Лес — богатство и краса

Дорогие друзья! 21 марта 2021 года  отмечается Международный день лесов! Поводом послужило тотальное уничтожение лесных экосистем на планете. Дата выбрана неслучайно: в конце марта природа просыпается, деревья одеваются в зеленые наряды и потрясающую красоту лесов можно оценить во всем ее многообразии.

Экологический дайджест к Международному дню леса  «Лес – богатство и краса» подготовлен в рамках  Всероссийской экологической акции «Экостиль, как образ жизни». Организатор акции МБУК Ростовская -на-Дону городская ЦБС.

На этом фоне заявления о массовой вырубке лесных массивов на планете звучат пугающе. О проблеме на международном уровне заявляют Форум ООН по лесам и специализированное подразделение ООН ФАО, которое отвечает за продовольственную и сельскохозяйственную безопасность. По их инициативе и проводится Международный день лесов.

Лес – целый микромир, экосистема, где можно встретить разнообразные виды растений, животных и микроорганизмов. 80% сухопутных живых существ обитают именно в лесах. Они занимают около трети суши планеты (38 млн. км кв.). Одной из важных функций является выработка и очистка кислорода, а также снижение уровня пыли.

Сохранение леса – одна из актуальных задач на сегодняшний день, ведь объем вырубки часто в несколько раз превышает объем его естественного восстановления. Более 13 миллионов гектаров леса, вырубают ежегодно. Для решения этой проблемы в некоторых местах запрещают вырубку леса или создают искусственные лесопосадки.

История праздника

Организация Объединенных Наций занимается также и охраной окружающей среды. Проблемам экологии были посвящены Стокгольмская конференция 1972 года, конференции 1992 и 2012 годов в Рио-де-Жанейро. Были приняты Стокгольмская декларация, декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, которые установили 26 принципов сохранения окружающей среды. Именно по решению ООН 21 декабря 2012 года был учрежден Международный день лесов.

Традиции праздника

Идея праздника – привлечь внимание к проблеме вырубки и создать платформу для обмена мнениями и совместной работе для сохранения и восстановления лесов. Поэтому Международный день лесов – время для проведения круглых столов, конференций и симпозиуомов по проблемам охраны и восстановления лесных угодий, экологических акций, кампаний по посадке деревьев. Каждый год имеет свою тему, например, в 2020 году она звучала как «Леса и биоразнообразие».

Сейчас вы узнаете о семи самых дремучих лесах России

Побывать в России или отправиться в путешествие по ней и не увидеть ее дремучих лесов –  значит упустить возможность понять, откуда появилась русская сила, мощь, дух народа.

На сегодня совсем нетронутых лесов в России практически не осталось, но есть места, где сохранилось немало территорий похожих на дремучие леса, при посещении которых верится, что в них обитали мифические персонажи, такие как Баба-Яга, Леший и Кикимора. Попробуйте отыскать их следы в этих семи лесах.

Девственные леса Коми

Одна из первых экосистем России, которая получила статус природного наследия человечества от ЮНЕСКО. Здесь еще можно отыскать первичные участки леса, редких животных и растений. Эти леса сохранили около сотни геологических памятников природы, есть в этом лесу реки, пещеры и ледники. На территории этого обширного парка найдены кости мамонта, тигрольва, пещерного медведя, шерстистого носорога, самые северные стоянки человека времен палеолита. В девственных лесах Коми сегодня проживают аборигены – народность коми, а также староверы, скрывшиеся здесь некогда от реформ Никона и гонений.

Сибирская тайга

Площадь, равная 9% земной суши, названа легкими планеты, потому что ее занимает бескрайний лес, местами даже нетронутый человеком. Возможно, именно там и скрываются до сих пор мифические существа или те, о которых людям еще попросту неизвестно. Лес соседствует с обширными реками, болотами и озерами. Здесь есть, где затеряться невиданным существам! Например, не столь давно в Сибири были обнаружены бабочки-вампиры.

Регион известен по всему миру, как место ссылок и каторги. Заключенных было принято отсылать в отдаленные или не столь отдаленные места Сибири. Так тайга подарила нам устойчивый оборот «места не столь отдаленные», которые сейчас составляют синонимический ряд слову «тюрьма».

