Дорогие друзья! Много веков подряд, из года в год, человечество отмечает Рождество Христово как один из величайших христианских праздников, который по значению и пышности уступает только Пасхе — Светлому Христову Воскресению. Наше мероприятие также посвящено этому великому событию — появлению на Земле Спасителя.
Событие столь значительно, что нашло свое отражение даже в летоисчислении: все, в мире происходившее и происходящее, разделяется теперь на две части — до Рождества Христова и после него.
Вторая часть — большая, потому что будет продолжаться вечно, как и сама Вера.
Такое деление прежде всего — нравственное, потому что до Иисуса Христа человек не просто был смертным, но и уверовал в свою смертность, сиюминутность, неопределенность, многострадальность на земле, и только после подвига Того, Кто принял па Себя все грехи человеческие, люди пришли к пониманию своего бессмертия.
Новая эра — после Рождества Христова — эта эра осознанного бессмертия, эра вечной жизни души и духа, и потому само по себе событие Рождества Христова имеет для всего христианского мира особенный нравственный смысл, который трудно сравнить с чем-либо, поскольку речь идет о возможности спасения человечества.
…Над всемирно известной пещерой, в которой некогда, в 5508 году от сотворения мира, родился Спаситель, возведен храм, в котором со дня его постройки вот уже шестнадцать веков подряд не прекращается богослужение. А в самой пещере — скромная, простая надпись на серебряной звезде: «Здесь Девой Марией рожден Иисус Христос».
Но не день рождения отмечаем мы ежегодно, а — Явление миру. Имели ль до Иисуса хоть какое-нибудь значение для человечества маленькие городки Назарет и Вифлеем? А теперь они известны всем и каждому. Точно так же и все, связанное с Ним, привлекает внимание миллионов людей на протяжение веков и веков, ибо не случайно о Нем сказано, что «Он создал небеса чистых душ, где есть все, чего напрасно ищут на земле: чистое благородство детей Божьих, полная святость, совершенная отрешенность от мирской скверны, наконец, свобода… Он первый провозгласил царство духа, первый сказал, по крайней мере своими делами: «Царство мое не от мира сего»» (Э.Ренан).
В России, как и во многих других странах, этот праздник — прежде всего семейный.
Его стараются провести в кругу близких, при свечах рождественской елки, за богатым обильным столом, при всеобщей радости.
Со временем он стал и одним из любимейших детских праздников, от которого малыши ждали не просто подарков, игр, веселья — ждали настоящего чуда. Тем более, что и сам по себе обычай устраивать и наряжать елку — не новогодний, а именно рождественский, ибо елка -символ неувядающей жизни, а «будучи украшена зажженными свечами, она служит символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа и, будучи увешана плодами, служит символом царства благодати, открывшегося с рождеством Спасителя».
О том, что на Руси это прежде всего семейный, а внутри семьи — именно детский праздник, Александр Блок писал: «Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, — чувства домашнего очага.
Праздник Рождества был светел в русских семьях, как елочные свечки, и чист, как смола.
На первом плане было большое зеленое дерево и веселые дети; даже взрослые, не умудренные весельем, меньше скучали, ютясь около стен.
И все плясало — и дети, и догорающие огоньки свечек».
Воробьева Ангелина Валерьевна, ведущий библиотекарь читального зала Центральной городской библиотеки им. М. Горького подготовила для вас видеобеседу «Вифлеем — город Рождества Христова»
К событию Рождества Христова, пытаясь осознать и выразить великую его суть, многократно обращались прозаики, поэты, живописцы, композиторы, скульпторы, писатели…
Мы предлагаем вам обзор художественных книг для семейного чтения!
Предрождественские дни всегда наполнены суетой, а праздник святого Рождества Христова требует гармонии и умиротворения, поэтому невольно возникают вопросы: «Как подготовить душу к празднику?», «Как сохранить светлый, душевный настрой в предпраздничном ожидании?». Ответы на эти вопросы мы предлагаем поискать в рождественских рассказах – душевных историях русских писателей, несущих в мир мудрость и радость предрождественских чудес. Откройте эти замечательные книги, и вы ощутите все очарование Рождества!
