Дорогие друзья! Ежегодно в мире 15 мая отмечается Международный день семей. Семья – величайшая человеческая ценность. Это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности. Тема семьи находит своё отражение и в литературе, и в музыке, и в изобразительном искусстве. Семья – это начало и продолжение каждого человека. Если спросить любого человека, что главное в семье, сразу ответят – любовь. Немного подумав, добавят – верность. А те, чей семейный стаж насчитывает не один десяток лет, скажут – понимание и помощь. И все будут правы. Потому что семья – это сплав таких понятий, как любовь, верность, доверие, уважение, взаимопонимание, общие цели и общие интересы. И все это – традиционные семейные ценности, которые передаются из поколения в поколение. «Счастлив тот, кто может проследить свою родословную, одного предка за другим, и облечь седое время покровом юности», – писал в XVIII веке немецкий писатель Иоганн Пауль Фридрих Рихтер. «Не только тело ребенка, но и его душа происходят из ряда предков, поскольку этот род индивидуально отличен от коллективной души человечества», – вторит ему основоположник аналитической психологии К.Юнг. Счастлив тот, кто вырос в доброй семье, в которой царили любовь и уважение между поколениями и всеми ее членами. Ему намного проще найти свое место в этом мире, чувствуя за своей спиной силу семьи и всего рода. Все качества человека закладываются в семье. И будущая судьба ребенка, счастливая или неудачная, тоже определяется семьей. Конечно, русские художники не могли обойти тему семьи в своем творчестве. С чего начинается семья? Со встречи, которая становится для двух молодых людей судьбой? Со свадьбы? С рождения первенца? Художники XVIII-XIX веков считали, что начало семьи – одобрение родителей. Хорошо, если совпадут мнения и детей, и родителей в этом вопросе, и все закончится свадьбой. А если нет? Многое решали смотрины невесты.
Семья в живописи. Подготовила: Балакирева Татьяна Анатольевна, зав. сектором читального зала
Картина М. Нестерова «Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты)» сейчас находится в Архангельском музее. Писалась картина в то время, когда художник проходил обучение в классе К. Маковского, находился под влиянием его творчества и это влияние ощущается в картине. На темном фоне две центральные фигуры в белых нарядных одеждах – юные жених и невеста. От них как будто исходит сияние юной влюбленности и ожидания счастья. Художник сам когда-то пережил родительское неодобрение своего выбора. Для выросшего в богобоязненной купеческой семье человека отсутствие родительского благословения должно было стать непреодолимым запретом. Но не стало. Двадцатитрехлетний Нестеров обвенчался с любимой. Только счастье было недолгим, горячо любимая юная жена умерла, родив художнику дочь. С тех пор тема семьи приобрела для М. Нестерова особый смысл. Русская живопись имеет большую коллекцию живописных полотен разных художников на тему свадьбы. С ее помощью можно пройти весь свадебный путь – от выбора невесты, сватовства и обручения до свадьбы и свадебного пира. Есть картины яркие, радостные, а есть и грустные, свидетельствующие нам о том, что часто жизнь заставляет поступать не так как хочется, а так как надо. Но все равно свадьба – это одно их самых значительных событий в жизни человека, какой бы она не была.
На картине М. Шибаева «Сговор» мы видим заключительный этап долгих свадебных переговоров, проходящий в доме невесты через два-три дня после смотрин. О сущности этого празднества мы узнаем из старинных описаний русского крестьянского быта: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим». Этот торжественный момент в жизни крестьянской семьи и показан в картине М. Шибанова. Михаил Шибанов среди русских художников XVIII в. занимает совершенно особое место. Его жизнь и деятельность, по выражению одного критика начала XX в., окружены «ореолом таинственной прелести». «Шибанов появляется, как фантастический метеор, на горизонте русского искусства». Облик «фантастического метеора», однако, не был разгадан. Биографии русских художников XVIII в. вообще мало известны. Сведений же о М. Шибанове, его жизни, художественном образовании, творческом росте до нас никаких не дошло. Известно лишь, что он был крепостным князя Потемкина-Таврического. Но несмотря на отсутствие подробных сведений о художнике, он занимает почетное место родоначальника нашей жанровой живописи, почти на пятьдесят лет предвосхитив крестьянские жанры знаменитого А.Г. Венецианова. На картине этнографически точно изображены все праздничные костюмы, что подтверждается старинными описаниями народов России. Все говорит о том, что художник хорошо знал подробности крестьянского быта. Его наблюдательность доходит до того, что можно распознать сорт материи, например, в фате невесты, а по парче ее душегреи и сарафана, что эта парча русского производства. При взгляде на детали картины бросается в глаза уменье художника писать не только одежды, но руки и полные выразительности лица. Красочная гамма очень сдержанна, художник умело и тонко работает в колористике.
