Человек удивительной судьбы

Дорогие друзья! Наш литературный час посвящен донскому прозаику Петру Григорьевичу Лебеденко, которому 20 марта исполняется 105 лет со дня рождения. Писатель Пётр Васильевич Лебеденко – человек удивительной судьбы. Он родился в Удмуртии, но детство его прошло в Азове. Обыкновенный детдомовский мальчишка влюбился в небо и осуществил свою заветную мечты – стал летчиком. Он несколько лет летал в тундру, на Крайний Север, приходилось летать в бурю, метель, и с каждым полётом в суровых условиях он закалял себя, набирался лётного опыта, словно готовил себя к полётам в годы войны. Хотел воевать в Испании, но не получилось. И когда грянула Великая Отечественная война, он стал проситься на фронт, но добился этого только в 1942 г.

За годы войны лётчик-«ночник» совершил около восьмисот боевых вылетов, чаще в тыл врага, к партизанам. Однажды с передовой линии, из-под огня противника вывез по приказу командования корреспондента «Красной звезды», знаменитого писателя М. Шолохова. Войну П. Лебеденко закончил в Берлине.

Это уникальный и самобытный писатель, он является автором одного из первых фольклорных сборников «Сказки Тихого Дона» (1950), который пользуется успехом у читателей.

Пётр Васильевич написал много захватывающих произведений о военных и гражданских лётчиках: «Льды уходят в океан», «Четвёртый разворот», «Черные листья», «Красный ветер», «Голубые дороги», «Особый рейс», «Навстречу ветрам», «Дважды жить не дано», «Повесть о разведчике». Романы и повести Лебеденко мгновенно завоевали любовь и глубокое уважение читателей. Во время войны Петр Лебеденко был летчиком, получивший множество наград за отвагу и боевые заслуги, многие его рассказы и романы посвящены именно фронтовой тематике.

К 105 — летию Петра Лебеденко. Подготовила видеобеседу Воробьева Ангелина Валерьевна, ведущий библиотекарь читального зала

Жизненный путь каждого человека непредсказуем. Иногда исторические события диктуют свои правила, но человеческий фактор всегда в приоритете. Биографии многих людей являются доказательством того, что настоящая высокая жизненная цель всегда достижима. Становление П. Лебеденко как писателя связано с теми событиями, участником которых он стал. Петр Васильевич Лебеденко в 1940 году закончил Батайское авиационное (летное) училище гражданского воздушного флота и получил назначение в эскадрилью ГВФ (предтеча «Аэрофлота») в Уфе. Летчики обслуживали весь Северный Урал и Заполярье.

Будущий писатель-фронтовик четыре года учился летать на самолетах У-2, легендарных «небесных тихоходах», вошедших в книги, фильмы и песни. Примечательно, что экзамены у молодых выпускников Батайского училища принимал советский ас Валерий Чкалов.

В школе шли интенсивные полеты, летный состав вырос до восьми эскадрилий, дислоцировавшихся в Батайске, Азове, Зернограде, Кулешовке и Таганроге.

Первый выпуск летчиков состоялся в июне 1940 г. в количестве 542 человек, среди которых был и Петр Лебеденко. Всего же в предвоенный и военный периоды Батайская авиационная школа подготовила около 4 000 отлично зарекомендовавших летчиков-истребителей. А проверено это было в битвах под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, на Кавказе, на Курской дуге и Днепре, в сокрушительных сражениях 1944 г., в берлинской операции — везде наши летчики проявляли беспримерное мужество. Более 150 летчиков-серовцев были удостоены высшего отличия — звания Героя Советского Союза. Всему миру известно имя героя-выпускника Батайской летной школы А.П. Маресьева (прототип главного героя книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке). Через десятилетия вспоминается воздушный таран Петра Ивановича Шавурина, а также самоотверженность Петра Гучёка, который направил свой самолет в самую гущу вражеской военной техники. В Батайской летной школе учился знаменитые «Маэстро» — Попков Виталий Иванович – прототип главного героя фильма «В бой идут одни старики». Выпускницами Батайского летной школы были знаменитые «ночные ведьмы», наводившие ужас на фашистов: Герои Советского Союза Ольга Александровна Санфирова, Евдокия Давыдовна Бершанская, а также Мери Хафизовна Авидзба. Память об их подвигах будет передаваться из поколения в поколение.

