Дорогие друзья ! 15 октября исполняется 207 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова — русского поэта, прозаика, драматурга, художника, офицера. Михаил Лермонтов в русской литературе считается наследником и продолжателем А.С. Пушкина. Его творчество, в котором тесно переплелись гражданские, философские и глубоко личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества того времени, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов 19 и 20 веков. А его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Многие произведения Лермонтова нашли свою интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного, симфонического и романсного творчества.
Мы знаем Михаила Лермонтова как гениального русского поэта, но мало кому известно, что он был ещё и талантливым художником.
После его гибели осталось 13 картин, написанных маслом, 51 акварель и около 450 рисунков, выполненных карандашом и пером.
В картинах поэта можно увидеть места в Тарханах, Москве, Петербурге, Царском Селе, на Кавказе, где он в разные годы жил, учился и служил. Широко представлены портреты самого поэта, его семьи, литературного окружения, женщин, которым он посвятил свои стихи, секундантов и тех, кто присутствовал на дуэли; автографы его стихотворений, в том числе таких известных, как «Смерть поэта», «Отчизна», «Нищий», «Парус»; прижизненные издания с произведениями Лермонтова; книги, журналы и различные предметы эпохи XIX века.
Лермонтов — поэт и художник. Балакирева Т.А., зав. сектором читального зала
Лермонтов-художник — Селина Л.А., зав. читальным залом. Видеоролик из архива читального зала |
Родился Лермонтов в доме генерал-майора Ф.Н. Толя, выходившего фасадом на Сенную площадь. Рядом располагались Красные ворота и церковь Трёх святителей, в метрической книге которой и была сделана запись о рождении и крещении младенца Михаила. До наших дней не сохранились ни дом, ни парадные ворота, ни церковь, но рисунок неизвестного автора первой половины XIX века и план усадьбы генерал-майора позволяют зрителю представить место появления на свет М. Лермонтова.
Имя ему дали по настоянию бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая стала его крестной матерью. К этому времени она была уже вдовой и решила назвать внука в честь умершего мужа. Ей не стали перечить, хотя тем самым нарушалась традиция рода Лермонтовых — поочерёдно называть первенцев именами Юрий и Пётр.
В полгода родители привезли Мишу в имение бабушки в Тарханы, где в метрической книге церкви Николая Чудотворца сохранилась запись о его причастии. Уже первый портрет Лермонтова символичен: в руках он держит оправленный в бронзу мелок и бумажный свиток. Рисовать он начал раньше, чем говорить. Лермонтов рос болезненным ребёнком, поздно начал ходить, поэтому бабушка велела застелить в его комнате пол зелёным армейским сукном и разрешила мальчику рисовать на нём мелом. Она же заметила, что едва внук начал лепетать, он уже повторял слова в рифму: «пол — стол», «кошка — окошко».
Елизавета Алексеевна никогда не одобряла выбор дочери, считая, что единственная наследница богатого состояния заслуживает лучшей партии, чем отставной капитан. Она вмешивалась в отношения молодых, чернила зятя в глазах дочери, а когда та умерла в неполных 22 года от скоротечной чахотки, то уже на девятый день после похорон Юрий Петрович покинул имение, оставив маленького сына в Тарханах.
Чтобы не отдавать ему внука, Е.А. Арсеньева написала завещание, по которому всё её состояние должно было перейти Михаилу при условии, если он будет жить и воспитываться у неё до совершеннолетия. Зять счёл за лучшее уступить, понимая, что она сможет лучше позаботиться о здоровье ребёнка, а в дальнейшем — дать ему хорошее образование. Он изредка навещал его и умер тоже молодым, в канун семнадцатилетия сына. О том, как мучительно переживал Лермонтов разлуку с отцом, можно судить по стихотворению, которое начинается строками:
Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть… Но надо отдать должное Елизавете Алексеевне, вся жизнь которой была посвящена любимому внуку. В музейной усадьбе до сих пор сохранилось место, где когда-то была выкопана траншея. Здесь юный Лермонтов командовал своим потешным войском, которое бабушка собрала для него из дворовых ребятишек, снарядив их в специально сшитые мундирчики.
