Дорогие друзья! Сегодня наше театральное путешествие «Знаменитые театры России» посвящено Международному дню театра. «Театр» — тонкое переплетение практически всех искусств — музыка, живопись, литература, танец, риторика. Средством выразительности здесь служит актёр. Артистами могут быть не только люди. Это могут быть куклы, животные или предметы, которыми управляют за сценой. Но театр невозможен без зрителя! Мы предлагаем вам увлекательное путешествие по знаменитым театрам России. Большой театр – это символ России, он сыграл большую роль в становлении русского национального искусства, главным образом русской национальной оперы и балета.
Большой театр – одно из лучших театральных зданий в мире. В первоначальном виде здание построено в 1824 году архитектором О. Бове. Задолго до открытия театра все места были проданы. Публика перед началом первого спектакля вызвала на сцену архитектора Бове и наградила его долгими аплодисментами. После пожара 1853 года здание было восстановлено архитектором А.К. Кавосом, а открыто в 1856 году. Над колоннами Большого театра вместо прежних гипсовых теперь размещались четыре бронзовых коня, запряженных в колесницу. Эта квадрига была изготовлена по модели знаменитого скульптора барона Клодта. По внутреннему устройству Большой театр состоит из 5 ярусов зрительного зала, вмещающего 2100 зрителей. Зал обладает прекрасной акустикой. Во II половине XIX века на сцене Большого театра стали появляться русские оперы, в том числе П.И. Чайковского («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама»), а затем композиторов «Могучей кучки»: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина. На сцене Большого театра шли балеты П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Эти постановки знаменовали расцвет русского оперного и балетного искусства, а коллектив театра достиг художественной зрелости. Эти классические спектакли шли на сцене театра с разными исполнителями на протяжении всей его истории. В Большом театре служили искусству певцы Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Ф.И. Шаляпин, блистали мастера балета Г.С. Уланова, О.В. Лепешинская, М.М. Плисецкая, М. Лиепа, В. Васильев и другие. В 1924 году Большой театр получил статус академического, но всегда оставался образцовым театром с классическим репертуаром.
Мариинский театр – один из старейших и крупнейших музыкальных театров России. Первые спектакли давались петербургской труппой с 1783 года. В сезон 1855-1856 гг. инженерная служба настояла на том, чтобы спектакли из старого здания были перенесены в Мариинский театр. Этот театр после перестройки архитектором Шретером приобрел не столько парадный, сколько деловой вид, чем и отличалось петербургское градостроительство II половины XIX века. Зал был великолепен, в нем все было подчинено не парадным гуляньям публики во время антракта, но артисту балета и оперы. Зал рассчитан на 1625 мест. Мариинский театр был императорским по своей идеологии, психологии и всему своему укладу. Это был привилегированный роскошный театр, искусство которого было отгорожено от жизни, ее тревог и напастей. Это был чудесный храм искусства, куда еще с пушкинских времен тянулись лучшие художники танца, лучшие оперные певцы. Знаменитые Петипа и Фокин создавали здесь свои балеты, которые живут до сих пор. Императорская сцена требовала огромного таланта, осмысленного труда и упорства. Новый период в деятельности театра связан с постановкой оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. Глинки в 1836 году, в 1842 году состоялась премьера второй оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». В начале XX века ведущее место в труппе заняли Ф. Шаляпин и И. Ершов, в творчестве которых техническое совершенство владения голосом соединялось с искусством драматическим. По инициативе Ф. Шаляпина в Мариинском театре были поставлены «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского. В театре выступали А. Павлова, М. Кшесинская, В. Нижинский – мастера балета. В начале Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, в Ленинград вернулся в 1944 году. С пятидесятых годов XX века в театр возвращается оперная и балетная классика.
Малый театр – старейший русский драматический театр в Москве, сыгравший большую роль в развитии русской национальной культуры. День официального открытия театра — 14 (26) октября 1824 года, но история театра началась гораздо раньше. Именно на сцене Малого театра играл М.С. Щепкин, с именем которого связана реформа нашего национального театра. Его искусство – это начало реалистического исполнения ролей. Он поражал современников невиданной простотой и естественностью. Щепкин говорил о себе, что знает жизнь «от дворца до лакейской». И это так! Крепостной помещиков Волькенштейн, он много разъезжал вместе с родителями, близко стоявшими к семье графа (отец – управляющий, мать – горничная). Уже в раннем детстве Щепкин познакомился с крепостным и школьным театром, где и сам впервые появился на сцене в возрасте 8 лет. С 1805 года выступил на сцене публичного театра – дебют был удачным, и Щепкин становится профессиональным актером. Он объездил множество городов, и эта кочевая жизнь открыла перед ним огромное количество разнообразных жизненных впечатлений. Появившаяся новая русская драматургия – «Ревизор» Гоголя, «Нахлебник» Тургенева, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина – стала опорой для актера, он умел заставить себя думать и чувствовать так, как представляемый им герой. Отсюда при очень незавидных внешних данных (малый рост, полнота) актер умел представлять разнообразие человеческих типов. 50 – 60 годы XIX века – это новый этап в становлении русского актера и русской драматургии. И связано это с постановкой пьес А.Н. Островского. С 1873 г. по 1882 г. в Малом театре было поставлено 29 пьес Островского. Его пьесы играли несколько поколений актеров театра. Островский всегда составлял основу репертуара Малого театра – вплоть до наших дней. Современная культура немыслима без традиций этого театра, без его постоянной опоры на классику, на большое искусство актера. Островского нигде не умеют играть так, как в Малом. Указом президента РФ Малому театру присвоен статус национального достояния, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей и Эрмитажем. Театр возглавляет Ю.М. Соломин, труппа насчитывает более 100 человек (общее число работников театра – более 700). В Малом работают известные всей стране артисты: Э. Быстрицкая, И. Муравьева, А. Михайлов и другие.
