Дорогие друзья! 24 января исполняется 245 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана, немецкого писателя, композитора, художника, который давным-давно прожил свою жизнь на земле, но он знаком каждому из нас, если не именем, то героями своих сказок.
Каждая из его сказок предназначена и для ребенка, и для взрослого. Читая любую из сказок Гофмана, забываешь о своих заботах и тревогах.
Продолжаем раскрывать перед вами уникальный редкий фонд читального зала ЦГБ им. М. Горького. Представляем вам миниатюрное подарочное сувенирное издание — Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король». Серия «Бриллианты Мировой литературы». Издание выпущено издательским центром «ДИАЛОГ-СИБИРЬ», г. Омск, 1997 год, 256 стр. Тиражом 500 экз.
Формат 50/66.
Эта мини-книга — мечта любого коллекционера миниатюрных изданий. Но это не просто сувенирная книга, она прекрасна полиграфическим исполнением, а также, сказочным содержанием.
Художественное дарование Гофмана необычайно и многогранно. Э.Т.А. Гофман создал несколько сборников новел, две оперы, балет и много небольших музыкальных произведений. Его произведения обладают особой притягательной силой. Волшебство его сказок открывает нам другой, ещё более необыкновенный мир – мир человеческой души. Э.Т.А. Гофмана помнят — и любят! — спустя два с половиной века после его рождения.
Родился будущий известный писатель и композитор Гофман в семье адвоката в 1776 году в городе Кёнигсберге. Отец разошелся с матерью, когда мальчик был ещё совсем маленьким. Мать была все время больна, и душевные муки совсем отвратили ее от мира сего, поэтому, в воспитании сына участия совсем не принимала. Получилось, что Гофман рос почти сиротой. Воспитали Эрнста его бабушка и дядя, который практиковал как юрист. Дядя Отто считал своим гражданским долгом дать мальчику строгое и благочестивое воспитание. У него не было своей семьи, поэтому вся энергия воспитателя была направлена на юного Эрнста. Дядя был для Эрнста постоянным объектом для насмешек, он терпеть не мог бесконечные нотации и считал его туповатым обывателем. Бабушка, очень религиозная, была добра ко всем поколениям в семье, но любимицей Эрнста была его тетя Иоганна. Она не заменила ему мать, а стала, скорее, другом. Иоганна Софи была остроумной, веселой, и совсем не похожей на остальных членов семьи. Даже в юношеские года Гофман доверял ей свои тайны и в более поздние года вспоминал ее как своего ангела-хранителя в этом доме. С шести лет Эрнст Теодор посещает протестантскую школу в Кенигсберге. В детстве Гофман был замкнутым ребенком, что позволяло больше уделять времени музыке и рисункам. Подростком он свободно играл импровизации на органе, клавире, скрипке, хотя системного базового музыкального образования не получил. Сначала Гофман учился музыке у дяди, который открыл в мальчике несомненные художественные задатки. Позднее юноша брал уроки композиции. В школе Эрнст считался чудо-ребенком — учился прекрасно, хотя и тратил много времени на рисованье и музыку. Его любовь к музыке уже в раннем детстве была беспредельной, она скрашивала ему жизнь и не угасла до последних его дней. Кроме музыки Эрнст активно читал классическую европейскую литературу, отдавая особое предпочтение приключенческим историям. Дядя воспитал в мальчике творческую личность, но настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование, которое обеспечит ему верный кусок хлеба. Здесь Эрнст удивительным образом продолжает отлично учится, и это притом, что одновременно он сочиняет музыку, рисует, пишет. Кроме того, чтобы иметь какие-то деньги, он дает уроки музыки. Его ученица — замужняя Дора Хатт. Гофман влюбляется страстно, и его избранница отвечает ему взаимностью. Наверное, современный психолог нашел бы в этой любви массу объяснений. Но главное, в этой женщине он нашел не столько волнующий его как мужчину предмет обожания, сколько — необыкновенно родственную душу. Любовь к Доре была долгой, трепетной и трагичной для Гофмана. Как ни скрывали Гофман и Дора свою любовь, слухи об их «скандальной» связи поползли по домам знакомых и спустя какое-то время стали предметом широкого обсуждения среди обывателей. Их отношения длились около четырех лет. Так закончилась первая большая любовь Эрнста. Миры искусства и тайная любовь не помешали Эрнсту Теодору продвигаться по карьерной лестнице. Он блистательно сдает Юридический Государственный экзамен. Культурное общество с радостью приняло разносторонне талантливого человека, остроумного собеседника. Настолько радостно, что ежедневные попойки стали для Гофмана обыденным делом — к сожалению, с этого времени он пристрастился к алкоголю. Но в это время он знакомится с польской девушкой Михалиной. Гофман обвенчался с Михалиной. Для этого ему пришлось принять католичество. Всю жизнь Миша (так он ласково называл ее) будет помогать ему – просто, бесстрастно, и всегда прощать своему талантливому Эрнсту его злоключения, и не бросит даже в самое тяжелое время. Она была прекрасной хозяйкой и верной спутницей писателя. Гофман прожил с ней 20 лет, и благодаря ее поддержке, он обрел стабильность в жизни, хоть она и не смогла полностью отвлечь его от алкогольного пристрастия. Гофман талантливо рисовал. Особенно ему удавались шаржевые, карикатурные работы. Однако он никогда не рассматривал возможность зарабатывать себе этим на жизнь. Более того, эти таланты приносили одни неприятности. Новым поворотом в судьбе Гофмана, причем не в лучшую сторону, стал карнавальный маскарад, на котором среди гостей начали распространять карикатуры. Распространители карикатур не были схвачены, но талантливую руку узнали сразу. Дорого обошелся Гофману этот бал, продолжавшийся три дня. После этих событий, Эрнст Теодор совсем пал духом, но вследствие доброты и положительного влияния Михалины, Гофман вновь становится «приличным» человеком. Он сочиняет сонаты, продолжает свою двойную жизнь, то служащего, то художника. Интересно, что работа никак не страдает от занятий Гофмана различными искусствами. Он всегда имеет похвальные отзывы и получает вполне приемлемую зарплату. Он продолжает вести сумасшедшую, с точки зрения обывателя, жизнь. Днем – работа в суде, требующая концентрации мысли, вечером – встречи с людьми искусства в винном погребке, ночью – изложение на бумаге дневных мыслей, воплощение в жизнь образов, разгоряченных вином. Его организм довольно долго прощал ему такой образ жизни, но у писателя начинает развивается болезнь. Литературным творчеством Эрнст Гофман начал заниматься довольно поздно. Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове. Первой сказкой Гофмана стала сказка «Золотой горшок». Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал «Песочный человек».