Именно в Тарханах началось обучение Лермонтова. Причём бабушка пригласила не только различных учителей, но и детей из дворянских семей, чтобы внук занимался не один. По тем временам Елизавета Алексеевна тратила на обучение огромные деньги — около десяти тысяч рублей в год. Кроме общеобразовательных предметов, изучали много языков — немецкий, французский, латинский и греческий. Позднее, по произведениям лорда Байрона Лермонтов выучил английский язык, а во время службы на Кавказе — азербайджанский, считая, что там он столь же необходим, как французский в Европе.
В возрасте четырнадцати лет Елизавета Алексеевна отдала внука в одно из самых престижных учебных заведений — Московский университетский благородный пансион, куда он поступил, минуя три первых, сразу в четвёртый класс, настолько хорошим оказалось домашнее образование. Именно в это время раскрывается его поэтический дар, а в журнале «Атеней» впервые под инициалом «L.» печатается его стихотворение «Весна», которое представлено на выставке.
Здесь же можно увидеть портреты первой любви Лермонтова Екатерины Сушковой, а также Варвары Лопухиной, чувство к которой было сильным и глубоким. Оно не оставило Лермонтова до конца его дней, хотя она вышла замуж за другого, а он пережил не одно увлечение светскими красавицами Петербурга.
Но пока он ещё в Москве, живёт на Малой Молчановке, где в настоящее время находится его музей, учится, пишет стихи, рисует. Насколько послушными ему были карандаш и кисть, можно судить по сохранившимся рисункам 1829 года «Младенец, тянущийся к матери» и «Мадонна с младенцем», представленным в экспозиции.
Учёба в пансионе прервалась после того, как там побывал император Николай I. Случилось так, что об этом визите никто не был предупрежден, была перемена, студенты государя не сразу узнали и вели себя как обычно – шумели и резвились. Царю показалось, что в пансионе живётся слишком вольно и он распорядился упразднить его до гимназии. В последних же разрешались телесные наказания, поэтому многие студенты начали забирать свои документы и поступать в другие учебные заведения. Среди них был и Михаил Лермонтов, ставший студентом Московского университета. Он с большим желанием приступил к занятиям, но в Москве случилась эпидемия холеры, из-за чего не было переводных экзаменов, и год был потерян. Затем лекции снова начались, но велись как-то беспорядочно, а Лермонтов, будучи очень начитанным, имел дерзость резко возразить на экзамене профессору. Когда тот попросил его отвечать по материалам лекций, Лермонтов сказал: «Это правда, господин профессор, того, что я сейчас вам говорил, вы нам не читали и рассказать не могли. Это слишком новое и до вас ещё не дошло. Я же пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабжённой всем современным».
Естественно, подобного студенту простить не могли и недвусмысленно намекнули, чтобы он покинул учебное заведение. В результате, он переезжает в Петербург, где намеревается продолжить обучение в университете, но поскольку там не зачли годы учёбы в Москве, то Лермонтов избирает для себя карьеру военного и в ноябре 1932 года поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года спустя, высочайшим приказом он был произведён в корнеты лейб-гвардии гусарского полка.
Жизнь идёт своим чередом: служба, посещение балов и салонов, приезд в отпуск в Тарханы и всё это время — рождение новых стихов, поэм и драм. Переломным в судьбе Лермонтова стал 1837 год, когда после гибели А.С. Пушкина, перед которым он благоговел всю свою жизнь, он пишет стихотворение «Смерть Поэта». Оно разошлось во множестве списков, один из которых с припиской, что это воззвание к революции, был передан Николаю I. М. Лермонтов и его друг С. Раевский были арестованы. Началось следственное дело «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым, и о распространении оных губернским секретарём Раевским».
