Дорогие читатели! 21 июня исполняется 110 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского, выдающегося русского поэта XX века, участника Великой Отечественной войны, пятикратного лауреата Государственных премий, общественного деятеля. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг в последние десятилетия нашей истории, государство и личность, общественное назначение искусства и художника — вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. В своей поэзии он отразил наиболее значительные явления жизни русских людей: и картины мирного созидательного труда и испытания тяжкой военной поры. И одним из таких произведений стало стихотворение « В пилотке мальчик босоногий», которое вам сегодня прочитает зав. сектором читального зала Центральной городской библиотеки им. М. Горького Остапенко Виктория Игоревна.
Твардовским оно было создано в 1943 году. В эту пору поэту чуть за тридцать, он фронтовой корреспондент, дважды чудом выходил из окружения, тревожится о судьбе своей семьи, посетил разоренную немцами малую родину — Загорье. Уже известен всей стране его неунывающий «Василий Теркин». По жанру – бытовая вроде бы зарисовка, но с мощным антивоенным подтекстом. Стихотворение построено на кратком, но многозначительном диалоге мужчины, солдата и паренька-сироты. В 1 четверостишии герой описывает встреченного мальчика. Он деловит, невозмутим, устраивается в придорожной пыли перекусить «сухим пайком». Эта деталь, как и пилотка, к примеру, косвенное подтверждение, что в условиях всенародной беды и этот мальчик на своем пути бывал и обогрет, и накормлен. Об этом же свидетельствует и строка «как им спрашивать не лень»: значит, есть неравнодушные люди. А как иначе?.. Дальше поэт со скрытой болью перечисляет нехитрый обед мальчика: горбушка, картошки. Сравнение «как большой»: даже дети уже не беспечны и знают цену каждой крошке хлеба. «С великой бережностью»: за этим эпитетом – дни голода. «Стремглав машины»: им нет дела до одинокого путника, впрочем, и ему, похоже, тоже нет ни до кого. Он выживает, и в размышлениях его так мало осталось детского. Затем короткий вопрос: сынок, сирота? Чувствуется, что мальчик еще не вполне привык к своему положению, эти слова причиняют ему боль. Однако он уже знает, что раскисать нельзя. «Дал бы докурить»: отвечает он просто, без вызова, как мужчина мужчине. Босоногое детство в данном случае вовсе не синоним беззаботности. Хаос чувств первых дней, месяцев войны поулегся, люди приняли реальность, сжились с ней, у всех одна задача – жить и одолеть врага. Творчество А. Твардовского в годы войны и вдохновляло, и заставляло задуматься; в его простых, искренних образах люди узнавали свою судьбу.