Дорогие друзья! В Ростове-на-Дону в последний месяц лета традиционно вспоминают страшные события 11–13 августа 1942 года. Тогда германскими оккупантами были расстреляны и умерщвлены иными способами в специально вырытых для этого котлованах на территории Змиёвской балки около 27 тысяч евреев.
По масштабам расстрел в Змиёвской балке можно сопоставить только с Бабьим Яром в Киеве, где во время Великой Отечественной войны уничтожили более 100 тысяч человек. Ростовская Змиёвская балка стала вторым по численности местом массового уничтожения еврейского населения на территории СССР.
Расправы с мирным населением в Ростове случались и раньше: части вермахта и войск СС захватывали город дважды. Первая оккупация была кратковременной – с 17 по 28 ноября 1941-го. Но эта неделя вошла в историю как «кровавая». Поспешно отступая, фашисты казнили и замучил сотни мирных жителей. Улицы города были усеяны трупами, а тысячи домов – разрушены. Так, 28 ноября 1941 года на улице Советской, у здания, в котором размещался штаб оккупантов, в 15 часов был застрелен ученик ремесленного училища Витя Черевичкин. Скорее всего, подростока убили без каких-либо разбирательств и допросов: в руке мальчика остался зажатым голубь, которого он не успел выпустить. В тот же день немцы были выбиты из города в результате успешного контрнаступления частей Юго-Западного фронта. А тело Виктора Черевичкина было захоронено в одной из братских могил вместе с убитыми красноармейцами и жителями города. Фотография убитого Вити Черевичкина с голубем в руке, сделанная советским фотокорреспондентом М. В. Альпертом, фигурировала на Нюрнбергском процессе в числе фотодокументов, изобличающих фашизм в совершении преступлений против человечности. Коммунистов и руководителей предприятий расстреливали напротив нынешнего здания тюрьмы на пересечении проспекта Кировского и улицы Горького и в самом здании. В ходе расправ с населением тогда погибли около тысячи евреев. Но настоящий Ростовский холокост – массовое истребление евреев — нацисты устроили в период второй оккупации, которая началась 24 июля 1942-го.
Общее руководство уничтожением евреев, военнопленных и других лиц осуществляло руководство айнзатцгруппы D, которой командовал Вальтер Биркамп. Непосредственным организатором расстрелов стал начальник зондеркоманды СС 10-a оберштурмбанфюрер Курт Кристман. Согласно архивным данным, 5-6 августа 1942 года советские военнопленные вырыли в Змиёвской балке большие ямы и рвы, после чего были там же расстреляны. 9 августа был издан приказ о поголовной регистрации евреев с 14 лет и о ношении ими специальных опознавательных знаков. «Регистрацию тогда прошли около двух тысяч человек, — рассказывал в одном из интервью архивариус Ростовской еврейской религиозной общины Владимир Ракша. 9 августа опубликовали «Воззвание», которое обязывало всё еврейское население города прийти 11 августа к 8 часам утра в один из шести сборных пунктов для «переселения» в особый район. Делалось это, дескать, с целью защиты евреев от насилия со стороны нееврейского населения, якобы имевшего место в предшествующие дни. Документ предписывал явиться с ключами от квартир, ценностями и наличными деньгами. Евреи прекрасно понимали, что им некуда деваться. Многих из тех, кто пытался уклониться и спрятаться, выдали соседи. Сбежавших ловили и просто уничтожали». Утром 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Среди них были в основном женщины, дети и старики, так как мужчины ушли на фронт.
