Единством сильны

Дорогие друзья! Сегодня мы  совершим исторический экскурс в историю праздника, который отмечается в России с 2005 года.  День народного единства был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов в 1612 году, и приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери. 4 ноября мы отдаем дань событиям, когда общество, встав на сторону государства, спасло его от неминуемой гибели. Смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. Народное движение спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью. «Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть». Эти слова принадлежат Патриарху Всея Руси Алексию II.

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЕДИНСТВОМ СИЛЬНЫ» — ОСТАПЕНКО ВИКТОРИЯ ИГОРЕВНА, ЗАВ. СЕКТОРОМ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

Этот праздник имеет собственную интереснейшую историю, неразрывно связанную с историей всей страны. С ним связано немало интересных фактов, которые должны пополнить копилку эрудита каждого любознательного человека. Говоря об этой дате, стоит вспомнить такие имена, как Минин, Пожарский. Именно эти люди возглавили московское ополчение, избавившее Москву от поляков. Когда начали отмечать День народного единства? Праздник стал государственным в 2005 году, когда был издан соответствующий указ. Однако отмечался он и ранее. И указы о его проведении также выходили в более ранние даты – так, в 1649 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ отмечать памятную дату 1612 года, 22 октября по старому стилю, как день освобождения Москвы от польских князей.

В этот день положено было молиться Богородице, поклоняться Казанской иконе Божьей матери. Праздник должен был оставаться актуальным для всех городов. Праздник отмечали в этот день до тех пор, пока календарь не был изменен на современный, которым люди пользуются и сегодня. Когда ввели новый календарь, дата переместилась на 4 ноября. Именно в этот день праздник и отмечается по сей день. Источник: https://kipmu.ru/den-narodnogo-edinstva-interesnye-fakty/

Минин и Пожарский возглавили народное ополчение в 1611-1612 годах, в исключительно тяжелый для страны период, когда происходило открытое наступление польской армии и интервенция страны. Дать организованный отпор врагу не удавалось, необходимо было централизовать освободительные движения. Дмитрию Михайловичу Пожарскому и Кузьме Минину это удалось. Они организовали сопротивление врагу, собрав второе ополчение. Первое распалось из-за распрей между казаками и дворянами.

Поздравление с Днем народного единства – Селина Л.А., зав. читальным залом

Подвиг Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского

Такие люди, как Козьма Минин, были и есть. Которые горят сами и зажигают других.

Надо особо осознавать, что не Пожарский, бояре и дворяне подняли и повели Кузьму и народ, а народ и Кузьма выбрали, «указали на Пожарского» и повели Пожарского, бояр и дворян на Москву.

Кузьма Минин был первый в истории страны человек, который поднял народ на защиту государства. А нижегородское ополчение было первым случаем в истории, когда народ сам пошел защищать государство.
Тема Нижегородского ополчения в творчестве нижегородских художников

«Воззвание Минина к народу» К. Маковского: история создания


Героические события 1611 года на протяжении многих лет вдохновляли художников на создание великолепных произведений искусства. В Нижегородском государственном художественном музее хранится одна из величайших исторических картин кисти К. Маковского «Воззвание Минина».
Константин Его́рович Маковский (1939-1915) избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов – начало, зачин, первый взрыв народного патриотизма.
Мысль о создании картины «Воззвание Минина» относится к 70-м годам XIX в, когда Маковский ещё учился в академии художеств. В Академии художеств предлагались темы из отечественной истории, в их числе и подвиг К. Минина. В начале 1870-х годов, в связи с неоднократным обращением нижегородцев возвести на его родине достойный памятник, Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович предложил художникам отразить также эту тему в живописи.
К. Маковский, зарекомендовавший себя как мастер многофигурной композиции, решился на создание большого исторического полотна. Но, после многочисленных неудачных попыток художник решил забыть о картине. В 1891 году произошло событие, которое нравственно потрясло К. Маковского: Репин впервые показал публике свое историческое полотно – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вдохновившись картиной Репина, Маковский решил снова попробовать написать картину на давно волновавшую его тему о воззвании Минина к народу.
В основу сюжета положены реальные факты, имевшие место в сентябре 1611 года.
Нет сомнения, что столь огромное в размерах полотно потребовало от художника большой подготовительной работы. В 1891 году Маковский приехал в Нижний Новгород и провёл здесь 3 года, делая подготовительные зарисовки. Здесь, на месте событий, Маковский читает многочисленные летописи, рукописные своды, всматривается в могучие древние башни кремля, старинные извилистые улочки, неповторимый пейзаж города. Всё это разбудило творческое воображение художника. Нижний Новгород преподнес Маковскому бесценный подарок – вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины. Художественная интуиция не обманула Маковского. Позднее историки доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Художник оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.

Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов – первый взрыв народного патриотизма. По замыслу художника полотно должно было быть масштабным, впечатляющим, соответствовать значительности самого события, изображаемого в картине.

Картина Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» — одно из самых знаменитых патриотических произведений России. Эта картина уникальна. Во первых, она является самым большим в России станковым полотном на тему отечественной истории, её размеры – 698х594 см. (около 40 м.кв. живописного полотна). Во- вторых, художник почти 20 лет обдумывал и 6 лет работал, прежде чем представить полотно зрителям. В — третьих, только портретно решенных героев в картине свыше сотни! Лишь К.Е. Маковскому удалось создать эпическое произведение, где в монументальных формах переданы массовость, размах и масштаб самого движения.

Для нижегородцев картина Воззвание Минина имеет не только художественную, но и историческую ценность, ибо в ней запечатлено героическое прошлое родного города. Впервые картина «Воззвание Минина» экспонировалась на Нижегородской 16-й Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставке (1896 год). Ввиду громоздких размеров картины пришлось выстроить специальный павильон.

Мнение критиков картины было неоднозначно. Критики отмечали, что рядом с сочными кусками – живопись вялая, скучная, бедная. Создается впечатление, что осталась в подмалевке, не прописана, не промоделирована вся груда приношений на первом плане, наиболее близком к зрителю, а, следовательно, и очень важном в смысловом отношении. Как будто писал ее другой художник, профессионально слабый и неумелый. Сложности оказались и в передаче планов. Художнику было незнакомо понятие цветовоздушной перспективы, которая бы объединила, связала всю композицию в единое пластическое целое, не нарушив ее цветоносности.

Историческую значительность Воззвания Минина хорошо понял М. Горький. Отвечая тем, кто слишком бранил картину, он заканчивает посвященный ей очерк такими знаменательными словами: «Хорошая картина! Быть может, она несколько тускла – в ней мало солнца, мало блеска… Не горит все это золото, серебро, ткани, главы церкви. Небо покрыто белыми легкими клочьями облаков, между ними всюду синева, но солнца мало… Зато жизни много».

В 1908 году полотно было приобретено Министерством императорского двора и подарено городу в связи с предстоящими торжествами в честь 300-летия династии Романовых и в ознаменование заслуг нижегородцев перед Отечеством. Картина находилась в здании городской Думы (Дворец труда) на центральной площади Нижнего Новгорода. Это затрудняло доступ к ней широкой публики. В 1971 году было принято решение о передаче полотна Художественному музею.

В 1972 году она была передана музею и экспонируется во втором здании музея, доме нижегородского городского головы – купца Д. Сироткина. Именно для экспозиции этой картины был пристроен отдельный зал.

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!