Школа была перебазирована в октябре 1941 года в город Евлах Азербайджанской ССР. Однако, несмотря на это, в ней ни на один день не прекращался процесс обучения и выпуск летчиков-истребителей, летчиков-серовцев.

«Вставай, страна огромная…»

На фронт Петр Лебеденко был призван в мае 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны, когда осенью 1941 г. линия фронта приблизилась к воротам Северного Кавказа. Петр Лебеденко с группой пилотов У-2 выпуска Батайского училища по Приказу НКО от 9 июля 1941 года № 0047 был направлен из РВК г.Краснодара в Северо-Кавказский округ, где формировался специальный полк, состоящий из летчиков Гражданского Воздушного Флота (ГВФ), боевая работа которых состояла в обеспечении боевых действий наземных войск и боевой авиации Красной Армии в важнейших операциях на фронтах Отечественной войны. Фронтовые авиачасти ГВФ выполняли следующие основные задачи: воздушная транспортировка боеприпасов, вооружения и ГСМ для наземных войск и боевой авиации, осуществление воздушной связи штабов фронтов и Воздушных армий с наземными частями и частями боевой авиации, эвакуация раненых из прифронтовой зоны в тыл фронта и доставка в передовые госпитали медикаментов и консервированной крови, обеспечение боевой работы партизан, доставка им боеприпасов, медикаментов, продовольствия и вывозка из тыла противника раненых партизан и детей, ночная воздушная разведка и ночная бомбардировка боевых порядков и опорных пунктов противника на поле боя и в ближайшем тылу, полеты в тыл противника для разбрасывания листовок и по специальным заданиям разведчиков.

С июля 1941 года тяжёлые транспортные самолёты ГВФ стали вооружаться пулемётными установками, потому что в этот период погибло уже немало беззащитных машин и экипажей, поэтому установка вооружения на эти самолёты стала огромным успехом инженерно-технического состава ГВФ.

О том, как воевали пилоты гражданского воздушного флота, свидетельствует то, что в конце войны полк получил название «23-й Берлинский, орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого авиационный полк ГВФ». В нем было много товарищей Лебеденко по Батайскому училищу. И еще одна цифра: из 92-х летчиков-батайцев с войны вернулись только девять человек.

Закавказский фронт

В июле 1941 в Закавказском военном округе на базе 3-го стрелкового корпуса была сформирована 46-я армия, которая с июня 1942 прикрывала с севера перевалы через Главный Кавказский хребет от Мамисонского до Белореченского. С 15 августа 1942 года соединения и части армии вели оборонительные бои за удержание перевалов в центральной части Главного Кавказского хребта.

П. В. Лебеденко, пилот 3-го класса, по приказу СКВО от 1.12.1941 № 00500 был направлен в 4-ю эскадрилью Закавказской Особой авиагруппы, в составе которой в августе 1942 г. участвовал в кровопролитных боях за Марухский перевал — ключевую точку в обороне всего Кавказского хребта.

На долю советских солдат и командиров, оборонявших Главный Кавказский хребет, выпали тяжелейшие испытания. При крайней нехватке оружия и боеприпасов, не имея баз снабжения, армии предстояло сдержать намного превосходящие силы противника, не пропустить врага к заветной бакинской нефти в Закавказье.

