Дорогие друзья! Наша театральная гостиная «Максим Горький на подмостках ростовской сцены» посвящена Международному дню театра в рамках проекта «Максим Горький и Ростов-на-Дону», а также к 90-летию присвоения театру имени Горького. Театр, улица, парк, библиотека в нашем городе носят имя Горького. О том, когда, как и зачем это было вы узнаете из нашего мероприятия.
Мероприятие адресовано широкому кругу читателей. В нем собраны сведения о знаменитых русских артистах, принадлежавших к различным актерским школам и к разным поколениям, а объединяет их замечательный талант, любовь к творчеству Горького, благодарность восторженных зрителей. Посетив трижды наш город, М. Горький навсегда остался в памяти горожан. Его визиты стали настоящим событием, неотъемлемой частью истории города. Его имя носит Центральная городская библиотека, старейший парк культуры и отдыха Ростова-на-Дону, одна из центральных улиц Ростова-на-Дону. И, конечно же, Драматический театр имени Максима Горького, который с самого своего рождения объединил выдающихся представителей множества творческих профессий: режиссеры А. Таиров, Ю. Завадский, актеры Р. Плятт, Н. Мордвинов, В. Марецкая, театральные художники М. Виноградов, Ю. Пименов, М. Сарьян, композиторы А. Артамонов, В. Шебалин, писатели М. Шолохов, К. Тренев и др.
«Прогулки у драмтеатра». Выпуск 1. Довоенный период театра драмы им. М. Горького
Так все начиналось
В 1932 г. наша страна широко отметила 40-летие литературной деятельности М. Горького. 26 сентября в Ростове в помещении театра (на его месте сейчас стоит наш красавец цирк) состоялось торжественное заседание, посвященное этой важной дате в горьковской биографии. Театр в этот вечер не мог вместить всех желающих, билеты распространялись на фабриках и заводах, приглашались передовики производства. Прозвучал доклад о творчестве Горького, затем артисты Большого (так его тогда называли) Ростовского театра исполнили отрывки из его произведений.
В Ростове в эти годы возводилось здание театра на площади, которую мы сейчас зовем Театральной. Зданию суждено было стать знаменитостью, архитектурным достоянием города. И суждено ему было носить имя Максима Горького. На торжественном заседании 26 сентября 1932 г. Ростсовет постановил: «В связи с 40 – летием литературной деятельности М. Горького принять предложение Союза писателей и присвоить строящемуся театру его имя». В музее театра сейчас бережно сохраняется вырезка из газеты, посвященная тому знаменательному вечеру. Странное и трепетное чувство испытываешь, когда касаешься этого листка, где запечатлена атмосфера того далекого события. Как ощущается эта волна искренней любви к великому писателю.
Имя Горького впервые прозвучало в наших краях очень давно. В 1902 году коллектив городского театра Нахичевани поставил спектакль по мотивам романа «Фома Гордеев». Пресса отозвалась о спектакле крайне неодобрительно. Труппа была довольно сильная, но спектакль вышел очень неслаженный. Так что настоящая встреча ростовцев (так тогда называли ростовчан) с героями Горького на сцене произошла несколько
позже, когда ростовская драма поставила «Мещан». Ростовский драматический театр до его встречи с М. Горьким и в качестве драматурга и в качестве человека, давшему ему имя, имел долгую историю. О ней имеет сказать несколько слов.
Первый театр в нашем городе появился в Городском саду в 1940 г. Это был деревянный сарай, построенный на деньги купца Садомцева. В 1862 г. купец К.М. Гайрабетов строит довольно большой (но опять — таки деревянный) театр, который стал называться гайрабетовским. На его месте сейчас роскошное здание Государственной Думы. В Ростове появляется более или менее постоянная труппа.
Все изменилось, когда в 1883г. табачный фабрикант Асмолов В.И. построил первое каменное (и очень красивое!) театральное здание в Ростове. А режиссером в театр был приглашен артист Казанского театра Н.Н. Синельников. Сорок лет его творческая деятельность была (правда, с перерывами) была связана с Ростовом. Можно без преувеличения сказать, что этот человек создал в Ростове настоящий театр. В 1902 году Синельников по семейным и материальным обстоятельствам покинул Ростов (он еще не раз сюда вернется), и в асмоловском театре обосновался антрепренер С.И. Крылов. С его именем связано появление на ростовской сцене пьес Максима Горького.
24 октября 1902 года состоялась премьера горьковских «Мещан». Зал заполнила трудовая интеллигенция и рабочие. Крылов, конечно, рисковал, ставя пьесу опального автора. Но он знал, что делал. Сборы были огромными. «Мещане» при аншлаге прошли 13 раз. У Крылова была задача и сборы сделать, и с властями не рассориться. В день рождения Николая второго перед поднятием занавеса он организовал исполнение царского гимна.
Надо заметить, что пьеса «Мещане» была практически одновременно, в том же 1902 году, поставлена и во МХАТе. А перед премьерой В.И. Немирович – Данченко целый день ездил на извозчике. Он побывал и у губернатора, и в полицейском управлении, и в цензурном комитете. Только к вечеру постановка спектакля была разрешена.
Но вернемся в вечер ростовской премьеры. Во время действия в зал неожиданно полетели листовки с одной единственной фразой: — «Да здравствует Максим Горький», а на галерке слышались и «Варшавянка» и «Марсельеза». Успех «Мещан» в Ростове городских властей, конечно, не обрадовал, но пресса старалась быть объективной.
Газета «Приазовский край» не сочувствовала революционному движению, но отметила, что «публика прослушала пьесу с большим вниманием, а режиссера и актеров вызывали без конца». А по содержанию пьесы газета написала так: «Отживающее отживает, это неизбежно, но уже на опушке старого леса показались крепкие могучие побеги новой поросли – и Горький рисует их». Критика отметила отличную игру актеров, особо выделив артиста Л.М. Добровольского, создавшего образ Нила. Демократические зрители после 4 — го представления «Мещан» послали телеграмму М. Горькому со словами благодарности и поддержки.
13 февраля 1903 года С.И. Крылов поставил вторую пьесу М. Горького «На дне». Разрешение на спектакль он получил лишь за 5 дней до премьеры. Интересно, что премьера прошла почти снова одновременно с мхатовской. МХАТ давал «На дне» 18 декабря 1902 г., а ростовский театр через 2 месяца. Цензурный комитет дал добро МХАТу на постановку не без тайного умысла. Решили, что пьеса провалится. Молодой демократический театр не всем был по нраву. В Ростове исходили, очевидно, из тех же соображений. Надежды не оправдались в обоих случаях. Успех спектакля во МХАТе стал легендой в истории русского театра, в Ростове «На дне» следует отнести к самым удачным постановкам по трактовке пьесы режиссером П.П. Ивановским и по актерскому исполнению Я.В. Орлова (Васька Пепел), В.О. Степанова (Лука), Г.Б. Кудрявцева (Бубнов), В.Ю. Вадимова (Сатин).
И все – таки самым главным виновником успеха стала драматургия М. Горького. Таких героев на сцену еще никто не выводил. Зрелище необычайное. Люди сведены до положения социальных нулей. Похоже, что раз и навсегда. Это страшно, и Горький этого не скрывает. Но не скрывает он и того, что это дно, этот подвал, эти нары – еще не самое страшное. А самое страшное – люди эти навсегда лишены творческого начала. Им никогда не украсить землю своим трудом, своими делами. Идеал Горького – это человек – творец, а не только сытый. «Человек выше сытости».
