Дорогие друзья! Наш литературный портрет «Анатолий Калинин в книгах и на экране» посвящен нашему великому земляку — Анатолию Вениаминовичу Калинину, которому 22 августа исполняется 107 лет со дня рождения. Калинин Анатолий Вениаминович — известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист, выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.
Когда вечерняя заря
Совсем в окне моём сгустится,
Смогу ль сказать я, что не зря
Мне привелось на свет родиться?
Что я себя не уронил,
Что я себя не опозорил,
И ложью совесть не смутил,
И злу поддаться не позволил.
А. В. Калинин
Родился 22 августа 1916 года в станице Каменской (г. Каменск-Шахтинский) Ростовской области. Детство и юность писателя прошли на Дону. Отец у Калинина – сельский учитель, был новочеркасским казаком, мать – каменской казачкой. Дед пел в соборе в казачьем войсковом хоре, у него был такой редкий бас – профунда… С раннего детства писатель помнит, что вокруг все пели.
В годы Гражданской войны его отец был членом волостного революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. В раннем детстве Толик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана.
Дом в г. Новочеркасске
Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска… гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина.
В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. Еще пионером он начал писать в газеты «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону) и «Пионерская правда» заметки о сельской жизни, о первых колхозах на Дону. В 1930 году, подростком, он ездил по хуторам и станицам Дона с рабочей колонной, проводившей коллективизацию. В 1931 году вступил в комсомол, 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными». Так началась его работа в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии, с 1935 года, как способного журналиста Калинина пригласили на работу в «Комсомольскую правду», он – собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, снова на Дону.
В 1938-39 годах работает над первой книгой, романом «Курганы», посвященном колхозной нови в казачьем крае, опубликованной в 1940 году. Александр Серафимович, прочитав его, сказал: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» Ориентация на знаменитого земляка была очевидна. Отдельной книгой роман был напечатан в Ростове-на-Дону в 1941 году.
В 1939 Калинин работает военным корреспондентом на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М. А. Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы. В 1941 году Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сентябре того же года командируется в качестве военного корреспондента этой газеты: находился в основном на фронтах южного направления.
Большую часть своего фронтового пути Калинин прошел вместе с 5-м Донским гвардейским кавалерийским корпусом. Многие герои Калинина впоследствии окажутся так или иначе причастными к этому фронтовому братству. «Я помню время, когда слово „казак“ не произносилось», – вспоминал Калинин. Он считал, что возрождение казачества, его традиций, его уклада жизни началось еще на полях Великой Отечественной. Уже в 1943 году Калинин опубликовал статью «Донские казаки». Именно с подписания указа Сталина о создании Донского казачьего корпуса, по словам писателя, были забыты все распри и казаки пошли на защиту Отчизны. «Казачество во все времена было хребтиной России, – говорил писатель, – И я бы не сказал, что у нас в стране не любят казаков. Народ разбирается…
Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке „Искры над Грозным“ (октябрь 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград.
Он пришел в литературу, хорошо зная то, о чем пишет: крестьянский труд, казачий быт, народный язык. Крестьяне, колхозники-казаки, надевшие по призыву Родины солдатские шинели, стали главными героями произведений Калинина в годы Отечественной войны. Он писал и посылал в газеты очерки из-под Ростова, Моздока, Сталинграда. В 1943 году в Ростове вышла очерковая книжка А. Калинина «Казаки идут на Запад». В журнале «Новый мир» в 1944 году была напечатана повесть «На Юге» (в основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус), в 1945 – повесть «Товарищи», посвященный воинской дружбе. На основе этих повестей о героизме советских солдат писателем был создан роман «Красное знамя», изданный в Ростове в 1951 году. Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя», главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Последнее переиздание произведения состоялось в 1954 году.
Об этом произведении одобрительно писал известный литературовед и критик В. О. Перцов. Также роман понравился А. С. Серафимовичу: «…С большим интересом прочел я новый роман. Еще первая книга „Курганы“ была многообещающей его заявкой. Новая книга Калинина радует. Она говорит о росте писателя, о его большом даровании».
После войны, в 1946 году, Анатолий Вениаминович поселился в хуторе Пухляковском на Дону. На материале колхозной жизни им написаны здесь очерки о людях донских станиц: «Неумирающие корни» (1947), «В тылу отстающего колхоза», «Братья», «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968) и другие, они начинали галерею героев, которые прошли потом через большинство произведений писателя.