Лапландский лес

Вековые деревья нетронутого человеком леса, уникальные животные пропитывают заповедник атмосферой сказки. Здесь течет «золотая река» – Кольйок (река Кола), и растут необычные сосны.

Здесь даже у самого ярого скептика оживает вера в волшебство. В этих лесах когда-то «поселил» Снежную Королеву Г.Х. Андерсен, но в Лапландском лесу есть место и доброй сказки. Здесь можно встретить Деда Мороза. На береге Чунозера стоит его терем, и каждый желающий может посетить его.

Мордовский лес

Заповедник, территория которого практически полностью занята лесом, влечет своей первозданной красотой. Строгий контроль сотрудниками заповедника над сохранностью вековой липы, дубравы, черной ольхи, редких видов животных позволяет познать, что такое настоящий русский лес.

Чтобы прогуляться по заповедному лесу, требуется разрешение и специальная экипировка. И эти меры предосторожности настраивают путешественников на уважительное отношение к зеленому гиганту.

Торопецкие леса

По оценке ЮНЕСКО в Тверской области путешественники найдут самое экологически чистое место в Европе. Этому способствуют девственные леса края, его реки и озера, бережное отношение жителей к природному наследию предков.

Посреди дремучего леса из сосен и елей открыть тайну русской души и ее непостижимой силы, а в каждом шорохе слышатся шаги эпических и сказочных героев.

Любителям всяких загадок стоит совершить путешествие в Калужскую область. Местные жители заглядывать в него боятся. Ветви, стволы и корни деревьев словно оказались жертвами гнева хозяина леса, который скрутил их в замысловатые фигуры. Тут не найти трав, животных и птиц.

Лес около поселка Кова

В Красноярском крае есть лес-побратим Никитского леса. Ветви растений словно обожжены, а люди, оказавшиеся здесь, теряют безмятежность. Загадочную картину дополняют возникающие головные боли и тушки зверей и птиц, которые не подвергаются разложению.

Там, на невиданных дорожках…

Какой бы маршрут вы не избрали, помните, что дремучие леса – это место, где лучше иметь надежного спутника или гида, который знает все о местности, и о том, как поступить в самой непредсказуемой ситуации.

К Международному дню лесов Ровная Ирина Николаевна, библиотекарь читального зала подготовила для вас видеообзор книг, имеющихся в фонде читального зала

Бузулукский национальный парк расположен на территории Борского, Богатовского.

В Бузулукском бору река Черталык впадает в Боровку. Бузулукский сосновый бор ведёт свою историю с послеледникового периода, возраст его насчитывает 6 -7 тысяч лет. Считается, что чистый сосновый лес сформировался около трёх-четырёх тысяч лет назад. Почвы Бузулукского бора — пески, мощность которых местами достигает 90 метров. Более двух третей массива занято сосновыми лесами. Среди них наиболее типичны мшистые, сложные и травяные боры. Достопримечательностью бора являются две сосны в возрасте 300—350 лет. Бор почти со всех сторон окаймлён полосой лиственного леса, граничащего со степью. Полоса лиственных лесов — дубняков, тополёвников и ольшаников — протянулась вдоль течения реки Боровки, отдельные участки осинников и березняков рассеяны по всему бору.

Бузулукский национальный парк — Воробьева Ангелина Валерьевна, ведущий библиотекарь читального зала

Международный день леса. В рамках программы «Библиоопека». Для глухих и слабослышащих людей.

Подготовил Селин Вадим Владимирович

«Леса — легкие планеты». Подготовила Остапенко Виктория Игоревна, зав. сектором читального зала

Самые лучшие русские художники-пейзажисты

Во второй половине XIX века в России наступил так называемый золотой век пейзажа. В этот период творили великие русские художники, имена которых припомнит каждый. И начнем мы рассмотрение этого списка с человека, которого называли поэтом русского леса.

Шишкин воспевал просторы родной земли и умел передать свои глубокие чувства к родине и зрителям, которые могли часами рассматривать его картины. Это и изобильная земля в картине «Рожь», и узнаваемое всеми чувство одиночества в работе «На севере диком», и безграничная мощь русского леса на холсте «Дубовая роща»…

И. Шишкин. «Дубовая роща». 1887 г.

И. Шишкин. «Дубовая роща». 1887 г.

