Дорогие друзья! Сегодня, 27 октября в рамках проведения XXVI Димитриевских образовательных чтений 2021 г. мы проведем историко-познавательный день «Великий царь и реформатор». Мы вам представим обширный информационный и видеоматериал, подготовленный сотрудниками читального зала ЦГБ им. М. Горького о Петре I – выдающемся государственном и военном деятеле России, основателе регулярной армии и флота, талантливого полководца и дипломата. Главные обсуждаемые вопросы нашего мероприятия: основные достижения Петра Первого. Рассмотрим, чем прославился Пётр I, что хорошего он сделал для державы: церковная реформа Петра I — причины, цели и последствия, просвещение эпохи Петра Великого: наука, литература, театр и музыка. В течение мероприятия будет проходить исторический интерактив о жизни и деятельности Петра Великого Вконтакте в группе читального зала ЦГБ им. М. Горького. Переходим по ссылке: https://vk.com/chitzalrostov Каждый сможет в нем поучаствовать и проверить свои знания. Вы узнаете интересные факты о великом российском императоре, а также о русском литературно-педагогическом памятнике начала XVIII века, подготовленного по указанию Петра I «Ю́ности честно́е зерца́ло» или показание к житейскому обхождению. Фактически, это первый в России учебник этикета. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Далее в нашей программе мероприятия: биография императора в портретах, образ Петра Первого в русской литературе, видео от сотрудников читального зала: кинопоппури «Эпоха славных дел», «Видеообзор к 350 — летию со дня рождения Петра Первого». В заключение мероприятия мы вас познакомим с информационно-библиографическим иллюстрированным пособием «Царь, самодержавец, император», подготовленное сотрудниками читального зала к 350-летию со дня рождения Петра I) . В пособии вы найдете много информационного материала о жизни и деятельности великого императора. В последнем разделе мы предлагаем Вам обширный рекомендательный список документов для свободного чтения.
Петр Великий (1672 – 1725) правил Россией около 43 лет с 1682 до своей смерти в 1725 году. Он инициировал широкий спектр экономических, социальных, политических, административных, образовательных и военных реформ, положивших конец господству традиционализма и религии в России. Его усилия включали секуляризацию образования, более широкое использование технологий, создание промышленной экономики, модернизацию армии и создание сильного военно-морского флота. Петр Великий, как никто другой, был ответственен за то, что Россия стала одной из ведущих стран в мире. Узнайте больше о его вкладе, изучив наш список основных достижений Петра Первого.
Личность Петра Первого
Петр I был чрезвычайно высок, его рост составлял 203 см. Таким образом, он стоял на голову выше своих современников. Он был красив и обладал необычной физической силой. Он верил в трудолюбие и исполнял свои обязанности с таким же усердием, как и требовал от других. Он начал свою собственную службу в армии в самом низшем звании и требовал, чтобы другие поступали так же, чтобы овладеть своей профессией. Петер, как говорят, имел глаз на талант, который помог ему выбрать правильных людей для требуемой работы. Он также любил веселиться.; а временами пил чрезмерно и даже заставлял своих гостей это делать. Питер был известен своим ужасным характером и мог быть жесток, когда ему противостояли. В такие моменты люди обычно просили его любимую жену Екатерину заступиться за них. Петра I называют великим не за расширение Российской Империи, а потому, что он совершил культурную и политическую революцию, создав модернизированные и научные системы. Он также принял меры, чтобы положить конец доминированию традиционализма и религии в России и заставить ее двигаться в сторону современной мысли. Однако его также называют тираном из-за его жестоких казней, высоких налогов, насильственных тенденций, нескольких восстаний во время его правления и его странных налогов, таких как налог на бороду.
Он работал плотником
Петр знал, что России будет трудно в одиночку противостоять могучей Османской империи. В 1697 году он путешествовал инкогнито по Европе под именем Петра Михайлова с большой российской делегацией, известной как Великое посольство. Во время пребывания в Европе Петр I изучал судостроение и даже работал плотником на верфи Голландской Ост-Индской компании. Позже он использовал свои знания в области судостроения для укрепления российского флота. Он также получил ценное представление о международной ситуации и экономической и культурной жизни Европы.
