Тысяча лиц Аркадия Райкина

В рамках празднования 110-летия со дня рождения советского актера театра, эстрады и кино, конферансье, театрального режиссёра и юмориста Аркадия Исааковича Райкина, сотрудники читального зала Центральной городской библиотеки  им. М. Горького провели онлайн — заседание клуба «От сердца к сердцу».

За годы своей творческой деятельности он создал тысячи образов: как положительных, так и отрицательных. Осмеивая своих антигероев, Райкин не уставал призывать к доброте и чуткости. Миллионы людей видели в нем не только блестящего артиста, комика, который всегда дарит смех, но и отважного борца за правду, глубоко сочувствующего человеческим горестям, встающего против несправедливости. Есть такое мнение, что минута смеха способна продлить жизнь человека на пять минут. Трудно посчитать сколько лет, а может быть и веков жизни «спас» советский юморист и актер Аркадий Райкин. Ведь каждое его появление на сцене или экране телевизора — это настоящий праздник, который дарил массу радостных эмоций. Райкин был действительно «народным» артистом — и это главная награда для любого артиста. Его таланту поражались многие — он был один из немногих, кто показывал себя прекрасно и в сатирических монологах, и на театральном поприще, и в актерском мастерстве. Он был единственным, кто не боялся в открытую говорить о проблемах советского народа и государства — и все это несмотря на жесткую цензуру в то время. После его выступлений зрители обсуждали один вопрос: «Посадят ли его в этот раз или пронесет?»

Заслуженный артист РСФСР (1947).
Народный артист РСФСР (1957)..
Народный артист СССР (01.07.1968).
Герой Социалистического Труда (1981)

Аркадий Райкин. Подготовила: Яценко Наталья Владимировна, зав. сектором читального зала

Попурри. Подготовила: Воробьева Ангелина Валерьевна, ведущий библиотекарь читального зала

Родился в Риге (ныне Латвия) в еврейской семье портового бракёра строительного леса Ицика (Исаака) Давидовича Райкина (умер в 1942) и его жены Елизаветы Борисовны Райкиной (урождённой Гуревич, 1878—1965). В семье росли также младшие сёстры Белла (1916—2009) и Софья, и брат Макс (1927—1999). В детстве посещал хедер. Во время учёбы в школе в Рыбинске занимался в драмкружке и увлекался театром. В 1922 году семья поселилась в Петрограде.

В 1929 году работал лаборантом на Охтинском химическом заводе.
В 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств, куда поступил вопреки желанию родителей. Во время обучения одновременно брал частные уроки у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики М. Н. Савоярова, встретил у него большое сочувствие и поддержку.
По распределению попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодежи), который вскоре был переименован в театр имени Ленинского комсомола.

Одновременно с игрой в театре дебютировал в кино, снявшись в 1938 году в фильмах «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», но подлинным его призванием стала эстрада. Сначала выступал с эстрадными номерами, позже стал конферансье. Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда он стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими номерами «Чаплин» и «Мишка». С 1939 года — актёр, с 1942 года — художественный руководитель Ленинградского театра миниатюр (с 1982 года — Государственный театр миниатюр в Москве, с 1987 года — театр «Сатирикон», с 1991 года — театр имени А.И. Райкина).
Руководителем театра после смерти артиста стал его сын — Константин Райкин.
Мастер мгновенного перевоплощения. Конферансье, исполнитель монологов, фельетонов, скетчей.
Во время Великой Отечественной войны давал концерты на фронте.
После войны продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. В 1965 году едет с театром на гастроли в Англию, которые проходят с большим успехом.
Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров. В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру.
Миниатюры и спектакли отличались остротой (сатира), особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны.

В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда стали ухудшаться, и он попросил у Брежнева разрешения перебраться ему вместе с театром в Москву. Среди авторов, с которыми работал Аркадий Райкин, были известные советские писатели-юмористы — Владимир Поляков, Марк Азов, Владимир Тихвинский, Михаил Жванецкий, Аркадий Хайт, Гинряры (Гиндин Михаил Маркович, Рябкин Генрих Семёнович и Рыжов Ким Иванович), Виктор Ардов, Михаил Зощенко, Александр Хазин, Вениамин Сквирский, Семён Альтов, Марьян Беленький, Михаил Мишин, В. З. Масс, М. А. Червинский.

Похоронен 20 декабря 1987 года на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10).

Семья


Жена — актриса Руфь Марковна Иоффе (домашнее имя — Рома, 1915—1989).
Дочь — актриса Екатерина Райкина (род. 1938)
Внук — актёр и бизнесмен Алексей Яковлев (род. 1961)
Сын — актёр Константин Райкин (pод. 1950)
Внучка — актриса Полина Райкина (род. 1988)
Брат — актёр Максим Максимов (настоящее имя — Макс Ицикович Райкин, 1927—1999), выступал в эстрадном дуэте с Владимиром Ляховицким.
Двоюродный брат — Бруно Райкин (1912—2005), известный южноафриканский пианист и музыкальный педагог, с которым Аркадий Райкин встречался лишь однажды при посещении Лондона в 1964 году; аккомпаниатор Поля Робсона.
Театральные работы
Программы, поставленные Аркадием Райкиным:
«Любовь и три апельсина»
«От двух до пятидесяти»
«Избранное-73»
«Его величество театр»
«Плюс-минус»
«Светофор»
«Лица»
«Мир дому твоему»
«За чашкой чая»
«Не проходите мимо»
«Откровенно говоря»
«Белые ночи»
«Волшебники среди нас»
призы и награды
Лауреат Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1939).
Ленинская премия СССР (1980).
Золотая медаль «Серп и Молот» и орден Ленина (23.10.1981).
Орден Отечественной войны 1-й ст. (11.03.1985).
Орден Отечественной войны 2-й ст. (1945).
Орден Трудового Красного Знамени (19.11.1971).
Орден Дружбы народов.
Медаль «За оборону Кавказа».
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Самый дорогой артист мира: 5 интересных фактов из биографии Аркадия Райкина

