Дорогие друзья! Сегодня наша литературная страничка посвящена Н.С. Лескову – русскому писателю, воспевшему праведную Россию, который родился 16 февраля 1831 года. Но так сложись, что Лесков не имел своего достойного места в литературе 19 века, был зачислен в разряд второстепенных писателей. Нелюбимый, затравленный, неоценённый и непризнанный современниками, он прошёл большой, сложный жизненный и литературный путь. Однако сейчас мы смело можем сказать, что творчество Николая Семеновича Лескова – нетленная и поразительно колоритная страница в истории русской литературы.
Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.
В Горохове — в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, — он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, не взлюбили и по просьбе будушего писателя бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле — в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.
ИЗ ВИДЕОАРХИВА ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА. ЗНАТОК ДУШИ РУССКОЙ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ. ПОДГОТОВИЛА: БАЛАКТИРЕВА Т.А., ЗАВ. СЕКТОРОМ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник — муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев (1816–1884). В 1849 году Николай Лесков переехал в нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.
Неожиданно для родных, и не смотря на советы повременить, Николай Лесков решает жениться. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых — Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался.
В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс», во главе которой стоял А.Я. Шкотт — англичанин, женившийся на тетке Лескова, и управлявший имениями Нарышкина и графа Перовского. По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений. («Русский биографический словарь», статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович») «Вскоре после Крымской войны я заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии, то есть я бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний. Хозяева дела, при котором я пристроился, были англичане. Они еще были люди неопытные и затрачивали привезенный сюда капитал с глупейшей самоуверенностью. Из русских был только я.» (из воспоминаний Николая Семеновича Лескова) Дела компания вела по всей России и Лескову, как представителю фирмы, довелось в то время побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом.
В 1860 году его статьи были напечатаны в «Современной Медицине», «Экономическом Указателе», «Санкт-Петербургских Ведомостях». В начале своей литературной деятельности (1860-е годы) Николай Лесков печатался под псевдонимом М.Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, В.Пересветов, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы. В 1861 году Николай Лесков переселяется в Петербург. В апреле 1861 года в «Отечественных записках» была опубликована первая статья «Очерки винокуренной промышленности».
Репутация борца с нигилизмом заслонила достоинства лесковской прозы и помешала леворадикальной критике оценить ставший ныне классическим цикл повестей Лескова о русских женщинах: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), «Котин доилец и Платонида» (1867). «Леди Макбет Мценского уезда» — «образцовый литературный хоррор». Это история «шекспировских» по своему размаху преступлений молодой купичихи Катерины Измайловой, сходящей с ума от любви к красивому и циничному молодому приказчику. Катерина уничтожает все и вся, что представляется ей преградой на пути к утолению поглотившей ее страсти. Действие начинается в богатом купеческом доме, продолжается в остроге и завершается в волнах Волги, где — по пути на каторгу — героиня совершает свое последнее убийство и вслед за тем гибнет сама. Примечательно авторское жанровое обозначение «Леди Макбет…» и «Воительницы»: не рассказ или повесть, а «очерк», — обозначение, подчеркивающее натурализм и этнографизм этих произведений.
В повести «Островитяне» (1866) Лесков этнографически точно рисует нравы российских немцев — обитателей петербургского Васильевского острова, в романе-хронике «Соборяне» (1872) — быт провинциального духовенства. Такие персонажи «Соборян», как протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын, открывают лесковскую галерею народных праведников. О них написана целая серия повестей рассказов: «Несмертельный Голован» (1880; жанровый подзаголовок: «Из рассказов о трех праведниках»), «Однодум» (1879), «Пугало» (1885), «Фигура» (1889) и др.
Впрочем, автор лучшей краткой истории русской классической литературы Д. Мирский не без оснований указывал, что «Соборяне» — «вещь для автора нехарактерная: слишком ровная, неторопливая, мирная, бедная событиями, нелесковская». Характерной же для Лескова Мирский считал повесть «Очарованный странник» (1873), в которой «рассказана полная событий и необычайных приключений жизнь авантюриста поневоле».
Хотя в биографии героя повести убийство по неосторожности, участие в смертельной дуэли на плетях, роковая цыганка и множество других приключений, Лесков включил эту повесть в цикл «Праведники». Специфичный жанр «Странника» — житие, рассказанное самим героем, наследует «Житию протопопа Аввакума». В начале 1873 г. появилась повесть «Запечатленный ангел» — авантюрная история о возвращении конфискованной властями иконы, поведанная колоритным языком старообрядца. Воссоздавая старообрядческую речь, Лесковы опирается на формулы фольклора и древнерусской книжности — эту линию русской прозы продолжит впоследствии А. М. Ремизов. Оба произведения ярко демонстрируют мастерство Лескова-рассказчика, скрывающегося за речевыми масками своих героев.