Женился на служанке
Петр Первый женился в 17 лет 27 января 1689 года на Евдокии Лопухиной. У них было трое детей, один из которых дожил до совершеннолетия. Петр не ладил со своей первой женой, развелся с ней в 1698 году и заставил ее вступить в монастырь. Сын Петра и Евдокии, Алексей Петрович, впоследствии подозревался в заговоре с целью свержения Петра и был приговорен к расстрелу в 1718 году. Он умер в тюрьме, вероятно, из-за травм, полученных во время пыток. Самые успешные романтические отношения Петра были с Мартой Скавронской, слугой его друга Александра Меншикова. Марта стала любовницей Петра около 1702 года и сменила имя на Екатерину. Петр женился на Екатерине в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга 9 февраля 1712 года. У них было одиннадцать детей, пять до официального брака, но только две девочки дожили до совершеннолетия, оставив Питера без наследника мужского пола. В 1724 году вторая жена Петра-Екатерина была коронована.
Внутренние реформы
Когда Петр стал царем России, его народ был отсталым и слаборазвитым по сравнению с процветающими европейскими странами. Прежде всего потому, что Россия отвергла модернизацию и цеплялась за средневековые практики. Во время своего правления Петр I осуществил обширные реформы, которые затронули все сферы национальной жизни, включая администрацию, промышленность, торговлю, технологии и культуру. Он преодолел сопротивление средневековой аристократии страны, чтобы добиться невероятного прогресса посредством внутренних реформ, направленных на преодоление разрыва между Россией и западными странами.
Промышленный рост
С 1700 года Петр I придавал промышленному развитию огромное значение. Металлургическая и обрабатывающая промышленность создавались в больших масштабах. Промышленникам предоставлялись различные привилегии, в том числе право покупать крепостных крестьян для работы в мастерских. Были проведены исследования по промышленным методам, применяемым в других странах, и привлечены иностранные эксперты. За время правления Петра I внешнеторговый оборот увеличился в семь раз, а к середине XVIII века Россия обогнала Европу в металлургической промышленности.
Реформы в образовании
Петр I был первым царем России, спонсировавшим светское образование. Были открыты различные светские школы, куда принимали детей солдат, чиновников и церковников. Активно пропагандировался перевод книг с западноевропейских языков, русским разрешалось и даже поощрялось выезжать за границу для получения образования. Русский алфавит был модернизирован, был введен юлианский календарь и в 1703 году была учреждена первая Российская газета «Ведомости». Также в 1724 году была учреждена Российская академия наук, в состав которой сегодня входят около 500 учреждений и 55 тысяч научных исследователей.
Он покончил с наследственным дворянством
В 1722 году Петр I ввел систему табелей о рангах — формальный перечень воинских званий, званий при правительстве и царском дворе. Установление табеля о рангах стало прямым ударом по власти существующего потомственного дворянства, или бояр. Ранее высокие государственные должности были наследственными. Однако с табелем о рангах любой, в том числе простолюдин, мог пробиться вверх по бюрократической иерархии обладая трудолюбием и мастерством. Это создало новое поколение технократов, пришедших на смену старому Боярскому классу. Табель о рангах имел огромный успех и оставался в силе до революции 1917 года.
Он учредил Правящий сенат в 1711 году
В 1711 году Петр упразднил Боярский совет и указом учредил новый государственный орган — Правительствующий Сенат. Сенат, который первоначально состоял из 9, а затем 10 членов, координировал действия различных центральных и местных органов, контролировал сбор и расходование доходов и разрабатывал законодательство в соответствии с указами Петра. Он претерпел изменения во время царствования последующих царей и стал одним из важнейших институтов императорской России, особенно в области управления и права.
Судебная реформа
В 1699 году Петр I освободил горожан от подчинения военным губернаторам губерний и разрешил им самим избирать муниципалитеты. Эти муниципалитеты перешли в ведение Московской мэрии. В 1720 году этой реформе способствовало учреждение в Петербурге Главного магистрата. Он работал в качестве главного учреждения, отвечающего за городские магистраты других городов и поселков. Ему подчинялись избранные муниципальные чиновники городов. Главный магистрат также осуществлял контроль за распределением финансов в городах, распределением и сбором налогов.
Улучшил административную систему
До царствования Петра I административная система России была устаревшей и функционировала беспорядочно и фрагментированно. Петр Первый улучшил управляемость обширной территории России через реформу административного деления 1708-1710 гг., разделив Россию на восемь губерний. Его вторая административная реформа 1719 года исправила недостатки первоначальной системы, смоделировав ее по образцу шведской системы провинций.