Советские воины, отрезанные от внешнего мира, без средств связи, в летнем обмундировании стояли насмерть, сражаясь до последнего вздоха. Все они, защитники перевалов Главного Кавказского хребта, до конца выполнили свой долг перед Отечеством, сдержали натиск врага, а затем и разгромили хваленые немецкие дивизии, специально обученные для военных действий в горах, проявив несгибаемую волю к победе. Под огнем противника летчик П. Лебеденко сумел посадить на маленький горный пятачок свой самолет, груженный боеприпасами и медикаментами, чем обеспечил боеспособность подразделения, сражавшегося в окружении, сумел еще и взлететь, разогнавшись по короткой тропе над пропастью.

За это младший лейтенант П. Лебеденко был представлен к Ордену Красного Знамени. В приказе Закавказского фронта от 25 октября 1942 года № 026 отмечалось образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество боевого состава эскадрильи. В Наградном листе читаем «вывез штабные документы противника,… доставив документы в штаб 51-й Армии» и ниже « П. Лебеденко предупредил машиниста поезда о разрушении дороги, чем спас эшелон от катастрофы»

А Орден Красной Звезды (приказ от 29 октября 1942 г.) лётчик получил за выполнение ответственного задания в сложной боевой обстановке. В Наградном листе читаем изложение боевого подвига «несмотря на сложность полетов тов. Лебеденко всегда точно выполнял боевые задания, не считаясь с временем и здоровьем, старался как можно больше доставить перевозимого груза Красной Армии, этим самым делая в день 8-9 боевых вылетов с налетом 10-11 часов в день….тов. Лебеденко произвёл посадку непосредственно в момент танкового боя, где нужно было вывезти захваченные штабные документы противника. Несмотря на сложную обстановку, он умело и мужественно вместе с представителем 51-й армии вывез и доставил документы в штаб армии»

Однажды в январе 1942 Лебеденко получил приказ вывезти с передовой линии из-под огня противника корреспондента «Красной звезды». Невысокий остроглазый полковой комиссар с четырьмя «шпалами» в петлицах запомнился летчику, хотя их встреча была мимолетной. Когда благополучно приземлились, Лебеденко узнал фамилию военного корреспондента: Михаил Шолохов. Это была первая встреча будущих друзей- фронтовиков, друзей-писателей.

Президиум Верховного Совета Союза ССР 1 ноября 1942 года издает приказ № 09/н о представлении к наградам медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги» воинов 46-й армии, в число которых входил пилот 3 класса младший лейтенант Лебеденко Петр Васильевич

8 ноября 1944 года командиром 8-го Отдельного авиаполка ГВФ майором Чачанидзе Георгием Спиридоновичем пилоту ОАП Лебеденко П.В. была вручена медаль «За оборону Кавказа»

Освобождение Украины и Европы

В январе — марте 1943 года в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта 46-я армия продолжала вести боевые действия на Юго-Западном направлении фронта, с 24 августа 1943 года участвовала в Донбасской стратегической операции и последующем форсировании Днепра. С 5 октября 1943 года части армии вели оборонительные бои по удержанию плацдармов на Днепре, восточнее Днепродзержинска, 25 октября освободили Днепродзержинск и во взаимодействии с 8-й гвардейской армией — Днепропетровск.

Фотографии из личного архива Петра Васильевича Лебеденко подтверждают его вылеты в Днепропетровск (фото от 25 октября 1943 года), в Полтаву (ноябрь 1943 года) с целью выполнения поставленных задач: воздушная транспортировка боеприпасов, вооружения и ГСМ для наземных войск и боевой авиации, эвакуация раненых из прифронтовой зоны в тыл фронта и доставка в передовые госпитали медикаментов и консервированной крови.

Приказом 2-й Воздушной армии от 1 июля 1944 года за номером 0158/н группа пилотов ГВФ, в числе которых был и П.В. Лебеденко, представлена к награде «Орден Отечественной войны II степени» за образцовое выполнение боевых заданий В наградном листе читаем: «Боевые задания выполнял настойчиво, умело и грамотно. Отличный боевой бесстрашный летчик. Политически грамотен, морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан».

