Знаменитые актеры на подмостках ростовской сцены

12  марта в ЦСОН Кировского района прошло заседание клуба «Островок». Сотрудники читального зала  провели   театральную мозаику «Знаменитые актеры на подмостках ростовской сцены», приуроченную  к Году театра в России 

Вначале мероприятия была продемонстрирована презентация «Театральный Ростов». Члены клуба узнали, что первый театр в Ростове был построен в     1840 г. купцом Александром Садомцевым на территории нынешнего парка культуры и отдыха им. М. Горького.

             Следующим по хронологии был Гайрабетовский театр. Первое настоящее театральное здание было возведено в 1864 г. в центре Ростова по  инициативе Андрея Матвеевича Байкова, Городского Головы Ростова-на-Дону во второй половине XIX века. В этом театре в 1863 г.  выступал проездом в Крым на лечение  выдающийся актер Михаил Семенович Щепкин (1788–1863). В Ростов он привез две роли:  городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и Фамусова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Но купеческий Ростов не оценил мастерства знаменитого актера. С участием Н.С. Щепкина состоялся только спектакль «Ревизор». Назначенный же спектакль «Горе от ума», до этого никогда не шедший в Ростове, был отменен

В 1882 г. владелец ростовской табачной фабрики В.И. Асмолов получил разрешение городской думы выстроить «концертное зало» по Таганрогскому (ныне Буденовскому) проспекту, между Большой Садовой и Кузнецкой (Пушкинской). В 1883 г. состоялось открытие первого каменного Асмоловского театра. В 1920 г. театр получил  имя наркома просвещения Луначарского.

В качестве режиссера в Асмоловский театр был приглашен артист Казанского театра Н.Н. Синельников (1855–1939), актер, режиссер, антрепренер, педагог. В Ростове-на-Дону работал с перерывами 15 лет. Он ставил на провинциальной сцене лучшие литературные произведения: «Гамлет» У. Шекспира, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дядя Ваня» А. П. Чехова и др.

Купчиха  П. Д. Машонкина в 1906 г. выстроила новое  деревянное здание театра. А в 1907 г. его снесли и возвели новый каменный театр на 1500 мест. После революции Машонкинский театр носил имя К. Маркса. Во время войны театр сгорел, и на его месте в 1958 г. было возведено здание цирка. В этом театре выступал  Федор Иванович Шаляпин (1873–1938), оперный и камерный певец. Могучий  шаляпинский бас покорил ростовскую публику. В июле 1919 г. здесь концертировал Александр Николаевич Вертинский (1889–1957), выдающийся русский эстрадный артист, киноактер, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века.

На гастролях в Ростове в здании Ростовского драматического театра им. А.В. Луначарского в 1925, 1926 гг. с Московским Художественным театром побывал ведущий актер труппы Станиславского, один из первых Народных артистов СССР (1936) – Василий Иванович Качалов (1875–1948).  Играл Егора Глумова в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», барона в пьесе М. Горького «На дне».

              Но особое внимание было уделено  драматическому театра имени М. Горького. С  самого своего рождения он сумел объединить выдающихся представителей множества творческих профессий.  Это режиссеры А. Таиров, Ю. Завадский, актеры Р. Плятт, Н. Мордвинов, В. Марецкая.  Театральные художники М. Виноградов, Ю. Пименов, М. Сарьян, композиторы А. Артамонов, В. Шебалин и многие др. И по праву довоенный период горьковского театра называют «Золотым веком ростовской драмы».

              Конечно,  имена актёров из труппы Завадского были хорошо знакомы всем присутствующим, в основном по кинематографическим своим работам. Аудитория увидела фрагменты из фильмов «Член правительства», «Мать», «Свадьба» с Марецкой. Великая актриса, проработав в нашем городе 4 предвоенных года, в своих воспоминаниях отмечала: «Ростов — это моя театральная молодость, мои любимые роли…. И, наконец, в Ростове я родила дочку!».

            Кадры из кинолент «Весна», «Семнадцать мгновений весны» и спектакля «Тишина» напомнили аудитории работы уроженца нашего города Ростислава Плятта. Человек большого юмора он оставил на память о театре Горького такие строчки:

Широки партера пол и стены…

Рампы как велосипедный трек,

Мы другой такой не знаем сцены,

Где так плохо слышен человек!!!

В этот период в театре работали также Сергей Бондарчук, Вероника Полонская, Павла Вульф, Зинаида Зорич и корифеи ростовской сцены – П.И. Леонтьев, Г.Е. Леондор, А.М. Максимов, Е.Ф. Федоров, Е.В. Нерадов, Ю.Н. Левицкий, Е.Д. Саладина, И.А. Швейцер.

Специалист по социальной работе Земинтов Е.А. поделился с членами клуба своими впечатлениями от совместной работы с замечательным режиссером театра им. М.  Горького Н. Сорокиным. Это была его последняя в жизни постановка – спектакль «Кутузов», где небольшую роль сыграл Земинтов Е.А.

В конце мероприятия члены клуба обменялись воспоминаниями о творческих работах этих и других актёрах и познакомились с книжной выставки «Театр – это навсегда!».