По указу Петра после сговора, за 6 недель до брака, велено совершать церковное обручение. Художник Илья Рожков запечатлел это событие. В картине очень хорошо показан ритуал с рушниками, которыми связаны руки молодых. Когда все формальности выполнены, жених и невеста от свадьбы не отказываются, приданое посчитано, хозяйство жениха одобрено, девичники отпразднованы, приходит время самой свадьбы. Самыми красочными и богатыми были свадьбы боярские, а чуть позднее и царские.
Когда-то Константин Маковский запросил у Павла Третьякова за «Боярский свадебный пир в XVII веке» 20 тысяч рублей. Немыслимая цена по тем временам! Третьяков отказался, что ничуть не огорчило художника. В отличие от многих его современников, для него свет клином на Третьякове не сходился. Константин Егорович был дорогим салонным художником, клиентами которого была знать не только России, но и Европы, и Америки. И он благополучно продал «Боярский пир» американскому ювелиру Шуману за 60 тысяч. Причем покупатель был в полном восторге, немедленно заказал еще одно полотно и запустил производство открыток с репродукциями «Пира». Специалисты отмечают высокую степень исторической достоверности в изображении Маковским одежды, убранства, аксессуаров, обстановки в целом. В роли невесты выступила жена художника Юлия, сам он показан в образе жениха. С этого большого полотна и начался этап знаменитых «боярских картин» Маковского.
Самыми разгульными и интересными с точки зрения всевозможных обрядов на Руси были свадьбы деревенские. Но невесте, даже если она шла замуж охотно, на свадьбе приличествовало быть печальной, а за две недели до свадьбы совсем не символически, а основательно, отплакать, отрыдать и отпричитать, оплакивая свое девичество, детство в родном доме и переход в новую незнакомую жизнь. Счастливая, веселая на свадьбе невеста – воспринималась как открытые ворота для сглаза, от которого ее всячески укрывали.
Отгремела свадьба, и началась жизнь молодой семьи. На Руси и здесь были свои обычаи. Первый визит после свадьбы молодые должны были нанести теще с тестем. Прелестная картина А.Рябушкина «В гости» как раз и показывает этот момент из жизни молодоженов. По московской улице идет молодая нарядная пара. Муж-красавчик и жена, гордо поднявшая голову и несущая себя с просто царским достоинством. Чистые цвета, создающие ощущение яркого солнечного дня, ощущение весны и радости несет этот небольшой холст, который художник подарил когда-то музею Нижнего Новгорода, где она и находится по сей день. А Рябушкин относится к числу замечательных мастеров русской исторической живописи. Поэтическое видение прошлого, тонкое проникновение в поэтику и стилистику старины отличает все его картины. Особенность работ А Рябушкина в том, что все герои его произведений из прошлых веков ощущаются нашими современниками. И, кажется, наряди эту парочку в джинсы и кроссовки, мы и не заметим подмены. А художник Владимир Маковский, еще один яркий представитель славной династии художников Маковских, написал картину «Молодые у тестя», на которой визит уже состоялся.
Картины В. Маковского, в отличие от картин брата, это живописный учебник истории, наполненный краткими рассказами в красках о жизни людей всех слоев общества России в 19 веке. Легкий юмор, который просматривается во многих его картинах, не дает стать им слишком назидательными. Рождение первенца – огромное событие в семье. Многие художники запечатлели в своих картинах это трогательное событие. Н. Касаткин, которого называли «Некрасовым русской живописи», в картине «Рабочая семья. Что его ждет?» изобразил молодых родителей. Отец задумался о будущем своего крохи, а молодая мать смотрит на них с нежной улыбкой и не хочет думать ни о чем плохом. Она просто счастлива. Заботы придут потом. Сразу видишь, как четко в семье распределены роли: ответственность отца за будущее и нежность и любовь матери в настоящем.