Дом в станице Пухляковская
В 1953 году в «Правде» увидел свет очерк «На среднем уровне». Это был смелый, злободневный разговор писателя о развитии деревни, о стиле партийного руководства. Сам писатель говорил об этом так: «С очерка „На среднем уровне“ и последовавшего за ним очерка «Лучные ночи“ и начинаюсь я, в чем совершенно твердо уверен как писатель… Эти очерки укрепили меня в сознании важности и необходимости того, о чем пишу. Был огромный поток читательских писем, обязывающих, но окрыляющих…».
Картины прошедшей войны оживают в повестях Калинина, в них писатель, возвращаясь к событиям минувшей войны, раскрывает связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников.
Проникнут нравственной тревогой роман «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию (прием сродни леоновскому в романе «Вор» – образ писателя Фирсова). Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных (выступление С. Злобина в журнале «Новый мир» № 3 за 1959 год).
В 1962 году вышел в свет роман А. Калинина «Запретная зона» (книга первая), посвященный строительству Волго-Донского канала, где писатель продолжает развивать тему о доверии к человеку, в данном случае – к заключенному. В этом произведении поставлены проблемы формирования нового человека, вскрыты и осуждены явления, которые нельзя примирить с коммунистической совестью. Главный герой романа Греков – один из тех партийных работников, которые характеризуют и выражают нашу эпоху.
В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны», в ней автор исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства.
Анатолий Калинин «Эхо войны». Автор видео: Ровная И.Н., библиотекарь читального зала.
Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех – она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары – ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу.
Но не роман «На юге» и другие произведения на казачью тему принесли Анатолию Калинину всенародную известность. Она пришла к нему с публикацией «Цыгана». «Образ Будулая появился у меня в тот момент, когда командир казачьего корпуса Селиванов привел меня в госпиталь, где вручали орден Красной Звезды цыгану-разведчику Ищенко. Тогда я еще не знал, что буду писать роман „Цыган“… А до этого, когда мы отступали под Малой Белозеркой, я видел цыганскую раздавленную кибитку. Мне рассказали, что какая-то украинская женщина взяла оставшегося в живых младенца… Потом, когда я переехал в Пухляковку, через некоторое время здесь поселился кузнец-цыган. Звали его Иваном Васильевичем, жену Галей, а младшего брата – Будулаем», – вспоминал об истории написания романа сам автор.
Мелодия «Встреча» из фильма «Цыган». Из видеоархива читального зала.
Автор ролика: Селин В.В., главный библиотекарь читального зала
Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» (1-я часть – 1961, 2-я – 1968, 3-я – 1969, 4-я – 1974; отдельным изданием – 1975). Фабульные корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев – красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. Некоторые калининские герои обрели вторую жизнь на киноэкране. По 1-й части романа в 1967 был создан художественный фильм «Цыган» (режиссер и исполнитель роли Будулая – Е. С. Матвеев). Еще больший зрительский успех имела телевизионная многосерийная версия романа, вышедшая в 1979 под тем же названием (в главных ролях – М. Волонтир и К. Лучко), получившая всенародную признательность и любовь к главным героям.
Роман «Гремите, колокола!» (1966-67) сюжетно и системой персонажей связан с романом «Запретная зона», посвящен проблемам семейного, нравственного и эстетического воспитания молодежи в семье и, как другие произведения А. Калинина, привлекает анализом духовного мира героев.
В повести «Возврата нет» (1971) невероятные по драматическому накалу события заполняют судьбу по-настоящему красивой внешне и внутренне Антонины Кашириной, женщины, которой выпало пронести на своих плечах нелегкий груз жизни.
Для его произведений характерна постановка важных вопросов современной жизни. Идейно-философская концепция творчества А. Калинина выражена в системе образов его героев: с одной стороны, герои, рожденные советской действительностью, – секретарь райкома партии Еремин, писатель Михайлов, колхозники Дарья и Андрей Сошниковы, Клавдия Пухлякова и Будулай; с другой – люди, души которых искалечены накопительством, властью собственности – Варвара Табунщикова, Стефан Демин, Лущилины и другие.
Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР имени Горького за 1973 год.