Вторым мэтром в становлении реалистического русского пейзажа является. Как и Шишкин, Поленов любил уходить из города на природу и любоваться ее безграничными плодами. Хотя многие считали русскую природу слишком скудною, чтобы изображать ее на холстах, Поленов быстро пришел к пониманию того, что именно люди искали в его картинах. А искали они милые сердцу уголки родной природы и вместе с автором снова и снова переживали душевный подъем при встрече с ней даже на картинах. Одной из его значительных заслуг стали попытки соединить пейзажный жанр с бытовым. Это привело к появлению единого художественного образа человека и окружающей его природы.

Девизом Поленова было даже в самые трудные минуты дарить людям радость, и неспроста он получил звание народного художника. Среди его лучших работ назовем «Золотую осень», «Бабушкин сад», «Московский дворик».

В. Поленов. «Золотая осень». 1893 г.

В. Поленов. «Золотая осень». 1893 г.

Не меньший вклад в становление русского реалистического пейзажа внес и Алексей Саврасов, причем он стал родоначальником лирического пейзажа. Предпосылками для появления такого направления стали мрачные предреволюционные настроения в обществе. Угнетенные люди хотели переживать свою печаль, тоску, тревогу через искусство, и Саврасову в полной мере удалось реализовать эту потребность через пейзажи с нотками лирики.

В его картинах зрители находили, например, удивительное сочетание хмурого неба и пробивающихся сквозь него солнечных лучей. Сам художник пришел к пониманию, что в любой картине важен душевный отклик, который она вызывает. Возможно, именно поэтому его умение тонко чувствовать природу и душевные переживания при создании пейзажей так глубоко передавалось и зрителям, созерцающим его работы. Среди его известных полотен «Радуга», «Грачи прилетели», «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и многие другие.

А. Саврасов. «Радуга». 1875 г.

А. Саврасов. «Радуга». 1875 г.

Саврасов оказал большое влияние на другого известного пейзажиста Исаака Левитана, которого называли мастером русского пейзажа настроения и считали основателем неброского русского пейзажа. Как и Поленов, Левитан не стремился искать в природе эффектные виды, а сосредоточился на передаче настроения. И в этом ему помогало не только изучение русской природы, но и увлечение музыкой, литературой, что формировало его тонкий эстетический вкус. Его картины помогали зрителям забыть все невзгоды и переживания тех непростых времен и каждой клеточкой тела ощутить гармонию природы. Они нередко уходили из выставочных залов одухотворенными и от души благодарили художника. К числу его лучших работ можно отнести «Март», «Вечерний звон», «Над вечным покоем» и многие другие прекрасные пейзажи.

И.И. Левитан. Картина «Март». 1895 г.

И.И. Левитан. Картина «Март». 1895 г.

В поджанр пейзажной живописи выделился и эпический пейзаж, ярким представителем которого считается Михаил Клодт. Во время путешествий по Европе художник раз и навсегда сделал выбор в пользу отображения на полотнах родных природных видов. И эта концентрация на одном направлении помогла ему не только стать настоящим виртуозом пейзажей, но построить в своих картинах цельный образ Родины. Фактически Клодт стал первым, кто не просто перешел к масштабному изображению природы, но и добавил к нему некий сюжет. Так, в картинах «Лесная даль в полдень» или «Большая дорога осенью» зритель может почувствовать, насколько широк и грандиозен мир, окружающий человека.

М.К. Клодт. Холст «Лесная даль в полдень». 1876 г.

М.К. Клодт. Холст «Лесная даль в полдень». 1876 г.

Не менее ярким представителем эпического пейзажа и всей русской пейзажной школы своего периода был и Николай Дубовский. Он настолько филигранно умел воссоздавать в своих картинах русскую природу, что неизменно получал самые высокие награды на выставках. Широкий кругозор помогал художнику с размахом и глубиной отражать свои переживания на картинах. Любые уголки природы, будь то леса, морская стихия, горы или поля, мастер изображал с таким размахом, что у зрителей захватывало дух.