И тот же сюжет в картине «Родительское счастье» К. Лемоха, практически забытого сегодня художника. А ведь и картины, и биография этого художника незаурядны. В 1863-м году 14 лучших студентов Академии Художеств во главе с Иваном Крамским отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль и вышли из состава Академии. Им не нравилось, какие картины там учат писать и ожидают видеть на конкурсе – надоевшие религиозные и мифологические сюжеты, застывший академизм. Они хотели изображать настоящую жизнь. Среди этих четырнадцати бунтарей был и художник Кирилл(Карл) Лемох. Жизнь иногда делает странные повороты, и со временем бунтарь Лемох станет учителем рисования и живописи у детей императора Александра III, в том числе будет учить держать кисть и цесаревича, великого князя Николая Александровича – будущего императора Николая II. Художнику назначат пожизненную государственную пенсию. А ещё Лемох будет работать хранителем в Музее Александра III (сейчас – Русский музей). Может быть, учительство Лемоха помогло, а может быть и хорошим учителем он был потому, что хорошо чувствовал детскую душу, но лучше всего художнику удавались детские образы. Вот и на этой картине трогательно милый малышок на руках у отца вызывает такое же умиление, как и у матери, и такую же улыбку. И на картине А. Венецианова «Первые шаги» мы видим истинную радость материнства.
Выражение «семейный портрет» мы привычно соотносим с фотографией. Но пока фотографию не изобрели, парадные портреты в русской живописи были очень популярны, потому что были единственным способом сохранить визуальную информацию о своей семье. Семейные портреты всегда пользовались спросом. Как художники показывали чинные семейства, будь то знать, купечество или крестьяне? В лучших живописных произведениях они передавали не только индивидуальность и неповторимый характер персонажей, но в первую очередь тонкие отношения, душевную теплоту, дружественность чувств. Все те уникальные черты семьи, которые ценятся превыше всего.
«Семейный портрет графов Морковых» написан их крепостным живописцем, выдающимся русским художником Василием Тропининым. Портрет написан в 1813 году, вскоре после возвращения семьи в Москву, в восстановленный силами художника дом. Мастер четко передал характер каждого из них. Властный граф на сей раз выглядит вполне благодушным. После тяжелых испытаний семья снова вместе, о чем еще мечтать главе семейства? Рядом с ним – сыновья, боевые офицеры, прошедшие войну с Наполеоном. В центре – старшая дочь графа, Наталья, с вышиванием. Справа, за клавикордом, младшая Вера. Позади Веры – дочь гувернантки, которая воспитывалась вместе с графскими детьми. Благодаря своим удачным портретам, художник скоро стал весьма известен, но еще до 47 лет Василий Тропинин продолжал оставаться крепостным у графа Моркова. Знаменитый своим своеволием, граф в течение долгого времени не соглашался дать художнику вольную, несмотря на уговоры. В 1823 году Тропинин, уже будучи известным даже императорской семье как непревзойденный живописец, был все же освобожден.
