Дорогие друзья! 5 декабря исполняется 160 лет со дня рождения Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), художника, педагога и писателя. Русский живописец Константин Коровин (1861-1939) был одним из самых жизнерадостных русских художников. Все, кто любят и понимают живопись, любят русскую природу, не могут не любить живописи К. А. Коровина, Не могут, потому что он — сама живопись, олицетворение живописных начал творчества художника и именно той ее стороны, про которую В. И. Суриков говорил: “Колорист — художник. Не колорист — не художник”. Природа наделила его исключительным глазом колориста. Вот уж, действительно, живописец, милостью природы и от природы идущий. Что бы он ни писал: жаркое солнце юга или серенький денек нашей русской природы — везде, во всем его живопись соткана, если можно так выразиться, из драгоценнейших находок, заключающихся в точнейших и тончайших красочных соотношениях, характеризующих живое. Они-то, эти находки, и есть то самое зерно, благодаря которому зритель, как музыку, воспринимает поэзию зимы, прелесть свежего снега или тайну крымской ночи с ароматом роз, освещенных колеблющимся теплым светом свечей.
За свою долгую жизнь Коровин написал столько, сколько не написали бы десятки художников-“долгодумов”. Необычайно эмоциональный, нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор — весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, освещенные солнцем на фоне синего моря, провинциальная уличка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск с рыбными базарами, строем мачт рыболовецких судов, олени в тундре или русская тройка на фоне Крымских гор, Ницца или ночные огни Парижа… Во всем он находил поэзию правды живописи. Везде артист с “листа природы”, как музыкант с листа нот, играет свою красочную симфонию. Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника.
Видеовернисаж. Живопись, как музыка. Подготовила: Остапенко Виктория Игоревна, зав. сектором читального зала
Певец радости Константин Коровин
22 апреля5,5 тыс. прочитали
Константин Коровин, пожалуй, один из самых жизнерадостных и многосторонних русских художников. Живописец, театральный декоратор, архитектор, художник прикладного искусства, писатель, педагог — он, кажется, обладал всеми мыслимыми и немыслимыми талантами. И, что поразительно, почти во всем добивался успеха.
Константин и Сергей Коровины, 1860-е
Ранние годы
Константин Коровин родился в 1861 году. С детства мальчика окружали художники. Его дед, купец Михаил Емельянович Коровин, любил искусство и покровительствовал живописцам. Мать и отец неплохо рисовали. Часто в гости заходил художник Илларион Прянишников, будущий учитель Коровина. Он переворачивал стол и устраивал мальчику фрегат «Паллада», на котором они вместе «отправлялись» к мысу Доброй Надежды. Константину так нравились эти игры, что однажды он подговорил свою сестру Варю Вяземскую отправиться искать этот самый мыс. Дети проблуждали по городу целый день и под вечер попали в полицейский участок.
После смерти деда отец художника разорился. Семья переехала жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Днями напролет он пропадал в ближайшем лесу — Лосином Острове. Скоро ему подарили ружье, и Константин пристрастился к охоте. Это увлечение и вместе с тем любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.
«За чайным столом», Константин Коровин, 1888 год
Учеба, поиск себя и знакомство с Левитаном
«Чтобы выучиться рисовать, нужно рисовать людей», — сказал как-то Коровину его брат Сергей, студент Московского училища ваяния и зодчества. И Константин тотчас принялся за портрет своего друга Дубинина. «Я мучил его ужасно. Да еще и хотелось написать его собаку Дианку», — вспоминал художник. Казалось, написать портрет было совершенно невозможно. — «Дианка вертелась, Дубинин ворочал головой во все стороны. Портрет не удался, но Дубинину понравился». Он говорил: «Картина хороша, только усов у меня эдаких нет. Чего же усы-то сделал рыжие, а у меня усы-то черные. Ты черной краской делай». Чтобы доставить другу удовольствие, Коровин сделал черные усы и добился полного восхищения модели.