Морская держава
Петр I считал, что для укрепления своих позиций Россия должна быть военно-морской державой. Однако Россия не имела доступа к Черному морю, Каспию или Балтике, которые контролировались соответственно Османской империей, империей Сефевидов и Швецией. Успешные азовские походы Петра 1695-1696 гг. против Османской империи позволили ему выйти к Азовскому морю и основать Таганрог — первую военную базу Российского флота. Наибольший успех Петра пришелся на Великую Северную войну против Шведской империи, которая продолжалась с 1700 по 1721 год. Его победы в войне позволили России получить доступ к восточным берегам Балтики. Санкт-Петербург был основан в 1703 году и стал столицей в 1712 году, чтобы укрепить доступ России к Балтийскому морю.
Модернизация армии и флота
До Петра I Российская армия опиралась на ополчение знати и стрельцов — элитный русский военный корпус. Стрельцы были вовлечены в несколько восстаний против Петра, из-за которых он распустил группу и включил ее членов в регулярную армию. Петр реорганизовал русскую армию по западным стандартам. В то время как он отбирал своих офицеров из дворянства, он также вербовал крестьян и горожан в другие ряды. Офицеры должны были сделать своих людей опытными в бою. Вооружение разработано по самым современным стандартам российскими специалистами. Петр также уделял большое внимание военно-морскому флоту: за время его правления было построено 52 линкора, сотни галер и других судов, что привело к созданию мощного русского Балтийского флота.
Расширил границы империи
Азовские походы Петра против Османской империи привели к успешному захвату Азовской крепости в июле 1696 года. Затем он помог сформировать большой альянс, состоящий из России, Саксонии и Дании–Норвегии против Шведской империи, что привело к Великой Северной войне, которая длилась 21 год с 1700 по 1721 год. Успешная Северная война сделала Россию доминирующей державой в Европе. Персидский поход Петра 1722-23 гг. завершился уступкой Персии России западного и южного берегов Каспия в обмен на военную помощь. Таким образом, благодаря мудрости, полководческому искусству и дипломатии, Петр расширил территорию России.
«Юности честное зерцало». Советы молодым от Петра I
«Ю́ности честно́е зерца́ло» или показание к житейскому обхождению – Ровная Ирина Николаевна, библиотекарь читального зала
В февраля 1717 года в России по указанию Петра I вышло пособие по воспитанию и обучению юношей из дворянского сословия
Учебник получил название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В нем содержатся правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически это первый в России учебник этикета. Лучшие советы императора — в нашем материале.
В церкви имеет оной очи свои и сердце весьма к богу обратить и устремить, а не на женский пол, ибо дом божий, дом молитвы, а не вертеп блудничий, но, увы, коль часто случается, что тем другие соблазняются и подают злой пример, понеже простые смотрят больше на знатных и по тому себя ведут и поступают, но кто хочет быть знатнейший в чину, оной должен везде в страхе божием и благочинстве первым себя содержать.
Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.
Должно, когда будешь в церкви или на улице, людям никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядываться или рот разиня ходить, яко ленивый осел, но должно идти благочинно, постоянно и смирно, и с таким вниманием молиться, яко бы пред высшим сего света монархом стоять довлело.
Един токмо цвет в девицах приятен, то есть краснение, которое от стыдливости происходит.
Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.
И сия есть немалая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкви детей малых пугает и устрашает.
Когда им (детям) говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить, потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление, в радостном случае быть радостну и являть себя весела с веселыми.
Когда кого поздравлять, то должно не головою кивать и махать, яко бы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо будучи далеко, но надобно дожидаться, пока ближе вместе сойдутся, и ежели другой тогда взаимной чести тебе не отдает, то после его никогда впредь не поздравляй, ибо честь есть того, кто тебя поздравляет, а не твоя
Между другими добродетелями, которые честную даму или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, начальнейшая и главнейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит. И того не довольно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себя являть, сладкие слова испущать, сего еще гораздо не довольно, но имеет сердце человеческое бога знать, любить и бояться.
Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками, дабы тем навыкнуть могли; а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать; ибо каждый купец товар свой похваляя продает, как может.
Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать, и ниже шею и плеча яко бы из повадки трясти, и руками не шалить, не хватать или подобное неистовство не чинить, дабы от издевки не учинилось вправду повадки и обычая: ибо такие принятые повадки младого отрока весьма обезобразят и остыжают так, что потом в домах, их пересмехая, тем дразнят.
На свадьбы и танцы младой отрок не зван и не приглашен для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, хотя такой обычай принят, ибо, во-первых, хотя незамужние жены и охотно то видят, однако ж свадебные люди не всегда рады тому бывают.
Непорядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужчинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудные песни, веселится и напивается пьяна.
Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить.
Умный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. Затем она неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX века.
Царь, самодержавец, император: информационно библиографическое иллюстрированное пособие. (К 350-летию со дня рождения Петра I) / МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС; Читальный зал Центральной городской библиотеки им. М. Горького; сост.: Селина Л. А., заведующая читальным залом ЦГБ им. М. Горького. – Ростов-на-Дону, 2021. — 32 с.: ил.
Уважаемые читатели! Данное информационно-библиографическое пособие «Царь, самодержец, император» посвящено 350-летию со дня рождения Петра Великого. Пётр I Алексеевич – последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, один из самых выдающихся правителей Российской империи. Он был настоящим патриотом своего государства и делал все возможное для его процветания. С юности Петр I проявлял большой интерес к разным наукам, и был первым из русских царей, кто совершил длительное путешествие по странам Европы. Благодаря этому он смог накопить богатый опыт и провести множество важных реформ, определивших направление развития России в 18 веке. В пособии вы найдете много информационного материала о жизни и деятельности великого императора. В последнем разделе мы предлагаем Вам обширный рекомендательный список документов для свободного чтения. См. по ссылке Вконтакте: https://vk.com/chitzalrostov
На рубеже 18 века положение церкви в России начинает претерпевать существенные изменения. Из могущественной организации, обладающей нерушимым авторитетом, она превращается в подконтрольную императору структуру, а ее ресурсы были направлены на служение государству. Про церковную реформу Петра 1 кратко рассказывать непросто, так как это знаменательное событие, в корне изменившее положение духовенства в стране.
Церковные преобразования Петра Первого — Воробьева Ангелина Валерьевна, ведущий библиотекарь читального зала
Основные причины
Одной из главных причин реформации было противодействие патриарха и его сторонников любым реформациям в стране. Они искренне полагали, что консервативный уклад обеспечивает России процветание. Император был не согласен с таким положением дел, и видел в высших церковных санах угрозу для самодержавия.
Тому были все предпосылки. Церковь имела колоссальные ресурсы: деньги, крестьяне, земельные титулы. По мнению Петра, тратила она их, по большей части, неразумно, имея в своих статьях расходов такие неприбыльные и бесполезные вещи, как содержание сотен монастырей. В добавок, доходы духовенства не облагались налогом, а количество бродяг и священнослужителей, находившихся на попечительстве богаделен, росло.
Главные цели реформ
Петр 1 поставил себе сразу несколько задач. Во-первых, стоило разобраться с неподконтрольным духовенством, которое могло представлять угрозу для государя. Во-вторых, ресурсы церкви должны были быть направлены на более подходящие нужды, вроде вербовки крестьян в армию. В-третьих, снижение количества монастырей – бессмысленной сооружений, не приносящей никакой практической пользы. Еще одной причиной была борьба с бедняками, которые вместо работы и осваивания ремесла просили милостыню на улицах городов и деревень. Естественно, они сильно поддерживались церковью, но было очень невыгодно для государства.
Суть, содержание и этапы
Смерть Патриарха Адриана развязала императору руки, и он принялся урезать церковные привилегии. Все началось с попыток не допустить избрание нового патриарха. Одновременно с этим царь Петр создал монастырский приказ, в управление которому перешли земли монастырей и имущество архиереев. Следующим шагом было издание сразу нескольких указов, сильно ослабивших черное духовенство. Таким образом, началась борьба с инакомыслием на местах, не допустившая создание разного рода ересей и реформаций (которые происходили в Европе).
Монахам теперь запрещалось владеть любой землей, в то же время становиться монахинями могли исключительно женщины старше сорока лет. Был объявлен запрет на любую милостыню, кроме той, что производилось в богадельнях: так самодержец боролся с попрошайничеством.