Анатолий Калинин – один из последователей шолоховских традиций в литературе. В 1964 году была издана книга очерков писателя о Шолохове – «Вешенское лето», которая много раз переиздавалась. В 1975 году вышла в свет книга А. В. Калинина «Время „Тихого Дона“», опубликованная сначала в «Известиях». В 1982-1983 годах вышло собрание сочинений Анатолия Калинина в четырех томах. В это издание, помимо прозаических произведений писателя, включены его стихи и поэма.
«Анатолий Калинин — продолжатель шолоховских традиций». Из видеоархива читального зала.
Автор видеопрезентации: Яценко Н.В., зав.сектором читального зала.
Его гнетет тоска о «светлом друге, без которого сместилось в жизни все»:
Заоблачных лампад струится вечный свет,
Над Доном листопад, а Шолохова нет,
Вздымая гриву волн, бессмертной славе вслед,
К Азову рвется Дон, а Шолохова нет,
Причалив к яру струг, с серьгою в ухе дед,
Скликает всех на Круг, а Шолохова нет.
И так синит глаза лампасов вешний цвет,
Что катится слеза, а Шолохова нет.
Ряд произведений А. В. Калинина переведен на языки народов бывшего СССР, а также на английский, арабский, болгарский, вьетнамский, французский, хинди и другие.
Награжден орденами, а также медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов; более 20 лет был депутатом Верховного Совета России.
На радио в 1983, 1985 годах режиссером Э. Верником была осуществлена радиопостановка по мотивам романа «Цыган» с участием артистов: К. Лучко, Л. Маркова, А. Джигарханяна, Т. Пельтцер, А. Покровской, Л. Дурова, Р. Суховерко и других артистов московских театров.
В коллекции радиофонда есть также запись радиокомпозиции спектакля «Суровое поле» А. Калинина в исполнении артистов Театра-студии киноактера. В 1983 году корреспондентом радио была записана беседа с писателем – это был серьезный разговор о его творчестве, о замысле романа «Цыган», о войне. О донских песнях, оказавших сильное влияние на творчество писателя. А. Калинин читает свои стихотворения: «В стужу лютую…», «Твое ли это детство было…», «На тризне памяти военной».
«И в том, что сегодня на Дону тихо, есть немалая заслуга и казачества». В то же время Анатолий Калинин не приемлел раскола казаков на «реестровых» и «нереестровых». Мечтал собрать у себя за столом всех казачьих атаманов и дать клятву объединится, забыв былые обиды. Как это случилось во время Великой Отечественной в Пятом Донском корпусе генерала Селиванова.
Не упади, звезда на землю:
Тебе на ней и места нет,
Лишь только в небе и приемлют
Земные очи звездный свет.
Не урони себя с вершины
В молниеносной борозде.
Не оставляй в ночной пустыне
Мне только память и звезде.
А. Калинин
«…Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался говорить правду. Чрезвычайно сильную полемику вызвал его роман „Суровое поле“ (1958), в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в особенности – состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во времена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона» (1962), рассказывающем о строительстве гигантского искусственного моря на Дону».
Главное достояние Донского края – люди, проживающие на берегах великого Тихого Дона и Азовского моря. Именно донская земля породила двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Пожалуй, после Шолохова и Солженицына, особым уважением пользуется творчество донского писателя Анатолия Калинина.
Скончался Анатолий Вениаминович 12 июня 2008 года, в станице Пухляковской. В доме, где он жил с 1946 года, создан мемориальный музей. На доме в г. Каменск-Шахтинский, где А. В. Калинин родился и провёл детские годы, установлена мемориальная доска.
Памятник донскому писателю Анатолию Калинину, установлен в усадьбе писателя – в хуторе Пухляковском
Проходит время, но творчество Анатолия Калинина остается бессмертным среди читателей не только нашей страны, но и многих стран мира.
А сейчас мы вам предлагаем принять участие в игре «Самый популярный роман Анатолия Калинина». Игра посвящена самой популярной книге, которая была экранизирована несколько раз и разными режиссерами, кроме этого ростовский композитор по этому роману написал оперу.
Мероприятие подготовили: Селина Л.А., зав. читальным залом, Яценко Н.В., зав. сектором читального зала, Селин В.В., главный библиотекарь читального зала, Ровная И.Н., библиотекарь читального зала.