Дорогие друзья! Литературная гостиная «Мариэтта Шагинян» посвящена 135-летию со дня рождения русской советской писательницы армянского происхождения. Поэтесса и прозаик, искусствовед, журналист, историограф, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент АН Армянской ССР. Родилась и умерла в Москве (1888 — 1982 гг.). Интересно заметить, что родилась и умерла в один день: 21 марта (по старому стилю) родилась, 21 марта (по новому стилю) умерла. Хотя, конечно, сегодня считается, что родилась 2 апреля. У Мариэтты Шагинян удивительная судьба. Поэтесса Серебряного века, первый советский писатель-фантаст, искусствовед, журналист – десятки лет она публиковалась в «Правде» и «Известиях». Сомневаясь в самой себе, не раз бросала литературное поприще, но спустя годы вновь возвращалась к тому, без чего не могла жить. М. Шагинян публиковала свыше 70-ти книг романов, повестей, рассказов, очерков, стихов и около 300 печатных листов статей, рецензий, докладов.
Горячая и эмоциональная, Шагинян страстно бралась за новое в любом возрасте. Работая над очерками об Армении, она спускалась в самые глубокие недра рудников в Зангезуре и поднималась на самую высокую – 4090 метров над уровнем моря – гору Арагац, став первой женщиной, взобравшейся на нее. Не каждый знает, что она имела диплом альпиниста!
Родилась Мариэтта Шагинян 2 апреля 1888 года в Москве, в семье известного практикующего врача, доцента Московского университета Сергея Давыдовича Шагиняна и домохозяйки Пепронии Яковлевны Шагинян. В 1908 году поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, однако увлеклась символико-философской поэзией Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус, решив даже переехать поближе к ним в Санкт-Петербург.
Шагинян действительно начинала как поэтесса – декадентка. Стихи ее пользовались популярностью. Шагинян котировалась тогда выше Цветаевой. Вся Россия твердила ее двусмысленную строчку: «Девы нет меня благоуханней», а непосредственный Куприн попросил при встрече: «Благоухни мне, как бутон». Вот как звучали ее стихи: Разлюбившему. Не печалься над любовью-странницей, Что, как тень, пройдя по жизни, канет… Тень пройдёт, а светлый мир останется, И глазам в миру виднее станет. Сладок холод сердца разлюбившему! Он глядит, как в первый день творенья. Возвращенье памяти — забывшему, Ненавидящему — примиренье.
Или вот это: Восхищённому взору открывало небо вечернее Золотые свои письмена, И водила по ним всё полней и размернее Указующим пальцем луна. Солнце слало к ночи гонцов с укоризною: Что ж, готовы ль пути для меня? И священные буквы стирались рукою капризною Суетливо-безумного дня. Снова тайна небес отошла, непрочитана, Затерялась вдали золотая строка, Но как сладостно знать, что опять заблестит она Непрочтённой в века.
Сборник Шагинян «Orientalia» выдержал семь изданий. Возможно, в поэзии она была более талантлива, чем в прозе.
Какая она была в те годы, вспоминает Сергей Яблонский, популярный в те годы фельетонист, который вместе с женой поддерживал молодую девушку в ее поэтических начинаниях: «Странная была у нее внешность. Лицо ярко выраженного армянского типа иногда казалось почти красивым, хотя красивыми на нем были только большие глаза, те глаза, которые Толстой, хваля, назвал у Катюши Масловой воловьими. Эпитет как будто бы грубый, но недаром же греки называли Геру волоокой. В них было много напряженной мысли, прямоты, часто восторга. <…> Некрасивою была и ее маленькая неизящная фигурка; она горбилась, безвкусно одевалась; чудачествуя, появлялась то в мужской кепке, то с толстою палкой в руке, то с пледом на плечах». Вячеслав Ходасевич, которого она, не будучи знакомой лично, вызвала на дуэль на шпагах, впоследствии написал о ней весьма примечательный очерк со следующей характеристикой: «Мне нравилась Мариэтта. Это, можно сказать, была ходячая восемнадцатилетняя путаница из бесчисленных идей… В идеях, теориях, школах, науках и направлениях она разбиралась плохо, но всегда был чем-нибудь обуреваема. Так же плохо разбиралась и в людях, в их отношениях, но имела доброе сердце, и, размахивая картонным мечом, то и дело мчалась кого-нибудь защищать или поражать…». Очерк небольшой, но главная мысль содержится в его конце. Предлагаю читателям самим ознакомиться и сделать вывод. А это уже более поздняя зарисовка. Борис Изюмский вспоминал: «Ялтинская студия готовила впрок фильм о Мариэтте к какому-то её юбилею. Сценарист, вопреки совершенно несентиментальному характеру Шагинян, заставлял её кормить у озера лебедей и поглаживать пушистую кошку. Наконец, терпение у Мариэтты лопнуло. Она схватила кошку за хвост и подержала её вниз головой. Кошка от неожиданности поцарапала её. Я увидел Мариэтту, бегущую от озера к дому с воплем: – Она бешеная!». Так что темперамент у М. Шагинян был взрывной и неуемный. Ее отличал огромный интерес к жизни и ко всему новому. Не случайно, увлекаясь поэзией, творчеством Гете, посетив ради него Германию, она вдруг меняет свои интересы и увлекается политикой! Сразу же и безоговорочно приняла революцию. Взахлеб читала статьи Ленина, писала разгромные статьи о вреде чтения ленинских статей по цитатам. Ленинское высказывание «Учиться, учиться и еще раз учиться» Мариэтту Шагинян поразило настолько, что она принялась тщательно изучать биографию В.И. Ленина, прояснив кое-что уже в раннем романе «Перемена» (1923), понравившемуся и самому Владимиру Ильичу: «Жить, чтоб делать, чтоб познавать, чтоб бороться. Жить, чтоб взошли на земле семена окрыленной мечты человечества о справедливости. Жить, чтоб своими руками, из камня и стали, строить то, что мерещилось в думах, записано в книгах». Именно поэтому, видимо, в 1930-х годах окончила Плановую академию Госплана им. В. В. Молотова, где изучала минералогию, прядильно-ткацкое дело, энергетику. Работала лектором, инструктором ткацкого дела, статистом, историографом на ленинградских фабриках.
