. 2006г. С.109-118.

Краснов П.Н. Картины былого Тихого Дона М., 1992. Т.1.

Листопадов А.М. Песни донских казаков. Т1-5.

Новосельцев А. Песни шолоховских романов // Дон. 2005. N4. С. 225.

Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963. С. 218-220.

Рудиченко Т.С. Система жанров донского казачьего фольклора //Рукопись, архив фольклорного кабинета СПБГУКИ.

Рудиченко Т.С. Пение и песня в казачьем этикете. // Музыковедение, N1, 2005.

Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. – Ростов н/Д. Издательство Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. 2004г. С. 100-115.

Русская литература XX века. 11 класс. Дрофа. 211. 2006г. Е.2 С.76-77

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!

Путешествие по Донскому фольклору подготовили:

Селина Л.А., зав. читальным залом

Балакирева Т.А., зав. сектором читального зала

Воробьева А.В., ведущий библиотекарь читального зала

Ровная И.Н., библиотекарь читального зала.