Дорогие друзья! Сегодня, 21 января 2021 года, великий испанский тенор и дирижер оркестра Пласидо Доминго отмечает свое 80-летие. Пласидо Доминго родился в Мадриде (Испания). Оперный певец и дирижёр, лирико-драматический тенор, генеральный директор Лос-Анджелесской оперы. За более чем полувековую карьеру на сцене в разных странах мира Доминго исполнил 150 ведущих оперных партий, больше чем любой другой оперный певец. Доминго провёл более 300 вечеров в оркестровой яме или за дирижёрским пультом, всего участвовал более чем в 3900 представлениях. Записал более 100 выступлений, представляющие собой полнометражные оперные спектакли, сольные записи и дуэты. Имя этого человека известно даже тем из нас, кто совсем далек от мира оперы. Будем надеяться, что наша литературно-музыкальная гостиная о творческом пути испанского тенора станет яркой иллюстрацией того, каким удивительно трудоспособным может быть человек, по-настоящему увлеченный своим делом, как гармонично могут сосуществовать природный талант и усердие, не вступая в конфликт, но порождая на свет прекрасное.
Нашу литературно-музыкальную гостиную мы открываем видеороликом «Встречи у книжной полки». Выпуск 10. К 80-летию Пласидо Доминго. Видеоролик подготовили: Яценко Наталья Владимировна, зав. сектором читального зала и Селин Вадим Владимирович, главный библиотекарь читального зала.
Информационно-музыкальное видеосообщение «Пласидо Доминго» — Воробьева Ангелина Валерьевна, ведущий библиотекарь читального зала.
Музыкальный видеоролик «В царствии оперы Пласидо Доминго» — Остапенко Виктория Игоревна, зав. сектором читального зала.
Говорят, что на детях талантливых родителей природа отдыхает. Но в случае с Пласидо Доминго это совсем не так. Он превзошел всех своих учителей, включая собственных родителей. Отец певца, полный тезка, вместе с супругой, Пепитой Эмбиль, были артистами сарсуэлы – испанского театрального жара, родственника оперетты и мюзикла. После переезда в Мексику в 1949 году они даже основали собственную труппу. Их сыну в тот момент было 8, он появился на свет 21 января 1941 года в Мадриде. На другом континенте Пласидо остался истинным испанским мальчишкой – с мечтами о корриде и футболе. Однако вскоре после приезда в Мексику он выиграл певческий конкурс, и родители начали занимать его в детских ролях своих спектаклей. Как ни странно, но учиться талантливый юноша начал не вокалу, а игре на фортепиано – как в частном порядке, так и впоследствии в консерватории. Среди прочих дисциплин он изучал и пение.
В шестнадцать лет Пласидо начал принимать участие в концертах своей матери, аккомпанируя ей на фортепиано, а также выступать как баритон в постановках родительской труппы. Но уже на следующий год его пригласили в спектакль другой театральной кампании, вместо внезапно заболевшего… тенора. Пласидо сомневался в своих возможностях – он не пел еще в такой высокой тесситуре, но все-таки на сцену вышел. С этого момента он начал исполнять партии обоих мужских голосов.
На прослушивание в Национальную оперу Мексики Доминго пришел как баритон, а поступил в театр как тенор. Начало было совершенно заурядным – он исполнял партии компримарио, у нас их называют «моржовыми» — крошечные эпизоды в опере длиной в несколько фраз. Уже тогда Пласидо проявил свою экстраординарную работоспособность: параллельно с занятостью в опере, он подыгрывал на фортепиано артистам балета, сотрудничал с телевидением, исполнял небольшие роли в драматических постановках и делал аранжировки песен популярной рок-группы.
Доминго было всего 20, когда он дебютировал дома в главной роли – это был Альфредо в «Травиате» на сцене театра в Монтеррее, а чуть позже – за границей, в Далласе, с партией Артуро из «Лючии ди Ламмермур».
Личная жизнь
Со своей нынешней супругой Мартой, Пласидо познакомился еще в стенах консерватории, ему было 21, когда они поженились. Однако это был уже его второй семейный опыт. Впервые он вступил в брак в 16 лет, через год случились рождение ребенка и… развод.
Марта Орнелас была подающей надежды вокалисткой и даже выиграла звание «Певица года» в Мексике. Но уже во время первой беременности, словно предвидя оглушительную карьеру мужа, Марта предпочла уйти в тень и заниматься семьей. У пары родилось двое сыновей, один из которых, тезка отца, также сделал музыкальную карьеру.
Расцвет
Вместе с Мартой Доминго отправился по приглашению Израильской национальной оперы в Тель-Авив, где успешно проработал несколько лет, выйдя на сцену почти три сотни раз, в том числе вместе с супругой. Затем его ждала Нью-Йоркская опера, а уже через три года — Метрополитен опера, главный театр Америки. К своему дебюту в партии Калафа в «Турандот» Пласидо готовился очень тщательно. Когда после одной из репетиций он вернулся домой, ему позвонил главный администратор театра и сообщил, что через два часа он должен выходить на сцену, заменяя в партии Маурицио из «Адрианы Лекуврёр» самого Франко Корелли в партнерстве с Ренатой Тебальди! Несмотря на то, что публика шла слушать Корелли, а не малоизвестного тенора, об успехе этого спектакля говорит последующая история отношений певца и театра: Пласидо открывал сезон более 20 раз, побив рекорд самого Карузо. Метрополитен опера получил свою новую главную звезду. Причем в отличие от того же Корелли или Дель Монако, которые были великими – но итальянскими, европейскими певцами, Доминго был почти американцем.