Поэта содержали в Арсенальной гауптвахте, изображение которой помещено в экспозиции на литографии 1839 года. К нему пускали только его камердинера Соколова, которого он просил приносить ему хлеб, завёрнутый в серую бумагу. На ней с помощью вина, печной сажи и спички он написал несколько сочинённых во время заключения стихотворений. Когда разбирательство по его делу закончилось, Лермонтов был сослан на Кавказ. Во время первой ссылки он не принимал участия в боевых действиях, не было создано в это время и каких-то значительных поэтических произведений, зато появляются прекрасные живописные полотна «Кавказский вид близ селения Сиони», подаренный бабушке Е.А. Арсеньевой (он до сих пор украшает гостиную барского дома в музее-заповеднике «Тарханы»), «Развалины близ селения Карагач в Кахетии», акварельный автопортрет.
С Кавказом, который Лермонтов узнал и полюбил ещё в детстве, не раз приезжая с бабушкой лечиться на минеральные воды, связаны многие живописные произведения, написанные Лермонтовым и после 1837 года. На них изображены не только пейзажи, но и военные стычки, участником которых он был во время второй ссылки.
Пятигорск. Гора Машук — Ровная И.Н. — библиотекарь читального зала
И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть... (И зной и битва утомили Меня), но мутная волна Была тепла, была красна.
В этом же стихотворении есть строки, свидетельствующие о том, что несмотря на профессию военного Лермонтов не оправдывал человеческой жестокости и не принимал необходимости войны:
И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?
Есть среди его картин и Пятигорск, где ему суждено было погибнуть на дуэли и быть похороненным. Только через восемь месяцев бабушка добилась разрешения перевезти гроб с его телом для перезахоронения в Тарханы, где вскоре над могилой была выстроена часовня. Над нею шумит могучий дуб, посаженный, по преданию, после её возведения.Так было исполнено желание поэта, высказанное им в одном из последних стихотворений:
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел. Всего тринадцать лет — половина короткой жизни была отпущена Лермонтову на творчество. Но за этот небольшой по историческим меркам срок он сумел создать такие выдающиеся произведения, которыми не устают удивляться и восхищаться всё новые и новые поколения его соотечественников и зарубежных читателей. В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности - трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий. Стихотворения в живописи Лермонтова или живопись в стихотворениях? Дать однозначный ответ, как отображаются произведения Лермонтова в живописи, сложно. Можно сказать точно, что эти два вида искусства успешно дополняют друг друга. В зависимости от картины и стихотворения, они служили иллюстрацией друг к другу – смотря что увидело свет раньше. Так, стихотворение «Кавказ», несомненно, было навеяно романтическими и чарующими пейзажами местности. А затем поэзия отображалась в живописи. Стихотворение «Кавказ» пронизано переживаниями лирического героя о том, что на заре осознанной жизни он вынужден отбывать службу на Кавказе, вдали от Родины. Но он любит этот край, дарующий ему столько наслаждения от созерцания его красот. Изобразить такие переживания на холсте, согласитесь, сложно. Но тут работает функция дополнения. Произведения Лермонтова в живописи носят иллюстративный и пояснительный характер. Больше всего это касается портретов и пейзажей. Желая передать характер, настроение и черты лирического героя, автор как бы настаивает на своей версии восприятия персонажа. Все свои жизненные наблюдения и страстные рефлексии Лермонтов превращал не только в слово, но и в живописный или графический образ. Его литературный язык богат в своем колоризме, а рисунки наполнены литературными и биографическими подробностями. М.Ю. Лермонтова трудно назвать профессиональным живописцем или графиком, однако несомненно, что душа художника и глаз художника органично дополняли его гениальный литературный дар. К 180-летию романа "Герой нашего времени"- Яценко Н.В., зав. сектором читального зала. Из видеоархива.
ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТА. Выпуск № 8 — памяти М. Ю. Лермонтова – Яценко Н.В., зав. сектором читального зала
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!