«Я к вам пишу…»

Дорогие наши подписчики! 23 января мы отмечаем праздник «День ручного письма».
В наше время большинство людей на планете пользуются компьютерами, электронной почтой, разнообразными мессенджерами. Поэтому современный человек реже использует ручки, карандаши, обычную бумагу для выражения мыслей. Не исключено, что через какое то время мы просто забудем как писать открытки, письма от руки. А знаете ли вы. что есть настоящий праздник ручного письма?

Ежегодно во всем мире принято отмечать День почерка, который также называется Днем ручного письма. Этот праздник был учрежден чтобы напоминать человечеству о таком уникальном явлении как ручная письменность. Люди должны понимать, что почерк каждого человека является по- настоящему неповторимым. Инициатором праздника выступила Ассоциация производителей пишущих инструментов. Был провозглашен день, когда он начал праздноваться, а именно 23- го января. Обратимся к истории человечества.
С самых давних времен, когда человек только-только приобрел способность мыслить, ему захотелось что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Даже когда человек не умел еще как следует говорить, и язык его состоял из десятка невнятных междометий, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины. Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стало казаться записать то, что люди говорили друг другу. По прошествии некоторого времени люди стали пользоваться сначала тростниковым каламом, потом пером и чернильницей. Появилась письменность .По мнению специалистов, первые алфавиты. которые легли в основу европейской каллиграфии, возникли еще на рубеже третьего тысячелетия до н.э. Особым ритуалом и священнодействием считалось написание религиозных текстов- Библии, Евангелие, Корана. 23 января 1737 года на свет появился видный американский деятель Джон Хэнкок, который первым расписался на Декларации Независимости Америки.

Подпись Хэнкока была крупной и размашистой, что и прибавило авторитета ее автору. Декларация была должным образом переписана крупными буквами на пергаменте под заголовком «Единогласная декларация тринадцати Соединенных Штатов Америки» согласно распоряжению конгресса на основании первоначального печатного варианта. Со временем формируется особый вид письменного искусства- каллиграфия. Письма долгие века оставались единственной связью между людьми на расстоянии. Листку бумаги люди доверяли свои самые сокровенные чувства и мысли. Именно переписка стала неиссякаемым кладезем информации для историков.
В литературе XVII-XIX века широко применялся эпистолярный жанр, когда сюжет того или иного романа строился исключительно на переписке персонажей или персонажа, например, роман Ш. де Лакло «Опасные связи», «Страданий юного Вертера» И. В. Гете, первый роман Ф. Достоевского «Бедные люди», «Роман в письмах» А. С. Пушкина…
Одно из самых одиозных посланий, написанных в истории, начинается так: «Сын Неба, правящий в стране Восходящего Солнца, посылает это письмо Сыну Неба, правящему в Стране Заходящего Солнца». Письмо датируется 607 годом. Отправитель – японский император, адресат – император Китая.
Искусство написания писем занимает очень важное место в культуре Японии, в том числе современной. В XII веке в Японии уже существовал особый вежливый стиль письма, включающий «сезонные слова» (киго), во множестве почерпнутые из изысканных стихотворных посланий, которыми обменивалась аристократия, и из уже богатой к тому времени литературы.
В XIX веке в Великобритании стоимость отправки письма зависела от его веса. Желающие сэкономить отправляли письма без конверта, указывая адрес прямо на письме, и даже писали новые строки поперек написанных. Иногда слов казалось мало и для усиления эмоционального эффекта письма украшали монограммами, скрепляли поцелуями, душили парфюмерией, писали на бумаге разного цвета. В конце 19 века было такое забавное модное поверие: в определенный день недели письма писали на бумаге определенного цвета. Так за понедельником закрепили цвет морской волны, за вторником бледно- розовый, за средой- серый, за четвергом- светло- голубой, за пятницей серебристый, за субботой желтый, и только в воскресенье писали на традиционной белой бумаге. Множество величайших произведений поэтов и прозаиков было написано в форме ручного письма. Сохранились черновики, в которых мы видим почерк знаменитых людей.
Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов…
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.
Я люблю узорный почерк-
В нем есть шорох трав сухих.
Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих.
Мне так близко обаянье
Их усталой красоты…
Это дерева Познанья
Облетевшие цветы.
Вот как красиво написал о письме Максимилиан Волошин.