Еще одна работа А. Рябушкина «Купеческая семья» – обобщенный образ русской патриархальной семьи. Чинно восседает глава семейства среди своих наряженных и насурьмленных домочадцев. Все они застыли в приличествующих моменту позах, неподвижные и серьезные, как на парсунах XVII века. Кажется, или на самом деле художник слегка подшучивает над своими героями? Очень интересно наблюдать, как по-разному художники решают семейную тематику. Бытовая сценка, праздничный вариант, художник в кругу семьи – разные моменты жизни и совершенно разные стили живописи художников: Ф.П. Толстого, Ф. Славянского, И. Куликова, В. Максимова – мы, в лучшем случае, «где-то слышали» эти имена. Граф Фёдор Петрович Толстой – из знаменитой династии, и Л. Н. Толстой ему – двоюродный племянник. О художнике писал сам Пушкин в «Евгении Онегине» – там, где об альбомах светских дам, читаем: «Великолепные альбомы, Мученье модных рифмачей, Вы, украшенные проворно Толстого кистью чудотворной…»
Его «Семейный портрет», ставший одним из лучших произведений и самого художника, и русского портрета XIX века, изображает его собственную семью. Граф и графиня в портрете – воплощение мужской силы и очарования женственности, независимой активности и мягкой стойкости, твердости и изысканности. Старшая дочь Елизавета задумчиво что-то рассматривает. Младшая Мария, упершись ручкой в бок, смотрит прямо на зрителя. Творец, Муза и дочери – Мечтательница и Строптивица – с кудрявыми головками и в одинаковых платьицах. Решая профессиональные задачи, Толстой неожиданно создал картину своего семейного счастья и той атмосферы аристократизма и уюта, которая царила в его доме на Васильевском острове. Это не просто семейный портрет, это еще и великолепная интерьерная живопись. Интерьерная живопись всегда была в моде, но эта картина признана вершиной интерьерного жанра. Среди художников, обогативших отечественное искусство, было много выходцев из крепостных семей. В их судьбе принимали участие многие известнейшие российские живописцы. Так случилось и с обнаружившим талант к рисованию мальчиком Федей, который благодаря стараниям А. Венецианова был выкуплен из крепостной зависимости, прошел обучение в школе, созданной великим художником для подобных одаренных детей. Венецианов даже дал ему свою фамилию, и он некоторое время был записан в Академии художеств как «Венецианов». Лишь при поступлении вольнослушателем в Академию художеств Федор получил фамилию Славянский. В 1845 году Ф. Славянский получил звание художника, а позже за полотно «Семейная картина» – звание назначенного в академики.
«Семейная картина. На балконе» представляет нам семью поэта, которая была счастливой и дружной. И вся картина полна этим семейным счастьем, непринужденной атмосферой семейного уюта. Разбросанные игрушки придают некий акцент этому интерьеру. Чистые яркие цвета, яркое освещение, мягкие переливы ткани – все настраивает на спокойное и безмятежное созерцание.
Быт крестьянской семьи многие художники изобразили в своих картинах. «Крестьянский обед в поле» К. Маковского показывает крестьянскую семью в страду. Жаром пышет от этой картины, но как строго были распределены обязанности всех, включая даже самых маленьких детей. И вот все они обедают, а потом снова пойдут в поле до самой темноты. Богатый урожай обещает семье безбедную и сытую жизнь, но ради этого нужно трудиться в поте лица.
Следующая картина кисти И. Куликова, еще одного несправедливо забытого живописца, «В крестьянской избе» изображает семейное чаепитие, скорее всего, праздничное, потому что в одежде героев картины много яркого красного цвета, что и придает изображению праздничный колорит. И. Куликов родом из Мурома, родины Петра и Февронии, и Мурому был верен всю жизнь. Одной из главных тем в творчестве художника стала русская историческая деревня – портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев. Его картины-радостные и праздничные. Конечно, художник видел и знал и темные стороны народной жизни, но хотел донести до зрителя главное – именно крестьянство, простые люди – истинные хранители русской традиции.
Картина Василия Максимова «Бабушкины сказки», пожалуй, одна из самых известных картин практически забытого сегодня художника. В картине важно не действие, которого там почти нет, а внутреннее состояние персонажей и настроение, которое она создает. Вся большая крестьянская семья вечером собралась послушать сказки. В центре картины – бабушка. Доброе задумчивое лицо, натруженные руки – образ тысяч русских бабушек. Она и тут без дела не обходится, в руках веретено. А как слушают ее затейливые сказки домочадцы! Даже мужчины, занятые своим делом, прислушиваются к тому, что она рассказывает. Конечно, самые благодарные слушатели – дети. И глядя на них, понимаешь, что все они были выращены в труде, в заботе и любви. И они дружны между собой, они любят своих детей и тоже растят их в любви и заботе, что все они уважают и почитают бабушку, и так оно было до них, и так будет и дальше. Мудрость и молодая сила взаимообогащают друг друга. Тоска художника, в 6 лет потерявшего отца, а в 10 – мать по такой вот дружной и теплой семье чувствуется в этой картине. Он был успешным художником, его картины хорошо продавались, он отказался от творческой стажировки в Италии, чтобы писать русскую жизнь, но депрессия и нежелание признавать модные художественные течения сделали свое дело: Василий Максимов умер в возрасте 67 лет нищим, больным и сильно пьющим.