В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр — сказку «Щелкунчик и мышиный король».
Летом друзья дарят писателю полосатого котенка, которого он называет Мурром. Гофман работает над следующим своим произведением, а подросший кот спокойно дремлет на его письменном столе. Однажды писатель увидел, что его воспитанник открывает лапой ящик письменного стола и укладывается спать на рукописях. В письмах друзьям писатель рассказывает о необычайной сообразительности Мурра и намекает, что, возможно, в отсутствие хозяина, кот читает его рукописи и пишет свои. Он начал работу над знаменитейшими записками ученого кота – «Житейские воззрения кота Мурра.
Люди острого ума с воодушевлением приняли это произведение. Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские. Последняя сказка Гофмана — «Повелитель блох». В «Повелителе блох» дрессированные блохи создают пародийную модель человеческого общества. В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке, в России всегда любили Гофмана. Слава пришла к Гофману не только на литературном поприще — отлично владея техникой рисования, он большинство своих творений иллюстрировал самостоятельно. Также он сумел проявить себя и в музыке — знаменитая опера «Ундина». Творческая жизнь Гофмана была коротка. Первый сборник он выпустил в 1814 году, а через 8 лет его уже не стало. За восемь лет, что Гофман занимался литературными трудами, им были созданы романы, новеллы, сказки. В январе 1822 начинается последний, тяжелейший период болезни писателя. На протяжении нескольких месяцев паралич будет постепенно захватывать его тело. Именно сейчас, когда смерть рядом, он пишет: «жить, только жить – чего бы это ни стоило!» Он хочет смириться с параличом, готов работать с помощью секретаря – лишь бы успеть записать все то, что он задумал.
Атмосферу детских ужастиков для взрослых Гофман мастерски создавал не только на страницах книг, но и в собственном кабинете. Он работал в комнате, оклеенной черными обоями, а на лампу надевал то белый, то зеленый, то голубой абажур. Неудивительно, что в подобном пространстве из-под пера писателя появлялись по-настоящему жуткие истории. К тому же именно у него страшные события всегда случаются в качестве наказания за тот или иной проступок. Иными словами, исключительно воспитание нравственности и добродетели. Все в старых добрых бюргерских традициях. Каждому из героев своих новелл Гофман предлагает увлекательное путешествие на границе двух миров — реального и фантастического. Стороны эти то и дело меняются местами соперничают, встречаются в неравной схватке, но побеждает всегда реальность.
В книгу Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Эликсиры сатаны» вошли новеллы, написанные в жанре страшного романа.
Эта книга адресована всем, кого притягивает мир таинственного и необычайного. Роман «Эликсиры сатаны», посвящен любимой теме Гофмана — разрушительному действию «темного начала» человеческой души. Главный герой — монах Медард, случайно отведав таинственной жидкости из хрустального флакона, становится невольным носителем зла. Его реальность оказывается подчинённой намерениям таинственных тёмных сил. Весь ужас заключается в том, что любой человек, становясь на место этого монаха, может почувствовать себя безвольной пешкой, чьи решения ни на что не влияют. Именно в религиозном ключе решается сама борьба добра и зла. «Эликсиры Сатаны» — произведение, которое не теряет своего очарования даже сейчас, когда прошло уже больше двух веков, за счёт своеобразной мистической атмосферы, граничащей с глубоким психологизмом.
За свою весьма недлинную жизнь в 46 лет Гофман хоть и был юристом, а для потомков остался великим сказочником, чьи произведения странны, похожи на сновидения, и все-таки необычайно реалистичны. Впрочем, его сказочные истории, которым более двухсот лет, ничуть не устарели. Все его фантасмагории — и про нашу жизнь тоже. Большинство этих волшебных фантазий было написано незадолго до смерти человеком, прикованным к постели и обреченным медленно угасать. У Гофмана причиной смерти явилась редкая болезнь, причины которой остались неизвестными.
По мотивам биографии и произведений Гофмана был создан мультфильм«Гофманиада».
Лента очень ярко передает атмосферу сказок, что создается ощущение, будто консультировал фильм сам сказочник. Настоящий памятник творчеству Э.Т.А. Гофману. Идея создания мультфильма и основные изобразительные решения принадлежат художнику Михаилу Шемякину. Мультфильм поставлен по мотивам трёх сказок Гофмана, а главным героем является сам Гофман.
Все изображения взяты из открытых интернет-источников.
Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Аудиосказка для детей. Видеоролик из открытых источников интернета.
Спасибо, что были с нами! До новых встреч на нашем блоге!