Предрождественские дни всегда наполнены суетой, а праздник святого Рождества Христова требует гармонии и умиротворения, поэтому невольно возникают вопросы: «Как подготовить душу к празднику?», «Как сохранить светлый, душевный настрой в предпраздничном ожидании?». Ответы на эти вопросы мы предлагаем поискать в рождественских рассказах – душевных историях русских писателей, несущих в мир мудрость и радость предрождественских чудес. Откройте эти замечательные книги, и вы ощутите все очарование Рождества!
*****
«До Рождества без малого месяц, но оно уже обдает тебя снежной пылью, приникает по утрам к морозным стеклам, звенит полозьями по голубым дорогам, поет в церкви за всенощной «Христос рождается, славите» и снится по ночам в виде веселой серебряной метели…»
(В. А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель»)
Традиция семейного чтения рождественских рассказов существует издавна. Раньше дети в различных газетах и журналах находили удивительные истории о рождественских чудесах и читали их вместе со взрослыми, а сегодня мы можем радовать друг друга потрясающе красивыми иллюстрированными книгами. Но самое главное — во все времена прелесть этих чтений оставалась неизменной – это атмосфера искренности, теплоты и особого рождественского волшебства.
Основателем жанра рождественского рассказа в литературе считают английского писателя Чарльза Диккенса, его «Рождественская песнь» была опубликована в 1843 году. Однако не стоит забывать, что книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя, куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством», впервые увидела свет в 1832 году. Кто из авторов является первооткрывателем рождественской темы – вопрос все же открытый, важно иное – писатели подарили миру совершенно новый жанр, в который им удалось вложить множество смыслов, и прежде всего — ожидание рождественского чуда, способного изменить человеческую жизнь.
Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» — одна самых сказочных русских историй, передающих атмосферу праздника Рождества Христова, была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Тогда А. С. Пушкин с восторгом писал: «Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия. Какая чувственность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился…».
Русского поэта покорил, прежде всего, чарующий слог писателя: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты…». Когда читаешь эти строки, понимаешь, что главное в этом празднике – чудо, а у Гоголя его более чем достаточно! За всю почти двухсотлетнюю историю этим шедевром вдохновились многие художники: Харитон Платонов, Александр Кузьмин, Ольга Ионайтис, Кость Лавро (Украина), Михайлошина Марина (Украина). И каждый из них придал книге неповторимый, волшебный колорит, наполненный духом народного фольклора, сказочных преданий и легенд.
Целый цикл святочных рассказов создал русский писатель Николай Семёнович Лесков – «Христос в гостях у мужика» (1881), «Неразменный рубль» (1883), «Жемчужное ожерелье» (1885), «Под Рождество обидели» (1890).
В одном из них («Жемчужное ожерелье») писатель говорит: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело».
Таков рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) – одна из лучших историй о Рождестве — «о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику в гости и чему его выучил». Рассказ был написан к Рождеству 1880 года и опубликован в первом январском номере детского журнала «Игрушечка» за 1881 год с посвящением «христианским детям». В аннотации к изданию читаем: «Господь всегда рядом с нами. Но почувствовать Его присутствие может только человек с чистым сердцем, способный искренне простить своего обидчика и с радостью помочь ему в беде, как если бы о помощи его просил Сам Христос…». Не это ли истинная заповедь святого праздника и призыв к каждому из нас «устроить в сердце своём ясли для рождённого на земле Христа»?
Следующий рассказ писателя «Неразменный рубль» (1883) поднимает тему нравственного перерождения человека. Рассказ был напечатан в 1883 г. в № 8 детского журнала «Задушевное слово», предназначался для детей и имел подзаголовок «Рождественская история».
«Неразменный рубль — это такой рубль, на который можно покупать, что угодно и себе и другим и рубль будет неизменно возвращаться в карман. Только с одним условием: все надо покупать от чистого сердца и с чистыми намерениями» — такова легенда. Но на самом деле неразменный рубль есть у каждого человека — это его талант, который дается от рождения. Все что человек «сделает для истинного счастья своих ближних, никогда не убавит его духовного богатства, а напротив — чем более он черпает из своей души, тем становится богаче». Главное — не тратить богатства понапрасну.