Повествовательная манера Лескова развивает гоголевскую традицию «сказа» — имитации средствами художественого повествования речи социально и этнографически характерных персонажей. Самое известное произведение Лескова — «Левша» (1882), притча на историческом материале. Тульский мастеровой Левша, подковавший механическую блоху, помогает России выиграть пари с Англией, но его собственное пари с английским шкипером оканчивается для него трагически. В «Левше» Лесков активно прибегает к одному из своих «фирменных» сказовых приемов: искажает «ученые» слова, имитируя народную неграмотность и одновременно изменяя «внутреннюю форму» этих слов по принципу «народной этимологии». Так появляются «мелкоскоп», «нимфозория», «буреметр» и «непромокабль». Слово «сказ» фигурирует в жанровом подзаголовке «Левши»: «Сказ о тульском косом Левше я о стальной блохе».
Важно, что «Левшу», так же как и «Очарованного странника», Лесков включал в цикл рассказов о праведниках. стиль которой Б. М. Эйзенбаум определил стиль «Левши» и «Запечатленного ангела» как «сочетание лубка с иконописью». Параллельно циклу о праведниках — и в качестве своеобразной антитезы ему — создавалась серия иронических очерков и рассказов о церковных иерархах: «Мелочи архиерейской жизни» (1878; с подзаголовком «Картинки с натуры»), «Русское тайнобрачие» (1878), «Архиерейские объезды» (1879), «Епархиальный суд» (1880) и др. Ирония не означала абсолютного отвержения «церковности». Еще в 1875 г. Лесков писал П. К. Щербальскому: «Более чем когда-либо верю в великое значение церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя».
К середине 1870-х годов происходит разрыв Лескова с изданиями правой ориентации — «Русским вестником» и «Гражданином». Уход из «Русского вестника» поставил писателя в тяжелое материальное положение, лишив его поддержки журнала, хорошо платившего своим авторам. Попытки закрепиться на частной или государственной службе, чтобы совмещать ее с занятиями литературой, оказались безуспешны. начинаются гонения на Лескова со стороны официальных кругов: увольнение из министерств, в которых он состоял, цензурные запреты. Всю вторую половину 1870-х и начало 1880-х годов Лесков печатается во второсортных изданиях, создавая при этом шедевры новеллистики. Он работает в малом, «анекдотическом», жанре, непрестанно экспериментирует, создавая «гибридные» жанрово-стилистические формы. В это время и последовавшие годы были опубликованы рассказы «Владычный суд» (1877), «Чертогон» (1879), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887). Особую группу составляют легенды на материале древнерусских житий и назидательных новелл: «Повесть о богоугодном дровоколе» (1886—1890), «О Федоре-христианине и Абраме-жидовине» (1886), «Скоморох Памфалон» (1887), «Прекрасная Аза» (1888), «Аскалонский злодей» (1889) и др.
В основе позднего творчества Лескова — отвержение российского политического режима, его институтов и ценностных ориентиров, которые, он в письме к литературному критику М. А. Протопопову, написавшему о Лескове статью «Больной талант» (1891), обозначил так: «Дворянские тенденции, церковная набожность, узкая национальность и государственность, слава страны и т. п.» В неоконченном романе «Чертовы куклы» (1890) острая сатира соединяется с обсуждением вопроса о задачах и судьбах искусства. Некоторые из произведений этого периода не могли быть напечатаны по цензурным условиям и увидели свет только после Февральской революции 1917 г. Такова, например, повесть «Заячий ремиз» (1894), герой которого в борьбе с безумием общественного и мирового устройства сам теряет ум.
Незадолго до смерти, в 1889—1893 гг., Лесков составил и издал Полное собрание сочинений в 12 томах, куда вошли большей частью художественные произведения (6-й том не был пропущен цензурой). В В 1902—1903 гг. в приложении к журналу «Нива» вышло 36-томное собрание сочинений, в котором, помимо художественных произведений, было широко представлено и публицистическое наследие писателя. В советское время Лесков был объявлен реакционным писателем и его произведения не издавались вплоть до появления «оттепельного» 11-томника, электронная версия которого представлена в РВБ.
Спасибо, что были с нами! До новой встречи на нашем блоге!
Мероприятие подготовили:
Селина Л.А., зав. читальным залом
Балакирева Т.А., зав. сектором читального зала