Самое длинное письмо, отправленное частным лицом частному лицу, содержит 1402344 слова. Его автором был англичанин Элан Форман, он трудился больше 2 лет, чтобы выразить любовь своей супруге Дженет.
Самым большим письмом в мире является пергамент длиной 10 м и шириной 7 м, отправленный в XVI веке персидским шахом турецкому султану Сулейману Великолепному. Послание хранится в этнографическом музее Анкары. Самое маленькое письмо имеет размеры 23 на 36 мм, оно было найдено в 1983 году в Почтовом музее Стокгольма. На письме, прошедшем все этапы почтовой обработки, даже расположена марка, использованная для франкировки в соответствии с действующим тарифом и погашенная штемпелем от 21 июля 1883 года. Самым растиражированным является письмо Колумба королеве Испании о своих открытиях. В 1992 году в честь юбилея это письмо, было переведено в общей сложности на 500 языков и наречий. Известен случай, когда во Франции, в XVIII веке письмо дошло до адресата даже без указания адреса и имени. Когда в почтовое отделение принесли конверт с надписью: «Царю поэтов, философу народов, Меркурию Европы, оратору отечества, историку королей» и еще с десятком эпитетов, чиновники сразу поняли, что адресатом является выдающийся философ и знаменитый писатель Вольтер.

Самое большое количество писем написал крупный правительственный чиновник из Японии Вичи Нода, он отправил своей супруге Мицу, прикованной к постели, 1307 писем из служебных командировок. Когда эти письма были изданы, то заняли 25 томов общим объемом свыше 12 тысяч страниц и более 5 млн. иероглифов. Почерк- самое очевидное и загадочное проявление человеческой психики, своего рода- зеркало личности. Письмо, подпись, простой росчерк пера очень многое могут рассказать о своем создателе. Поэтому на протяжении всего времени существования письма люди пытались определить характер того или иного человека по почерку. Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал Аристотель и великие итальянцы эпохи Возрождения .Большой вклад в теорию графологии внес немецкий философ и психолог Людвиг Клагес, живший в начале 20 века.

Но термин «графология» ( от слов — пишу и учение), которым сегодня определяется область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности, впервые употребил французский аббат Жан Ипполит Мишонер в 1875 году. Основная тайна почерка- в его уникальности и неповторимости, как в отпечатках пальцев или радужке глаз. Современные ученые называют семь основных характеристик почерка, по которым можно обрисовать психологический портрет человека. Это размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов и общая оценка почерка. Графологи полагают, что между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна существовать связь, потому что человеческий мозг подсознательно водит рукой пишущего. То что при взрослении почерк человека меняется- тоже объясняется работой мозга. Именно поэтому почерк человека важен для криминалистов. Тщательно изучив характеристики почерка, специалист может установить личность писавшего, его психическое состояние, возраст, пол, образование, подлинность и период написания документа и многое другое. Специалисты могут определить до сорока признаков характера человека по одной его подписи. Каждый из нас сам придумывает себе подпись. Но эти графические импровизации довольно точно отражают свойства натуры. Например, если конец подписи направлен вверх, то каждый графолог и криминалист скажет что в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Это тип личности с творческим уклоном. Если же конец подписи направлен вниз, человек подвержен состоянию пессимизма. У таких людей могут наблюдаться депрессии, снижение воли и слабая устойчивость к алкоголю. Длинная подпись говорит о том, что человек обстоятельный, не любит спешки, глубоко вникает в суть дела, настойчив, упрям, может быть придирчив до занудливости. Если подпись короткая , то это является признаком спешки человека, поверхностного отношения к делу, так как не хватает терпения для более глубокого и подробного анализа. Можно сказать что автор такой подписи не способен к монотонной, длительной работе, требующей постоянного внимания и он не очень любит медлительных людей.
Сегодня мы все реже и реже пишем от руки. Мы делаем заметки в телефоне и на компьютере, порой стесняемся своего почерка. В какой- то мере мы теряем свою индивидуальность. Ведь ручное письмо- не только зеркало личности одного человека, оно отображение характера каждого народа и его культуры. Письма, открытки, написанные от руки это хранилище тепла. настроения, души человека. Пусть сейчас эпоха цифровых технологий, но письмо еще никто не отменял, и поэтому в школах по-прежнему оценивается письменная работа и задается домашнее задание: написание сочинений, заполнение дневников. А вот представьте, что пройдет время и вы будете вновь просматривать свои тетради за разные годы учебы. Вот слабый и неуверенный почерк первоклашки, вот буквы вразлет, а вот уже уверенный и твердый нажим и ровные строчки…К сожалению сегодня письма пишут в основном пожилые люди, не овладевшие компьютером и малыши, которые пишут письма Деду Морозу. Не исключено, что в недалеком будущем письмо или открытка, написанные «от руки» станут не просто редкостью, но и желанным приобретением.

