Дорогие друзья!
17 марта исполняется 165 лет со дня рождения Михаила Врубеля.
Предлагаем вашему вниманию литературную арт-страничку
«Мир Михаила Врубеля», посвященную великому русскому художнику конца XIX века.
Михаил Александрович Врубель известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения.
Даже среди блестящих художников конца XIX века Врубель выделяется самобытностью, неповторимостью своего искусства. Оригинальность мысли часто мешали пониманию творчества Врубеля современниками, и жестокая несправедливость критики больно ранила чуткого художника.
Великого русского художника Михаила Александровича Врубеля современники называли «странным». Всё было необычно в этом гении: его фантазии, причуды его поведения, оригинальность интеллектуальных вкусов. Ни о ком не появилось столько мифов. Хотя вершины счастья и трагические бездны реальной жизни Михаила Врубеля, пожалуй, еще интереснее сложившихся о нем легенд.
В редком фонде читального зала ЦГБ им. М. Горького имеется несколько малоформатных изданий о Михаиле Врубеле.
Суздалев П.К. Врубель. [Текст]/ П.К. Суздалев. – М.: Советский художник, 1991. – 368 с., илл.
Формат этого издания всего 480/525. Вышла она тиражом 40000 экз.
В этом небольшом издании монографическое исследование жизни и творчества М.А.Врубеля.
Ракитин В.И. Михаил Врубель. [Текст]/В.И. Ракитин. – М.: Искусство, 1971. – 104с., илл. Формат: 60/90. Тираж: 100000 экз.
Книга посвящена жизни и творчеству русского художника Михаила Врубеля.
Его судьба трагична: он много страдал и под конец жизни находился на грани безумия, но это не мешало ему творить и создавать шедевры, не подвластные времени. В этой книге собрана информация о самых известных полотнах мастера. Несмотря на небольшой формат книги, вы сможете детально рассмотреть шедевры этого художника и узнать историю их создания.
Зная самые известные картины художника, можно подумать, что автор картины «Демон» и сам был похож на «духа изгнанья».
Однако ничего пугающего и отталкивающего в облике юного Михаила Александровича не было. Невысокий блондин хрупкого телосложения, с белесыми усиками, общительный и приветливый — он напоминал «молодого венецианца. И все же «дух изгнанья» стал его сутью и смыслом существования. Сама судьба постоянно сталкивала его с лермонтовским героем, и с годами – все больше Дух захватывал его, рос изнутри и вырывался наружу… Быть может, так было предначертано самой судьбой?
«К 165 — летию Михаила Врубеля». Подготовила Воробьева А.В., ведущий библиотекарь читального зала
Родился М.А. Врубель 5 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста. Бережно относился отец к увлечению мальчика живописью. Во время недолгого пребывания в Петербурге Врубель занимается в Рисовальной школе, часто бывает в Эрмитаже. Окончив Одесскую гимназию, где он серьёзно изучает литературу, историю, немецкий, французский, латинский языки, Врубель сдаёт экзамены в Петербургский университет на юридический факультет и заканчивает его в 1879 году.
К этому времени будущий художник уже твёрдо решил посвятить себя искусству. Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические.
Врубель уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и создает новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок, Врубель написал 4 иконы. Лучшее из этих произведений – икона «Богоматерь» – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора. Работая в Кирилловской церкви, изучая фрески Софийского собора, художник осознаёт сущность высокого искусства монументальной живописи древней Руси.
В 1889 году Врубель уезжает в Москву, начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них – «Венеция».
Перед зрителем возникает город эпохи Возрождения во всём праздничном великолепии пышного карнавального шествия.
Содержание картины «Испания» навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил. Живой предстаёт страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. Картина «Гадалка» — произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шёлковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечёт пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего. В эту пору Врубель много работает над портретами и для каждого находит особые живописные приёмы. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине «Царевна-Лебедь». Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далёкому таинственному берегу. «Царевна-Лебедь» – один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником.
Врубель работает над образом Демона. В картине «Демон сидящий» юный титан изображён в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело, словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. «Демон» Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир.
Мысля фантастическими образами, Врубель тесно связан с окружающей жизнью, его Демон глубоко современен, в нём отразились личные душевные переживания художника.
Через несколько лет Врубель пишет «Демона летящего». Образ пронизан предчувствием гибели, обречённости. Это последний, отчаянный полёт над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.
И, наконец, последняя картина – «Демон поверженный», над ней Врубель работал напряжённо и мучительно.
Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростёрто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен.
Современники видели в этом образе протестующее начало, прекрасного непокоренного человека. Вспоминаются слова А. Блока:
Что мгновенные бессилья!
Время – лёгкий дым!
Мы опять расплещем крылья!
Снова отлетим!..
Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещён в лечебницу. С небольшими перерывами болезнь длится до 1904 года, затем наступает непродолжительное выздоровление.
Начинается последний период творчества. Врубель пишет «Шестикрылого Серафима», по замыслу связанного со стихотворением Пушкина «Порок». Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничность. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – «Портрет Н.И. Забелы на фоне берёзок».
К этому же времени относятся интересные автопортреты.
С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью.
Доктор, лечивший Врубеля, пишет: «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он всё дышит, пока дышал Врубель – он всё творил».
В 1906 году художник ослеп. Трагически переживает он страшный удар, в тяжёлой больничной обстановке мечтает о синеве неба над тёмными полями, о перламутровых красках весны. Единственным утешением оставалась музыка. Умер Врубель 1 апреля 1910 года.
Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля.
Третьяковка — дар бесценный. Врубель Михаил. Ресурс свободного доступа
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!