Еще одно яркое событие. 27 января 1905 года была назначена премьера пьесы «Дачники». Газета «Приазовский край» отмечала: «Был занят публикой даже оркестр. Исполнение было дружное и старательное». Однако на следующий день спектакль был запрещен. Почему? Об этом мы узнаем уже из столичной прессы: «Спектакль затянулся до двух часов ночи. Играли при освещенном зале. С галереи во время третьего акта полетели в публику какие – то листочки. То были не традиционные разноцветные бумажки (со словами признательности публики артисту или актрисе), и это не были программы спектакля». А были это прокламации революционного содержания. Спектакль задержался, потому что полиция начала по галерее повальный обыск и разрешила продолжить представление после перерыва только при ярком свете люстр. Градоначальник запретил играть пьесу «Дачники» на ростовской сцене, а для гарантии запретил и шекспировского «Дон «Карлоса», т.к. усмотрел неблагонадежность Маркиза Поза».
Следующая пьеса М. Горького «Дети Солнца» увидела свет рампы 19 ноября 1905 года, накануне декабрьского восстания. В городе было неспокойно. Многие обыватели поспешили покинуть театр, не досмотрев пьесу до конца. Крылов был прежде всего коммерческим антрепренером.
Рисковать и дальше своим положением и иметь неприятности с горьковскими пьесами он не хотел. Решил делать сборы со спектаклями типа «Марсельская красотка» и «Губернская Клеопатра». Уважающие себя мастера сцены стали покидать его труппу, театральная репутация города зашаталась.
«Прогулки у драмтеатра». Выпуск 2. Довоенный период театра драмы им. М. Горького
Но тут прошло еще одно судьбоносное для ростовского театра событие. Театр взял в аренду Н.И. Собольщиков – Самарин. Он был вторым после Синельникова, кому мы обязаны становлением ростовского театра. Ему в ту пору было 40 лет, был он известным на всю Россию актером. Образцом был для него Московский Художественный театр. Лучшей аттестации быть не может. Собольщиков был убежден, что театр – это большая школа жизни, поэтому на сцене и должна быть подлинная жизнь. Горьковские пьесы как раз и постигали и преподносили людям науку жизни. Но, к сожалению, выдающемуся режиссеру не удалось украсить репертуар пьесами Горького. Собольщиков работал в Ростове в годы реакции после поражения революции 1905г. и смог поставить только одну пьесу Горького – «Вассу Железнову» (1907г.). Прошло 7 лет, разразилась империалистическая война 1914 г., Собольщикова в Ростове уже не было. Репертуар театра держался на псевдопатриотических пьесах на военные темы. Героев пьес Горького 4 года не будет на сцене. И только в 1918 г. для участников первого съезда Советов Донской республики будет сыграна пьеса «На дне». Сыграет ее вновь созданный драматический театр – «кооператив сценических деятелей».
17 марта 1920 года вышло постановление о национализации ростовского театра. Он получил имя Луначарского. Художественным руководителем был назначен Синельников. На афишах появились названия пьес Островского, «Ревизор» Гоголя, «Коварство и любовь» Шиллера. И самое главное – 23 марта 1920 г. прошла пьеса Горького «Враги», раннее запрещенная цензурой. Впервые пьеса была поставлена за рубежом, в Берлинском театре.
28 ноября 1920 г. – печальный день для театральной биографии Ростова. Сгорело до основания здание асмоловского театра. В огне погибло имущество, накопленное за 40 лет. Потрясенный Синельников, уже к этому времени пожилой человек, не смог дальше продолжить работу. Вернется он на ростовскую сцену в 1924/25 г.г., когда театр им. Луначарского вновь перейдет в ведение кооперативного коллектива и его пригласят в качестве руководителя. Спектакли будут идти на различных клубных сценах. Это было время НЭПа, пьесы Горького на сцене не игрались. Но отметим тот факт, что в труппе появились молодые актеры: Г.Е. Леондор, И.А. Швейцер, а в последствии А.А. Никитин, которые на долги годы станут украшением ростовской сцены.
25 октября 1929 г. северо — кавказский крайисполком утвердил решение горсовета о строительстве в Ростове нового театрального здания. Вот мы и подходим к тому знаменательному событию 1932 г., когда ростовскому театру было решено присвоить имя М. Горького. В эти годы художественным руководителем становится В.Б. Вильнер. И как очень значительное событие пресса отмечает в сезоне 33/34 года постановку пьесы «Егор Булычев и другие». Пьеса написана в 1931г., постановка идет, что называется по горячим следам. Это была удача, спектакль большой художественной силы. Перед зрителями предстали живые люди с четко очерченными характерами. Высоко оценила критика исполнение артистом К.Г. Лаврецким роли Егора Булычева. Старого хищника Василия Достигаева создал с присущим ему мастерством Г.Е. Леондор. Вслед за «Егором Булычевым» театр поставил пьесу «Достигаев и другие».
«Прогулки у драмтеатра». Выпуск 3. Довоенный период театра драмы им. М. Горького
День открытия нового здания театра – 29 ноября 1935 года. Это был поистине праздник. «В двери театра непрерывно лился людской поток. Гостей встречали расцветшие вверху матовым светом, как огромные букеты белых хризантем, монументальные колоны вестибюля. Светом — радостным и спокойным – залито все огромное здание. Строители сегодня сдавали свою работу самому придирчивому приемщику – хозяевам театра.
Но придраться было не к чему». Далее театр зажил обычной театральной жизнью. Роли, репетиции, спектакли. Публика заполняет зал до отказа.
А в 1936 г. происходит очень важное событие – приезд в Ростов для длительной работы труппы Ю. Завадского. Старожилы до сих пор вспоминают об этом с восторгом. Еще, бы! Что ни имя, то легенда. Сам Завадский, Мордвинов, Марецкая, Плятт (кстати, уроженец Ростова). Из состава ростовской труппы к москвичам присоединились П.И. Леонтьев, Г.Е. Леондор, А.М. Максимов, Е.Ф. Федоров, Е.Д. Саладина, И.А. Швейцер. Завадский составляя репертуар, уделил большое внимание драматургии Горького. «Горького играть трудно, потому что он показывает людей, обнажая их глубочайшие, сокровенные переживания. От актера он требует настоящей, глубокой духовной культуры», — писал режиссер. Премьера «Врагов» состоялась в марте 1937 г., а через 6 месяцев театр показал первенца горьковской драматургии – пьесу «Мещане». Зрители были покорены. Критика назвала спектакли замечательными. «Просто, благородно, убедительно, с величайшим вниманием к самой сущности горьковского искусства театр разыгрывает сложнейшую партитуру пьес, построенных на внутреннем движении характеров».
«Прогулки у драмтеатра». Выпуск 4. Военный период театра драмы им. М. Горького
Многие планы театра были перечеркнуты войной. И сам прекрасный Дворец искусства был взорван, сожжен, напоминал раненого солдата. К счастью рана не была смертельной. Ростовчане не знали, что театр они восстановят. А пока спектакли шли в помещении нынешней филармонии.
В 1946 г. труппа с большим творческим вдохновением готовила спектакль «На дне». Успех постановки стал событием в театральной жизни. С большим мастерством показал А.А. Никитин своего Ваську Пепла. Тут и молодецкая удаль, и озлобленность, и ненависть, и теплая задушевность. Властной и хитрой показала красавицу Василису А.М. Чупрунова. Образ
Актера с большим внутренним драматизмом создал А.Г. Штейн. Как обычно, превосходно исполняли свои роли артисты Г.Е. Леондор (Лука) и Ю.А. Ванновский (Сатин).
Максим Горький не исчезает из репертуара театра в послевоенные годы. В 1952 г. вновь будут поставлены «Дачники» и «Враги». Вот только многие актеры будут играть уже другие роли. Так, Г.Е. Леондор в прежней постановке играл генерала Печенегова, а на этот раз – Захара Бардина.
