Дорогие друзья! Сегодня наше мероприятие посвящено одному из самых любимых праздников в народе, который называется Масленица. Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения: понедельник — «встреча» вторник — «заигрыши» среда — «лакомка» четверг — «разгул», «перелом» пятница — «тещины вечерни» суббота — «золовкины посиделки» воскресенье — «прощенный день». Вся же неделя именовалась «честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица». Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины.
Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад.
Живописцы любили изображать на картинах праздники. Масленица не была исключением. В коллекциях различных галерей и музеев хранятся колоритные работы мастеров прошлого, которые могут многое рассказать о том, как народ провожал зиму и встречал весну.
Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка» (1891)
Картина носит название старинной зимней забавы, в которую играли в последний день Масленицы в Сибири. И хотя мы видим веселящийся народ, игра в былые времена нередко заканчивалась травмами.
Суриков неспроста запечатлел эту забаву. В детстве он часто наблюдал за взятием городка в родном Красноярске. Героями картины стали знакомые и родные живописца, с них он писал персонажей.
Впервые «Взятие снежного городка» увидели на 19-й передвижной выставке. Через восемь лет холст приглянулся Владимиру фон Мекку, который купил его за 10 000 рублей. В 1908 году масштабную работу приобрели для Русского музея, ныне Государственного русского музея, где она до сих пор и находится.
Борис Михайлович Кустодиев «Масленица» (1916)
Художник писал это знаменательное полотно будучи больным. Мучительные боли приковали его к инвалидному креслу и не давали работать. В этом свете удивительно, как Борису Кустодиеву удалось создать это жизнерадостное и колоритное полотно.
Картина «Масленица» — это живописное доказательство того, как шумно и весело раньше встречали весну в провинциальных городах. Народные развлечения включали катания на санях и каруселях, участие в соревнованиях и гуляния на ярмарках. Трескучий мороз при этом не мешал людям веселиться до позднего часа. И пусть это собирательный образ — художник, в силу болезни, не мог писать с натуры, — настроение праздника он передаёт точно.
Посмотреть на «Масленицу» Кустодиева можно в Третьяковской галерее. В Русском музее находится копия работы, также написанная именитым живописцем.
Масленица Бориса Кустодиева. Подготовила: Балакирева Татьяна Анатольевна, зав. сектором читального зала
Пётр Николаевич Грузинский «Масленица» (1889)
П. Н. Грузинский знакомит нас с популярной праздничной забавой — ездой на тройке. Обычно она приходилась на четверг и воскресенье масленичной недели. Девушки и юноши в эти дни надевали яркие одежды, чтобы произвести впечатление друг на друга, и садились по саням.
С этой традицией связаны разные народные поверья. Например, раньше считали: чем быстрее мчатся кони, тем урожайнее будет год. Судя по следам на снегу, тройки Грузинского предрекают очень богатый урожай.
Картина передаёт праздничность и торжественность момента, несмотря на небо, затянутое тёмными облаками. Погода не смущает и народ, который вышел из дома и наблюдает за происходящим.
Масленица. Ровная Ирина Николаевна, библиотекарь читального зала
Рудольф Фёдорович Френц «Масленица» (1903)
Совсем другая по настроению Масленица получилась у Рудольфа Френца. О праздничной атмосфере говорят только улыбающиеся лица мужчины и женщины в санях. В остальном показана неприглядная жизнь в глубинке, лишённой дорог.
Леонид Иванович Соломаткин «Ну и Масленица!» (1878)
Из-под кисти Л. И. Соломаткина вышла колоритная и задорная масленичная картина. Её композиция проста и знакома многим: низкие деревянные избы рядами выстроились друг напротив друга, сбоку видна церковь. Обычный деревенский пейзаж, раскрашенный яркими одеждами местных жителей. Центром притяжения стала ледяная горка, без которой не обходились масленичные гуляния.
На работе Соломаткина есть за кем наблюдать. Возле дома бурно обсуждают последние новости, толпа у горки потешается над скатившимися кубарем людьми. Вот только фигуры вышли у художника пластилиновыми. Кажется, что это кадр из детского мультфильма. Секунда — и деревня оживёт.
Широкая масленица. Воробьева Ангелина Валерьевна, ведущий библиотекарь читального зала
Константин Егорович Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869)
Если вы хотите узнать, как гуляли Масленицу в конце XIX века, посмотрите на картину К. Е. Маковского. На ней присутствуют люди разных сословий, пришедшие на излюбленный праздник. Создаётся впечатление, что на полотне гуляет весь Петербург. Все собрались на площади, чтобы встретить весну.
В этой статье не хватает фамилий других художников, которые обращались к теме Масленицы. Много среди них современных живописцев. Интересно, что их картины по степени весёлости и радости не уступают работам столетней давности, а значит, излюбленный праздник русского народа продолжает вдохновлять и объединять людей.
Масленица пришла. Селина Лина Анатольевна, зав. читальным залом
Предлагаем вам кроссворд по теме «Масленица»
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!
Мероприятие подготовили:
Селина Л.А., зав. читальным залом
Балакирева Т.А., зав. сектором читального зала
Воробьева А.В., ведущий библиотекарь читального зала
Ровная И.Н., библиотекарь читального зала