Очень поучительный рассказ Лескова «Под Рождество обидели», впервые опубликованный в 1890 году в «Петербургской газете». Он поднимает тему человеческого осуждения и прощения. В начале рассказа автор пишет: «Я хотел говорить на рождество про один из общественных грехов, которые мы долгие веки делаем сообща всем миром и воздержаться от него не хотим. Но вдруг подвернулся неожиданный случай, что одного моего знакомого, – человека, которого знает множество людей в Петербурге, – под праздник обидели, а он так странно и необыкновенно отнесся к этой обиде, что это заслуживает внимания вдумчивого человека. Я про это и буду рассказывать, а вы прослушайте, потому что это такое дело, которое каждого может касаться, а меж тем оно не всеми сходно понимается…».
Этот рассказ очень интересен тем, что точки зрения героя, рассказчика, автора-повествователя не совпадают – нравственная оценка отдаётся на читательский суд. Автор будто дает читателю посыл к действию: «Прости обидчику и приобрети себе в нем брата своего». Я тебе рассказал пустяки, а ты будь умен, – и выбери себе и в пустяках-то полезное, чтобы было тебе с чем перейти в вечность». Очень хорошая, наводящая на глубокие размышления, книга.
Впрочем, все книги Лескова интересны гармоничным сочетанием обыденного и вечного, ведь за бытовыми историями у него всегда открываются духовные горизонты, и в результате, мы видим писателя с глубокой верой в то, что человеческое бытие не ограничивается земным существованием. Обязательно добавьте его книги в предпраздничное рождественское чтение в тихие зимние вечера! Увлекательные сюжеты, идеи милосердия, прощения и совершения добрых дел и множество смыслов «между строк» — и Вы откроете этого знакомого писателя с неожиданной стороны.
Еще одна потрясающая история о Рождестве – рассказ «Чудесный доктор» русского классика Александра Ивановича Куприна, впервые опубликованный 25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово».
Действие рассказа происходит приблизительно в 60-е годы XIX века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но тут же радостные ожидания сменяются печалью — в семье мальчиков все не совсем благополучно, живут они в подвале, отец потерял работу, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.
В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь — это и есть Чудесный доктор.
Своей историей писатель доносит до нас основную идею Рождества: «Были мы в узах рабства – пришел освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все это к сердцу своему и воспримите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: «Слава тебе Господи, что родился Христос!»… Речь идет о главной христианской заповеди – милосердии. Возьмите в руки эту трогательную книгу о человеческой доброте и неравнодушии к ближнему. Рассказ коротенький, а размышлений от прочтения – масса.
Также, Вы не пожалеете, если добавите к рождественскому чтению еще две истории наших классиков – рассказ «Ванька» А. П. Чехова и рассказ «Ангелочек» Л. Н. Андреева. За социально-бытовыми проблемами, которые поднимают здесь авторы, кроется множество потаенных, трогательных смыслов.
Рассказ «Ванька» написан Чеховым в 1886 году, и уже с 1900 года входит в многочисленные хрестоматии и школьные учебники. Так что он всем хорошо знаком. Но в большинстве случаев – лишь с поверхностной точки зрения. Будто бы о мальчике – сироте, о тяжелых реалиях жизни, социальной несправедливости. Но так ли это? Ведь рассказ все же – рождественский, а, значит, содержит иные смыслы – о милосердии, сочувствии, детской наивности, и, конечно, о светлом рождественском чуде. Мальчик верит в то, что его письмо, написанное под Рождество, обязательно дойдет до адресата, а писатель, оставляя конец истории открытым, ставит многоточие – смыслов, раздумий, чувств. Для нас, читателей.
Есть у Чехова и другие рассказы, где упомянуто Рождество: «Шампанское», «Новогодняя пытка», «Новогодние великомученики», «Елка», в которой писатель воздвиг свое рождественское древо: «Высокая, вечно зеленая елка судьбы увешана благами жизни… От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, подходящие партии, выигрыши, кукиши с маслом, щелчки по носу и проч. Вокруг елки толпятся взрослые дети. Судьба раздает им подарки». Более ста лет прошло, а все тоже – и ценности, и люди, потому как классика вечна.
