Когда песня не кончается!

Дорогие друзья!  Наша литературно-музыкальная гостиная «Когда песня не кончается»  посвящена  115 — летию со дня рождения русского композитора Василия Павловича Соловьёва – Седого  (1907 – 1979). Композитор написал много произведений разных жанров: симфонические и инструментальные пьесы, романсы, музыку к кинофильмам и драматическим спектаклям, балетам. Но широкую известность ему принесли лирические песни: «Соловьи», «Давно мы дома не были…», «Вечер на рейде», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Подмосковные вечера». В. Соловьев-Седой за выдающиеся заслуги в искусстве был удостоен Ленинской и двух Сталинских премий, званий народного артиста СССР и Героя Социалистического Труда.

Автор известных советских песен Василий Павлович Соловьёв-Седой – не только гениальный композитор, но и человек удивительной судьбы. Музыкант — самоучка из простой семьи добился всесоюзной славы, а написанная «неплохая песня», по его словам, стала музыкальным символом России.

Василий Соловьёв родился 25 апреля 1907 года в Петербурге. Его родители – выходцы из крестьян. Отец после службы в царской армии устроился дворником, дослужился до старшего дворника, а мать была горничной в доме певицы Анастасии Вяльцевой. Вяльцева подарила ей граммофон с набором пластинок. Будущий композитор с удовольствием слушал романсы и народные песни в исполнении одной из лучших певиц того времени.

Композитор В.П. Соловьев — Седой. Подготовила: Балтыкова Д.А. библиотекарь читального зала



Любя, отец называл Васю седеньким за светлые волосы, которые выгорали на солнце, а соседские мальчишки во дворе звали его Седым. Так прозвище стало приставкой к фамилии.

Вася рос не просто меломаном, у него с детства проявились организаторские способности. Когда отец купил ему балалайку, то Соловьёв не только её освоил, но и организовал трио из ребят. Одним из них стал сын прачки Саша Борисов, впоследствии ставший народным артистом СССР, ведущим актёром Александринского театра.
В их доме жил виолончелист Мариинского театра Н.Сазонов. С его помощью Василий приобщился к классическому искусству. Ему удалось услышать Ф.Шаляпина в операх «Борис Годунов» и «Севильский цирюльник».

К фортепиано Василия приобщило немое кино. В кинотеатре «Слон» крутили немые фильмы с участием Веры Холодной и других актёров того времени. Заметив у экрана пианино, Василий попросил разрешения у киномеханика поимпровизировать. Тот разрешал каждое утро заниматься музыкальной импровизацией, а Василий помогал ему убирать зал, носил коробки с кинолентами, прокручивал их. Такие занятия очень помогли Василию. Он занимался музыкальной импровизацией в кинотеатрах, затем в художественной студии, а позже на радио сопровождал уроки гимнастики.

Своё музыкальное образование Василий Павлович продолжил в Третьем музыкальном техникуме. Он занимался на композиторском отделении на одном курсе с Никитой Владимировичем Богословским. В 1931 году весь курс перевели в консерваторию.

Впервые Василия Павловича, как композитора-песенника, заметили на ленинградском конкурсе массовых песен в 1936 году. Песни его запели известные певцы. Ирма Яунзем исполнила «Гибель Чапаева», а Леонид Утёсов «Казачью кавалерийскую».

22 июня 1941 года началась война, а уже 24 июля на стихи Л.Давидович была написана мелодия песни «Играй, мой баян». Её исполнил друг композитора А.Борисов. Она пришла на смену довоенной песне «Тучи над городом встали», исполненной М.Бернесом. В этот период композитор создаёт много замечательных песен: «Вечер на рейде», «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Не тревожь ты себя, не тревожь» и другие.