Однажды Сергей Коровин показал работы Константина своим преподавателям — Василию Перову и Алексею Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату: «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится — поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен». Тем не менее Константин Коровин стал самым младшим студентом Училища ваяния и зодчества. Среди учителей были лучшие художники того времени: Саврасов, Перов, Прянишников, братья Павел и Евграф Сорокины, Поленов, Маковский.
«Северная идиллия», 1892 год
Левитан и Коровин стали близкими друзьями. Исаак Левитан — один из немногих, кто сразу оценил и похвалил его необычную живопись. Вместе они ходили писать этюды в окрестностях Москвы, получали медали за лучшие работы. В своих мемуарах Коровин вспоминает, что после вручения художники сразу поехали к Антону Чехову. Чехов посмотрел на медали и сообщил, что они «не настоящие». На настоящих было бы ушко, чтобы носить, а «это все — ерунда, обман. Вот у городового — другое дело».
Довольно рано Константин Коровин нашел собственный почерк — яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической четкости. В своих искрометных мемуарах художник вспоминает, что далеко не все его понимали, а многие и откровенно недолюбливали. Однако после беглого сопоставления некоторых фактов и воспоминаний о самом Коровине возникает стойкое ощущение кокетства великого мастера. Известно, что Василий Перов приводил учеников старших классов, часто людей довольно зрелых, смотреть, как работает Коровин. А некоторые преподаватели даже обращались к нему за советом, как закончить картину.
Портрет Константина Коровина кисти Валентина Серова, 1891 год
Душа компании
По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем и душой любой компании. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, веселый нрав — все это заставляло окружающих с первых минут знакомства испытывать к нему глубокую симпатию. Об этом вспоминал и художник Михаил Нестеров. Если Коровина приглашали в старинную усадьбу, то там он влюблял в себя всех, от чопорных старух до «тургеневских» дворянских девушек, «рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою». Если звали ставить спектакль, «кордебалет и хор поголовно влюблены были в Костю. За кулисами только и слышно было: «Костя, Костя, Костя»».
Полюбил его и знаменитый меценат Савва Мамонтов, пригласивший художника работать в своей знаменитой Частной опере. Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым создавали оперы «Аида» и «Снегурочка». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с Оперой Мамонтова дало возможность художнику «стать меценатом самому себе» – писать то, что захочется, и не думать о сроках. Тогда же, в середине 1880-х годов, Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг Коровина — Валентин Серов.
Савва Мамонтов играет на рояле Илье Репину, Василию Сурикову, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому
Они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников написано множество искусствоведческих статей, а о дружбе двух гениев в мемуарах вспоминал сам Коровин. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля. Серов и Коровин (в шутку их называли «Серовин» и «Коров») по приглашению Саввы Мамонтова отправились в путешествие на север. Итогом поездки стали не только великолепные картины, сыгравшие значительную роль в знакомстве России и всего мира с культурой Крайнего Севера. Собранный материал пригодился при оформлении павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Позже опыт подобной работы был повторен и расширен Константином Коровиным во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.
За панно для парижской выставки Константин Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Интересно, что десять панно остались в собственности Саввы Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, где входили в контекст шехтелевского интерьера. Таким образом знаменитый меценат пытался воплотить в Москве мечту — украсить вокзалы российских городов картинами лучших отечественных художников.
В 1961 году во время очередного ремонта панно демонтировали и передали Государственной Третьяковской галерее. Четыре из них были представлены на ретроспективной выставке художника в 2012 году.
Константин Коровин, 1893 год
Мир искусства
В 1890-х годах произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым. «Я увидел — Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал «Мир искусства». Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», — вспоминал Коровин. Художник также пожертвовал 5000 рублей из собственных сбережений и «выпросил еще 12000 у Саввы Мамонтова» на издание журнала. Вплоть до 1903 года он будет активным участником выставок журнала «Мир искусства». В 1899 году Коровин начал педагогическую деятельность в школе Елизаветы Званцевой, а с 1901-го вел совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое некогда сам окончил. Приходил на службу Коровин не чаще нескольких раз в месяц, но каждое его появление становилось для студентов праздником. А среди них в разное время были Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Борис Иогансон и многие другие, в будущем знаменитые живописцы.