Художники не могли проходить мимо темных сторон народной жизни, мимо проблем, с которыми сталкивались семьи и отдельные их члены. В картине «Две матери. Мать приемная и родная» В. Маковского мы видим трагедию трех человек – родной и приемной матерей и ребенка, который в страхе жмется к женщине, которую любит и знает с младенчества, стараясь спрятаться от чужой, такой пугающей тети, которая почему-то тоже называет себя его мамой. Как и большинство работ Маковского, картина «Мать приемная и родная» написана по реальным событиям. Сам автор картины рассказывал, что событие случилось в семье его знакомого художника. Эта семья когда-то усыновила мальчика, сына простой крестьянки, и воспитывала его как своего собственного сына. Но однажды явилась родная мать ребенка и предъявила свои права на сына. На картине эмоционально запечатлен момент, когда появляется эта женщина. Семья как раз сидела за столом. Сервировка, интерьер комнаты, одежда говорят о достатке семьи. Крестьянка, родная мать ребенка, не испытывает никакого смущения оттого, что она ворвалась в чужой дом, где когда-то оставила сына, а теперь вторгается в его счастливую жизнь и грубо ломает ее. Неизвестно, что побудило ее прийти за ребенком. Ее лицо не выражает никаких чувств к сыну – только напор и уверенность в том, что она вправе забрать его. Отец курит сигару, спокойно глядя на ворвавшуюся в его дом женщину. Он не собирается уступать ей. Вероятно, он намеревается предложить ей деньги, чтобы она больше не беспокоила его семью. Она и за мальчиком пришла, возможно, в расчете, что теперь, когда он подрос, станет работать для нее. Можно предположить, как события развернутся дальше. Ребенок останется в семье, крестьянка, которая его оставила, возьмет деньги, предложенные приемным отцом, и уйдет. Но мир и покой людей, живущих в этом доме, все равно разрушен. Женщина, воспитавшая ребенка, привыкла считать его своим и ей страшно при мысли, что его заберут у нее. И мальчик, узнавший о том, что он приемный, долго еще будет носить в душе эту рану.
Картина Н. Богданова-Бельского «Последняя воля» посвящена одному из самых тяжелых событий в семье – уходу из жизни близкого человека. Умирает отец семейства, вокруг него собралась вся семья, выслушать его последнюю волю. Они вслушиваются в каждое его слово, искренне горюя о нем. Видно по бедной обстановке избы, что жизнь его была трудной и небогатой, но его семье он был дорог и его уход для них – тяжелая потеря. Эта картина была одним из 48 полотен, вывезенных из музея Таганрога во время немецкой оккупации В 2001 году ее выставили на аукцион «Кристи». После переговоров с владельцем картины, удалось ее выкупить. И картина снова вернулась в Таганрогский музей. Николай Петрович Богданов-Бельский – один из самых талантливых живописцев «звездного пленэра». Ему, сыну бедной крестьянки, выросшему без отца, начавшему свой жизненный путь пастушком, и позднее ставшим академиком и членом Императорской Академии художеств как никому другому из виртуозов кисти был понятен быт и жизнь русской деревни. Наша небольшая экскурсия в мир живописи, посвященной русской семье, завершена. Надеемся, что из нее вы узнали что-то новое и интересное для себя и познакомились с полотнами русских художников, некоторые из которых могли быть вам незнакомы.
В завершение мероприятия мы вам предлагаем видеообзор книг по семейному воспитанию, подготовленный Бадакиревой Татьяной Анатольевной, зав. сектором читального зала
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!
Мероприятие подготовили: Селина Л.А., зав. читальным залом
Балакирева Т.А., зав. сектором читального зала