Знаток русской души

Дорогие друзья! 16 февраля 2021 года исполняется 190 лет со дня рождения Николая Семеновича Лескова. Наша литературная страничка «Знаток русской души» посвящена этому гениальному русскому писателю, незаслуженно забытому в наши дни.

Николай Семенович Лесков. К 190 — летию со дня рождения писателя — Балакирева Татьяна Анатольевна, зав. сектором читального зала

Творчество Лескова нравилось Ф.М. Достоевскому. А.П. Чехов дружил с Лесковым, называл его одним из первых своих учителей. Л.Н. Толстой любил Лескова, восхищался и называл его «самым русским из русских писателей». Сюжеты Лескова несут в себе глубокое духовное начало, доказывают непреходящее достоинство христианских заповедей.
Лесков наполнил свои произведения яркой сатирой и сердечными историями о любви, удивительно светлыми и мудрыми человеческими персонажами, обогатил тонким психологизмом и нравственней чистотой. Он поистине народный писатель. В своих произведениях он пишет о крестьянах, о прислуге, о солдатах и офицерах, о священниках и монахах. Никто так правдиво не улавливал национальный характер русского человека. Некоторые его рассказы схожи с триллерами, другие превосходные комедии о провинциальной жизни. Этот неординарный писатель не перестает удивлять нас. Что же может закалить чувства, укрепить веру? Ответ можно найти, в произведениях Николая Семеновича Лескова.
В редком фонде читального зала ЦГБ им. М. Горького имеется уникальное раритетное издание Н.С. Лескова:
Полное собрание сочинений Н.С. Лескова. — 3-е изд., с критико-биогр. очерком Р.И. Сементковского, Т. 1-36. — Санкт-Петербург: А.Ф. Маркс, 1902-1903. — 36 т. — (Сборник «Нивы» за 1902-1903 год; № [1-18], 19-36).
Из всех дореволюционных собраний сочинений – это издание является самым полным. К сожалению, сохранилось только несколько томов:
Т. 1-2. Соборяне: (Хроника). Т. 3. Запечатленный ангел; Праведники: Однодум; Пигмей; Кадетский монастырь; Прибавление к рассказу о кадетском монастыре; Русский демократ в Польше. Т. 4. Праведники: Несмертельный Голован; Инженеры бессребренники; Левша; Человек на часах. Т. 5. Очарованный странник; Шерамур. Т. 6. Обойденные: Ч. 1-2. Т. 7. Обойденные: Ч. 3. На краю света.

Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Его дед был священнослужителем в селе Лески, откуда и пришла фамилия писателя. Отец Н. С. Лескова отличался религиозностью, прекрасным умом, честностью и твердостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов. Детские годы будущего писателя прошли в Орле, а когда его отец вышел в отставку и купил хутор Панино, вся большая семья (из семерых детей Николай был старшим) уехала из Орла в свое крошечное имение. В деревне Лесков сошелся с крестьянскими детьми и узнал простонародный быт. Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников по матери, куда он был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования. Далее Николай поступил в Орловскую гимназию, но учился не очень хорошо. В 1846 году он не выдержал переводных экзаменов и бросил гимназию, не закончив ее. Нехватку учености пришлось восполнить богатством жизненных наблюдений, познаний и талантом писателя. Лесков устроился писцом в Орловской палате уголовного суда, где служил его отец. Служба стала первым опытом знакомства и с бюрократической системой, и с неприглядными, а порой комичными сторонами действительности. Этот опыт позднее нашел отражение в произведениях. В те годы Лесков много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Но внезапная смерть отца и разорение семьи изменили судьбу Лескова. Осенью 1849 года он по приглашению дяди, профессора медика Киевского университета, переехал в Киев и к концу года устроился помощником столоначальника отделения Киевской казенной палаты. В этом качестве Лесков часто уезжал в уезды, изучал народный быт, много занимался самообразованием. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, дружба с иконописцами Киево-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.

В эти же годы он пристрастился к словесности, хотя и не помышлял еще о писательстве. В киевские годы Лесков, работая в Казенной палате, посещает вольнослушателем университетские лекции по агрономии, анатомии, криминалистике, государственному праву, изучает польский язык, участвует в религиозно-философском студенческом кружке, общается с паломниками, сектантами, старообрядцами. Эти годы дали Лескову огромный запас наблюдений, образов. С 1860 года Лесков начал печататься в петербургских и киевских газетах. Появились его первые статьи, заметки. Однако его статьи, обличающие коррупцию, привели к конфликту с сослуживцами. В результате организованной провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу. С переездом в Петербург началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые жанровые картинки, путевые заметки, очерки. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Лесков прошел через увлечение социализмом, но он выступал как последовательный противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни. Писательская биография Лескова начинается с 1863 года, когда он опубликовал свои первые повести: «Житие одной бабы», «Овцебык» и начал публикацию романа «Некуда», написанного под псевдонимом М. Стебницкий.

В нем были показаны революционеры, прикрывающиеся «идеями» лишь затем, чтобы бездельничать, жить на чужой счет. Все это усугубило неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции. Его лучшие произведения тех лет рассказы «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница» прошли почти незамеченными.


Женился Лесков на страдающей психическим расстройством женщине – Ольге Васильевне Смирновой. Со временем её пришлось определить в лечебницу для умалишенных. Однако Лесков не оставил свою первую любовь и регулярно навещал её до самой смерти. Второй брак писателя остался гражданским – Екатерина Бубнова родила ему сына Андрея.
Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне», которая продемонстрировала читателям его художественное дарование.