ИСТОРИЯ ПИСЕМ. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

История писем: интересные факты

РАСЦВЕТ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА

Письма долгие века оставались единственной связью между людьми на расстоянии. Листку бумаги люди доверяли свои самые сокровенные чувства и мысли. Именно переписка стала неиссякаемым кладезем информации для историков.
Хороший слог и стиль ценились в те времена весьма высоко. Недаром многие первоначально писали черновик письма, и лишь потом переписывали набело — без помарок и с правками.

Н.И. Греч «Учебная книга Российской словесности»:
«Письма в точном значении слова, суть разговоры или беседы с отсутствующими. Они заступают место из устного разговора, но заключают в себе речи одного только лица. При сочинении писем должно следовать правилу: пиши так, как стал бы говорить в сем случае, но говори правильно, связно и приятно».

Неудивительно, что в литературе XVII-XIX века вовсю применялся эпистолярный жанр, когда сюжет того или иного романа строился исключительно на переписке персонажей или персонажа.

Жан Оноре Фрагонар «Любовное письмо»

Сюда относится и знаменитый роман Ш. де Лакло «Опасные связи» (1782), построенный на переписке двух закоренелых интриганов, развратников и циников — де Вальмона и госпожи де Мертей. Кстати, в предисловии писатель пытается убедить читателя, что письма подлинные, а он их только отредактировал.
И. В. Гете на достоверность своих «Страданий юного Вертера» не претендовал. Тем не менее, этот роман в письмах о трагической любви героя, который в итоге кончает с собой, имел вполне реальные последствия. Желая подражать романтическому герою, немало молодых читателей «Вертера» начали… добровольно расставаться с жизнью.
В эпистолярном жанре написан и первый роман Ф. Достоевского «Бедные люди» (1845). Ведь, действительно, что лучше переписки может изобразить психологические нюансы героев, которые так любил исследовать Фёдор Михайлович…

А. С. Пушкин «Роман в письмах»:
«Л и з а — С а ш е
…Пиши ко мне как можно чаще и как можно более — ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться».

ПИСЬМА ПО ШАБЛОНУ

Для тех, кому не хватало собственных мыслей и стиля, выпускались специальные «письмовики» — книги с образцами самых разных письменных посланий — от просьб и жалоб к начальству до любовных объяснений и поздравлений. Вот лишь некоторые из особо забавных видов писем, упомянутых в «Письмовиках»: «Письма увещательные», «Письма повелительные», «Письма, содержащие простую учтивость», «Письма, в коих содержится искание дружбы или приязни», «Письма, когда нужно писать к кому-нибудь в первый раз» и даже «Письма остроумные»…
Впрочем, нынешние открытки с уже напечатанными поздравлениями выглядят ещё хуже, и всегда казались мне дурным тоном.

Ян Вермеер "Дама в голубом, читающая письмо".

ПИСЬМА — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЦЕННЫЙ ТЕКСТ…

Иногда слов казалось мало и для усиления эмоционального эффекта письма украшали монограммами, скрепляли поцелуями, душили парфюмерией, писали на бумаге разного цвета.
В Англии в конце XIX века даже было такое забавное модное поверие: в определённый день недели письма писали на бумаге определённого цвета. Так за понедельником закрепили цвет морской волны, за вторником — бледно-розовый, за средой — серый, за четвергом — светло-голубой, за пятницей — серебристый, за субботой — жёлтый, и только в воскресенье писали на традиционной белой бумаге.