В 1955 г. театр готовит к постановке пьесу, до сих пор в Ростове ни разу не шедшую. Это пьеса «Зыковы». Критика посчитала эту постановку свидетельством зрелой актерской мысли театра. Спектакль был создан убедительный, видна была чисто горьковская ненависть к миру стяжательства. Антипа Зыков – лесопромышленник, обладатель большого капитала. А вот на сердце у него мрачно. Не испытывал он никогда душевной радости, кроме, впрочем, одной – радости купли – продажи. И вот в его жизни появляется Павла, простая и добрая, говорит все правильные слова. Антипа тянется к ней, но его постигает разочарование. Павла оказывается ханжой. Проповедует любовь, а сама не способна никого любить. Случайно или нет, но пьеса «Зыковы» была поставлена в год столетия со дня рождения А.П. Чехова.
В том же 1955 г. театр ставит пьесу Чехова «Платонов». Ранняя пьеса, много в ней еще недостатков, о которых прекрасно знал и Чехов. Но его мысль о неустроенности жизни, о подмене поступков пустыми разговорами режиссеру и актерам была понятна, и они смогли ее сделать понятной и для зрителя. Сближение двух авторов в юбилейный год Чехова, думается не простые совпадения. Их связывали дружба, их связывало неприятие того, что уродует человеческую жизнь. У Чехова это мир пошлости, у Горького — мир мещанства. Горький восхищался «Дядей Ваней», а Чехов считал большим достижением пьесу «Мещане». Оба они считали трагичным, если творческое начало в жизни человека заживо погребено.
Ростовский театр стремился ставить и такие пьесы Горького, которые не имели широкой известности. Так в 1957 г. был поставлен спектакль по пьесе «Трое». Причем, поставил актер А.А. Никитин. Из года в год творческий коллектив театра крепнет, ему под силу самые сложные постановки.
В день двадцатилетия освобождения Ростова от фашистов (14 февраля 1963 г.) было восстановлено здание театра им. М. Горького. 16 марта 1963 г. в нем состоялась премьера горьковского спектакля «Варвары». Эта пьеса была показана и в Москве во время летних гастролей. К столетию со дня рождения Горького театр дал большую премьеру. Спектакль по пьесе «Последние» это единственная пьеса Горького, посвященная дворянству, оно уходит с исторической сцены. Это показано в картинах жизни семьи полицейского Коломийцева. Критика высоко оценила спектакль, отметив великолепную игру А.А. Мальченко, Е.А. Кузнецовой, С.Ф. Зайцевой, Б.А. Немыкина. « И постановщик заслуженный деятель искусств РСФСР М.М. Ваховский, и художник заслуженный деятель искусств РСФСР И.С. Григорьев, и участвующий в спектакле коллектив актеров сумели верно, донести до зрителя идеи и образы горьковской пьесы, создав интересный спектакль, имеющий большое познавательное значение». На сцене театра Горького «Последние» пройдут еще и в 1980 г. в постановке ныне известного московского режиссера Юрия Еремина. В течение 10 лет он работал в Ростове и, как признался в одном из интервью: «Ростову я обязан всем». Спектакль получился ярким и талантливым, как, впрочем, и все спектакли Ю. Еремина. Надо вообще отметить стойкий интерес режиссеров к этой пьесе. В 2000 г. ее ставит театр – студия О. Табакова, а в 2007г. премьра пройдет в Московском театре им. Гоголя.
В Ростове же драматургия Горького выдерживает длительный антракт. Ни много, ни мало, а практически четверть века. Только в 2006 г. главный режиссер, народный артист России Николай Сорокин, поставит пьесу «Васса Железнова», одну из самых знаменитых пьес. Критика единодушно отнесла спектакль к числу больших удач. Во многом этому способствовал тогда подбор актеров. В рецензиях отмечается, что Васса в исполнении Н. Гординской не увлекает – потрясает, сразу и до конца. С. Власов в роли Прохора Храпова не просто нравится – приводит в восторг. А.И. Богодух в роли Железнова сумел в одной (!) сцене сделать невероятное – создать колоритнейший образ.
«История сильной женщины, «железной леди», оказалась вдруг необычайно современной, Фабула пьесы вполне жизненная. Дают ли сила и деньги счастье? Как чувствует себя Васса Железнова в вечной борьбе не на жизнь, а на смерть за свои деньги, за крепость своего дома?» «Режиссер и актеры сумели — таки найти современное отражение классической пьесы. Максим Горький вернулся на горьковскую сцену. И это можно расценивать как событие». Мы, сегодняшние зрители, можем от души порадоваться за наш прекрасный театр, в который мы можем прийти в любой момент.
Темнеет зал. Идет бесшумно занавес,
Смычки сейчас разбудят тишину,
И мы с тобой войдем, товарищ, заново
В страстей и образов прекрасную страну.
Страсти и образы в горьковском творчестве далеко еще не исчерпаны на сцене.
Знаменитые актеры в горьковских пьесах на сцене Ростовского Академического театра драмы имени Максима Горького и других российских театров
Станиславский, Константин Сергеевич
Константин Сергеевич Станиславский, настоящая фамилия — Алексеев (родился 17 января 1863, 5-го по старому стилю в Москве; умер 7 августа 1938 года там же) — выдающийся актер, режиссер и педагог, создатель современного театрального искусства. «Я актер по природе»,- говорил о себе Станиславский. Его родители, принадлежавшие к богатым и передовым слоям московского общества, обожали театр. Станиславский и Немирович-Данченко — создатели легендарного МХАТа. Они познали триумф, поставив пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры. В 1902 году Чехов познакомил Станиславского с Горьким. В 1902 году во МХАТе ставят «Мещан», где впервые на сцене появляется новый герой – простой рабочий. И в том же 1902 году ни с чем несравнимый успех пьесы «На дне». Совершенно новая драматургия. Как найти нерв пьесы, чтобы от нее пошел электрический ток? Станиславский понимал, что главное – это выразить мысль, которой захвачен каждый персонаж пьесы. Каждый персонаж пришел на сцену не для того только, чтобы показать кто он и как живет, не для того лишь, чтобы страдать от неустроенной жизни, не для того, чтобы обнаружить себя в качестве босяка или странника, или актера, или городового. Он пришел на сцену с мыслью о том, как ему дальше жить и что делать, он хочет получить ответ на коренные вопросы жизни. Если ставить
пьесу так, то и зритель будет вовлечен в эти размышления и, то же будет делать выбор. В пьесе «На дне» Станиславский создал образ Сатина — одно из лучших своих творений на сцене. Крупнейший актер, он своим темпераментом внес столько жизни и огня в этот образ, что его можно охарактеризовать словами: «Свобода во что бы то ни стало».
Москвин, Иван
Иван Москвин родился в Москве 6 (18) июня 1874 года. В 1893 году поступил в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (драматический класс В. И. Немировича-Данченко). Молодым человеком, в 28 лет, он сыграл роль Луки в горьковской пьесе «На дне». Вопреки указаниям Горького, он создал своего Луку, выделяя его доброе человеческое начало, способность сострадать. Москвин увидел в его утешительной лжи попытку пробудить в людях желание выбраться со дна жизни. Трактовка Москвина стала преобладающей на русской сцене.
В 1936—1940 гг. — актёр Ростовского театра драмы им. М. Горького.
В 1930 г. был избран членом дирекции и ответственным секретарем по художественной части. С этого же года занимался режиссурой. Очень урожайным стал Ростов для Москвина. Он сыграл там Ярового, пушкинского Дон Гуана, Тиграна, Карла Моора, Петруччо, Отелло! Ростовская сцена его окрыляла, ему вольно дышалось на ней: она требовала звучного голоса, широкого жеста, открытого темперамента – всего, что он любил и находил в своих данных и своем ростовском репертуаре.