Духовенство трактуется в этом произведении как сословие, хранящее традиционные ценности, и как социальная среда, откуда можно ожидать спасения России. Большой читательский успех имел рассказ «Запечатленный Ангел» и повесть «Очарованный странник». Оба произведения изложены в сказовой манере. Автор говорит от имени рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем такая сказовая форма была в произведении «Левша», «Тупейный художник». Лесков создает цикл рассказов о русских праведниках. Истинную красоту русского человека Лесков раскрывает нам в повести «Очарованный странник».

Этот человек — Иван Северьянович Флягин. Мы видим в нем простодушного, доброго русского богатыря. Если внешнюю красоту можно осознать, лишь только взглянув на человека, то внутренняя красота раскрывается и делами, и поведением, и образом жизни, и всей жизнью в целом. Пройдя через множество испытаний, Иван Северьяныч приходит в монастырь, но на этом он не успокаивается. Он предвидит войну и собирается туда идти. «Мне за народ очень помереть хочется» – говорит Флягин. Это символизирует главное свойство русского человека – готовность пострадать за других, умереть за Родину. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко. В рассказе «Запечатленный ангел» Лесков продолжает поиск богатырей, праведников, людей, способных на подвиг, одарённых, творческих. Герой рассказа «Запечатленный ангел» также не лишен слабости, нередко совершает рискованные и необдуманные поступки, но в то же время он наделен необычайной духовностью, честностью, неподкупностью. Житейские соблазны искушают и разрушают человека. И нужно иметь много душевных сил и большую веру, чтобы суметь противостоять этим соблазнам и сохранить чистую душу. В «Запечатленном ангеле» Лесков пишет о праведниках как главной силе русского национального духа.

Болезнь обострялась. В начале 1895 года прогулка вокруг Таврического сада вызвала новое обострение. Умер литератор из-за развившейся у него астмы, которой он и промучился последние пять лет жизни. Впрочем, жена лечащего врача Лескова, в своих воспоминаниях утверждает, что писателя погубил грипп, перешедший в двухстороннее воспаление лёгких. Он умер ночью, как желал, без страданий, тихо задремал на диване. Несмотря на непростую судьбу, этот замечательный писатель после долгого забвения возвращён в литературу. И его праведники продолжают оберегать русскую душу, закрепляя её.
Жизнеописание Лескова, составленное его сыном Андреем Николаевичем Лесковым, было впервые издано в 1954 году. А в начале 1970-х был Орле открыт дом-музей Н.С. Лескова. Там же установлен памятник писателю, который был осыпан похвалами и переизданиями. Появились многочисленные спектакли и кинофильмы по его произведениям. «Как художник слова Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров…» – писал Горький в статье, посвященной Лескову. Своеобразный, замкнутый в себе художник оказался не нужен своему времени. Лесков умел говорить горькую правду о русском человеке и при этом неотступно верить в него, жить надеждой на обретение им праведного пути. Он верит скорее в «хороших людей», нежели в «хорошие порядки». Он проповедал только то, что должно было остаться в будущем — праведную Россию.

Литература. Николай Семенович Лесков. Страницы жизни и творчества (1983). Рассказывает писатель Юрий Нагибин. Ресурс свободного доступа.


Интересные факты из жизни Николая Семеновича Лескова:
1. Максимальное внимание Николая Лескова привлекли древнерусское зодчество и живопись, прежде всего – иконопись.
2. Главным его чтением были произведения Николая Гоголя и Тараса Шевченко, с последним он познакомился лично. Лесков выучил украинский и польский языки.
3. Лесков не был склонен фантазировать, основой его сюжетов и персонажей всегда были реальные истории и люди, которых он когда-то наблюдал. Именно наблюдение жизни и сформировало его запас реалистичных характеров.
4. Православие всегда занимало особое место в жизни Николая Лескова. Он смотрел на Церковь и как писатель, как исследователь нравов и быта. Главными темами для него стали традиции русского паломничества, иконописи.
5. Он считал, что решить накопившиеся в стране проблемы возможно лишь через просвещение и углубление культуры.
6. Лесков написал единственный роман в русской литературе, где главными героями являются священники – «Соборяне». Удивительно точно и пронзительно Николай Семенович вывел несколько типов русских священников.
7. Лесков был убежденным вегетарианцем. В своих идеях Николай Семенович был последователен и первым из русских писателей создал литературный образ вегетарианца – в рассказе «Фигура».
8. «Самым скромным и дешевым порядком» просил Лесков организовать свои похороны и никогда не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста».
Отрывок из повести «На краю света» Н.С. Лескова:
«Отец Кириак: — Яви терпение, — вслушайся.
— Хорошо, — отвечаю, — буду слушать, что ты хочешь проповедовать.
— Ну, вот мы с тобою крещены, — ну, это и хорошо; нам этим как билет дан на пир; мы и идем и знаем, что мы званы, потому что у нас и билет есть.
— Ну!
— Ну а теперь видим, что рядом с нами туда же бредет человечек без билета. Мы думаем: «Вот дурачок! напрасно он идет: не пустят его! Придет, а его привратники вон выгонят». А придем и увидим: привратники-то его погонят, что билета нет, а хозяин увидит, да, может быть, и пустить велит, — скажет: «Ничего, что билета нет, — я его и так знаю: пожалуй, входи», да и введет, да еще, гляди, лучше иного, который с билетом пришел, станет чествовать». Меня особенно подкупает религиозное чутье Лескова. Он, безусловно, христианин, но стоит значительно выше закостенелых постулатов, он ярый противник церковной бюрократии. Он глубоко проникает в сердце и душу, вытаскивая оттуда необычайные красоты человека, Бога и этого мира.