Рассказ «Ангелочек» Леонида Николаевича Андреева, впервые напечатанный в газете «Курьер» за 25 декабря 1899 г., некоторые исследователи не относят к жанру святочного рассказа, однако эта история действительно о чудесах. Вечная тема отцов и детей, всеобщего счастья, радости отдельного человека, любви, семьи – все это автор описывает в книге. А божественный свет, отражённый в образе ангелочка, освещает души героев, делает людей, пусть на миг, чистыми и прекрасными: «Всё добро, сияющее над миром, всё глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал в себя ангелочек». Он разбудил живое сердце измученного, больного человека, «у которого было отнято всё: и любовь, и счастье, и жизнь», и внёс в него луч света. Он отогрел сердце начинающего жить Сашки. Оба «тосковали, плакали и радовались», для обоих исчезло настоящее и будущее. Долгожданное единение отца и сына — это ли не чудо?
Светлое счастливое детство, наполненное верой в Бога, красотой, жаждой жизни и радостью святого Рождества, рисует русский писатель Василий Акимович Никифоров-Волгин на страницах рассказа «Серебряная метель».
Писатель показывает, как чистое, открытое миру детское сердце вбирает в себя красоту и мудрость Рождества. Этот святой день воспринимается ребенком не просто как праздник с ёлкой и подарками, но как настоящее торжество и «снится по ночам в виде веселой серебряной метели». Творчество В. А. Никифорова — Волгина мало знакомо современному читателю. А ведь этот писатель — автор рассказов, очерков, рецензий, двух романов — был православным христианином, и это, прежде всего, определяет его мировосприятие. Его рассказы обязательно понравятся читателям православной семьи, поскольку раскрывают всю глубину и духовную красоту христианской жизни.
И, наконец, еще одна история – классика рождественского чтения – глава о Рождестве из книги Ивана Шмелева «Лето Господне» — самого известного произведения писателя. В полном варианте оно было издано в Париже в 1948 г. Состоит из трех частей: «Праздники», «Радости», «Скорби».
Впервые в истории русской литературы художественное время произведения строится на основе церковного календаря, а его действие циклично — от праздника к празднику, от года к году. Кольцевая композиция «Лета Господня» отражает годовой цикл православных праздников: Рождество, Великий пост, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение, Покров, снова Рождество… В результате мы узнаем о народной жизни, понимаем смысл и красоту православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век. А чего стоит художественный стиль писателя! Поэтичный, органически связанный с живой народной речью, будто в нем отразилась сама душа России.
«Идешь из церкви. Все — другое. Снег — святой. И звезды — святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год — над этим садом, низко. Она голубоватая, Святая. Бывало, думал: «Если к ней идти — придешь туда. Вот, прийти бы…и поклониться вместе с пастухами Рождеству!»
(И. С. Шмелев, отрывок из книги)
«Шмелев… последний… из русских писателей, у которых еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка», – отмечал А. И. Куприн. Если возьметесь почитать эту книгу – не пожалеете! Пожалуй, это одна из самых молитвенно трогательных, красивых русских книг о Рождестве.
Завершая публикацию, хочется посетовать, что в рамках одной статьи трудно подробно освятить всю литературу, посвященную этой теме. Поэтому еще несколько хороших изданий, которые займут достойное место в предрождественском чтении, мы просто обозначим.
Из русской классики: В. Г. Короленко «Сон Макара», А. Плещеев «Легенда о Христе-младенце», Я. Полонский «Ёлка», Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», А. А. Фёдоров-Давыдов «Хаврошина ёлка», В. В. Розанов «С Рождеством Христовым!», К. В. Лукашевич «Рождественский праздник», И. А. Ильин «Рождественское письмо», К. М. Станюкович «Елка», П. Хлебников «Рождественский подарок», А. В. Круглов «В канун сочельника», Е. Н. Поселянин «Николка», Л. А. Чарская «Елка через сто лет», И. А. Бунин «Волхвы», В. В. Набоков «Рождественский рассказ». В некоторых русских романах есть главы, посвященные Рождеству, например, в «Неугасимой лампаде» Б. Н. Ширяева и «В круге первом» А. И. Солженицына.