Александрийский театр – старейший драматический театр России. Он был создан в 1756 году в Санкт – Петербурге как первый профессиональный постоянный публичный императорский театр. Его первым директором был А.П. Сумароков, а затем – Ф.Г. Волков. Спектакли театра давались в различных помещениях города. В 1832 году было построено новое театральное здание. С этого времени театр и стал называться Александринским – в честь жены Николая I императрицы Александры Федоровны. Здание театра – одно из лучших произведений русского классицизма. Оно сооружено в 1828 – 1832 годах зодчим К.И. Росси. В I половине XIX века любимцем александринской сцены был В.А. Каратыгин. Он воплотил традиции русского романтизма, но не оставил после себя равных ему наследников. Он был технически совершенным актером, любимым актером императора. Его походка была величественна, его жесты были страстными, а мысли, подчеркнутые в ролях – благородны и назидательны. Он сам словно был отзвуком имперского величия России. В 1853 году на афише театра впервые появляется имя А.Н. Островского. За последующие два десятилетия в репертуар театра вошли практически все его пьесы. Крупным событием стала постановка «Грозы» (1859). Но Островский на Александринской сцене игрался как бытописатель – его судьба на сцене Малого театра была более удачной. В семидесятые годы XIX века труппа пополняется новыми актерами, в 1874 году в ней появляется М.Г. Савина, в 1880 году – П.А. Стрепетова. Мария Гавриловна Савина (1854 – 1915) сорок лет несла на себе основную тяжесть развлекательного репертуара театра. О бессмысленности растрачивания таланта не раз говорили ей критики. Савина и сама понимала незначительность многих пьес, в которых играла, но ценила успех, который они ей приносили. Но только в большой драматургии актеры раскрывают всю силу своего дарования. Она сыграла всю русскую классику – от Гоголя до Толстого. Савина жила сценой – она плакала настоящими слезами, бледнела и краснела от сильных переживаний, она не могла на сцене притворяться, но только жить в образе. В 1937 году театру был присвоено имя А.С. Пушкина. Современное название – Ленинградский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина. В труппе театра работали крупнейшие артисты: В. Меркурьев, Н. Симонов, Ю. Толубеев, Н.Черкасов, Б. Фрейндлих и другие. Московский художественный театр – великий русский театр, внесший огромный вклад в развитие не только национального, но и мирового театрального искусства. Он открылся 14 октября 1898 года, был создан К.С. Станиславским и В.И. Немировичем – Данченко. С 1902 года театр обрел свой собственный театральный дом в Камергерском переулке. Здание было построено архитектором Ф.О. Шехтелем и оборудовано новейшей по тем временам техникой. МХТ был новаторским театром. Главным был вопрос о единстве спектакля, актерском ансамбле. Сейчас эта точка зрения давно принята, но тогда она была новой и неожиданной. Организатором спектакля стал режиссер, который не только творчески организует спектакль (работает с актерами), но и организует весь процесс по художественному, световому, музыкальному и декорационному оформлению спектакля. Сценическая система Художественного театра, «Искусство переживаний», «Система Станиславского» — это долгий путь опыта, итог огромной работы. МХТ был быстро принят публикой, т.к. он говорил со зрительным залом о том, что каждому было известно. В первый период его деятельности решающим обстоятельством было обращение театра к драматургии А.П. Чехова и М. Горького. Новая драматургия была полна частыми паузами, недоговоренностями, вроде бы незначительными словами, за которыми скрывалась глубина образа. В 1932 году театр получил название МХАТ СССР им. М. Горького. В театре работали В.И. Качалов, Н.П. Баталов, Б.Н. Ливанов, А.Н. Грибов, А.П. Кторов, А.К. Тарасова, М.М. Яшин, С.С. Пилявская, Н.И. Гуляева и другие. В октябре 1987 года в результате серьезного творческого кризиса МХАТ был разделен на два коллектива: один из них под руководством Т.В. Дорониной – МХАТ им. Горького, другой (под руководством О.Н. Ефремова) – МХАТ им. Чехова. Знаменитая мхатовская «Чайка» — эмблема МХТ – осталась в МХАТ им. Горького.
Знаменитые театры России. Подготовила: Балтыкова Диана Анатольевна
Просим поучаствовать в викторине!
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!