Книпер – Чехова, Ольга Леонардовна
Родилась 21сентября 1968 г. – 22 марта 1959г. в семье инженера. По окончании Музыкально – драматического училища была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра. Актриса неповторимой индивидуальности. Создала множество самых разных образов в пьесах Горького, Ибсена, Грибоедова, Гоголя, Мольера, Тургенева, Достоевского, Льва Толстого. В начале 20 — го века она была некоронованной королевой МХТа. Она не просто играла, а жила на сцене. Впрочем, играла именно так, как учил великий Станиславский. Образованная, интеллигентная, скромная, с тонким чувством юмора, с интересной внешностью – она всегда была в центре внимания. И еще в ней чувствовалось внутреннее благородство, а интеллигентность ее поведения стала одной из легенд МХАТа. Судить о ее способности к перевоплощению можно по ее знаменитой роли Насти в пьесе Горького «На дне». Она играла ее в блестящем ансамбле. Станиславский, Москвин, Качалов. И даже на этом фоне ее игра производила блестящее впечатление. Обитательница дна, уличная женщина, она мечтает о чистой и возвышенной любви. Мастерство исполнения было таким, что невозможно было в этом образе узнать Олечку Книпер, поразительно элегантную, с огромным вкусом, со знанием нескольких Европейских языков. Это пьеса — легенда МХАТа, а легенда в легенде – это роль Насти в исполнении Ольги Леонидовны Книпер.
Качалов, Василий Иванович
Васи́лий Ива́нович Кача́лов (настоящая фамилия Шверубо́вич, 1875, Вильна — 1948) — русский и советский театральный актёр; народный артист СССР (1936), лауреат Сталинской премии первой степени (1943); награждён двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Василий Иванович родился в семье священника Иоанна Шверубовича. Он создал в театре 55 ролей.
1902 год. Пьеса «На дне». Одна из самых прославленных побед МХАТа. Качалов сыграл роль Барона, «одну из самых катастрофических кривых человеческого падения». Сколько блеска было в качаловском исполнении! Он ни на минуту не забывал, что играет бывшего аристократа. На лице брезгливая, фатовская гримаса, даже сердится и то с гонором. А как по — барски он садился! Откидывал лохмотья, как когда-то полочки фрака в светских гостиных. Горький после премьеры говорил по поводу Барона: «Я и не подозревал, что написал такую чудную роль. Качалов ее развил и объяснил великолепно». Роль Барона Качалов играл в течение 45 лет. Одной из удачнейших ролей стала и роль Басаргина в горьковской пьесе «Враги».
Раневская, Фаина Георгиевна
Российская актриса театра и кино. Фаина Григорьевна Фельдман (Раневская) родилась 15 августа 1896 года в Таганроге. Ее отец был самым богатым человеком города. Фаина училась в гимназии, а по окончании ее решила идти на сцену. Это привело к полному разрыву с семьей. В 1915 г. уехала в Москву поступать в театральную школу. Театральная Москва потрясла Фаину. Во МХАТе она смотрела спектакли по нескольку раз. «Станиславского вижу и буду видеть перед собой до конца дней», — вспоминала она. Путь к большой сцене у нее был тернист. Ее долго считали неталантливой и некрасивой. Но она верила в себя. В 1917г. вся семья Фаины эмигрировала. Когда ее впоследствии спрашивали, почему она осталась, она отвечала: «Я не мыслю своей жизни без театра, а лучше русского театра в мире нет».
Она стала знаменитой актрисой, познала успех и зрительскую любовь. И больше всего на свете боялась плохо сыграть роль. Чего ей, правда, никогда не удавалось. Не удалось ей это и в 1935 году, когда мхатовский режиссер Е. Телешева в ЦТКА (Театр армии) поставила горьковскую пьесу «Васса Железнова» с Раневской в главной роли. Роль была сыграна виртуозно. По свидетельству очевидцев Раневская выступила в роли Вассы в пяти качествах: прокурора, защитника, судьи, потерпевшего и подсудимого.
Пашенная, Вера Николаевна
Вера Николаевна Пашенная родилась в Москве (7) 19 сентября 1887 года, в семье знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова.
«Я буду актрисой и никем иным!»- это было решено в одночасье. Педагогом ее стал замечательный актер Александр Павлович Ленский. Она имела оценку «5» по всем предметам: дикции, декламации, русской и иностранной литературе, истории драмы. Ленский был доволен своей ученицей. В своих последних сценических работах Пашенная, поднявшись до высот трагизма, показала судьбы сильных, жестких, властных и от этого очень несчастных женщин. Именно так она сыграла одну из лучших своих ролей — роль Вассы Железновой. Эта трактовка роли стала на долгие годы эталонной, а Вера Николаевна считала эту роль в своем творчестве самой значительной. В.Н. Пашенная говорила, что каждый раз, когда ей приходилось обращаться к пьесам Горького, она получила «новый» «ожог» от чеканного, глубоко выразительно образного горьковского слова». Следует заметить, что артисты, чуткие к слову, всегда улавливают особый смысл, заключенный в словах – лейтмотивах персонажей Горького. В.Н. Пашенная рассказывала: «Однажды во время спектакля я после реплики Рашели – «Чем можно тронуть дикий ваш разум? Звериное сердце?»- почти потеряла власть над собой. «Опять звериное», кричит Васса,- и вся я охвачена была такой дикой злобой, что чуть не замахнулась на Рашель; только самоконтроль актрисы сдержал вовремя мой порыв. Я быстро заложила за спину руки и, сжимая их до боли, пошла от Рашели в противоположный угол комнаты. Лишь немного успокоившись, повернулась я к Рашели и, уже скрывая свое бешенство, проговорила: «А я тебе скажу: люди — то хуже зверей!». С того спектакля я включила всю последовательность переживания и внешнего рисунка этой сцены в свой образ Вассы.
Бабочкин, Борис Андреевич
Бори́с Андре́евич Ба́бочкин (1904—1975) — российский советский актёр театра и кино, режиссёр театра, Народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат двух Сталинских (1941, 1951) и Государственной премии СССР (1975).
Поступая в саратовскую драматическую студию, он выбрал для чтения «Фею» М. Горького. Результат был блестящим, его приняли сразу. Его учитель, видя истинное дарование Бабочкина, дал ему рекомендательное письмо к Немировичу – Данченко. В Москву он приехал в солдатской шинели и грубых сапогах. Это рекомендательное письмо Бабочкин показал Немировичу только в 1940 г., когда уже был Народным артистом. В этом он был весь. С «юности» ничего, что имело бы отношение к «знакомству», он не терпел. В 1938 году Бабочкин назначается художественным руководителем Большого драматического театра им. Горького в Ленинграде. Как режиссер он ставит пьесу «Дачники» Горького, где исполняет роль Власа. Эту постановку и эту роль критика отнесла к выдающимся образцам горьковского театра. Блестящая режиссура, блестящая роль. И ведь еще, какая молодость! Всего 34 года. К «Дачникам» Бабочкин еще вернется в 1964 году, на сцене Малого театра, где с 1955 года будет работать режиссером. Теперь он сыграет роль Суслова. Спектакль был снят и пленка теперь навсегда сохранит блеск игры неповторимого Бабочкина. Олег Ефремов считал, что «с таких людей, как Борис Агуреевич, Станиславский писал свою систему». С драматургией Горького Бабочкин встретился еще раз в 1971 году, сыграв роль Достигаева так, что восхитил бы, вероятно, и самого Горького.
Сергей Лукьянов
Родился в селе Нижнем Донецкой области на Украине. Окончил горнопромышленное училище, работал шахтером. Учился в студии при Харьковском театре им. Т. Г. Шевченко (1929-1931). С 1929 работал в театрах Донецка, Харькова, Архангельска, в 1942-1955 и в 1963-1965 – актер театра им. Евгения Вахтангова, в 1955-1956 – театра им. Вл. Маяковского, в 1956- 1963 – МХАТ им. М. Горького. Сергей Лукьянов ушел из жизни непоправимо рано – в 55 лет.
Мало кто знает, что песня на слова Н. Доризо «Давно не бывал я в Донбассе» имеет отношение к С. Лукьянову. Все его роли запоминались – это было их свойство, но среди ярких его ролей есть и ярчайшие. Такой была роль Егора Булычева в спектакле «Егор Булычев и другие», поставленном в 1953 году в театре Евгения Вахтангова. К великому счастью, спектакль этот был снят на пленку. Горький создал противоречивый образ. С одной стороны природная одаренность, широта натуры, незаурядный ум, острый язык, глубина чувств и мыслей, а с другой резкие метания, порывы, необузданные стремления, отчаянье, порожденное чувством безысходности и одиночества. И здесь мы попадаем на пиршество великолепной актерской игры. Лукьянов играет человека сильного характера. Он вышел из низов, правдой и неправдой выбился в люди, способен на большие дела. У него мертвая хватка дельца и в тоже время он чуток на справедливость. Его речь очень красочна. Сколько глубины в лукьяновском исполнении, как передает он мучительные поиски истины. Как презирает Бакшиных и Достигаевых. Уж кого-кого, а этих жуликов он знает. Лукьянов играет человека, стоящего на пороге смерти и приходящего к трагическому выводу: «Понимаешь…какой случай…не на той улице я жил! В чужие люди попал, лет 30 все с чужими…» Сколько бы не прошло лет, но все, кто видел спектакль, игру Лукьянова не забудут!
Быстрицкая, Элина Авраамовна
Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве, в семье военного врача-инфекциониста Авраама Петровича Быстрицкого и больничного повара Эсфири Исааковны Быстрицкой. В конце 1940-х начала заниматься художественной самодеятельностью. Под давлением отца в 1947 году поступила в Нежинский педагогический институт, но через год оставила его и поступила в Киевский институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого на курс Л. А. Олейника. Быстрицкая почти всю свою творческую жизнь отдала Малому театру. Здесь сыграно множество ролей. Среди них были и такие, о которых актриса помнит всю жизнь. Были и незабываемые встречи с великими актерами в одном спектакле. К числу особенных надо отнести ее Юлию Филипповну из пьесы Горького «Дачники». Спектакль был поставлен в 1964 году. Интерес к Горькому в эти годы был особенно широк. Ставил спектакль Б. Бабочкин. Ставил не впервые. Первый раз в 1939 году в Ленинграде, и вот в 1964г. в Москве, в Малом театре. Он провел резкую границу света и тени: люди против людей, чистые и свободные — против хищных и жалких. Юлия Филипповна – роль очень сложная. Она вроде бы целиком принимает эту пустую жизнь, которой живут персонажи пьесы. Она весела, заражает хорошим настроением окружающих. И в адюльтере для нее нет ничего страшного. Но оказывается это только маска, за которой скрывается достаточно изломанная жизнь. Просто она не хочет этому поддаваться. Партнером Быстрицкой был Бабочкин.
Нифонтова, Руфина Дмитриевна
Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР. Слишком яркий след она оставила в памяти людей.
Она не давала себе никаких поблажек в работе над ролями. А их было много на сцене Малого театра. Среди них много блестящих удач. Одна из них – роль Варвары Михайловны в пьесе Горького «Дачники». Вот где пригодилась утонченная красота Нифонтовой. Ее героиня чиста и искренна, тяготится той пошлостью, которая заполняет все вокруг. Она замужем за человеком, который уговаривает знакомого поухаживать за ней, развлечь, а то она «так как – то скучает о чем-то. Теперь все скучают… все какие — то настроения…странные разговоры, вообще канитель!» Варвара Михайловна печальна и задумчива, ни разу за весь спектакль не оживляется ее лицо. Но не создается впечатление, что актриса однообразно ведет роль. Наоборот, зрительское внимание приковало именно к ней, к ее печальной судьбе. Приковано потому, что именно от нее исходит свет чистоты, порядочности и надежды. Актриса прожила не очень долгую жизнь. Остается сожалеть о ее несыгранных ролях, в числе которых могли быть и роли из пьес Горького.
Чурикова, Инна Ивановна
Родилась в городе Белебей в Башкирской АССР 5 октября 1943 года. Окончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (1965). С 1965 года — актриса Московского театра юного зрителя, с 1968 года работала по договорам, с 1975 года — актриса театра им. Ленинского комсомола в Москве (ныне — «Ленком»).
Сегодня мы знаем Инну Чурикову как великолепную актрису, которой подвластно, кажется все: трагедия и комедия, гротеск и тончайший психологизм. Судьба свела ее с режиссером Глебом Панфиловым, они стали мужем и женой. Когда Глеб Панфилов предложил Чуриковой сыграть Вассу Железнову, она сначала отказалась. «После того как мы начали фантазировать, после того как я поняла, что Васса любит своего мужа единственной сильной любовью, что она любит свой дом, своих девочек, после того как мы стали слушать романсы, которые слушала Васса, я сказала: «Давай попробую». Васса – одна из лучших ролей Чуриковой. Молодая (по пьесе – то ей всего 42 года!) любящая, женственная. Невольно ставшая «железной» – жесткая, грязная, пошлая жизнь втянула ее в круговорот. Жертва распутного и корыстного мира. Раневская сказала о Чуриковой: «Она необыкновенно достоверна. Я верю «каждому ее движению, взгляду, верю ее глазам». Прекрасный образ создала Чурикова и в фильме «Мать» по одноименному рассказу Горького.
Алентова, Вера Валентиновна
Вера Алентова родилась в семье актеров.
В 1961 году Вера приехала в Москву и поступила в школу – студию МХАТ. В 1965 году обучение было закончено, и Алентова стала актрисой Московского театра им. Пушкина, где сыграла ряд замечательных ролей классического с современного репертуара. Звездный час Алентовой наступил в 1979 году, когда Меньшов, ее супруг, снял фильм «Москва слезам не верит». Фильм триумфально прошел по экранам нашей страны и мира, получил премию «Оскар», сделал Алентову любимейшей актрисой. Театральные работы Алентовой, сделанные в высшей степени профессионально, зрителя никогда не разочаровывали. В 1970 году она сыграла в пьесе Горького «Зыковы» роль Павлы. Роль очень сложная. Она немного напоминает Луку из пьесы «На дне». Павла проповедует любовь, кротость, смирение, говорит все время правильные вещи. Но привнести в мир добро, сделать кого — нибудь счастливее она не в состоянии. Сколько ж мастерства надо было проявить молоденькой актрисе, так выстроить образ, чтобы симпатии ( пусть и крамольно это звучит) вызывал ее муж Антипа Зыков, законченный стяжатель и деспот, а не она. К драматургии Горького Алентова обращалась еще и в 1979 году, сыграв роль в спектакле «Дети солнца».
Безруков, Сергей Витальевич
Родился 18.10.1973, Москва. Заслуженный артист РФ (2001). Он один из самых ярких и талантливых артистов российского театра. Лауреат семи премий, в т.ч. государственной за роль Есенина в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне». Он очень благодарен Олегу Табакову, который учил работать «на все тысячу процентов».
С. Безруков мечтает сыграть Гамлета ( а кто из актеров не мечтает?). Но еще мечтает дожить до старых лет и сыграть короля Лира. Он любит великих зарубежных драматургов, но предпочитает отечественную классику. С пьесами Горького Безруков соприкосался дважды. Это роль Алешки в пьесе «На дне» и роль Петра в «Последних». За роль Петра (1995 г.) он получил премию «Московские дебюты». Вот один из отзывов зрителей на его игру в спектакле «Последние»: « Безруков играл великолепно. Мне понравилось, что он не оттягивал на себя внимание, а существовал на сцене, так сказать, «на общих основаниях». Со сцены не веяло его звездностью». Безруков играл роль гимназиста, совсем еще мальчика, младшего представителя семьи Коломийцевых. У него неплохие душевные задатки, но среда, в которой он находится, видимо, не даст им развиться. Безрукову вполне по силам сыграть эту роль, вызвать симпатию к этому молоденькому парнишке.
Мы будем надеяться на его будущие победы на сцене, среди которых, хочется думать, будут и роли из пьес Горького.
Никитин, Александр Алексеевич
Народный артист России
Уроженец Ростова. Пришел в театр из ТРАМа (популярного в 20 – годы театра рабочей молодежи). Был подручным слесаря и «везучим актером драматического кружка коммунальщиков. О ранних своих годах вспоминал так: « В детстве я упивался рассказами взрослых людей, которые не только увлекательно, но и правдиво передавали характеры, внешние черты того или иного человека. Я внимательно слушал любые небылицы и верил рассказчику, но стоило ему солгать в интонации, как я уже недоверчиво косил глаза. Видно, это здоровый инстинкт человека к достоверному и справедливому». От себя добавим, что это стремление человека, в котором от рождения заложен актер, к правде жизни характеров. А.А. Никитин начинал свою творческую жизнь на ростовской сцене с второстепенных ролей. Одновременно был и рабочим сцены, таскал, таскал и устанавливал декорации. В своих воспоминаниях он отмечает, что попал в труппу, состоящую из отличных артистов. В 1930 году Никитина направили на учебу в Москву, к Мейерхольду. Это была настоящая школа. Александр Алексеевич мог остаться работать в Москве, его талант был замечен, но он вернулся в Ростов и никогда потом не пожалел об этом.
Отрадно отметить, что одни из своих самых удачных ролей Никитин сыграл в пьесах Горького «Дачники» и «На дне». В «Дачниках» это был Влас, а в пьесе «На дне» Васька Пепел. Как талантливо, как темпераментно и ярко он играл бесшабашного Ваську! А Влас! Совсем другая роль, совсем другой человек. Объединяет их только молодость, а вот дороги у них в жизни разные. Впрочем, объединяя эти роли необыкновенный успех у зрителей, за которым стоял замечательный артист нашего театра им. М. Горького А.А. Никитин.
Леондор, Григорий Евсеевич
Народный артист РСФСР.
Леондор прошел большой творческий путь. Сыграл около 600 ролей, поставил много интересных спектаклей. Сценическая деятельность его началась в 1915 году. В гражданскую войну служил в прифронтовом театре. Был такой созданный по предложению начдива 1 – ой Конной Армии А.Я. Пархоменко. Декораций не было. Были одни ковры. Из них строилось немудреное оформление сцены. Ковры были дворцами , хижинами, чем угодно. Освещение – керосиновые лампы. А вот публика была горячая и очень благодарная. Спектакли между боями. Не у каждого артиста была такая театральная молодость. С 1921 года Леондор работает в ростовском театре. За 3 сезона выходит в творческие лидеры труппы. Когда в Ростов приезжает труппа Завадского, Леондору предлагают работать в ней. И много лет спустя, когда Ю. Завадский уже работает в Москве, он предлагает Леондору работу в театре Моссовета.
Леондор остается в Ростове, играет много и очень успешно. К числу его бесспорных удач относится роль Захара Бардина в пьесе Горького «Враги». К этому материалу Леондор обращался дважды. В молодости у него была другая роль в этой пьесе. Роль генерала Печенегова. Вниманием зала в этих ролях Леондор владел беспредельно. Большим достижением его была роль Луки в пьесе «На дне». Вдохновенный труд Леондора в театре им. М. Горького был отмечен многими премиями и самой искренней любовью ростовчан.
Петр Григорьевич Лобода
Родился 5 (18) октября 1907 года в г. Ростов-на-Дону.
В 1934 окончил театральную студию в Ростове-на-Дону. С 1930 года играл в Ростовском-на-Дону Театре рабочей молодёжи (ТРАМ) (был одним из его организаторов). С 1941 по 1943 годы во Фронтовом театре (Южный фронт). С 1943 года работал в Театре комедии (бывший ТРАМ, позже — Ростовский театр имени Ленинского комсомола). В 1937—1938 и с 1950 года — в Ростовском театре драмы имени Максима Горького. Умер 15 сентября 1979 года. Похоронен в Ростове-на-Дону на Северном кладбище. Одаренного самородка пригласили на работу в ростовскую драму, в тот период, когда им стал руководить выдающийся режиссер современности Ю. Завадский.
В театре имени Максима Горького Лобода сыграл большое количество ролей, стал его лидером и служил этому коллективу до последних дней и что одной из выдающихся ролей Петра Григорьевича, была роль Прохора в «Вассе Железновой» М. Горького. Роли: Прохор («Васса Железнова» М. Горького), Пантелей Мелехов, Щукарь («Тихий Дон» и «Поднятая целина» по М. Шолохову), князь Шуйский («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого), Каравай («Таблетку под язык» А. Макаёнка), Расплюев («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина), Швандя («Любовь Яровая» К. Тренева), Сиплый («Оптимистическая трагедия» В. Вишневского).
Фильмография:
1967 — Цыган — Семён Поликарпович Черенков
Награды и премии
Заслуженный артист РСФСР (1956).
Народный артист РСФСР (1969)
«Васса Железнова» на сцене Ростовского Академического театра драмы имени Максима Горького в 2006 году в постановке Николая Сорокина
Режиссер постановщик — народный артист Р.Ф. Николай Сорокин
Театр Максима Горького впервые обращается к постановке «Васса Железнова», хотя в истории ростовской драмы начиная с 1902 года почти вся горьковская драматургия: «Варвары», «Последние», «Егор Булычов», «Дети солнца» и др. Написанная в 1910 году и поставленная новым театром Петербурга пьеса называлась «Васса Железнова» («Мать»). В 1911 году ей была присуждена престижная «Грибоедовская» премия, как лучшей пьесе сезона. Критика отмечала «несомненную притягательность» сложного и противоречивого образа главной героини. В этом варианте спектакль шельво многих театрах страны до середины 30-х годов 20-го столетия. В 1935 году Горький, по просьбе «МХАТ» — 2 переработал пьесу «в связи с изменениями, диктуемыми текущей ситуацией в стране».
Ростовский театр предлагает зрителю свое видение поставленных Горьким проблем в нынешних социальных реалиях
Актеры Ростовского драмтеатра им. М. Горького в пьесе Горького
« Васса Железнова»
Васса Железнова — Наталья Гординская
Сергей Петрович — Олег Ширшин / Игорь Богодух
Прохор Храпов — Сергей Власов
Наталья — Екатерина Березина
Людмила — Анна Денисова
Рашель — Юлия Борисова
Анна Оношенкова — Ольга Васильева / Елена Подуст
Мельников — Андрей Тихонов
Гурий Кротких — Сергей Соколовский
Лиза — Татьяна Полищук
Поля — Оксана Войцеховская
Евгений Мельников — Владимир Кирдяшкин
Фотогалерея спектакля
Наталья Гординская — Васса Железнова
Народная артистка России
Родилась 2 сентября. В 1977 г. окончила Ростовское училище искусств. С 10 марта 1977 г. работает в театре Максима Горького. Народная артистка России (2013 г.)
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
А. Пушкин «Маленькие трагедии» — донна Анна
М. Зощенко «Горько» — Катерина, невеста Владимира Завитушкина
Т. Джюдженоглу «Маляр» — Гюль, жена Кадыра
Шодерло де Лакло «Опасные связи» — маркиза де Мертей
Г. Мопассан «Милый друг» — Мадлена Форестье
Г. Фигейредо «Эзоп» — Мелита, служанка Клеи
А. Кристи «Свидетель обвинения» — Ромейн
А. Островский «На всякого мудреца довольно простоты» — Клеопатра Львовна Мамаева
Ф. Достоевский «Очаровательный сон князя К.» — Настасья Петровна Зяблова
А. Островский «Без вины виноватые» — Елена Ивановна Кручинина, актриса
А. Николаи «Великолепная семейка» — Мать
Ф. Вебер «Ужин дураков» — Кристина, жена мсье Брошана
Е. Корнилов «Честь имею» — Косова
О. Уайльд «Идеальный муж» — миссис Чивли
А. Геворкян «Тигран Великий» — царица Амаспюр
У. Шекспир «Король Лир, или всемирный театр дураков» — Гонерилья
Ф. Достоевский «Дело Карамазовых» — Катерина Ивановна Верховцева
Л. Ворон, И. Ворон «Семейный портрет с картиной» — Татьяна и др.
Олег Ширшин — Сергей Петрович
Заслуженный артист России
Родился 10 июня. В 1984 окончил Дальневосточную государственную академию искусств. С 2006 г. работает в театре Максима Горького. Заслуженный артист России (2004 г.)
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Лопе де Вега «Изобретательная влюбленная» — Фульминато
В. Гюго «Мария Тюдор» — Лорд Чандос
В. Константинов «Левша» — Атаман
В. Шекспир «Укрощение строптивой» — Петруччо
Н. Гоголь «Ревизор» — Антон Антонович
Н. Гоголь «Мертвые души» — Чичиков
А. Чехов «Вишневый сад» — Лопахин
Н. Кауард «Безумный уикенд» — Ричард Гретхэм
Р. Болт «Королева» — Джон Нокс
А. Островский «На всякого мудреца…» — Мама
Сергей Власов — Прохор Храпов
Заслуженный артист России
Родился 22 апреля. В 1982 г. окончил Ростовское училище искусств. С 1992 г. работает в театре Максима Горького. Заслуженный артист России (2008 г.)
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
А. Пушкин «Маленькие трагедии» — А. Пушкин
У. Шекспир «Ричард III» — Ричард Ретклиф
Г. Горин «Кин IV» — Лорд Мьюил
А. Миллер «Вниз с горы Морган» — Лаймен Фелт
М. Фратти «Жертва» — Уоррен
А. Островский «Бешеные деньги» — Человек Василькова
В. Ветров «Идеальная пара» — Он
Ги де Мопассан «Милый друг» — Господин Вальтер
А. Кристи «Свидетель обвинения» — Уилфред Робертс
А. Островский «На всякого мудреца довольно простоты» — Городулин
Екатерина Березина — Наталья
Родилась 29 мая. В 2005 г. окончила Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова. С 1 сентября 2005г. работает в театре Максима Горького.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Лопе де Вега «Влюблена! Умна, хитра…» — Фениса
О. Уайльд «Идеальный муж» — Мисс Мейбл
Ф. Достоевский «Дело Карамазовых» — Лиза
П. Шеффер «Темная комедия»- Клея
В. Шукшин «Страсти по Ивану» — Дочка Бабы Яги
Н. Кауард «Безумный уикенд» — Сорэл Блисс
Анна Денисова — Людмила
Родилась 26 сентября. В 2008 г. окончила Санкт-Петербургский Университет культуры и искусств. С 1 февраля 2007 г. работает в театре Максима Горького.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
А. Миллер «Вниз с горы Морган» — Беси
А. Островский «На всякого мудреца…» — Машенька
В. Жеребцов «Приглашение в партер» — Актриса
Ф. Достоевский «Дело Карамазовых» — Лиза
Ф. Сологуб, И. Крылов «Урок сыновьям и дочкам» — Настенька, Даша
И. Иларионов «Космонавты» — Веса 2
Юлия Борисова – Рашель
Родилась 13 июня. В 1985 г. окончила Театральный институт имени Руставели. С 1993 г. работает в театре Максима Горького.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Ш. де Лакло «Опасные связи» — Госпожа де Турвель
А. Пушкин «Маленькие трагедии» — Лаура
Р. Тома «Восемь любящих женщин» — Катрин
Н. Птушкина «При чужих свечах» — Алла
А. Чехов «Вишневый сад» — Аня
Ш. Алейхем «Скрипач на крыше» — Хава
А. Пушкин «Борис Годунов» — Ксения
Ж. Ануй «Приглашение в замок» — Изабелла
А. Островский «Бешеные деньги» — Лидочка
Ги де Мопассан «Милый друг» — Клотильда
Ф. Саган «Загнанная лошадь» — Корали Верне
У. Шекспир «Ричард III» — Леди Анна
А. Кристи «Свидетель обвинения» — Грета
Лопе де Вега «Влюблена! Умна, хитра…» — Герарда
О. Уайльд «Идеальный муж» — Миссис Чивли
А. Галин «Конкурс» — Нинель Карнаухова
Ольга Васильева — Анна Оношенкова
Родилась 20 августа. В 1997 г. окончила Ярославский государственный театральный институт. С 26 октября 1999 г. работает в театре Максима Горького.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Ги де Мопассан «Милый друг» — Мари
Ф. Достоевский «Очаровательный сон князя К» — Прасковья Ильинична
Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» — Николь
Т. Джюдженоглу «Маляр» — Гюль
А. Грибоедов «Горе от ума» — Лизонька
Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» — Доримена
В. Жеребцов «Приглашение в партер» — Ассистент режиссера
Р. Куни «Люкс№13» — Джейн Уорзингтон
Р. Харвуд «Квартет» — Медсестра
Ф. Достоевский «Дело Карамазовых» — Грушенька
А. Галин «Конкурс» — Тамара Бок
Андрей Тихонов – Мельников
Родился 25 ноября. В 1987 г. окончил Ростовский государственный университет. С 1994 г. работает в театре Максима Горького.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
А. Толстой «Любовь – книга золотая» — Завалишин
Е. Шварц «Тень» — Тайный советник
Т. Джюдженоглу «Маляр» — Тургут
Ф. Саган «Загнанная лошадь» — Хэмфри Дэртон
А. Кристи «Свидетель обвинения» — Картер
Ж. Мольер «Мещанин во дворянстве» — Учитель танцев
Ф. Достоевский «Очаровательный сон князя К.» — Василий
М. Булгаков «Белая гвардия» — Владимир Тальберг
А. Галин «Конкурс» — Борис Карнаухов
П. Шеффер «Темная комедия» — Гарольд Горринж
О. Уайльд «Идеальный муж» — Лорд Кавершем
А. Геворкян «Тигран Великий» — Митридат
Сергей Соколовский — Гурий Кротких
Родился 27 сентября. В 1990 г. окончил Ростовское училище искусств. С 22 марта 1990 г. работает в театре Максима Горького.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Е. Шварц «Тень» — Доктор
А. Кристи «Свидетель обвинения» — Картер
Ф. Достоевский «Очаровательный сон князя К.» — Василий
А. Галин «Конкурс» — Альберт
Ф. Достоевский «Дело Карамазовых» — Судья
П. Шеффер «Темная комедия» — Шупанзих
А. Геворкян «Тигран Великий» — Секстилий, воин
Р. Болт «Королева» — Лорд Дэвисон
Дж. Пристли «Сокровище» — Капитан Траут
Татьяна Полищук — Лиза
Родилась 6 октября. В 1997 г. окончила Ярославский государственный театральный институт. С 18 апреля 2004 г. работает в театре Максима Горького.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Т. Джюдженоглу «Маляр» — Гюль
М. Шолохов «Судьба человека» — Ирина
П. Шеффер «Темная комедия»- Клея
А. Островский «На бойком месте» — Евгения
Дж. Пристли «Сокровище»- Ивонна Траут
Ф. Достоевский «Дело Карамазовых» — Катерина Ивановна
А. Николаи «Великолепная семейка» — Певица
Оксана Войцеховская — Поля
Родилась 4 февраля.
В 2005г. окончила Воронежскую государственную академию искусств. С 28 июня 2005г. работает в театре Максима Горького.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
Ги де Мопассан «Милый друг» — Мари
Ф. Достоевский «Дело Карамазовых» — Феня
О. Уайльд «Идеальный муж» — Гувернантка
В.А. Сологуб «Беда от нежного сердца»- Марья Петровна
А. Островский «На всякого мудреца» — Машенька
Владимир Кирдяшкин — Евгений Мельников
Родился 18 июня. В 2004 г. окончил Ростовское училище культуры. С 25 января 2005 г. работает в театре Максима Горького.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:
А. Островский «На всякого мудреца довольно простоты» — Григорий
Р. Болт «Королева» — Р. Дадли
В. Жеребцов «Приглашение в партер» — Смотритель
Дж. Пристли «Сокровище» — Берт Симсон
О. Уайльд «Идеальный муж» — Горин
Пьеса «Дачники» на сцене Ростовского театра драмы имени Максима Горького в 2018 г.
Афиша спектакля
В Год 150-летия Максима Горького театр, носящий имя писателя, в который раз обращается к его творчеству. Пьеса «Дачники» очень искренняя, сильная, отчасти «чеховская». В ней показаны красивые умные и интересные персонажи, персонажи из другой эпохи, но созвучные и понятные нам сегодняшним. Пьесу «Дачники» на сцене театра воплотил лауреат «Золотой Маски» Геннадий Шапошников, режиссер «Тихого Дона», «Цыгана», «Матери человеческой», «Сумасшедшей любви в селе Степанчиково», «Чемоданчика». Пьеса Максима Горького «Дачники» считается одной из самых успешных и душевных. Красивые, умные персонажи готовы рассказать историю, которая будет актуальной во все времена
«Дачники» в репертуаре Ростовской драмы за всю ее историю появятся всего в третий раз. Первый спектакль был поставлен в 1905 году – на следующий год после публикации пьесы и первой ее постановки в театре Веры Комиссаржевской в Петербурге. Известно, что в вечер премьеры ростовская публика отреагировала на поднятые Горьким социальные вопросы так остро, что спектакль вылился в политическую демонстрацию.
Следующая постановка «Дачников» случилась только в 1950 г.
И вот, спустя более полувека, в год 150-летнего юбилея писателя, Ростовский театр драмы решает поставить именно эту пьесу, и пригласить к работе профессионалов самого высокого класса. Постановочная команда «Дачников» уже хорошо известна ростовской публике – это создатели «Тихого Дона» и всей «Донской театральной трилогии», а также «Сумасшедшей любви в селе Степанчиково»: режиссер Геннадий Шапошников, автор сценографии заслуженный художник РФ Виктор Герасименко (и Шапошников, и Герасименко – лауреаты Национальной театральной премии «Золотая Маска»), художник по костюмам Наталья Пальшкова.
Работа над спектаклем началась в июле 2018 г. Примечательно, что режиссер параллельно ставил горьковских «Мещан» в Краснодаре, так что погружение в художественный мир Горького получилось еще более глубоким. Тем более, что Геннадий Шапошников – режиссер, который любит т е к с т, не упускает в нем ни одной фразы, и благодаря этому вместе с актерами находит множество острых, важных, цепляющих смыслов. По словам самого режиссера, ему хотелось заново открыть эту пьесу, которая долгое время воспринималась как социально-политический манифест, как
беспощадное разоблачение проблем «старорежимного» общества. Сам Горький писал о «Дачниках», что «хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом – родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него…». Однако потаенные смыслы пьесы оказались не менее важными, не менее острыми, и «мысль семейная» в видении Шапошникова отодвигает «мысль народную» на второй план, потому что является первопричиной всего. И жанр «Дачников» режиссер определил как «семейные сцены».
«Дачники» – возможно, самая «чеховская» пьеса Горького (символично, что опубликована она была через два месяца после смерти Антона Павловича, летом 1904 г.). И глубина ее, и красота, и тонкость – поистине чеховские. При этом ее нельзя назвать отвлеченной, чисто поэтической, далекой от реальной жизни – потому что она по-настоящему актуальна.
Пьеса «Дачники» вышла из-под пера 36-летнего человека, и она отражает переживания, надежды, сомнения взрослых, семейных, но еще молодых, полных жизненных сил людей. Людей, которые жалуются на суету, на отсутствие ласки и взаимопонимания, людей, которые, кажется, ненавидят всех, кто их окружает, но на самом деле больше всего ненавидят себя – и ищут любви.
«Это спектакль о любви, – говорит режиссер Геннадий Шапошников. – О любви, которая заблудилась, как заблудились и сами люди. Они потеряли ориентиры, и им не на чем утвердиться: нет почвы для работы, дружбы, любви. И это то, что волнует нас сегодняшних, меня самого». Смогут ли герои изменить себя, есть ли у них шанс стать счастливыми – возможно, главный вопрос спектакля, ответить на который зритель сможет, если обратится и к самому себе. Сценография спектакля, созданная художником Виктором Герасименко – масштабная, основательная, даже «монументальная». Монтаж декораций «Дачников» по времени занимает около 8 часов. Костюмы авторства Натальи Пальшковой – как всегда изысканные, с тончайшим ароматом Серебряного века и немого кино. Спектакль создавался при поддержке Правительства Ростовской области. По решению губернатора Василия Голубева из резервного фонда регионального бюджета для Ростовского академического театра драмы имени М. Горького было выделено почти 2 млн. рублей на создание новой постановки. На эти средства изготовлены декорации, костюмы, подготовлено музыкальное и световое сопровождение.
В процессе работы над «Дачниками» режиссер Геннадий Шапошников назначил по два исполнителя на роли Власа (Павла Кондрашина и Игоря Васильева), Ольги Алексеевны (Оксану Войцеховскую и Иллону Огир) и Юлии Филипповны (Анну Гайдамак и Анастасию Голотвину). Игорь, Иллона и Анастасия сыграли свои роли на дневном показе 9 ноября, и снова показали себя 7 декабря.
Над спектаклем работали:
Постановка: Геннадий Шапошников
Басов Сергей Васильевич — Владимир Кирдяшкин
Варвара Михайловна — Екатерина Березина
Калерия — Елена Золотавина
Влас — Павел Кондрашин; Игорь Васильев
Суслов Петр Иванович — Вячеслав Огир
Юлия Филипповна — Анна Гайдамак; Анастасия Голотвина
Дудаков Кирилл Акимович — Александр Богданов
Ольга Алексеевна — Оксана Войцеховская; Иллона Огир
Шалимов Яков Петрович — Артем Шкрабак
Рюмин Павел Сергеевич — Евгений Климанов
Марья Львовна — Елена Климанова
Соня — Юлия Кинеберг
Двоеточие Семен Семенович — Юрий Добринский
Замыслов Николай Петрович — Денис Кузнецов
Зимин — Сергей Голотвин
Господин Семенов — Анатолий Запорожцев
Саша — Ирина Цыбулина
Спасибо, что были с нами в нашей театральной гостиной! До новой встьречи на нашем блоге!
Мероприятие подготовили:
Селина Л.А., зав. читальным залом
Яценко Н. В., зав. сектором читального зала
Селин В.В., главный библиотекарь читального зала