Еще один известный русский пейзажист Архип Куинджи внес большой вклад в колористическое решение пейзажа. Его даже назвали кудесником света за удивительную передачу оттенков и света на полотне. Этому во многом способствовала природная высочайшая чувствительность глаз художника к самым тонким оттенкам, что было зафиксировано на измерительном приборе. Такая цветовая восприимчивость помогла ему находить и использовать дополнительные цвета, которые усиливали друг друга или создавали нужный контраст, а также создавали у зрителя иллюзию вибрирующего света.

Его свет в картинах был так хорош, что зрители терпеливо выстаивали километровые очереди ради его выставок. Завистники даже подозревали художника в тайном размещении за картинами источников света. Зрителей восхищала картина «Лунная ночь на Днепре», они любовались «Березовой рощей», зачаровано разглядывали холст «После дождя» и многие другие известные произведения Куинджи.

А. Куинджи. «После дождя». 1879 г.

А. Куинджи «После дождя». 1879 г.

Самые известные пейзажи русских художников с названиями

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

С одной из самых узнаваемых работ Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» связано несколько историй. Идею масштабной картины, на которой был бы изображен лес во всей его красоте и могуществе и семейство медведей, Шишкин вынашивал долго. Когда он изобразил сам лес, то сразу написал письмо своему другу Константину Савицкому с приглашением посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Савицкий пришел в восторг и согласился на просьбу друга изобразить на картине медведей. Многих до сих пор удивляет этот шаг, так как Шишкин в свое время учился у анималиста Р. Коллера и вполне реалистично изображал на других своих картинах животных или птиц. Возможно, тем самым он хотел помочь приятелю поправить его сложное материальное положение. В результате одну четверть гонорара получил Савицкий. Но их совместное творчество оказалось весьма удачным, так как на выставке сразу несколько коллекционеров выразили желание купить «Утро в сосновом лесу».

И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

И. Шишкин, К. Савицкий «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

Любопытно, что Савицкий поставил на картине свою подпись уже после того, как ее купил с выставки П. Третьяков. Увидев два автографа на доставленной ему картине, коллекционер вскипел от возмущения и немедленно стер ее скипидаром. Так Савицкий надолго исчез из числа авторов картины. А другая история связана с тем, что картина попала на обертку шоколадных конфет «Мишка косолапый», затем в школьные учебники, висела в качестве репродукции во многих культурных заведениях и стала столь узнаваемой, что сегодня ее может припомнить каждый.

Картина «Утро в сосновом лесу» на обертке конфет «Мишка косолапый»

Картина «Утро в сосновом лесу» на обертке конфет «Мишка косолапый»

Картина Саврасова «Грачи прилетели»

При взгляде на картину «Грачи прилетели» с невзрачным сюжетом многие испытывают недоумение по поводу того, что сделало ее такой популярной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться во времена ее написания. В XIX веке было принято изображать природу красиво. Если рисовали деревья, то это обязательно были мощные ровные стволы с пышной листвой, если писалась растительность, то художники старательно выписывали кудрявый мох, красивые полевые цветы, избегая изображения серости или увядания. И поэтому представленная на выставке Московского общества любителей художеств картина «Грачи прилетели» произвела самые глубокие впечатления на зрителей.

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 г.

Алексей Саврасов «Грачи прилетели». 1871 г.

Оказалось, что зритель может увидеть красоту и пережить глубокие чувства при виде самых простых видов: березок с кривыми стволами, тающего снега, простых построек и стаи галдящих грачей. Особенно трогательным оказался контраст ветхих построек и мрачного серого пейзажа с пробивающимися на снег лучами солнца и галдящей стаей грачей. Этот контраст символизирует обновление, которое неизбежно наступает вслед за застоем и безнадежностью. В жизни самого художника ощущение безысходности было вызвано пережитой им смертью третьего подряд новорожденного ребенка. Отзывы о картине были самые восторженные, а Саврасова даже прозвали Королем неба. Заметим, что у этого холста есть авторская копия, так как императрица Мария Александровна пожелала видеть картину в царской семье.

Картина Дубовского «Притихло»

Картина «Притихло» считается одной из самых известных работ Николая Дубовского и была по достоинству оценена его современниками. Художник написал ее в 1890 году, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже был удостоен за этот шедевр Большой серебряной медалью. Когда Павел Третьяков узнал о продаже картины самому Александру III, он уговорил художника написать для его галереи копию. Дубовской согласился, поэтому сегодня второй экземпляр картины находится в знаменитой Третьяковской галерее.