Из современной литературы: рассказы православного автора Ирины Рогалёвой, собранные в книгу для детей «Рождественская тайна», рождественские рассказы православных писателей Николая Агафонова и Александра Шантаева (напр., «В праздник» и «Катин сон»), рассказы и повести писателей О. Николаевой, В. Каплана, М. Яковлева, Л. Подистовой и др. Многие из них вошли в сборники из серии «Рождественский подарок» от православного издательства «Никея»: «Новогодние и другие зимние рассказы русских писателей», «Старинные рождественские рассказы русских писателей», «Страшные святочные истории русских писателей». Кроме современной литературы о Рождестве, здесь представлена и русская классика. Все истории довольно интересные, что-то может вызвать у читателя восторг и сочувствующую улыбку, что-то — весьма противоречивые чувства, но, так или иначе, эти книги, в первую очередь, о добре, вере в чудо и в возможность духовного перерождения человека.
Эти рождественские сборники, а также некоторые из предложенных нами изданий советуем читать всей семьей, размышлять, советоваться и просто наслаждаться хорошими, душевными историями в эти уютные зимние вечера. Рождество – чудесный праздник, так пусть же он пройдет для Вас под знаком радости и мудрого просвещения.
С Рождеством! Рождественская видеооткрытка. Ресурс свободного доступа.
Рождество Христово в картинах великих художников!
Рождество Христово-один из популярных и почитаемых евангельских сюжетов в мировом искусстве. Когда мы смотрим на картины, мы можем параллельно изучать новозаветные притчи, увидеть то, что внесла та или иная эпоха в изображение Святой ночи, или узнать нововведение конкретного художника.
1) Илья Репин «Рождество Христово»
Илья Репин (1844-1930)
Это полотно можно охарактеризовать одним словом -умиротворение. Только красное одеяние Богоматери говорит нам о будущих трагических событиях. Но пока они далеко. Художник передаёт нам спокойное и умиротворенное состояние молодой матери. Иосиф -в тени, в данный момент и в прямом, и переносном смысле -он на втором плане. Медный таз с водой характеризует будущее крещение. Картина Репина понятна и реалистична, она максимально близко передаёт историческое событие.
2) Джотто ди Бондоне «Рождество Христово»
Giotto di Bondone (1267-1337)
Перенесёмся в Италию и посмотрим на картину одного из ключевых итальянских художников Проторенессанса, вернее-его основоположника-Джотто до Бондоне. До него художники воспринимались как безымянные ремесленники. Именно с Джотто мы начинаем изучение великих имён в живописи. Отличительная черта живописца (в сравнении со средневековыми художниками)-герои его картин приобретают человечность и земную теплоту. Перед нами фреска «Рождество Христово». Тут мы видим центральную фигуру-Марию, передающую младенца бабке-повитухе для омовения. Посмотрите, тут уже нет того уединения, которое было у Репина. Здесь мы наблюдаем классическую сцену рождественского вертепа: пастухов, ангелов, скот. Для обсуждения с ребёнком картина примечательна множеством деталей. Каждую часть картины можно обсуждать отдельно.