В августе 1941 года Соловьёв-Седой и поэт А.Чуркин в порту, как и многие ленинградцы, расчищали территорию от мусора и брёвен, чтобы защитить город от пожара. По окончании длинного трудового дня они присели отдохнуть на борту старой баржи. Был тихий вечер. Ничто не напоминало о войне. В заливе стоял корабль. Кто-то играл на баяне. Когда отправлялись домой, композитор сказал: «Чудный вечер. Стоит песни». По возвращении домой Чуркин сел писать стихи, а Соловьёв-Седой музыку. Слова прощания с любимым городом возникли сами собой: «Прощай, любимый город». Композитор и поэт понесли новую песню в Дом композиторов. Там песню нашли слишком спокойной, даже заунывной, не отвечающей требованиям военного времени. Соловьёв-Седой отложил песню. После этого Соловьёв-Седой, эвакуированный в Оренбург, снова представил её на суд коллег. Они назвали её «цыганщиной». Композитор снова отложил песню. А в марте 1942 года она получила фронтовое крещение и стала народной. Соловьёв-Седой в созданной им театральной бригаде «Ястребок» давали концерт в солдатской землянке. Композитор сам решился исполнить песню, аккомпанируя себе на аккордеоне. И когда третий раз прозвучал припев, то песню сразу подхватили, попросили композитора продиктовать слова, а потом и спеть песню вместе со всеми. За несколько дней песня разлетелась по всем фронтам. Её слова передавали по полевым телефонам связисты. Так песня стала любимой народом.

Соловьёв-Седой был взыскателен к поэтическому слову и даже сам сочинял стихи.

Не радостной песней, а грустным мотивом
Погибших друзей помяни,
Помянешь друзей — завоюешь иначе,
Солдаты — особый народ!
От боли не плачем, от песни заплачем,
Коль песня до сердца дойдёт.

Ряд песен Соловьёв-Седой сочинил с поэтом Алексеем Фатьяновым. В его стихах он слышал русскую речь, русскую природу. Вершиной их творчества можно назвать песню «Соловьи». Ещё лилась кровь и гибли солдаты, но победа уже была близка. Хотя каждый чувствовал, что заплатить за неё придётся дорогую цену. Фатьянов написал лирические стихи о соловьях, в которых выразил единство человека и природы, живого мира, торжество жизни над смертью. Песня стала гимном жизни на войне.

Послевоенные годы характерны для творчества Василия Павловича песнями из кинофильмов «Небесный тихоход», «Первая перчатка». В 1947 году композитор был удостоен вторично Государственной премии. А первый раз в 1943 году. В 1945 он был награждён орденом Красной звезды за песни из цикла «Сказ о солдате», который исполнила Клавдия Шульженко. Самая известная песня из этого цикла – «Где же вы теперь, друзья-однополчане».

С 1950 года композитор много времени уделяет депутатской работе. Его избирают депутатом Верховного Совета СССР.
Песня «Подмосковные вечера» была написана в 1956 году к фильму «В дни спартакиады». Соловьёв-Седой оценивал её как просто хорошую песню – не более. И он искренне удивился, когда песня заняла первое место среди прозвучавших на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году. «Подмосковные вечера» стала символом. Музыкальным символом России для всего мира. Это позывные радиостанции «Маяк», фортепианное исполнение Ваном Клиберном, во Франции она называется «Время ландышей».
В 1959 году композитору присуждена Ленинская премия за песни «В путь», «Марш нахимовцев», «Если бы парни всей Земли», «Подмосковные вечера».

В шестидесятые годы композитора тревожило проникновение массовой культуры и бездуховность и пошлость в творчестве. В последние годы композитор работал не так интенсивно. Он тяжело болел, что не помешало ему отметить в 1977 году семидесятилетие.

Василия Павловича не стало 2 декабря 1979 года. Он похоронен на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

Соловьёв-Седой считал себя счастливым человеком. У него была прекрасная семья и любимая работа. Его песни знает и любит вся страна.

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!

Мероприятие подготовили:

Селина Л.А., зав. читальным залом

Балтыкова Д.А., библиотекарь читального зала