«ЧЁРНЫЙ КАБИНЕТ»

«Я не люблю, когда читают письма, заглядывая мне через плечо…» — пел когда-то Владимир Высоцкий.
Но чем бы не запечатывали отправители свои письма, всегда находились желающие нарушить тайну переписки. Прежде всего, это, конечно, касалось правителей, желающих вычислить — а не пишет ли кто-нибудь что-то крамольное?
Подобным грешили и Ришелье, и Наполеон, и даже Александр Македонский. Говорят, последний специально заставил своих солдат писать письма домой, чтобы после читать их и определять умонастроение и степень лояльности подчинённых.
Что касается Наполеона, то он пошёл дальше — создал целый отдел контроля за перепиской, который прозвали «чёрным кабинетом». Некоего Ногелера император сделал генерал-почтмейстером — исключительно за талант незаметно распечатывать чужие письма.
Тут можно вспомнить и случай из жизни Анны Ахматовой. Когда одно заграничное письмо шло к советской поэтессе целых два месяца, кто-то пошутил, что, наверное, оно шло пешком. На что Ахматова тут же добавила: «И ещё неизвестно, с кем под ручку».

ВДОЛЬ и ПОПЕРЁК

Стоимость почтовой пересылки письма зависела от его веса. Поэтому в старые времена (вплоть до конца XIX века) многие люди пытались сэкономить на количестве бумаги. Исписав листок до конца, они разворачивали его на 90 градусов и продолжали писать — перпендикулярно уже имеющемуся тексту. Наиболее экономные умудрялись добавить текст ещё и под углом 45 градусов, а наиболее изобретательные пользовались при каждом повороте другими чернилами, чтобы сделать строчки разборчивее.

Вдоль и поперек

Именно эту дурную привычку порицал автор «Алисы в Стране Чудес» и фанат эпистолярного жанра — Льюис Кэрролл. В своём трактате «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма» он писал: «…если вы исписали весь лист бумаги до конца и вам есть что сказать ещё, возьмите ещё один лист, целый, или обрывок — по потребности, но не пишите поперёк уже написанного!».

АДРЕСА

Помните, хрестоматийного мальчонку Ваньку Жукова из рассказа А. Чехова, который бесхитростно написал на конверте письма адрес «На деревню к дедушке»?

Т. Гапоненко Иллюстрация к рассказу А. Чехова Ванька

Так вот в старые времена странные адреса были далеко не литературным вымыслом. До появления нумерации домов почтальонам (да и отправителям) приходилось несладко. Чтобы письмо попало в нужные руки, адрес следовало указывать со всеми подробностями — такой-то этаж, поворот направо и т.п.

Н. Гоголь «Ревизор»:
«К о р о б к и н (читает адрес). Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Санкт-Петербурге, в Почтамскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, повороты на двор, в третьем этаже направо. Ну, не адрес, а какой-то «репримант»!»

Были адреса и похлеще. Например, «Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит». Или «Отдати си грамотку на Москве на Новгородском подворье Сафеского дому стряпчему Богдану Неёлову, а ему пожаловать отдать, не задержав и не по рукам Федоту Тихановичу».

ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА

Я прекрасно понимаю, что прогресс не остановить. Телефоны, электронная почта и социальные сети давно уже вытеснили из массового обихода бумажные письма.
Казалось бы, какая разница — набрано ли письмо на компьютере или написано на листе? Но электронное письмо всё-таки теряет то неуловимое ощущение подлинности и тепла, которым обладает написанное от руки. Ведь ещё в старые времена печатать личные письма на печатной машинке считалось неприличным.

А. Лактионов Письмо с фронта

Кроме того, до появления электронной почты письма доходили далеко не мгновенно. Поэтому писали их более вдумчиво и обстоятельно, учились хоть как-то излагать свои мысли, а значит, и упорядочивать эти мысли в голове. По старой переписке можно было легко восстановить многие события и ощутить даже сам дух времени. Впрочем, и электронные письма могли бы быть приемлемой заменой, не появись более удобные разговорные способы связи — вроде мобильника и скайпа, где можно легко трепаться ни о чём.
Тем не менее, у бумажного письма до сих пор остаётся непререкаемый аргумент — его материальная сущность. Особо важные послания до сих пор считаются подлинными, если они имеют чернильную подпись или мокрую печать.

Из свободных ресурсов интернета мы предлагаем вашему вниманию видеоролик Елены Жаровой «День ручного письма».

Дорогие друзья! Спасибо , что были с нами! До скорой встречи на нашем блоге!