3) Василий Шебуев «Рождество Христово»
Василий Кузьмич Шебуев (1777–1855)
Творчество Василия Кузьмича отличается религиозной направленностью. Его биограф Николай Рамазанов писал: «Кто полагал постоянный труд в изображении Бога, Его святых, сонма ангелов, тот и умер как твёрдый христианин, кистью своею раскрывший перед нами небо». Поэтому, мне кажется, изучая картины самого знаменитого евангельского сюжета, мы не можем не обратиться к работам Шебуева. Чем она примечательна? Действие происходит в непонятном помещении, то ли это хлев, то ли склад (где из-за перегородки выглядывают рабочие). Из описания С.С. Степановой: «Чуть поодаль застыл Иосиф. Справа на полотне – группа детей, принесших Младенцу белых голубей. Обычно голуби изображаются в сцене Принесения во храм – как жертва за Младенца, приносимая родителями на сороковой день. Здесь присутствие детей напоминает о словах Иисуса Христа «не мешайте детям приходить ко Мне». С XI века в иконах «Рождества» можно увидеть фигуру пастушка, играющего на рожке. В картинах западноевропейских художников также встречаются изображения пастушьих свирелей, рожков. В композиции Шебуева мы видим грубоватого, «мужицкого» вида пастуха, играющего на волынке – инструменте бродячих музыкантов и простонародья. За ветхой оградой на дальнем плане движется по склону холма кавалькада всадников и путников. Их облик трудно разобрать, но, судя по изображению животного, напоминающего верблюда, это всё же изображение волхвов, а не отряд римских воинов, посланных Иродом. А главное – над ними светит звезда, указавшая волхвам путь. Вдали видны силуэты тёмных гор и тонкие пальмы. Сцену венчают два ангела, разворачивающие свиток с текстом праздничного тропаря: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» »
4) Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» (1475)
Sandro Botticelli (1445-1510)
Это работа одного из великих мастеров Итальянского возрождения. Примечательна тем, что автор изобразил сам себя в образе юноши в желтом одеянии (крайний справа). В виде волхвов, которые поклоняются деве Марии, художник изобразил семью Медичи. А именно семья Медичи дала жизнь эпохе Возрождения. Они покровительствовали художникам, архитекторам и были щедрыми меценатами.
5) Владимир Боровиковский «Рождество Христово»
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)
Выдающийся портретист 19 века писал и картины на религиозные сюжеты. Его современники писали о нем, как о «вдохновенном религиозном живописце». Мне кажется, эта работа заслуживает особого внимания благодаря своему сентиментализму, мягкости (Боровиковский этим и отличался) и прекрасной передаче света.
6) Антонио Корреджо «Поклонения пастухов» или «Святая ночь» (1530)
Antonio Correggio (1489-1534)
И на этой картине младенец необыкновенно освещён. Это говорит только об одном значении-он пришёл, чтобы стать светом среди тьмы. Здесь художник изобразил трогательное материнское счастье и гордость. В то время как сияние просветляет взор матери, оно ослепляет пастухов и указывает путь слетающим ангелам. В построении картины Корреджо использует новые изобразительные принципы. Полотно рассчитаю на подходящего слева зрителя. Этой цели служит ракурс композиции, создающий впечатление, что мы видим сцену снизу, и перспективное сокращение всех фигур.
7) Питер Брейгель старший «Перепись в Вифлееме» (1566)
Эту картину очень хорошо включать в «угадайку» с детьми. Ведь она сразу ставит нас в заблуждение-в реальном Вифлееме не могло быть снега. Брейгель изображает зимние Нидерланды. Эту картину можно рассматривать как виммельбух, множество деталей из жизни зимнего европейского городка. Ребёнка можно попросить отыскать святое семейство.
Но не только Евангельские сюжеты изображали художники на Рождество. Поэтому предлагаю рассмотреть и другие картины.
8) Вот, к примеру, «Ёлочный торг» Бориса Кустодиева.
Вообще, для меня Кустодиевская зима-образцовая. Яркая, уютная, морозная. Именно его картины помогают ощутить зимнюю праздничную атмосферу. С детьми можно обсудить традицию ставить елки перед Рождеством, а не перед Новым годом, а также рождественские ярмарки.
9) Или картина Федота Стычкова «Христославы».
С ее помощью можно обсудить колядование на Руси. Помимо поющих детей, на картине изображён бычок. Сразу представляется отсылка к рождественскому вертепу. Ну и это говорит о том, что в старину новорожденных телят, козлят и других животных заносили в тёплую избу.
10) Сергей Михайлович Коровин «Рождество»
Тут мы рассматриваем интерьер дома, в котором готовятся к Рождеству-белая скатерть, елка, самовар, красный угол. Переносимся с детьми в начало XX века (а, может быть, и середину)
Воспитание искусством- это осознанное воспитание, передача ценных знаний-и тех, которые пригодятся в быту, и тех, которые значительно расширят кругозор. Я желаю вам Счастливого Рождества и продуктивного погружения в историю искусства вместе с детьми!