Но эти преобразования не устроили царя. Вскоре патриаршество было расформировано, его заменял Синод – новый коллегиальный орган, подконтрольный самому Петру. Для того чтобы не допустить оппозиции в синоде, в 1722 году была создана должность обер-прокурора, контролирующего его деятельность.
Многие монастыри и богадельни были расформированы за ненадобностью. По мнению царя, они не приносили ощутимой пользы. Был также введен запрет на строительство подобных сооружений.
Итоги и значение
Церковная реформа Петра Первого сильно изменила облик духовенства, и привела страну к противоречивым результатам:
- Поступления в казну увеличились за счет доходов церкви;
- Исповедь перестала быть таинством – все сказанное на ней больше являлось секретом;
- Количество священников и монахов сократилось. Само монашество потеряло былой престиж, и больше не имело той славы, что была раньше;
- Изменился календарь. Новый год начали праздновать 1 января;
- Иноверцы преследовались. Каждый, не желавший иметь проблем с законом, должен был принять православие;
- Несмотря на борьбу с попрошайничеством число бедняков продолжало расти. Как оказалось, проблема была не только в церкви;
С одной стороны, церковь стала полностью подконтрольна будущему императору. Оппозиции в духовенстве теперь тоже неоткуда было браться. С другой стороны, борьба с попрошайничеством и монастырями не сильно изменила социальное положение крестьян и облик страны
Видеообзор к 350 — летию со дня рождения Петра Великого — Балакирева Татьяна Анатольевна, зав. сектором читального зала
К 350-летию со дня рождения Петра Первого. Видеопопурри – Остапенко Виктория Игоревна., зав. сектором читального зала
Петр I в литературе
В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — старшина сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в конце XVI — начале XVIII в.).
Предания о Петре I сформировались позднее, следовательно, образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самое большое количество преданий — о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп и профессий. Царь ест у бедной крестьянки мурзовку (хлеб в квасу); ценит полезные советы солдата; крестит солдатских детей; заставляет бояр работать в кузнице; псковским монахам велит устраивать оборонительные укрепления — и проч. Известны предания на тему «Петр I—мастер». Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.
Очень многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу Петра, по- разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который реформами погубил Россию; кто-то восхищался его преобразовательной деятельностью.
В своей работе мы хотели бы остановиться на произведениях Пушкина — «Полтава» и «Медный всадник» и увидеть различия в образе Петра в этих поэмах.
Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
Исторический буктрейлер «Полтавское сражение» — Яценко Наталья Владимировна, зав. сектором читального зала
В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!»
Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк.
После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества:
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе. (2 вариант)
А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…
О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру, что не мешает старику объективно оценивать силу русских и предвидеть поражение Карла.
Во время боя Петр в изображении А.С. Пушкина подобен божьей грозе, Бог на его стороне, он «свыше вдохновленный»: «За дело, с Богом!» Как и всегда в изображении А.С. Пушкина, Петр одновременно «прекрасен» и «ужасен». Солдаты приветствуют Петра многократным «ура», рядом с ним «птенцы гнезда Петрова», «сыны», товарищи «в пременах жребия земного, в трудах державства и войны». И Петр перед боем могуч и радостен, он вновь хочет помериться силами с человеком, давшим ему не один урок, но изменились времена, и перед взором Петра
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов,
А нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных.
Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок.
«И горд, и ясен // И славы полон взор его». В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью:
Прошло сто лет – и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось –
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих.
Образ Петра в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”
В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В.Г. Белинский писал: “Мы понимаем смущенною душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростертою рукою, как бы любуется городом…”.
Поэма “Медный всадник” – самое сложное произведение Пушкина. Эту поэму можно рассматривать как историческое, социальное, философское или фантастическое произведение. И Петр Первый здесь появляется как историческое лицо “на берегу пустынных волн”, как символ – “над самой бездной”, как миф, как “Всадник Медный // На звонко скачущем коне”. Он проходит через целый ряд “воплощений”.
Во “Вступлении” Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднять народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение “он” курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным. Петр – создатель города, поднявшегося “из тьмы лесов, из топи блат”. Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с “пирушками холостыми” и “воинственной живостью” – памятник Петру-создателю. Величие Петра подчеркивается блестящей реализацией его смелых планов:
…юный град
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
…корабли
Толпой со всех концов земли
К богатой пристани стремятся.
И Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Не случайно во “Вступлении” пять раз повторяется слово “люблю”. Сам Петр представляется Пушкину величайшим, гениальнейшим русским деятелем.
Но в то же время Пушкин в поэме “Медный всадник” в лице Петра показывает страшный, античеловеческий лик самодержавной власти. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти. Но творение Петра – чудо, сотворенное не для человека. “Окно в Европу” прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал холодный город, неуютный для русского человека. Он тесен, что нередко подчеркивает Пушкин в своих строках:
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся…
…Теснился кучами народ.
Город, созданный народом, превращен Петром в столицу Российской империи, он стал чужим людям. Простой человек, такой, как Евгений, в нем лишь “челобитчик”. Петербург “душит” людей, иссушает их души.
В кульминационном эпизоде поэмы, в сцене погони, “кумир на бронзовом коне” превращается во Всадника Медного. За Евгением скачет “механическое” существо, ставшее воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии.
Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения. Ему был близок мир Петра, была понятна и дорога его мечта – “ногою твердой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властителем судьбы”, смирилась “побежденная стихия”.
Но при этом Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.
Так почему Евгений так тянется к Петру? И почему они как бы связаны друг с другом? Медный Всадник скачет за ним “по потрясенной мостовой”…
Было бы странно, если бы события начала века не отразились в поэме Пушкина, наполненной думами об истории и современности. Трагедия заключалась в том, что Петр вызвал к жизни мечты декабристов, но основанная им империя подавила и развеяла их восстание.
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
“Добро, строитель чудотворный!” –
Шепнул он…
И вот тогда дрогнуло лицо грозного царя, взглянувшего со страшной высоты на бедного Евгения.
Многолетнее занятие историей Петра помогло Пушкину понять и отразить в “Медном всаднике” подлинную сложность политики этого самодержца. Бесспорно, Петр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, потому что понял потребности ее развития. Но при этом Петр оставался самодержцем, власть которого была антинародной.
В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?
В центре повествования поэмы образы Петра I и дворянина Евгения. В «Медном всаднике» Петр показан не как живой деятель русского исторического процесса, а как памятник, «кумир на бронзовом коне». Поэт не раз отмечает непреодолимую мощь Петра. Среди всеобщего смятения лишь он один находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами встающие волны. Но в самых этих определениях – кумир, истукан – заключается какая-то двойственность. Мысли Пушкина становятся более ясными, когда мы всматриваемся в образ главного действующего лица — Евгения.
Евгений живет на окраине старого Петербурга, в Коломне, где-то служит и не думает о своих знатных предках. Он с трудом отстаивает свою независимость и честь, вечно испытывает нужду и лишь мечтает об удобном местечке да о женитьбе на такой же бедной девушке, как он сам. Но наводнение разрушает мечты Евгения, смыв домик его невесты. Причину своего несчастья Евгений видит в «роковой воле» того, кто основал город на «топи блат».
Противопоставление скромного героя, погруженного в свои мелкие заботы, «державцу полумира», жизнь которого была отдана государству, приобретает особенно глубокий смысл в сцене безумия. Краткая речь Евгения – это не столько выражение какой-то глубокой мысли, сколько мучительный вопль человека, лишенного рассудка. Однако в его пяти словах («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе…») – и гнев человека, у которого отнято счастье, и возмущение против того, кто, по его убеждению, является виновником его бедствий. В этом бунте Евгения победа остается за Петром, ибо историческая правда – за ним.
Противопоставляя путь развития государства интересам отдельного человека, Пушкин создал философско-историческую поэму – в конечном итоге о своем времени, времени, когда интересы отдельного человека не совпадали с интересами государства. Должно было пройти много времени, чтобы воля человека слилась с волей отчизны, чтобы каждый почувствовал, что его собственное счастье неотделимо от счастья страны.
Мероприятие в рамках проведения XXVI Димитриевских образовательных чтений 2021 г. было подготовлено сотрудниками читального зала совместно с библиотекой храма в честь иконы Божией Матери Державная г. Ростова-на-Дону. В историко-познавательном дне «Великий царь и реформатор» активное участие приняли прихожане храма в честь иконы Божией Матери Державная. Ими был подготовлен исторический тематический интерактив и все желающие поучаствовали в нем.
Дорогие друзья! Наш историко-познавательный день завершается. Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!