Дуэль и смерть Пушкина

Накануне Дня памяти Александра Сергеевича Пушкина, нашего выдающегося поэта, драматурга и прозаика представляем всем посетителям нашего сообщества библиографическую страничку. Пушкин – это Россия, выраженная в слове. А 10 февраля 1837 года наша страна потеряла своего гения.

Он ушёл из жизни в 37 лет, и мы вспоминаем об этой утрате каждый год. Ведь Пушкин — это не просто литература. Не просто — культ. Это — средоточие русского духа, пример истинно русской сущности. Да и может ли быть иначе? Ведь именно в выдающихся личностях находят наиболее яркое выражение свойства национального характера.
Пушкини́стика — раздел литературоведения и истории литературы, посвящённый творчеству и биографии А. С. Пушкина, есть в том или ином объёме в каждой библиотеке. Но мы хотим представить читателям книгу из редкого фонда читального зала – это труд П. Е. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина», под редакцией и с комментариями М. А. Цявловского из серии «Жизнь замечательных людей» 1936 г.


В биографической литературе о нашем великом поэте эта книга занимает особенное место. Научное исследование, не преследующее целей популяризации, работа покойного биографа, несмотря на это, справедливо сделалась одной из самых известных, любимых в широких читательских кругах книг по биографии Пушкина.
Павел Щёголев в своё историческое литературное исследование «Дуэль и смерть Пушкина» посвятил последнему году жизни великого русского поэта, рассмотрев его буквально по дням.
Впервые книга Щёголева издавалась в 1916 году и в своё время вызывала неоднозначную реакцию: многие критиковали методы, которые использовал автор в своём исследовании. Например, при попытке переиздания книги в 1987 году, приуроченному к 150-летию дуэли Пушкина, советские писатели во главе с Юрием Бондаревым попытались сорвать её, выступив с решительным протестом.
Как итог, книга была издана, но значительно меньшим тиражом, чем предполагалось ранее – советской «писательской мафии» не удалось «затиреть» издание книги Щёголева.
Тем не менее, она интересна нестандартным подходом автора к определению истины, а также большим количеством новой (на момент издания) информации о поэте из ранее неизвестных источников: дневника А. Вульфа, реакцией зарубежных дипломатов на смерть Пушкина, отношение поэта с крестьянами и так далее.
В книге присутствует и детективная составляющая: при помощи графической экспертизы была сделана попытка выяснить, кто написал Пушкину провокационные письма, которые и стали причиной дуэли.

Автор напрямую не обвиняет жену Пушкина, Наталью, но, учитывая все обстоятельства, её поведение послужило (пусть и косвенным образом) к началу скандала. И это не удивительно — Наталья была признанная красавица.

Автор самым подробным образом описал, что из себя представлял Дантес и его покровитель Луи Геккерн: в школьной программе на такие подробности даже и не было намёка. Книга снабжена большим количеством иллюстраций.
Исследование Щёголева не предназначено для широкой публики читателей, потому что написано в научной, а не популярной форме – читать его, несомненно, тяжеловато. Тем не менее, истинным любителям творчества Пушкина стоит прочитать из неё хотя бы самые интересные, на их взгляд, эпизоды из последнего года жизни поэта.
Не бойтесь читать серьёзных и сложных для усвоения книг – если вы уж проявите силу воли и прочитаете одну из них до конца, то её содержание останется в вашей памяти на всю жизнь.
Другое издание, с которым мы хотели бы познакомить своих читателей – это «Пушкин портретист» А. Эфроса.

Книга вышла в серии «Рисунки писателей», прижизненное издание, Москва, 1946 год, издание Государственного Литературного музея. Множество иллюстраций.
Темой «Пушкин портретист» объединены в этой книжке два очерка, связанные с иконографическими определениями пушкинских зарисовок. Первый очерк представляет собой переработанную и расширенную публикацию рисунков Пушкина из собрания Государственного Литературного музея, напечатанную впервые в пушкинском номере «Летописи» музея. Второй очерк выходил тогда впервые и охватывал последние отождествления Эфроса портретных набросков в пушкинских рукописях московской Ленинской библиотеки, ленинградского Пушкинского дома и ленинградской Публичной библиотеки. Вместе со статьей «Декабристы в рисунках Пушкина» – это подытоживало работу над портретной графикой Пушкина, сделанную Эфросом после издания книги «Рисунки поэта» .


Автор Абрам Маркович Эфрос (1888-1954) — русский советский искусствовед, переводчик, театровед, литературовед.

С 1917г. — член общественных и государственных органов охраны художественных ценностей, в том числе в 1918-1927 гг. — один из ведущих сотрудников Коллегии (отдела) по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР, зав. отделом нового и новейшего искусства Государственной Третьяковской галереи; одновременно в 1924-1929 — хранитель отдела французской живописи, с 1928 — зам. директора по научной части Музея изящных искусств и зав. картинной галереей музея. В 1920-1930-е годы был одним из организаторов ряда художественных выставок .
Дважды высылали из Москвы. В 1937 — на два года в Ростов, в 1950 — на четыре года в Ташкент. Работу в музеях совмещал с научно-преподавательской деятельностью. В 1940-1950 годах преподавал в ГИТИСе (Москва) курс истории русского театра и театрально-декорационного искусства. В 1945-1950 — внештатный профессор Государственного библиотечного института в Москве и с 1950 по 1954 — профессор на кафедре искусствоведения Ташкентского театрального института. Излюбленный жанр — критический «портрет» (В.А. Серова, В.И. Сурикова, П.В. Кузнецова, В.А. Фаворского, Г. Аполлинера, Ж. Кокто, П. Валери, С.М. Михоэлса и др.). Также занимался исследованиями рисунков А.С. Пушкина.
Мы надеемся, что для всех кому дорого литературное наследие Пушкина, будет интересно познакомиться с этими книгами.

Поэтическая минута «А мне приснился сон, что Пушкин был спасен…» — Яценко Наталья Владимировна, зав. сектором мчитального зала. Из видеоархива читального зала.

Андрей Дементьев «А мне приснился сон, что Пушкин был спасен…». 1977. Из свободных ресурсов интернета.

Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!