Одних сажали в открытые машины, других под конвоем сопровождали на окраину города, в направлении 2-го Змиёвского поселка. Есть свидетельства о том, что одну колонну до балки вели голыми от Зоологического сада. Вели под конвоем по нынешнему Будённовскому проспекту, вниз к Дону. Взрослых расстреливали (часть была убита в «душегубках»), а детей умерщвляли, смазывая губы сильнодействующим ядом. Из книги ростовского писателя Владислава Смирнова «Ростов под тенью свастики»: «У Змиевской балки немцы положили наших пленных шеренгой на землю и пустили по их головам танк. В Нахичевани за убийство своего солдата партизанами немцы расстреляли всех окрестных жителей. Полторы тысячи ростовчан перед самым освобождением города были казнены в Богатяновской тюрьме». В этот страшный день в песчано-каменном карьере и соседней роще были убиты около 15 тысяч евреев. Расстрелы продолжались даже ночью и в последующие дни. Вместе с евреями в Змиёвке также погибли представители других национальностей – в основном члены еврейских семей. Впоследствии там также расстреливали подпольщиков, военнопленных и других советских граждан. Среди погибших в Змиёвской балке была известный психоаналитик Сабина Шпильрейн и две её дочери. Современные исследования установили, что общее количество жертв составило свыше 27 тысяч человек. Ряд ученых считают, что можно говорит о 30 тысяч. Всего за период второй оккупации, которая завершилась освобождением Ростова-на-Дону 14 февраля 1943 года, нацистами было уничтожено более 40 тысяч человек, 53 тысячи угнали в Германию на принудительные работы. «Так немцы отыгрались за то сопротивление, которое оказывали ростовчане в 1941-1942 годах. Это было сознательное умерщвление десятков тысяч людей», – считает доктор исторических наук Юрий Рубцов. По словам Владимира Ракши, евреям после освобождения Ростова было запрещено посещать Змиёвскую балку и совершать здесь поминальные молитвы – категорически, вплоть до угрозы ареста. Власти всячески пытались не допустить распространения информации об этой трагедии. Но в начале 1950-х годов ситуация изменилась, и в устье Змиёвской балки, вблизи дороги, всё же были установлены два временных памятника: обелиск и тиражная скульптура «Клятва товарищей». В 1970-х начался сбор средств для постройки мемориала. Деньги и материалы выделили ростовские предприятия. Мемориальный комплекс открыли 9 мая 1975 года. Он включает в себя крутые и пологие склоны, поросшие разнотравьем и приземистыми деревцами. На северном склоне – Траурный зал в виде бетонного объёма с обзорной площадкой, врезанного в склон рельефа. От зала по склону в низину идёт Аллея скорби, на ней находится чаша Вечного огня. Ряд пилонов, которые напоминают склонённые знамёна, прерывается символическими надгробиями. Нижний ярус мемориала построен в виде Площадки памяти, возвышающейся над днищем балки – могилой десятков тысяч жертв. Здесь находится скульптурная группа «Жертвы расстрела». Несколько лет назад на мемориальном комплексе провели ремонтно-восстановительные работы. По традиции 11 августа в городе в Змиёвской балке проходит траурная церемония. Её участники повторяют часть маршрута, по которому фашисты вели людей на казнь.
Холокост в Ростове-на-Дону. Подготовили: Балакирева Татьяна Анатольевна, зав. сектором читального зала
Мемориал «Змиевская балка». Из свободных ресурсов интернета
10 книг о Холокосте, которые нужно читать
Мы расскажем о книгах, читать которые нелегко, но необходимо.
Благоволительницы. Джонатан Литтелл
Роман был переведен на 19 языков и отмечен Гонкуровской премией. Написан он от лица офицера СС и охватывает период от начала военных действий в Советском Союзе до падения Берлина. Спустя много лет после окончания войны, живя под вымышленным именем, Максимилиан Ауэ предается воспоминаниям. Начинается рассказ с оккупированного Киева, где подробно описываются массовые расстрелы евреев в Бабьем Яру. Затем он получает перевод на Кавказ, где должен провести исследование и вынести вердикт – являются ли горские евреи евреями с точки зрения нацистской расовой теории и подлежат ли уничтожению. А после ездит по концлагерям (Белжец и Освенцим), где наблюдает внутренние конфликты среди нацистов и сам пытается поразмышлять над еврейским вопросом. Собственно, эта книга о том, как обычный человек становится убийцей. Только один хочет этого сам, а другого вынуждают.
Черная книга. Под редакцией Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана
Во время войны писатели и журналисты Эренбург и Гроссман были военными репортерами и уже с 1943 года начали собирать свидетельства о Холокосте. Помогали им в этом фронтовики, присылавшие со всех освобожденных территорий найденные документы, относящиеся к массовому истреблению евреев. В итоге книга состоит из дневников, предсмертных писем, рассказов очевидцев, очерков, созданных на основе осмотра мест массовых казней, лагерей, вскрытия братских могил и официальных бумаг, представленных Чрезвычайной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов. Для удобства разделы названы по республикам: Украина, Литва, Лагеря уничтожения и т.п.
Тяжелый песок. Анатолий Рыбаков
Роман увидел свет в 1978 году, хотя это было непростой задачей, поскольку в свое время его отказались печатать журналы Новый мир и Дружба народов. Он стал первым с 30-х годов, описывающим исключительно еврейскую жизнь. Что не осталось незамеченным и принесло автору немалую популярность. За основу книги взята любовь Якова и Рахили Ивановских и история их семьи, которая охватывает более трех десятков лет (1909-1942). Здесь показана революция, обе войны, сопротивление и, разумеется, Холокост. Они могли жить в Базеле, но тоска по родине заставила вернуться в небольшой украинский городок, куда вскоре пришли немцы. А вместе с ними ужасающая статистика сожженных в печах, замордованных и расстрелянных в гетто.