Предложения посыпались как из рога изобилия – Венская опера, Опера Сан-Франциско, Ковент-Гарден. В 1969 году певец-дебютант открывал сезон в Ла-Скала! То есть делал то, к чему стремятся все оперные певцы мира, поскольку 7 декабря Ла Скала дает спектакли только с участием артистов первой величины. Несмотря на то, что Доминго имел уже опыт выступлений на именитых площадках, в Ла Скала и у него была внутренняя дрожь – эта сцена видела, без преувеличения, всех великих вокалистов нескольких столетий. Однако и здесь он получил заслуженный успех, выйдя за последующие 50 лет на прославленные подмостки более 135 раз. К середине 70-х не было ни одного большого оперного дома или серьезного фестиваля, где имя Доминго не блистало бы на афишах в компании лучших певцов современности. Брутальный и харизматичный, с мощным, подвижным лирико-драматическим тенором он был образцом для подражания, зависти и любви. Каварадосси и Отелло стали его коронными партиями. Даже Лоуренс Оливье сказал, что Доминго в роли Отелло также хорош, как он сам – можно ли желать иной похвалы от одного из лучших актеров мира.
Зрелость
С 1973 года Доминго начинает дирижировать оперой. С 80-х певец выступает в жанре кросс-овер, исполняет популярные и народные песни, выступает на телевидении. В 1982 году состоялся его первый полноценный кинематографический опыт в фильме Ф. Дзифферелли «Травиата», где они с Терезой Стратас создали великолепную пару страстных и несчастливых возлюбленных. В 1984 году была снята чувственная «Кармен», в 1986 – «Отелло».
Когда карьера певца перешагнула третий десяток лет, он стал постепенно отказываться от партий, составивших его славу – Каварадосси, Хозе, Альфред или Гофман стали достоянием истории. Доминго понимал, что с прежним интересом, энтузиазмом и качеством ему этот материал уже не спеть. Однако для крепкого, «темнеющего» с возрастом голоса открылись богатые возможности героев Вагнера: надолго в репертуар тенора вошли Лоэнгрин, Зигмунд и Парсифаль. Святая святых вагнеровского мира, Байройтский фестиваль, как правило, предпочитающий немецких исполнителей, не раз приглашал великого испанца своим хэдлайнером, в том числе и в качестве дирижера.
В 1990 году в финале чемпионата мира по футболу состоялось выступление Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Коррераса. Концерт благодаря телетрансляции и выходу диска стал настолько популярен, что выступления «Трех теноров» повторялись на трех последующих чемпионатах мира и в рамках отдельного концертного тура.
90-е стали эпохой перемен и новых открытий. Доминго вновь после долгого перерыва обращается к музыке Моцарта, исполняет партию Германа в «Пиковой даме» на русском языке. Композиторы начали писать для него новые оперы, маэстро выпустил несколько мировых премьер. С 2003 года Доминго стал генеральным директором сразу двух американских театров – Национальной оперы Вашингтона и Оперы Лос-Анджелеса. В последней он работает по сей день.
Доминго много уделяет внимания и молодым талантам. Для них он в 1993 году создал и принимает активное участие в конкурсе «Опералия», проходящем ежегодно в разных станах мира. За это время победителями и призерами конкурса стали такие ныне известные певцы, как Джойс ди Донато, Нина Штемме, Хозе Кура, Роландо Виллазон и другие.
С 2009 года Пласидо начинает осваивать баритональный репертуар. Его дебют состоялся в Берлинской опере в партии Симона Бокканегры. Певец признавался, что всегда мечтал о роли Симона, Верди считал эту оперу лучшей своей работой. И вновь, как в начале своей карьеры, несколько лет маэстро исполнял партии и как тенор, и как баритон.
В 2010 году итальянское телевидение провело прямую трансляцию оперы «Риголетто в Мантуе». Действие разыгрывалось в реальных интерьерах, артисты пели вживую. А неукротимый Пласидо смело вышел в таком сложном проекте в партии Риголетто — в живой эфир, без права на ошибку.
Доминго никогда не забывал о родном искусстве. Он регулярно включает в концерты арии из известных сарсуэл, выпустил несколько дисков с записями песен на испанском языке.
С 1974 года частым гостем певец является и в России, привозя концерты, выступая в спектаклях и дирижируя. В сезоне 2018/2019 78-летний Доминго поет 6 разных партий в 9 театрах, не считая концертов.
Интересные факты и цитаты
- Диск 1990 года «Три тенора» стал самым продаваемым альбомом классической музыки в истории.