Н. Дубовской. «Притихло». 1890 г. Третьяковская галерея

Н. Дубовской «Притихло». 1890 г. Третьяковская галерея

Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Работа «Лунная ночь на Днепре» поистине произвела фурор в тот год, когда была создана. Слух о том, что Куинджи пишет картину небывалой красоты, разнесся по всему Санкт-Петербургу. Желающие увидеть необычный холст стали осаждать мастерскую художника задолго до того, как ему удалось завершить работу. Более того, пришедший в гости к Куинджи Иван Тургенев восторженно рассказал о картине великому князю Константину Константиновичу Романову. Буквально влюбившись в работу еще до того, как был полностью раскрыт замысел Куинджи, князь выкупил картину и в дальнейшем постоянно с ней путешествовал.

А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 г.

А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». 1880 г.

Интересно, что «Лунная ночь на Днепре» стала первой в России художественной работой, представленной на так называемой выставке одной картины. Для этих целей в Обществе поощрения художников был выделен отдельный зал. Но и одной картины оказалось достаточно для того, чтобы собрались километровые очереди. Люди часами ждали у входа на выставку, чтобы иметь возможность самим оценить живописный шедевр. И не жалели об этом, потому что при входе в зал они испытывали настоящее потрясение от света картины. До такой степени был живописным изображенный художником лунный свет, падающий на Днепр и заставляющий его причудливо светиться. Сложно было поверить, что такой свет мог исходить от нарисованного изображения, поэтому некоторые невольно пытались найти рядом с картиной спрятанные источники света. Но причина необычного сияния заключалась в умении Куинджи очень тонко подбирать дополнительные цвета, о чем мы писали выше. Отчасти дело было и в красках, однако фосфора в них эксперты не обнаружили.

К сожалению, сегодня мы не можем оценить всю красоту светящейся картины, так как со временем она потемнела. Причина этого неприятного явления связана с тем, что купивший ее князь Романов брал ее с собой во все свои многочисленные путешествия, а морской воздух в конце концов испортил краски.

А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 г.

Картина Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» стала первой в работах Василия Поленова, которую он отправил на выставку передвижников. По его словам, холст он написал на скорую руку и на тот момент не имел более значительной работы, которую счел бы достойной выставки. Однако картина произвела большое впечатление на участников выставки и тронула их своей простотой и душевностью. Картина так понравилась известному меценату Павлу Третьякову, что он купил ее после выставки. Интересно, что сам Поленов критично относился к своему искусству и уже после размещения картины в Третьяковской галерее попросил у Третьякова разрешения внести в нее изменения.

В. Поленов. «Московский дворик». 1878 г.

В. Поленов «Московский дворик». 1878 г.

Так появилась новая версия картины, что подтвердили эксперты при тщательном ее изучении. При этом в новом варианте холст не только из вертикального превратился в горизонтальный, но из чистого пейзажа перешел в пейзаж с элементами жанра. То есть художник наполнил свое произведение персонажами, и теперь обычный вид двора превратился в один из эпизодов пережитого автором события. Сегодня искусствоведы называют эту картину шедевром пейзажного искусства, жемчужиной русской живописи, а самого художника мастером поджанра интимного пейзажа.

В. Поленов. «Московский дворик». Первая версия картины. 1877 г.

В. Поленов «Московский дворик». Первая версия картины. 1877 г.

Мы рассмотрели лишь некоторые имена и картины известных русских художников-пейзажистов, что не умаляет имен других знаменитых художников. Вы можете самостоятельно познакомиться с тонкими пейзажами , насладиться поэтическими картинами , погрузиться в индустриальные пейзажи и , изучить работы , и многих других русских художников.

Сотрудники читального зала на протяжении многих лет работают в данном экологическом направлении. Сейчас мы вам представим некоторые видеоматериалы о заповедниках и национальных парках.

Всероссийский день заповедников и национальных парков. Из видеоархива. Подготовила Воробьева Ангелина Валерьевна

Заповедные места нашей Родины. Подготовила Яценко Наталья Владимировна, зав. сектором читального зала

По заповедным местам Карелии. Подготовила Ровная Ирина Николаевна

Спасибо, что были с нами! До новой встречи!