Дорогие друзья! Арт-час «Ты — моя мелодия» посвящен 80-летию со дня рождения Муслима Магомаева (17 августа 1942 — 25 октября 2008), советского, азербайджанского певца, композитора. Совершенно искренне, без особого пафоса Муслима Магомаева называли золотым голосом эпохи. Той, которая ушла, но благодаря его песням живет в сердцах миллионов поклонников. И если не всякий из молодого поколения помнит его имя, то почти каждый слышал «Луч солнца золотого» из «Бременских музыкантов» в исполнении Муслима Магомаева. Певец не просто обладал необыкновенным голосом, в каждую песню он вкладывал частицу собственной души, поэтому песни в исполнении Муслима Магомаева – образец высочайшего искусства! Народный любимец, которого в прямом смысле носили на руках, имел удивительный баритон, которым завораживал не одно поколение.
Сегодня мы вспоминаем Муслима Магомаева — певца, охватившего в своем творческом пути не только эстраду, но и оперу. Он исполнял песни, написанные известными советскими поэтами и композиторами — Р. Рождественским, А. Пахмутовой и Н. Добронравовым, Т. Хренниковым, М. Матусовским и другими, и сам написал музыку к нескольким десяткам песен. Как оперный певец Магомаев исполнял партии в операх Моцарта, Верди, Чайковского, Рахманинова, Пуччини.
Муслим Магомаев родился в Баку и был потомственным композитором. Его дед Абдул-Муслим Магомет оглы Магомаев считается одним из основоположников азербайджанской классической музыки, был автором двух опер, симфонических и других произведений. Мать Муслима Айшет Ахмедовна была драматической актрисой, хорошо пела и аккомпанировала себе на аккордеоне. Отец Магомет был театральным художником, оформлял спектакли в Баку и Майкопе, но погиб на фронте за несколько дней до окончания Великой Отечественной войны.
Муслима назвали в честь дедушки, тем самым словно предопределив его жизненный путь. Он вспоминал:
«В то время, как мои сверстники играли на полу машинками и оловянными солдатиками, я ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром».
Муслим рос в семье дяди — инженера по образованию. Возможно, это подстегивало его детское любопытство, желание понять, как устроен мир вокруг: то он поднимет верхнюю деку семейной реликвии — дедовской скрипки, то проведет опыты с электричеством, от которых домашних порой ударяло током. Уже с трех лет Муслим играл на рояле, занимался с педагогами. В 1949 г. его отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Она считалась элитной, потому что брали туда только ребят, обладавших природным талантом, вне зависимости от социального статуса. Учеба в Баку была на год прервана отъездом в Вышний Волочок с матерью, где она служила в местном театре. В этом городе Муслим обучался в музыкальной школе у Валентины Михайловны Шульгиной, которая была не только педагогом, но и музыкальным оформителем. Вместе с ней он побывал на спектакле «Анджело» по А. С. Пушкину, который Валентина Михайловна музыкально оформляла. Благодаря этому опыту он увидел театральную жизнь изнутри и увлекся театром.
Муслим Магометович вспоминал, что не любил обязательные музыкальные предметы, и его куда сильнее захватывало сочинительство. Вернувшись в Баку, он продолжил занятия в школе и расширял музыкальный кругозор. С друзьями они образовали тайное общество меломанов, собирались друг у друга и слушали самую разную музыку, как классическую, так и «легкую», джазовую, которую порой приходилось приобретать нелегально, в виде пластинок «на ребрах». Они даже собрали небольшой джаз-бенд, в котором Муслим играл на рояле. Однажды он посмотрел итальянский фильм «Молодой Карузо», после которого страстно увлекся пением. Муслим слушал и анализировал записи вокальных произведений, много пел, правда, из-за застенчивости почти не выступал перед слушателями. Но в конце концов о его увлечении узнали в школе и, поскольку вокального класса в ней не было, направили учиться к лучшему педагогу консерватории — Сусанне Аркадиевне. Давать уроки талантливому певцу вскоре начал еще один педагог — виолончелист, профессор Бакинской консерватории Владимир Аншелевич.