С ноября 1944 года назначен парторгом эскадрильи, при этом выполняя летные задания генерала Рябцева, который с марта 1943 г. и до конца войны был заместителем командующего по тылу 2-й воздушной армии Воронежского, затем 1-го Украинского фронта.

Как военный летчик, Лебеденко много раз летал к югославским и польским партизанам, доставляя этим отважным людям все, что положено: боеприпасы, медикаменты, питание. Он был связан с польским партизанским штабом, вывозил раненых воинов, бесперебойно осуществлял связь с Большой землей, то есть выполнял все, что обязан был выполнять на войне советский офицер. Наше командование и польское правительство высоко оценило воинский подвиг летчика Лебеденко: он был награжден польским орденом «Серебряный крест заслуги». В наградном листе читаем «…несмотря на то, что летчик в районах Новый Торг и Тарнув был обнаружен лучами прожектора противника, был некоторый период времени ослеплен, благодаря своему летному мастерству и самоотверженности ушел от обстрела и задание выполнил успешно…»

8 мая 1945 года лейтенант Лебеденко Петр Васильевич, летчик-парторг 1 авиатранспортной эскадрильи 23 Отдельного Авиационного Полка ГВФ, был представлен к ордену «Отечественная война I степени». Приказ о награждении был подписан подполковником Чачанидзе Георгием Спиридоновичем.

Всего Лебеденко совершил более 856 оперативных вылетов. В одном из полетов его самолет был подбит зенитным огнем. Летчик сумел приземлиться, но получил тяжелое ранение, потерял много крови. Едва живого, его доставили в госпиталь, и жизнь летчику спасла военная медсестра Татьяна Кулешова, которая дала Лебеденко свою кровь. Победу Петр Васильевич встретил в поверженном Берлине. Орденов и медалей домой привез столько, что не помещались на гимнастерке.

Демобилизовавшись, Петр Васильевич продолжил воздушную службу на земле. Он получил назначение на должность начальника небольшого аэропорта в городе Миллерово. И здесь состоялась вторая встреча с Шолоховым. Михаил Александрович вспомнил летчика, который вывозил его в 1942-м с передовой, и фронтовое знакомство превратилось в дружбу. Когда Шолохов приезжал из Ростова или Москвы на поезде на станцию Миллерово, дальнейший путь он предпочитал преодолевать на самолете-«кукурузнике». И настаивал, чтобы за штурвал садился Петр Лебеденко.

«Сразу после войны – вспоминал Петр Васильевич – я работал начальником небольшого аэропорта, изредка подлетывая, но летали мы тогда лишь при более или менее нормальной погоде, потому что основное, что у нас было, — это карта и компас. А тут почти на целый месяц затуманило, задождило, аэродром настолько раскис, что ни взлететь, ни сесть.

И вот однажды я решил сесть за стол и написать рассказ об этом маленьком, тихом, словно заброшенный полустанок, аэропорте, о нашей тоске по настоящей летной работе, о том, как нам, в прошлом боевым летчикам, не хватает неба.

Передо мной лежала чистая тетрадка, я никак не мог придумать, с чего начать. Конечно, начать надо было с войны – мы ведь все сюда пришли оттуда. Но все, что было на войне, сейчас казалось очень далеким».

Действие первой части романа П. Лебеденко — «Навстречу ветрам» (1958 г.) начинается с 30-х годов прошлого столетия. Страна создавала в эти годы свой воздушный флот и кадры для него.

Лебеденко показывает, как мечтали о полетах рабочие парни, как они шли в авиацию, как формировался их характер. Во второй части романа он рисует их вступившими в большую жизнь, опаленную войной.

В романе «Льды уходят в океан» (1966 г.) летчик санитарной авиации Петр Смайдов вместе с хирургом летит в белесой мгле сумасшедшей пурги на дальнее стойбище, чтобы оказать помощь искалеченному ребенку, терпит аварию и остается наедине со снежной тундрой, проявляя высокое мастерство.

