В русской живописи трудно найти художника, который не писал бы Александра Сергеевича Пушкина. Живая, неуловимая и непостижимая внешность поэта манила и привлекала как знаменитых, так и малоизвестных художников испытать свои силы. Поэтому на всех своих портретах Пушкин получился совершенно разный, даже если они были созданы при жизни поэта или даже в один год. Судите сами.
Первый из известных портретов Александра Пушкина принадлежит французскому художнику Ксавье де Местру, хоть его авторство доказать удалось не сразу. Портрет «Пушкин-ребёнок» 1802-го года изображает будущего поэта ещё малышом. Но уже его высокий лоб, приподнятые брови и блеск в глазах напоминают «взрослые» портреты. Портрет этот, выполненный маслом на металлической доске, очень живой и естественный.
«Пушкин-ребёнок», Ксавье де Местр, 1802.
Граф Франсуа Ксавье де Местр, служивший в полку Суворова и живший в Москве со своей русской женой, часто посещал дом Пушкиных. Он писал портрет матери Пушкина, Надежды Осиповны, а также давал уроки рисования сестре поэта Ольге. Поэтому ему удалось написать маленького Пушкина в столь непринуждённой обстановке.
Следующая картина принадлежит знаменитому Илье Репину и изображает Пушкина-подростка в Царскосельском Лицее. Время события – январь 1915-го года, время первых экзаменов. Действие происходит в большом зале Лицея, где собрались учащиеся, их родители, преподаватели и другие уважаемые гости. В центре зала юный Александр Пушкин декламирует собственное стихотворение о Царском Селе.
Картину «Пушкин в Царском Селе» заказали Илье Репину к 100-летию основания Императорского Лицея. Для этого лицеисты инсценировали этот экзамен 1915-го года, а Репин несколько месяцев изучал пушкиниану, а также подробности жизни русского поэта Державина, который также изображён на картине – он в красном мундире и привстал над столом, чтобы лучше слышать юного поэта.
«Пушкин в Царском Селе», Илья Репин, 1911
В 1827-м году два известных русских художника – Орест Кипренский и Василий Тропинин – создали два портрета Александра Сергеевича Пушкина.
«Портрет Пушкина», написанный Кипренским, более торжественен, динамичен. Руки поэта по-наполеоновски скрещены на груди, через плечо небрежно перекинут шотландский плащ, а взгляд устремлён вдаль. Поэтический образ подчёркнут изображение бронзовой музы в глубине картины. Самому Пушкину этот портрет понравился, что он отметил в стихотворении «Кипренскому» 1827-го года.
«Портрет Пушкина», Орест Кипренский, 1827
Тропинин же изобразил Пушкина в три четверти, в халате, сидящим возле столика. Этот портрет более домашний, интимный и романтичный. Но всё же белизна ворота рубашки добавляет ему долю официоза. Руку поэта, лежащую на ворохе бумаг, украшает его любимый «мистический» перстень. На этом портрете Пушкин опять-таки не смотрит на зрителя.
«Портрет Пушкина», Василий Тропинин, 1827
Интересный факт, что у этого портрета есть несколько копий. Так, А.П. Елагина в 1827-м году написала копию картины на ткани, наклеенной на картон, чтобы её собственник Соболевский смог взять портрет с собой заграницу. Также в 1913-м году Илья Репин копировал портрет Пушкина кисти Тропинина, и сегодня эта копия хранится в Праге.
Илья Репин, копия портрета Пушкина, 1913
Следующий портрет Пушкина – это уникальный случай сотрудничества двух великих художников. «Прощание Пушкина с морем» писали совместно Иван Айвазовский и Илья Репин. Нетрудно догадаться, что стихию создал Айвазовский. Он же и пригласил Репина помочь написать портрет поэта, так как в этом жанре он чувствовал свою слабость. Картина получилась очень драматичная.
«Прощание Пушкина с морем», Иван Айвазовский и Илья Репин, 1887
Не секрет, что Пушкин был любимым поэтом юного Айвазовского. Они познакомились в Петербурге в 1836-м году, и с тех пор художник всё же попытался написать Пушкина. Одной из таких попыток является работа «Пушкин на берегу Чёрного моря» — очень умиротворённое и светлое полотно.
«Пушкин на берегу Чёрного моря», Иван Айвазовский, 1887
Картина «Пушкин в селе Михайловском» (1875) Николая Ге отображает период жизни поэта в деревне, что отразилось на его творчестве – именно в Михайловском была написана большая часть произведений поэта. Пушкин на картине изображён в центре светлой комнаты, читающим свои стихи. Вдали сидит Арина Родионовна, перед Пушкиным – гость, внимающий его словам. Атмосфера на картине светлая и уютная.
«Пушкин в селе Михайловском», Николай Ге, 1875
«Портрет Пушкина» Ивана Логиновича Линёва – это последнее прижизненное изображение поэта, созданное полковником и художником-самоучкой незадолго до гибели Пушкина, в 1936-м году. Как показало дотошное исследование, заказчиком портрета был Василий Жуковский. Этот портрет очень реалистичен, внешность поэта совершенно лишена прикрас.
«Портрет Пушкина», И.Л. Линёв, 1936
Один из последних портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Сам оригинальный рисунок был создан в феврале-марте 1837-го года.
«Портрет Пушкина», Томас Райт, 1837
Конечно, это далеко не полный список изображений Александра Сергеевича Пушкина в живописи и графике. Творчество и личность поэта настолько популярны в широчайших пространственно-временных рамках, что Пушкиниана в живописи – это непаханое поле для исследователей.