Постепенно пение для Муслима стало куда важнее остальных музыкальных дисциплин, поэтому он перешел в музыкальное училище. С концертмейстером Тамарой Кретинген они разучивали старинные романсы, выступали на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В училище был оперный класс, в котором Муслим подготовил роль в своем первом оперном спектакле — отрывке из «Мазепы» П. И. Чайковского, а затем играл в студенческом спектакле «Севильский цирюльник».
Профессиональная карьера Муслима Магомаева началась в Ансамбле песни и пляски Бакинского округа ПВО, коллектив которого, по его воспоминаниям, был «не хуже знаменитого Александровского». Ансамбль с успехом гастролировал по Кавказу с эстрадными песнями, оперной классикой, ариями из оперетт. Первым крупным успехом Магомаева стал VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки, где он выступал в составе оркестра радио и телевидения Азербайджана под управлением Т. Ахмедова. О молодом юноше из Баку, который «покоряет мир», написали в журнале «Огонек», а вскоре его с оркестром пригласили на Центральное телевидение.
Но настоящая слава пришла к Магомаеву в конце марта 1963 г. В эти дни в Москве проходила декада культуры и искусства Азербайджана, в столицу приехали лучшие художественные коллективы республики. Концерты Магомаева, выступавшего с оперными ариями и песнями, имели оглушительный успех, поддержанный прессой, и на волне этого успеха состоялось его сольное выступление в Концертном зале имени Чайковского. Зал был переполнен, вместо заявленных 16 номеров Магомаев спел 23, а поклонники не уходили до самого конца выступления. На этом концерте он исполнил и классические, и эстрадные номера, и будущие его концерты строились так же. После этого выступления Муслим Магомаев стал большим артистом.
Его ждали успехи не только на отечественной, но и на зарубежной сцене. В 1964–1965 гг. Магомаев стажировался в прославленном миланском театре «Ла Скала», где с ним занимались педагоги-профессионалы Энрико Пьяцца и Дженарро Барра. Окончилась стажировка выступлением, на котором Магомаев с успехом исполнил партию Скарпиа в «Тоске» Пуччини и несколько песен. Знаковыми были и его выступления в легендарном парижском театре «Олимпия» в 1966 и 1969 г. Магомаев стал первым советским артистом, выступившим в США по линии Госконцерта, много концертировал за рубежом и в дальнейшем.
В 1968 г., будучи уже известным артистом, Магомаев за год окончил консерваторию по классу пения. На его выпускной экзамен пришло столько слушателей, что зал не мог вместить всех желающих
На протяжении своей карьеры Муслим Магомаев совмещал оперную и эстрадную сцену. В его оперном репертуаре партии из «Свадьбы Фигаро» и «Волшебной флейты» В. Моцарта, «Отелло» Дж. Верди, «Фауста» Ш. Гуно, «Евгения Онегина» П. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова. Эстрадный репертуар Магомаева только на русском языке насчитывает больше ста песен, среди самых известных «Мелодия», «Королева красоты», «Лучший город земли», «Огромное небо», «Подмосковные вечера». А ведь, помимо них, он записывал итальянские песни и выступал с ними. Как композитор Магомаев написал музыку к более чем 30 песням на стихи Сергея Есенина, Роберта Рождественского, Геннадия Козловского, Анатолия Горохова и других поэтов. Свой след Муслим Магометович оставил и в истории кино: как кинокомпозитор — в фильмах М. Ибрагимбекова и Э. Кулиева, как актер — в фильмах «Прерванная серенада», «Низами», участвовал во множестве фильмов как певец. Карьера Муслима Магомаева продолжалась до 1998 г., когда он принял решение покинуть сцену.
Сегодня мы предлагаем вам насладиться голосом Муслима Магомаева и вспомнить, каким разноплановым был его репертуар.
Муслим Магомаев «Синяя вечность». Из свободных ресурсов интернета.
Ты — моя мелодия. Подготовил: Селин В.В., главный библиотекарь читального зала
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!
Мероприятие подготовил: Селин В.В., главный библиотекарь читального зала