- О своем дебюте в Метрополитен опера: «Не так страшно было внезапно дебютировать, как выйти на сцену вместо Франко Корелли»
- В венской постановке «Тоски» Доминго пел Каварадосси, его партнершей в заглавной партии была Галина Вишневская. Советская дива настояла на том, что оденет на спектакль исключительно собственный парик, а не тот, что предлагал ей театр. В сцене убийства Скарпии Галина Павловна наклонилась над свечой и парик, не обработанный средствами защиты, загорелся. Умирающему Скарпии ничего не оставалось, как ожить и начать срывать парик с головы партнерши, которая какое-то время не понимала, что происходит. Доминго наблюдал эту сцену из-за кулис и готов был в любой момент броситься на выручку коллегам.
- О будущем оперного жанра: «Пока существует хоть капля романтики, не стоит переживать за будущее оперы»
- Пласидо Доминго – болельщик футбольного клуба «Реал Мадрид», «Формулы-1» и большого тенниса.
- О любимой опере: «Больше всего я люблю ту оперу, которую пою сегодня».
- Пласидо владеет мексиканскими ресторанами «Пампано» в Нью-Йорке, Мехико и Акапулько.
- Доминго собирался баллотироваться на пост мэра Мадрида.
- Дебют Пласидо в Италии состоялся в 1967 году на сцене Арена ди Верона – старейшей оперной площадке в мире.
- Девиз певца «Когда отдыхаю – ржавею».
- Доминго, будучи директором Национальной оперы Вашингтона, одним из первых пригласил на иностранную сцену петь Анну Нетребко в 1999 году.
- В «Доне Карлосе», «Эрнани», «Луизе Миллер», «Риголетто», «Симоне Бокканегре», «Травиате», «Макбете», «Джанни Скикки» и «Трубадуре» Доминго выходил как в теноровых, так и в баритоновых партиях.
- Певец – обладатель 9 премий Грэмми.
- Доминго имеет жилье в Мадриде и Нью-Йорке, но домом считает поместье в Акапулько, где он может по-настоящему отдохнуть.
- В 1985 году в Мехико случилось землетрясение, в котором погибли близкие родственники певца. Доминго лично поехал участвовать в спасательной операции, а затем дал несколько благотворительных концертов, перечислив средства в фонд помощи пострадавшим. В знак благодарности жителей Мехико в 2007 году была установлена скульптура маэстро, выплавленная из ключей домов, разрушенных стихией.
- О сцене: «Сцена – мой наркотик, смогу ли когда-нибудь от него отказаться?»
Фильмография Пласидо Доминго
Кто как не Пласидо Доминго в годы его расцвета был достоин сниматься в кино – фактурный, притягательный и достоверный. В 70-е вышли известные телефильмы:
- 1975 – Баттерфляй, режиссер Ж.-П. Поннель, Мадам Баттерфляй – Мирелла Френи;
- 1976 – Тоска, режиссер Д. де Бозио, Тоска – Р. Кабаиванска.
80-е – время потрясающих теле- и кинокартин:
- 1982 – Травиата, режиссер Ф. Дзеффирелли, Виолетта – Тереза Стратас. Фильм имеет две номинации на премию Оскар;
- 1982 – Паяцы, режиссер Ф. Дзеффирелли, Недда – Тереза Стратас;
- 1982 – Сельская честь, режиссер Ф. Дзеффирелли, Сантуцца – Елена Образцова;
- 1984 – Кармен, режиссер Ф. Роси, Кармен – Хулия Мигенес. Обладатель 7 премий «Давид ди Донателло»;
- 1986 – Отелло, режиссер Ф. Дзеффирелли, Дездемона – Катя Риччиарелли. Номинант на премию Оскар.
В 1992 году А. Андерманном был снят фильм «Тоска» в исторических местах Рима, где разворачивается действие оперы. Партнерами Доминго выступили К. Мальфитано (Тоска) и Р. Раймонди (Скарпиа). Поскольку сроки съемок были очень сжатыми, артисты почти не спали двое суток подряд.
Он имеет государственные награды нескольких стран мира, в его честь открывают памятники и называют самолеты, его с успехом и теплом принимают зрители всех континентов в академических залах и на площадях. Творческая сила Пласидо Доминго, как и его слава, не меркнут с возрастом. История оперы не знает второго такого артиста, покорившего весь мир, но оставшегося верным свои корням.
В завершении нашего мероприятия из открытых ресурсов интернета мы предлагаем вам послушать застольную песню из оперы «Травиата» Джузеппе Верди.
Пласидо Доминго, Роландо Виллазон и Анна Нетребко. Три супер звезды в Вене.
В Москве состоялся гала-концерт Пласидо Доминго. В разгар карантинных ограничений маэстро удалось привезти в Россию лучших оперных певцов мира, в числе которых Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов и молодые лауреаты конкурса «Опералия», одного из самых престижных в мире.
Placido Domingo — Partite… Crudele! (Rigoletto 1977)
Дорогие друзья! Спасибо, что были с нами! До новых встреч!