Лучшим романом о летчиках считается «Четвертый разворот» (1972 г.), вызвавший интерес очень многих читателей, — снова и снова возвращает нас к суровой, полной опасностей и риска жизни летчиков, и снова перед нами люди разные, отмеченные неповторимыми чертами, противоборствующие, ищущие правды…

Мужественные люди, герои высокого нравственного долга, гуманисты и интернационалисты представлены в романе П. Лебеденко «Красный ветер» (1980).

В основе сюжета этого произведения — борьба с фашизмом в Испании в 1936 году. Трагедийная по характеру изображенных событий, книга оптимистична в своей главной идее. Эта идея выражена одним из главных героев произведения: «Жизнь по самой сути бессмертна, значит, она сметет фашизм». В романе много батальных сцен, особенно ярко показан драматизм воздушных боев.

Военный роман писателя Петра Лебеденко «Холодный туман» (1994 г.) — это пережитое им в суровые годы Отечественной войны, которую он прошел летчиком. Жизнь на земле и в небе, полная тревог, смертельных схваток, надежд, отчаяния, предстает перед читателем. Но главное в романе — судьба человека и его испытания.

Донской писатель Виталий Закруткин так сказал о романах Петра Лебеденко: «Читая страницу за страницей, я убедился, что так писать о самолетах, о высшем пилотаже, о чувствах людей, поднявшихся к небу, может только человек, который сам летал и отлично знает все, о чем пишет».

11 февраля 2003 года Ростовская телерадиокомпания ДОН ТР сообщила: «Не стало известного донского писателя Петра Лебеденко. Военный летчик, неоднократно награжденный за боевые заслуги, он был несправедливо забыт коллегами по цеху. Умер знаменитый донской писатель Петр Лебеденко. Его литературные произведения известны во всем мире и считаются классикой. Во время войны Лебеденко был летчиком, получившем множество наград за отвагу и боевые заслуги, многие его рассказы и романы посвящены именно фронтовой тематике. К сожалению, свое 85-летие он отметил в узком семейном кругу. Никто из Российского Союза писателей не вспомнил о ветеране»

Изучив фронтовой путь писателя Петра Васильевича Лебеденко, давайте сделаем некоторые выводы:

Во время Великой Отечественной войны П. Лебеденко служил в ГВФ в 4-ой эскадрильи Особой Северо-Кавказской авиагруппы, выполнив 856 оперативных вылетов, из них боевых в тыл врага 3.

Летчик-фронтовик Петр Лебеденко проявил высокий уровень патриотизма, доблесть и мужество во время Великой Отечественной войны, на что указывают его Наградные листы;

Мотивом написания его знаменитых романов о летчиках было не только его профессиональная принадлежность, летчик, но и клятва, данная самому себе в начале войны: «Когда началась война, когда один за другим не возвращались на землю те, с кем вот только сегодня, только час или два назад сидел под крылом самолета и дымил последней перед вылетом папиросой, — тогда я уже знал, что если останусь жив, то расскажу людям о них. Расскажу правдиво, без прикрас, так, как было в жизни» .

Список литературы

Гнеушев В., Попутько А. Тайна Марухского перевала. М, 1971.

Гречко А.А. Битва за Кавказ. М, 1967.

Котовсков, В. Наши земляки: литературные заметки о писателях-земляках [Текст] / В. Котовсков. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2008. – 319 с. 

Котовсков, В. Свидетельство фронтовика [Текст]/ В. Котовсков // Дон. — 1996 — № 5-6.- С. 233-235.

Лагунова М., Красный ветер пронесся [Текст] / М. Лагунов // Дон. — 2007. — № 9. — С. 199-201.

Лебеденко, П. Река жизни [Текст] /П. Лебеденко // Дон. — 1998. — № 10. — С. 245-252.

Писатели Дона [Текст]: биобиблиографический указатель/ сост. Г. Тягленко.- Изд.2-е, испр. и доп.- Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1986.- 416 с.

Литературно-художественный и общественно-политический журнал «ДОН новый» No 1-2, октябрь 2018 г