В 1923-1925 годах Шагинян публикует под псевдонимом Джим Доллар серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Мэнд», имевшую большой успех. В 1928 году публикует своеобразное литературное произведение – «роман-комплекс» – «Кик», объединивший разные жанры – «от поэмы до доклада». В 1930-1931 годах пишет роман «Гидроцентраль», явившийся результатом проведенных ею лет на строительстве Дзорагэс. Это, по сегодняшним меркам, производственный роман. Но, порывистая, неугомонная и постоянно увлекающаяся писательница, взялась за реализацию удивительной идеи – показать труд «вкусным», увлекательным занятием. В своем дневнике она писала: «Надо научиться подавать процесс труда как процесс игровой, соревновательный». Как сказал Д. Быков, «Гидроцентраль» ― это мучительная попытка написать о труде так, чтобы было интересно.
Сегодня читатели забыли М. Шагинян, да и книги ее найти трудно. Но есть среди ее огромного наследства те, что вспомнить приятно.
Конечно, прежде всего, «Месс-Мэнд». Северо-Американские Соединенные Штаты, двадцатые годы двадцатого века. Вдохновленные победой Октябрьской революции в России, американские рабочие создают тайный пролетарский союз «Менд-Месс», чтобы построить в Америке социализм. Но это не марксистская организация: как и Махатма Ганди, американцы ищут «третий путь». И находят его: оказывается, рабочие — творцы вещей, имеют над ними мистическую власть. Достаточно только стать Творцом с большой буквы, изучить тайные свойства материалов и вещей — и приобретешь неограниченную конспиративную власть над миром капиталистов. Но, начиная действовать, руководители союза Мик Тингсмастер и Сорроу, их помощники, рабочие парни Лорри Лэн, Виллингс, Нэд, Бигс, Том ван Гоп сталкиваются с другой конспиративной организацией — Союзом фашистов, который возглавляет принц Грегорио Чиче. Начинается борьба не на жизнь, а на смерть, в конце которой — разоблачение всех злодеев. Посоветовала бы перечитать рассказ «Прыжок». Рассказ написан в разгар НЭПа в 1926 году. В центре сюжета находится компания из жён нэпманов с одной стороны и «неосмотрительно поселившийся в этом тараканьем гнезде» высокопоставленный работник партии с сыном – с другой. Нэпманши всячески лелеют и балуют Витеньку, сына «партийца», то ли потому что ищут в этом выгоду, то ли потому что боятся крупного «вождя» в лице отца Вити. За спиной же мальчика и нэпманши, и их дети отзываются о нем непристойно низко и недостойно. Мальчик сначала не понимает, что происходит, а затем, осознав свою значительность, начинает портится на глазах… Этот рассказ актуален и сегодня, потому что здесь решаются извечные вопросы нравственности – гордость, честность, благородство и т.д. С удовольствием перечитала «Приключение дамы из общества». Приятное чтение для отдыха о том, как молодая богатая и избалованная дама открывает для себя революционные идеи. Язык прост, сюжет даже мил. Кроме того, не потеряли своей актуальности и художественной ценности ее работы, посвященные Т.Г.Шевченко, И. А. Крылову, И.В. Гете, Низами, Й. Мысливечека. Ценны литературные портреты У. Блейка, С. В. Рахманинова, В. Ф. Ходасевича.
«Полнолуние» Мариэтты Шагинян
Это стихотворение из седьмой встречи с антологией «Закон случайных чисел
или 155 поэтов мира»
Публикация «Полнолуния» посвящается
одному из моих любимых поэтов ИННАЕ
в ответ на её последние стихи
«Стелет ночь постель желаний…»
У Мариэтты Шагинян стихотворение пропитанное,
как пахлава мёдом, неповторимым восточным ароматом
сгущающихся эротических ожиданий. Вот эти стихи.
Мариэтта Шагинян «Полнолунение». Пордготовила: Воробьева Ангелина Валерьевна, ведущий библиотекарь читального зала
Родина, уважая М. Шагинян за творчество и общественную деятельность, высоко оценила ее заслуги, наградив ее следующими орденами и медалями: Сталинская премия третьей степени (1951) — за книгу очерков «Путешествие по Советской Армении» (1950), Ленинская премия (1972) — за тетралогию «Семья Ульяновых»: «Рождение сына» (1937, переработанное издание 1957), «Первая Всероссийская» (1965), «Билет по истории» (1937), «Четыре урока у Ленина» (1968) и очерки о В. И. Ленин Герой Социалистического Труда (1976), два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, три ордена Трудового Красного Знамени, орден Трудового Красного Знамени Армянской ССР (1932), орден Красной Звезды (1945, орден «Знак Почёта» (8.8.1943),орден Дружбы народов, Большая золотая медаль ЧССР — за книгу «Воскрешение из мёртвых» (1964).
В завершение мероприятия мы предлагаем вам посмотреть документальный фильм о Мариэтте Шагинян. Документальный фильм (1978)
Главная редакция научно-популярных и образовательных программ. 1978.
Автор сценария — Надежда Филатова
Режиссер — Наталья Харлип
Оператор — Дмитрий Серебряков
Оператор — Леонид Придорогин
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!