Самый дорогой артист мира: 5 интересных фактов из биографии Аркадия Райкина

Райкин верил, что его искусство может если не исправить жизнь, то хотя бы повлиять на людей, заставить их задуматься о добре и зле

1. Как Сталин четырнадцать раз подряд аплодировал Райкину

Аркадий Райкин вспоминал: «Банкет по случаю 60-летия Сталина в 1939 году проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. За столом пировали приглашенные, рядом пели гостям и играли, сменяя друг друга, артисты. В отличие от моих коллег, выступавших на некотором отдалении, меня усадили за стол прямо напротив Сталина. Единственный сюжет, который мне предстояло показать, был заранее оговорен. Подбодренный взглядом юбиляра, я поднялся, отодвинул свой стул и изобразил одного из моих персонажей. Сталин смеялся, аплодировал с энтузиазмом. Затем встал, и все, кто был за столом, тоже встали. Сталин предложил тост за меня, и все выпили. Тут я возьми да скажи: «Товарищ Сталин, могу и других типов показать». Он вроде удивился, но кивнул. Гости уселись, а я стал показывать номер за номером. После каждого нового сюжета Сталин вставал, гости тоже хлопали в ладоши стоя. И так четырнадцать раз».

2. Как Леонид Брежнев спас Райкину жизнь в начале Великой Отечественной войны

Театр Райкина приехал в Днепропетровск на гастроли за несколько часов до начала войны, и Брежнев, бывший в ту пору первым секретарем Днепропетровского горкома партии, с первым же эшелоном отправил труппу артиста подальше от фронта. Буквально через час началась бомбежка. Немецкие бомбы уничтожили вокзал и практически все вокруг.

3. Как Брежнев театру Райкина квартиры в Москве дал

В 1982-м Райкин приболел, лежал в Центральной клинической больнице. Его сын, Константин, пришел навестить его, и тут раздался телефонный звонок от самого генерального секретаря. Леонид Ильич поздравил артиста с присвоением звания Героя Соцтруда и вдруг спросил: «Ты хочешь меня увидеть?». Аркадий Исаакович сказал: «Леонид Ильич, я хотел бы с вами переговорить, буквально 10 минут». «Жду завтра», — ответил Брежнев. В больницу он прислал за артистом машину, но перед этим снова перезвонил: «Слушай, а как же ты поедешь, у тебя там, наверное, и одежды-то нет, чтобы переодеться?» Такая вот трогательная забота… Райкин, прибыв к генсеку, сказал, что хотел бы переехать с театром в Москву. Одна проблема — многие партийные начальники против. «Давай, — сказал Брежнев, — я сам им сейчас все объясню». И объяснил… за 10 минут. Беспрецедентный случай: всему театру — и не только артистам — поменяли прописку, всем дали квартиры в Москве…

4. Как Великобритания перекупила Райкина

В 1965 году Аркадия Райкина пригласили на ВВС в Лондон. Новый телеканал они хотели открыть каким-то сюрпризом. Вот и обратились к министру культуры Фурцевой с просьбой разрешить великому артисту гастроли в Англии. Она не выпускала его, тогда англичане стали предлагать большие деньги. И тут Фурцева спросила совета у министра финансов, который уже не смог устоять перед огромными суммами. Когда Райкин прилетел в Лондон, его в аэропорту Хитроу встречала огромная толпа журналистов. Первый вопрос, заданный ими: «А сколько вы получаете за концерт в СССР?» Он понял, что в вопросе кроется какой-то подвох, и ответил: «Ну, приблизительно столько же, сколько и здесь». На следующий день лондонские газеты вышли с заголовками «Райкин – самый дорогой артист мира!» Англичане придумали ход, как сделать сатиру понятной. Все 40 минут, что шло представление, в студии Райкину помогал английский актер Вилли Кэмпбел, который снимался в Москве в фильме «Весёлые ребята» с Леонидом Утесовым. Он знал русский язык. Когда надо было переводить, то он очень весело и смело это делал, не нарушая ткани выступления. Интересно, что Райкин выступал в Лондоне еще раз, но когда его позвали в третий раз Фурцева вызвала артиста и сказала: «Аркадий Исаакович, вы же уже ездили дважды в Англию, пускай теперь поедет Зыкина – она хорошая артистка». Он ответил: «Пускай поедет Зыкина».

5. Как паяльник мог бы заменить Райкину сцену

Три ленинградских сатирика объединились под псевдонимом «Настроевы» (в смысле – «нас трое»), и под этой фамилией поставляли репертуар великому Райкину. Как-то во время обсуждения очередной порции новых монологов вдруг замигала настольная лампа. Один из писателей тут же вскочил: «Аркадий Исакович, я починю! У вас в доме найдется паяльник?» «Кецелэ майнэ (это по-еврейски «кошечка моя»), — грустно сказал Райкин. – Кецелэ майнэ, если бы у меня был паяльник, разве я стал бы заниматься всей этой ерундой!«

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!