«Пирс в Гурзуфе (Пристань в Гурзуфе)», 1914 год
Несмотря на очевидные успехи и появление многочисленных обожателей, критики часто обрушивались на художника. В конце жизни Коровин вспоминал, что главным ругательством в то время было обвинение в «декадентстве». Хотя каждый критик вкладывал в это понятие что-то свое. А однажды живописца вызвали на допрос в Министерство внутренних дел, где потребовали объяснить, «в чем разница между социализмом и импрессионизмом». Тем не менее Владимир Теляковский, затеявший реформировать Императорские театры, предложил Константину Коровину стать главным художником. Здесь мастер столкнулся не только с нападками прессы, но и с открытым саботажем актеров. Первой постановкой стал балет «Дон Кихот». Танцоры рвали на себе новые пачки, а маляры подкладывали в краски соль, чтобы те не сохли. Коровин не растерялся, купил себе револьвер и приходил в театр, заткнув его за пояс. Сегодня без преувеличения можно утверждать, что Коровин внес весомый вклад в развитие русского театрального искусства. Особенно вдохновляли художника оперы на сказочные и исторические темы: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой Петушок», «Князь Игорь», балеты «Аленький цветочек», «Саламбо», «Конек-Горбунок».
К сожалению, декорации и костюмы Коровина не сохранились. Значительное количество погибло во время пожара в хранилищах Большого театра в 1914 году. Однако в начале 1980-х годов на одном из парижских аукционов были приобретены декорации оперы «Золотой Петушок», созданные по эскизам художника уже в 1934 году для театра французского города Виши Григория Раисова. Сегодня они хранятся в Театральном музее имени Бахрушина в Москве.«Россия.
Ностальгия», 1930-е
Консультант по маскировке
Успел Константин Коровин побывать и на военной службе. В годы Первой мировой войны его призвали в действующую армию консультантом по маскировке. Кратковременная поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца. В письме к управляющему конторой Императорских театров в Москве Владимиру Теляковскому он писал: «…здесь столько интересного, что я удивляюсь, отчего здесь нет художников». Увиденные им ужасы и страдания навсегда остались в его душе, о чем можно заключить по рассказу «Колька». Февральскую революцию Константин Коровин встретил с воодушевлением. В честь победы революции им поставлены в Большом и Малом театрах «живые картины» «Освобожденная Россия». Он активно занялся общественной деятельностью, участвовал в митингах, руководил Советом художественных организаций, был избран членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве и одновременно — членом художественно-просветительной комиссии при Московском совете рабочих депутатов. Он участвовал в реорганизации МУЖВЗ и Строгановского училища в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ).
«Париж», 1933 год
Однако со временем интерес к художнику стал падать, звание «академик» ничего не значило, картины не признавали критики. Ухудшалось и самочувствие его сына Алексея. В 1922 году он получил разрешение на выезд за границу. Там живописец участвовал в выставках русских художников, оформлял редкие театральные постановки. В последнее десятилетие открыл в себе литературный талант и написал интереснейшие мемуары и рассказы.
Скончался Константин Коровин 11 сентября 1939 года и был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сент-Женевьев де Буа.
Константин Коровин с собакой, 1933 год
Увидеть вживую картины Константина Коровина вы можете в основных экспозициях Третьяковской галереи и Русского музея. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние дружеские и партнерские отношения. Ссылка на размещенный материал: https://zen.yandex.ru/media/vtbstrana/pevec-radosti-konstantin-korovin-608151746f9a7c4d10570c58
СПАСИБО, ЧТО БЫЛИ С НАМИ! ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ НА НАШЕМ БЛОГЕ!