Ковчег Шиндлера. Томас Кенилли
Роман-лауреат Букеровской премии (1982) основан на реальных событиях и рассказывает о личном подвиге немецкого промышленника Оскара Шиндлера. Который, рискуя не просто репутацией и благосостоянием, спас от мучительной смерти в лагерях около 1200 евреев. Став свидетелем разгрома Краковского гетто, он начинает понимать, какие бесчеловечные преступления творит режим, и решает прятать евреев на своем заводе. А когда из-за приближения Красной армии начались массовые уничтожения заключенных в концлагерях, Шиндлеру удалось вывезти более тысячи человек в Моравию. В 1967 году Оскар Шиндлер получил награду Израильского мемориала памяти жертв Холокоста и был признан достойным носить имя Праведник Мира. Да, именно по этому произведению Спилберг снял свой Список Шиндлера. Однако, даже принимая во внимание семь Оскаров, мы понимаем, что книга лучше.
Треблинский ад. Василий Гроссман
Небольшой очерк соавтора Черной книги посвящен двум лагерям – трудовому и лагерю смерти, расположенным неподалеку от польского села Треблинка. Евреев из Восточной Европы туда доставляли в набитых до отказа эшелонах. А из Германии они приезжали добровольно, собственноручно купив билет, поскольку до последнего не осознавали близость смерти, что существенно уменьшало риск восстаний. В 43-м лагеря посетил сам Гиммлер (один из главных политических и военных деятелей Третьего рейха), после чего там были установлены кремационные печи (до этого жертв травили газом и закапывали). Спустя несколько месяцев произошло тщательно спланированное восстание и побег некоторых узников, впоследствии давших показания. К слову, среди тысяч замордованных в Треблинке был и Януш Корчак – польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Казнен вместе со своими воспитанниками Дома сирот.
Бабий Яр, Анатолий Кузнецов
В 1941 году Анатолий Кузнецов вместе со своими родителями не смог эвакуироваться из Киева. И ему пришлось стать свидетелем всех ужасов войны, обрушившихся на город – взрыва Крещатика и Лавры, первых расстрелов в Бабьем Яру, голода во время коллективизации, сожжения книг врагов народа, массовых угонов людей в Германию, расстрела футболистов киевского Динамо после выигрыша у немецкой команды, выкапывания в Бабьем Яру тысяч трупов и их сжигания нацистами с целью заметания следов. Все это он описал в своем документальном романе, который советские власти даже разрешили напечатать, искромсав цензурой так, что местами его невозможно было понять. Кузнецов боялся обысков и обвинения в антисоветской пропаганде, поэтому закопал оригинал рукописи в стеклянной банке в лесу. В 69-м покинул Союз и уже в 70-м в Лондоне вышла полная версия романа, которая была опубликована на его родине лишь после развала СССР.
Яков-лжец. Юрик Бекер
Однажды Яков услышал репортаж по радио, в котором сообщалось, что советские войска все ближе. Ощутив радость, а заодно получив надежду на то, что освобождение уже не за горами, он решает рассказать об этом своим друзьям в гетто. Только ему приходится соврать, что радио есть у него самого и спрятано оно в надежном месте, хотя за такое ему бы грозил расстрел на месте. И вот он рассказывает всем этим изможденным и жалким людям выдуманные истории, пытаясь хоть как-то поднять их настроение. Сам автор тоже был узником в двух концлагерях — Равенсбрюк и Заксенхаузен, и знает обо всем, что в них происходило, не понаслышке. А произведение это считается одним из лучших романов о Холокосте.
Прощание с Марией. Тадеуш Боровский
Сборник рассказов, который не похож на остальные на эту тему. Его автор тоже сам прошел Освенцим и был свидетелем самых страшных, творившихся там дел. По его убеждению, концлагеря были ужасны даже не тем, что убивали человека физически, а, скорее, тем, как убивали в нем самого человека, превращая в жалкое, равнодушное и зачастую беспощадное к другим существо. Одни отправлялись на смерть с покорностью овцы, а другие во что бы то ни стало хотели выжить. И не известно, кому повезло больше.
Человек ли это?. Примо Леви
Когда автору было 24 года, сразу после окончания Туринского университета, он был депортирован в Освенцим. Его спасли знание немецкого языка, химии, да и просто, наверное, счастливая звезда. И после освобождения он решил описать годы, проведенные в лагере. Книга Человек ли это? стала первой частью дилогии (вторая называется Передышка) и была названа Книгой века в его родной Италии. Это тоже взгляд изнутри на разрушение человека, волю к жизни и фашизм как явление.
Смерть – мое ремесло. Робер Мерль
Детей нужно любить. Их нужно хвалить и обнимать. С ними нужно разговаривать, слушать их и не кричать по поводу и без. Иначе очень велика вероятность того, что из бесчувственного, замкнутого в себе, ожесточенного ребенка вырастет чудовище, похожее на главного героя романа. В основу сюжета книги легла биография Рудольфа Хесса, самого страшного палача Германии. «Я ничего не чувствовал. Я просто выполнял приказ. Приказы не обсуждаются», — говорил он на суде. И роман именно о том, как два с половиной миллиона человек стали жертвами удачной пропаганды, укоренившейся там, где в свое время не дали ростки любовь и сострадание.
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге