Неистовый художник королей

  Дорогие друзья! Наша арт — гостиная «Неистовый художник королей: жизнь и творчество Рубенса» посвящена 445- летию великого художника. Современники называли его королем художников и художником королей. Чтобы не рисовал мастер — белокурую Венеру или задумчивую Богоматерь, блестящие портреты представителей знати, которые можно назвать живописным справочником «Кто есть кто в Европе XVII столетия», или  плодородный пейзаж возле дома, —  его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира. Юбилею прославленного художника мы и посвящаем онлайн-мероприятие. 

Питер Пауль Рубенс – фламандский художник, гениальный колорист, основоположник барокко, любитель пышных дам, а еще и дипломат.

Детство и юность

Автопортрет, 1623

История детства Рубенса интересна. Отец Питера, Ян Рубенс, был юристом. Как-то так вышло, что Ян сошелся с Анной Саксонской, женой принца Оранского, в результате чего загремел в тюрьму, а Анна получила ребенка. Мать Питера Рубенса, Мария, была поистине божественной женщиной: мало того, что она простила неверного супруга, так она к тому же всеми силами пыталась вызволить его из тюрьмы, отправляя многочисленные жалобные письма с просьбой освободить Рубенса-старшего. Мария внесла залог для освобождения мужа, усердно работала для обеспечивания семьи, занималась огородничеством и сдачей комнат. Пока ее непутевый муж не имел права работать юристом, все семейные дела легли на ее хрупкие плечи. В последствии, когда Анна Саксонская умерла, преследование Яна Рубенса прекратилось, он вернулся в лоно католической церкви и вновь работал юристом. Денежные дела немного налаживались. Они вернулись в Кёльн.

Рубенс жил в бедности. С переменным успехом своего отца. В 1587 году умер отец Рубенса, мать с детьми вернулась в Антверпен.

1590-1600 – годы ученичества в Антверпене, где Рубенс обучался у нескольких мастеров.

1600-1608 – поездки в Италию и Испанию. В Италии Рубенс смог познакомится с шедеврами эпохи Возрождения. Микеланджело, да Винчи, Тициан произвели неизгладимое впечатление на мастера. Но больше всего его поразил Микеланджело.

Благодаря тому, что Рубенс в течении всей своей поездки копировал флорентийское искусство, мы можем увидеть те произведения искусства, которые были потеряны или же уничтожены.

Особое внимание отдавал работам Тициана, где цвет стал превалировать над рисунком. А у Микеланджело наоборот, рисунок – главное в картине. И именно Рубенс смог соединить цвет и рисунок, не отдавая предпочтение чему-либо.

Поэтическая минута «Питер Пауль Рубенс». Яценко Наталья Владимировна, зав. сектором читального зала

Развитие творчества

Испания

В 1603 году мантуанский герцог решил преподнести подарок испанскому королю. В подарок были выбраны несколько картин, перевозку и вручение которых поручили Рубенсу. Во время поездки картины сильно испортились, полотна надо было срочно реставрировать. Естественно, Рубенс собственноручно выполнил работу, восстановив многие копии. А некоторые картины ему пришлось рисовать заново. В общем, правильного человека выбрал мантуанский герцог для своей миссии: Рубенс превосходно справился с задачей в кратчайшие сроки. Премьер-министр герцог Лерма был удовлетворен работой.

Рубенс. «Гераклит и Демокрит», 1603. Рубенс преподнес эту картину в подарок герцогу Лерма, взамен утраченных полотен.
Питер Пауль Рубенс. Конный портрет герцога Лерма, 1603

Если сравнить две картины, замечаешь талант изображения людей и животных у Рубенса, а также его некоторую помпезность. Посмотрите на коня, который выполнен более тщательно, нежели у Эль Греко: роскошная грива, великолепная упряжка с множеством деталей, прописанные мускулы и взгляд. Какой взгляд! И он направлен прямо на зрителя, в отличие от коня Эль Греко. Герцог Лерма на картине Рубенса как будто приподнят над зрителем, как на многих его других картинах.

В Испании Рубенс занимался копированием, в основном, Тициана, Рафаэля и Микеланджело. Питер Пауль Рубенс. Копия тициановской «Венеры и Амура»Питер Пауль Рубенс. Копия «Адама и Евы» Рафаэля

Питер Пауль Рубенс. Копия тициановской «Венеры и Амура»

Италия

В период итальянского творчества (примерно с 1605 по 1608) Рубенс создает многочисленные копии и зарисовки с античных и современных художников и скульпторов. Он совершенствовал свои навыки и создавал собственную коллекцию произведений искусства: вряд ли он увидел бы еще раз работы античных мастеров, поэтому необходимо было подчерпнуть все самое важное, запомнить детали и сюжеты.

Интересно развитие придворного портрета. Заказные портреты аристократии стали эталоном барочного портрета. Нейтральный фон, интерес к самому портретируемому, подчеркивание социального положения с помощью одежды, аксессуаров, мелких деталей. Рубенс создавал портреты по своим собственным канонам изображения, уделяя особое внимание жестам, позам и взгляду портретируемого. С помощью языка тела и одежды он изображал принадлежность к высшему обществу, показывал социальное положение героя картины.

Рубенсу очень нравилась атмосфера римской жизни: его привлекали роскошь, богатство и достаток, интриги и сплетни при дворе, соперничество между художниками. Жизнь бурлила в Риме, а как мы помним, где движение, там Рубенс. Поэтому он стоял на перепутье: остаться в Риме или уехать в Антверпен, Фландрию или Брюссель?

В 1608 году он принимает решение остаться Антверпене: там его работы бесспорно будут востребованы и знамениты, в отличие от Рима, где ему придётся добиваться славы, обходя Гвидо Рени и Аннибале Каррачи. Возможно, Рубенс испугался соперников, а возможно ему хотелось быть первым среди первых именно на родине.

Антверпен

Эрцгерцог назначает Рубенса придворным живописцем, окружающие признают в нем великого художника и гения, он становится популярным и востребованным: каждый уважающий себя человек хочет получить портрет кисти Рубенса.

В 1609 году Рубенс женится на Изабелле Брант – восемнадцатилетней девушке, дочери секретаря городского суда Яна Бранта, с которым Питер Пауль был хорошо знаком.

1609 год, картина «Поклонение волхвов» и 1610 год, «Воздвижение Христа». Казалось бы, временной промежуток между созданием картин всего год с небольшим, но какое колоссальное отличие в стиле и изображении.Питер Пауль Рубенс. «Поклонение волхвов», 1609

Питер Пауль Рубенс. «Поклонение волхвов», 1609

В «Поклонении волхвов» видно влияние Караваджо. Темные тона, свет, исходящий не от физического источника, а откуда-то изнутри. Тела похожи скорее на идеально созданные скульптуры, они статичны, а складки одежды написаны с четкой академической точностью, но от этого менее реалистичны.

Картину заказал магистрат Антверпена, решив украсить городскую ратушу. Заказ получили два художника – Рубенс и Абрахам Янсенс. Рубенс, азартный человек, любил соперничать и доказывать всем свое исключительное мастерство, был немного опечален тем, что картина Абрахама Янсенса тоже понравилась магистрату. Поэтому ему было необходимо в скором времени создать что-то такое грандиозное и гениальное, чтобы ни у кого не было сомнений в его первенстве и непревзойденном таланте.

И вот, настоятель церкви Синт-Валбург заказывает ему триптих. Кстати, на деньги, которые ему обещают выплатить за работу, можно было безбедно существовать не один десяток лет.Питер Пауль Рубенс. «Воздвижение Христа», 1610

Совершенно отличная по технике и мастерству работа, если сравнивать с «Поклонением волхвов». Наглядно видно, как за малое количество времени талант Рубенса достигает наивысших высот.

Движение в картине абсолютно везде, в отличие от «Поклонения волхвов», где это было незначительным, второстепенным. В «Воздвижении Христа» появляется любовь к жизни, энергия и страсть, которую изображал Рубенс в своих работах.

Сразу видно влияние Микеланджело –мускулы, детальная прорисовка каждого участка тела, а также влияния Тинторетто с его театральностью и яркой передачей эмоций. Говорят, что эта картина указывает нам на сильное итальянское влияние, но в то же время это начало отхождения от него, ведь именно здесь начинает проявляться любовь Рубенса к передаче жизни, которая не может остановиться.

Слава и признание

Мастерская

В 1611 году Рубенс приобрел участок, построив там особняк. Художник сам нарисовал детальные планы будущего дома, неустанно руководил строительством, постоянно проверяя выполненную работу. Ему было важно то, как особняк будет выглядеть внутри, а не снаружи. Возможно, Рубенс хотел тем самым усилить впечатление от интерьера.

Питер Пауль Рубенс – фламандский художник, гениальный колорист, основоположник барокко, любитель пышных дам, а еще и дипломат.

Рубенс открывает собственную мастерскую, ибо заказов было так много, что он не успевал их выполнять.

Мастерская для Рубенса значила очень многое. Это его дом, его семья, дело жизни, которое занимало все его свободное время.

У него были помощники. Причем, это были не только ученики, а вполне себе знаменитые художники, которые работали под одной крышей. Это был Ян Брейгель по прозвищу Бархатный, Франс Снейдерс – мастер натюрмортов и анималистики, Пауль де Вос, Ян Вильденс, Люка сван Юден и Антонис ван Дейк.

У Рубенса была задача – рисовать эскизы. На деревянных досках он создавал основу, главную идею композиции. И уже потом преданные мастера и ученики аккуратно переносят эскиз на холст, добавляя пейзаж или другие детали.

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель. «Адам и Ева в раю»

Кто-то из учеников и мастеров специализировался в более узком жанре, например, изображал пейзажи и задний фон, а кто-то переносил эскизы Рубенса на полотно. Заказов у него было слишком много, и без учеников он физически не смог бы все их выполнить. Обычно Рубенс самостоятельно рисовал только то, что интересовало его, преимущественно, сюжет и действующих лиц; все остальное – задний фон, натюрморты, какие-то немногочисленные детали дорисовывали его ученики. Его интересовала только сама суть картины, и когда он заканчивал с передним планом, работа сразу переставала его интересовать. Это видно в некоторых его портретах, например, жены или Марии Медичи: задний фон кажется как будто недоделанным и недорисованным, зато само изображение портретируемого вызывает восхищение.

История одной картины. Питер Пауль Рубенс «Три грации». Воробьева Ангелина Валерьевна, ведущий библиотекарь читального зала

Творческая деятельность

Примерно с 1610 по 1620 Рубенс создал множество картин на религиозную тему, используя обнаженную натуру, тем самым выделяясь среди множество других религиозных сюжетов. Тела у него не смуглые, как было принято в итальянском искусстве, и не молочно-белые, свойственные фламандскому искусству, а скорее розоватые, более живые и пышущие здоровьем. тОбычно на створках триптиха изображали заказчиков или же те события, которые связаны с центральным изображением, т.е. одного и того же времени. Рубенс же изобразил на створках прошлое, как будто книгу написал: вот что было, а что есть сейчас. На створках изображены сцены встречи Марии с Елизаветой и обрезание. Художник начинает изображать пышнотелых роскошных женщин, которые являются главной отличительной особенностью творчества Рубенса. Красота тела у Рубенса особая. Мужчины мускулистые, хорошо сложенные и широкоплечи. Женщины – совсем другое дело.

Рубенс восхищается женской красотой, но изображает по-своему, создавая собственный идеал, отличный от идеалов итальянского искусства. Сама фигура тяжелая и мясистая, ноги длинные, спина широкая, небольшая грудь. Для современного человека такое представление рубеновской красоты кажется абсолютно неидеальным. Поэтому картины Питера Пауля Рубенса и узнают по слишком большим и полным дамам. Красиво это или нет — дело каждого, но в понимании Рубенса такая большая и полная красота несла в себе особый смысл.

Многие исследователи творчества Рубенса предполагают, что пышные формы художник изображал для того, чтобы передать благодать и достаток, отсутствие болезней, полное изобилие природных ресурсов и соединение с природой.

Женщины у Рубенса являются частью природы, они не совершенные, здоровые, наполненные жизнью. Каждая складка, морщинка – это движение и энергия, а значит, жизнь. Ведь персонажи у него не могут быть статичны, идеальны, замкнуты и каноничны.

Питер Пауль Рубенс. «Венера перед зеркалом», 1612-1615

Движение было главным ориентиром творчества Рубенса.

И свет, который должен струиться из картин.

Восхищаясь цветом Тинторетто и рисунком Микеланджело, Рубенс в своем творчестве соединил мастерство изображения человека и невероятные цвета, создав удивительные шедевры искусства XVII века.

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!

Мероприятие подготовили:

Селина Л.А., зав. читальным залом

Яценко Н.В., зав. сектором читального зала

Воробьева А.В., ведущий библиотекарь читального зала